Конспект логопедического занятия по развитию связной речи.
Тема: пересказ текста описательного характера с опорой на графические схемы.
Цель: сформировать умение пересказывать текст описательного характера с опорой на графические схемы - части изображения предмета.
Задачи:
- развивать активный и пассивный словарь;
- совершенствовать навыки фонематического анализа;
- воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: мультимедийная презентация, рабочие тетради на каждого ребенка, контурное изображение березы, ее цветные части.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Логопед читает стихотворение:
- У каждого дома
Вдоль нашей деревни
Раскинулись ветви.
Большие деревья.
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, на слайды и назовите деревья, изображенные на них. Выделите в слове последний звук, определите гласный он или согласный.
2. Введение в тему. Работа с однокоренными словами.
- Отгадайте загадку:
Русская красавица стоит на поляне.
В зеленой кофточке, в белом сарафане.
(береза)
- О каком дереве сегодня будем говорить? (о березе).
- Отгадайте «заколдованные слова», вставьте в слово - корень «БЕРЕЗ», прочитайте получившееся слово. Объясните значение слова.
__________а
__________онька (маленькая береза)
__________ овый (лист, прут)
__________няк (лес, где растут только березы)
под ________ овик (гриб, который растет под березой)
3.Работа с текстом «Береза».
Логопед выставляет контурное изображение березы на доску и просит одного из детей прочитать текст.
Возле нашего дома растет береза.
Ствол у нее стройный, кора на нем гладкая, белая. С черными пятнами.
Веточки тонкие, гибкие, опущены вниз.
Листочки у березы круглые, с зубчиками по краям, блестящие и клейкие.
Березку называют стройной, белоствольной, кудрявой красавицей.
- Объясните, ребята, что значит:
ГИБКИЕ ВЕТОЧКИ - … (ветки, которые хорошо гнутся);
КЛЕЙКИЕ ЛИСТОЧКИ - … (липкие листочки, как будто намазаны клеем)
- Что сначала описывается в тексте? (ствол) (Прикрепите цветное изображение ствола дерева к контурному.)
- Какой у березки ствол? (стройный, кора гладкая, белая, с черными пятнами)
- Что затем описывается у березки? (веточки). (Прикрепите цветное изображение веток дерева к контурному.)
- Какие у березки ветки? (тонкие, гибкие, опущены вниз).
- Что описывается затем? (листочки). (Прикрепите цветное изображение листьев дерева к контурному.)
- Какие у березы листья? (круглые, с зубчиками по краям, светло-зеленые, блестящие, клейкие).
- Что описывается затем? (общий вид: стройная, белоствольная, кудрявая красавица).
Логопед, показывая на части березы, предлагает детям вспомнить имена прилагательные.
4. Физпауза на общую моторику. «Деревья».
Дети повторяют движения за логопедом.
Руки подняли и покачали -
Это деревья в лесу.
Руки согнули, кисти встряхнули –
Ветер сбивает росу.
В стороны руки.
Плавно помашем –
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем.
Руки на месте лежат.
5. Пересказ текста с опорой на картинки, графические схемы (части изображения).
Дети пересказывают текст у доски, показывая последовательность пересказа по графическим схемам - частям изображения березки.
6. Итог. Рефлексия.
- Что вы узнали сегодня на занятии о березке?
- Какое задание было самым интересным?
Если занятие было полезным и вам все понятно – прикрепите на березку зеленый листок.
Если занятие было для вас трудным и многое неясно – красный листок.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.