ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Оценка 4.7

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

Оценка 4.7
Лекции +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.03.2017
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
В данной статье рассмотрены различные подходы к проблеме периодизации психического развития ребенка в работах отечественных и зарубежных психологов. Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн и многие другие.
периодизация псих процессов.docx
1 ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ 1. Отечественные теории периодизации психического развития           Периодизация психического развития ребенка  по Д.Б. Эльконину Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурно­исторической концепции Л. С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе четырех критериев:  – социальная ситуация развития как система отношений, в которую вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;  основной (ведущий) тип деятельности;  основные новообразования развития; кризис. – – – Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин считал,   что   на   первой   стадии   осуществляются   изменения   мотивационно­ потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально­ технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных типов   деятельности   на   каждом   этапе:   за   деятельностью   одного   типа, ориентирующей   субъекта   в   системе   отношений   между   людьми,   в   нормах   и правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого типа,   в   которой   происходит   ориентация   в   способах   употребления   предметов. Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.          Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей: 1)       младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой деятельности является эмоционально – личностное общение с родителями); 2)     раннее   детство   –   от   1   до   3   лет   (развивается   предметная деятельность, равно как и вербальное общение); 3)         младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет (ведущим видом деятельности является игра); 1 2 4)         старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом деятельности   по­прежнему   остается   игра,   которая   объединяется   с предметной деятельностью); 5)      младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение в начальной школе (в этот период основным видом деятельности является учение,   формируются   и   развиваются   интеллектуальные   и   познавательные способности); 6)         подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс обучения   в   старших   классах   (для   этого   периода   характерны:   личностное общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной деятельности и себя как личности) [1].               Каждый   период   возрастного   развития   имеет   свои   отличия   и   определенное   время   протекания.   Если   наблюдать   за   поведением   и   теми психическими   реакциями,   которые   возникают   у   ребенка,   то   можно самостоятельно   выделить   каждый   из   периодов.   Каждый   новый   возрастной этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и подбирать новые средства, методы и приемы. В   своих   работах   Д.М.   Эльконин   подробно   описывает   особенности формирования психологических процессов в развитии ребенка.              Культурно­историческая   теория   периодизации   психического развития ребенка по Л.С. Выготскому   Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода развития   к   другому   дает   возможность   раскрыть   внутренние   противоречия развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития. Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов. 2 3 Основу   культурно­исторической   концепции   Л.С.   Выготского   о психическом развитии ребенка в онтогенезе составляет положение о том, что психика – это феномен культурного происхождения. Развитие   ребенка   характеризуется   чередованием   нескольких психологических   возрастов,   т.е.   таких   возрастов,   которые   имеют   четкую качественную   специфику   и   характеризуются   свойственными   только   им новообразованиями.   Именно   эти   новообразования,   появляющиеся   к   концу каждого   возраста,   и   являются   качественной   характеристикой   развития ребенка. В психологии принято принимать эти новообразования за единицу анализа при описании развития ребенка к концу каждого возрастного этапа, что   дает   возможность   представить   характеристику   уровня   психического развития, которого ребенок должен достичь к концу возраста в результате взаимодействия со средой [3]. Возрастное   развитие,   в   особенности   детское,   —   сложный   процесс, который   в   силу   своих   особенностей   приводит   к   изменению   всей   личности ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это, прежде   всего,   возникновение   нового.   Стадии   развития   характеризуются возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не было   раньше   в   готовом   виде.   Но   новое   "не   падает   с   неба",   как   писал Л.С.Выготский,   оно   появляется   закономерно,   подготовленное   всем   ходом предшествующего развития [3]. Л.С.Выготский   ввел   понятие   "социальная   ситуация   развития"   — специфическое   для   каждого   возраста   отношение   между   ребенком   и социальной   средой.   Взаимодействие   ребенка   со   своим   социальным окружением,   воспитывающим   и   обучающим   его,   и   определяет   тот   путь развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований. Л.С.Выготский   выделяет   две   единицы   анализа   социальной   ситуации развития   —   деятельность   и   переживание.   Социальная   ситуация   развития 3 4 меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются новообразования,   среди   которых   особое   место   занимает   центральное новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей стадии [3]. Л.С.Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить медленно   и   постепенно,   а   могут   —   быстро   и   резко.   Соответственно выделяются   стабильные   и   кризисные   стадии   развития.   Для   стабильного периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и перемен   в   личности   ребенка.   Незначительные,   минимальные   изменения, происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный скачок в развитии: появляются возрастные новообразования [3]. Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся, как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся медленно   и   долго,   оказываются   устойчивыми,   фиксируются   в   структуре личности. Кроме   стабильных,   существуют   кризисные   периоды   развития.   Л.С.   Выготский   придавал   кризисам   большое   значение   и   рассматривал чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.  Выделяя   два   пути   развития:   критический   (возникает   внезапно,   протекает бурно)   и   литический   (спокойный),   Выготский   заметил,   что   критический период имеет позитивные сдвиги ­ переход от одних форм поведения к новым формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический ­ отказ от прежних форм   отношений   и   поведения;   2)   критический   ­   идет   поиск   новых   форм поведения; 3) посткритический ­ отработка усвоенных форм поведения.  Л.   С.   Выготский   выделял   в   качестве   критических   периодов   детства возраст   около   1   года,   3   года,   6­7   лет,   период   новорожденности   и 4 5 подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по Л. С. Выготскому [3]: – Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 месяца ­ 1 год). Противоречия   между   максимальной   социальностью   младенца   и минимальными возможностями общения. – Кризис 1 года. Раннее  детство  (1­3  года).  Деятельность  "серьезная игра", предметно­орудийная. Появляются жест, ходьба, речь. – Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (3­7 лет). Тенденция к эмансипации (отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме поведения. Возникновение "Я сам".  –   Кризис   7   лет.   Школьный   возраст   (7­13   лет).   Утрата   детской непосредственности   из­за   дифференциации   внутренней   и   внешней   жизни. Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл, появляется самооценка. – Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (13­17 лет). Чувство взрослости ­ ощущение своей личности, развитие самосознания. – Кризис 17 лет. Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении личности осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе этого развития преобразуется, очеловечивается и биологическая основа этих свойств. Охарактеризовав основные особенности переходных периодов развития, Л.   С.   Выготский   заключает:   «Таким   образом,   перед   нами   раскрывается закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные, и они являются   переломными,   поворотными   пунктами   в   развитии,   лишний   раз подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором переход   от   одной   ступени   к   другой   совершается   не   эволюционным,   а революционным путем» [3]. 5 6               Деятельностная теория периодизации А.Н. Леонтьева                   В   основе   периодизации   А.   Н.   Леонтьева   и   лежит   тип   ведущей деятельности [7]. Он описывает: 1) младенчество с непосредственно­эмоциональным общением ребенка и взрослого; 2) раннее детство с предметной деятельностью;  3) 4) дошкольное детство с игрой;  школьный возраст с учением;  подростковый   возраст   с   общественно   полезной   деятельностью   и 5) общением со сверстниками;  юношеский ­ с учебно­профессиональной деятельностью. 6)           Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и ее   определяющем   влиянии   на   развитие   психики   ребенка   послужило основанием для концепции периодизации психического развития детей. Ведущая деятельность – такая деятельность, развитие которой обуславливает главные изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребенка на данной стадии его развития.[6]           Интегральная периодизация психического развития личности по В.И. Слободчикову Интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80­х гг. ХХ в.      В основу теории общего психического развития и соответствующей ей периодизации положено понятие «событийной общности». Данное понятие, по   мнению   В.И.   Слободчикова,   одновременно   охватывает   две   стороны развития – его объект и источник. Внутри событийной общности образуются собственно   человеческие   способности,   позволяющие   индивиду,   во­первых, входить   в   различные   общности   и   приобщаться   к   определенным   формам 6 7 культуры,   а   во­вторых,   выходить   из   общности,   индивидуализироваться   и самому творить новые формы, т.е. быть самобытным [10]. Данная   идея   событийной   общности   связана   с   фундаментальным представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования каждой высшей психической функции. С точки зрения такого понимания источников психического развития его периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих общностей,   внутри   которых   только   и   могут   быть   достигнуты   различные уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.    Субъектности Период становления Кризисы рождения Родовой кризис ­2мес.­+3мес. событийности Стадии принятия Новорожденность 0,5­4 мес.  Оживление Одушевление Персонализация Кризис младенчества 11­18 мес. Кризис  детства 5,5­7,5 лет Индивидуализация Кризис юности Универсализация 17­21 год Кризис взрослости 39­45 лет Кризис индивидуальной жизни Период становления самобытности Кризисы развития Кризис новорожденности 3,5­7 мес. Кризис раннего детства  2,5­3,5 года Кризис отрочества 11­14 лет Кризис молодости 27­33 года Кризис зрелости 55­65 лет Стадии освоения Младенчество 6­12 мес. Дошкольное детство 3­6,5 лет Юность 13­18 лет Взрослость 32­42 года Старость 62­ Раннее детство 1,5­3,0 года Отрочество 6,5­11,5 лет Молодость 19­28 лет Зрелость 44­60 лет          То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно, подтверждается   давними   наблюдениями   детских   психологов   своеобразного 7 8 феноменального повторения картин кризисов 1­го и 7­го годов жизни, 3­х и 12­ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии [10]. 2. Возрастные   периодизации   психического  развития   в  зарубежной психологии          Психоаналитическая теория развития Фрейда Фрейд считал «системообразующим» фактором всего развития в целом сексуальное   развитие,   которое   начинается   практически   с   рождения   и проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных зон. Основанием периодизации является изменение зон, в которых находит удовлетворение биологических, сексуальных потребностей.  З. Фрейд описывает следующие стадии развития личности:  1) оральная фаза (1­й год жизни): эрогенные зоны ­ в области рта; формы поведения ­ захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;  2) анальная   фаза  (2­3­й   годы   жизни):   эрогенные   зоны  ­   в  области заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления;  3) фаллическая фаза (с 3­х до 6­ти лет): эрогенные зоны – в области первичных   половых   органов;   формы   поведения   ­   исследование   своих гениталий; 4) латентная   фаза   (с   5­6   лет   до   11­12   лет,   т.е.   стадия   полового созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения нет;  5) генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями активизируются все эрогенные зоны и формы поведения. 8 9 Эти   фазы   соответствуют   бесполому,   нейтральному,   двуполому   и половому детству. З. Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие индивида [4].          Периодизация развития личности по Э. Эриксону Среди   периодизаций,   основанных   на   выделении   существенных особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона, которая   по   полноте   и   систематичности   описания   возрастных   периодов превосходит   многие,   разработанные   до   него.   Периодизация   Эриксона охватывает   весь   жизненный   путь   личности.   Развитие,   считает   ученый, складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов:  соматического развития;  развития сознательного «Я»;  социального развития.  1) 2) 3) Весь   жизненный   путь,   по   Эриксону,   включает   в   себя   восемь   стадий, каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно или неблагоприятно разрешаться для будущего развития: 1) первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется первичным доверием или недоверием ребенка к окружению; 2) вторая фаза (раннее детство: 2­3­й годы жизни) характеризуется автономией или стыдом и сомнением;  3) третья   фаза   (дошкольный   возраст:   4­5­й   годы   жизни) характеризуется инициативой или чувством вины;  4) четвертая   фаза   (школьный   возраст:   с   6   до   11­12   лет,   т.е.   до половозрелости)   характеризуется   чувством   ценности   и   трудолюбия   или малоценности;  5) пятая   фаза   (юношество)   характеризуется   личностной индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности; 6) шестая фаза (молодость: 20­30 лет) характеризуется близостью, интимностью и солидарностью или изоляцией;  7) седьмая фаза (зрелость: 30­40 лет) характеризуется творческим началом, интегративностью или застоем;  9 10 8) восьмая фаза (старший взрослый возраст плюс старость, от 40 лет и   старше)   характеризуется   целостностью   личности   или   раздвоенностью, отчаянием.[7] Э.   Эриксон   считает,   что   на   каждой   новой   стадии   возникают   новые явления   и   свойства,   которых   не   было   на   предшествующих   стадиях.   Эти психологические новообразования становятся центром психической жизни и поведения   человека   на   определенной   возрастной   ступени.   Содержание   и форма   этих   новообразований   определяются   условиями   общения   ребенка   и взрослого с социальным окружением с миром значимых для него людей, с социальными   общностями,   с   миром   труда,   и   с   готовностью   ребенка (взрослого) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается на   индивидуальные   внутренние   предпосылки   или,   как   пишет   Эриксон, потенциальности,   которые   подчиняются   внутренним   законам   развития. Именно   эти   внутренние   предпосылки   (потенциальности)   и   определяют избирательное воздействие на индивида его социального окружения.                    Э.   Эриксон   придавал   большое   значение   воспитанию,   считая   его неотъемлемой, интегральной частью общественной системы, через посредство которой ценности и нормы общества передаются новому поколению [7].          Периодизация интеллектуального развития ребенка по Ж.Пиаже Жан Пиаже (1896­1980) – основатель Женевской школы генетической психологии. В первый период творчества он открыл ряд особенностей детских представлений  о  мире:  неразделенность  до определенного возраста  мира  и собственного   Я   (своих   действий,   мыслей),   анимизм   (одушевление   мира), артификализм   (понимание   мира   как   созданного   руками   человека)   и   др.,   в основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная Пиаже эгоцентризмом.  Эгоцентризм   определяет   собой   и   особенности   детской   логики: синкретизм   (связывание   всего   со   всем)   –   нечувствительность   к 10 11 противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему, непонимание   относительности   некоторых   понятий   и   т.п.,   который проявляется   также   в   эгоцентрической   речи.   Впоследствии   эгоцентризм преодолевается благодаря процессу социализации.          Согласно  теории  Пиаже в развитии интеллекта можно выделить четыре основные стадии развития:  1. стадию   сенсомоторного   интеллекта   (от   рождения   до   2   летнего возраста);  2. 3. 4. стадию дооперационального мышления (от 2 ­ до 7 лет);  стадию конкретных операций (7­11 лет);   стадию формальных операций (от 11­12 ­ до 14­15 лет).                   Интеллектуальное   развитие   обеспечивает,   по   мнению   Ж.   Пиаже, адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и тем   же   путем:   стадии   следуют   друг   за   другом   в   неумолимом   порядке. Возрастные   границы   могут   сдвигаться,   но   последовательность   стадий остается постоянной.         Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой ребенок, наделенный  изначально только рефлексами, постепенно связывает воедино   разрозненные   восприятия   и   действия.   Шаг   за   шагом   ребенок постигает   свойства   окружающих   объектов   через   действия   с   ними,   что приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане.          Стадия дооперационального мышления (2­7 лет). На этой стадии сначала происходит   развитие   символических   функций   у   детей   2   ­   4   лет: символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку (как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово, заменяет   отсутствующие   объекты,   события,   действия.   Подобное   развитие символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что необходимо для построения рассуждений.  11 12                   Стадия   конкретных   операций   (7   ­   11   лет).   Ребенок   способен   к логическим   умозаключениям,   однако   при   условии   конкретности   условий задачи.                    Стадия   формальных   операций  (11­15  лет).   На   этой   стадии   дети способные совершать мыслительные операции без какой ­ либо конкретной опоры, они способны к абстрактному мышлению и построению логических суждений по правилам индукции и дедукции.                    Периодизация Ж.Пиаже исключительно посвящена когнитивному развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической жизни   человека.   Он   оставлял   в   тени   вопрос   о   связи   между   познанием   и аффективной   (эмоциональной)   сферой.   Ребенок   в   концепции   Ж.   Пиаже приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом [9].          Теория когнитивного развития А. Валлона            Французский врач и психолог А. Валлон (1879–1962) провел важные исследования в области детского развития, результаты которых представлены в   двух   его   главных   трудах   «Происхождение   характера»   (1934)   и «Происхождение мысли» (1945).             Валлон А. не признает существования единого ритма развития всех детей,   однако,   по   его   мнению,   существуют   периоды,   каждый   из   которых характеризуется   своими   признаками,   своей   спецификой,   ориентацией   и представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка.          С этих позиций периодизация включает: 1. Импульсивная   (до   6   мес.).   Стадия   рефлексов,   автоматически развивающихся в ответ на раздражение. 2. эмоций. 3. Эмоциональная (6–10 мес.). Стадия характеризуется накоплением Сенсомоторная   (10–14   мес.).   Знаменует   собой   начало практического мышления. 4. Проективная   (14 мес. – 3 года). Связана с развитием ходьбы, а затем и речи. 12 13 5. Персоналистская     (3–6   лет).   Стадия   включает   три   периода, характеризующихся   развитием   независимости   ребенка   и   обогащением   его собственного «Я». –     Период   противопоставления.   Это   время   развития   «Я».   Ребенок учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую способность различать предметы по форме, цвету или размерам. –     Период нарциссизма. В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию, возраст   и   жилище.   Ребенок   стремится   выставить   себя   в   выгодном   свете. Ребенок   наблюдает   за   собой   и   следит   за   своими   действиями,  упорствуя   в выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать линии, направления, положения, графические обозначения. –   Период подражания. В 5 лет внимание, которое проявляет ребенок к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду, во время которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.  6.        Учебная    (6–12 (14)) лет. Стадия, когда ребенок поворачивается лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным, что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении. Он   знакомится   с   сочетаниями     и   категориями   не   только   предметов,  но   и различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т.д.), в которых он мало­помалу начинает участвовать. 7.       Полового   созревания       с   12   (14).   Внимание   подростка   вновь сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного «Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и оригинальности,   и   он   же   открывает   ему   глаза   на   смысл   вещей   и   законов, которые   ими   управляют.   Так   у   подростка   развивается   способность   к рассуждению и к связыванию абстрактных понятий.[7]          Таким образом, все рассмотренные теоретические концепции детского развития в западной психологии были созданы учеными одного поколения. Это   указывает   на   то,   что   в   этот   общественно­исторический   период 13 14 существовала   объективная   необходимость   в   разработке   общей   теории развития. Однако единая концепция детского развития так и не была создана. Существует   столько   разнообразных   концепций,   сколько   было   крупных ученых.          Как указывает Д. И. Фельдштейн, все  попытки классификации периодов онтогенеза   не   получили   достаточного   подтверждения   в   конкретных результатах изучения психического развития детей, хотя в ряду тех ученых, которые   работали   над   построением   периодизации   психического   развития, были крупнейшие психологи [8].         Список использованных источников 1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов / Г.С.   Абрамова.   М.:   Академический   Проект;   Екатеринбург:   Деловая книга. 2000. 624 с. 14 15 2. Божович   Л.И.   Личность   и   ее   формирование   в   детском   возрасте (Психологическое исследование). / Л.И.Божович. М.: Просвещение. 1968. 3. 4. 464 с.  Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.  М.: Педагогика­Пресс. 1996.  536 с.   Кулагина   И.Ю.   Возрастная   психология.   Полный   жизненный   цикл развития   человека:   Учебное   пособие   для   студентов   высших   учебных заведений / И.Ю. Кулагина.  М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464с. 5. Кравцова   Е.Е.   Культурно­исторические   основания   трансформации натуральных психических функций в высшие психические функции / Е.Е. Кравцова // Вестник Российского государственного гуманитарного университета. 2012.  №15.  С. 87­103. 6. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ. пед.   вузов   /   Т.Д.   Марцинковская. М.:   Гуманит.   изд.   центр   ВЛАДОС. 1998. 272 с. 7. Реан   А.А.   Психология   детства.   Учебник.   СПб.:   прайм­ЕВРО­ЗНАК. 2003. 368 с. 8. Семенюк   Л.М.,   Фельдштейн   Д.   И.   Хрестоматия   по   возрастной психологии:   Учебное   пособие   для   студентов   /   Л.М.   Семенюк, Д.И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.   9. Семчук,   Л.А.   Янчий   А.И.   Психология   развития:   хрестоматия   для студентов   специальности   «Психология». М.:   Гуманит.   изд.   центр ВЛАДОС. 2000. 365 с. 10.Слободчиков,   В.И.   Интегральная   периодизация   общего   психического развития   /   В.И.   Слободчиков.,   Г.А.  Цукерман   //   Вопросы   психологии. 1996. № 5. С. 39­51. 11. Солодилова О.Л. Шпаргалка по возрастной психологии : учеб. пособие / О.Л. Солодилова. М.: ТК Велби. 2005. 56 с. 12. Эльконин  Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.: Педагогика. 1989. 548 с. 15 16 13. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Д.Б. Эльконин.  М.: Академия. 2007. 384 с. 14. Эльконин Д.Б. К  проблеме  периодизации   психического развития в детском возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии  1971. № 4. С. 32­39. 16

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ

ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА  В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.03.2017