ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Оценка 4.7
Лекции +2
docx
психологическая работа +2
Взрослым
01.03.2017
В данной статье рассмотрены различные подходы к проблеме периодизации психического развития ребенка в работах отечественных и зарубежных психологов. Периодизация – деление онтогенеза на отдельные периоды в соответствии с общим для всего онтогенеза законом. Проблемой периодизации психического развития детей занимались отечественные и заpубежные ученые Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев,
С. Л. Рубинштейн, В. В. Давыдов, Д. Б. Эльконин, З. Фрейд, С. Холл, В. Штерн и многие другие.
периодизация псих процессов.docx
1
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ
РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ
ПСИХОЛОГОВ
1. Отечественные теории периодизации психического развития
Периодизация психического развития ребенка по Д.Б. Эльконину
Д.Б. Эльконин, опираясь на опыт культурноисторической концепции Л.
С. Выготского, предложил рассматривать каждый период развития на основе
четырех критериев:
–
социальная ситуация развития как система отношений, в которую
вступает ребенок, и способ ориентации в этих отношениях;
основной (ведущий) тип деятельности;
основные новообразования развития;
кризис.
–
–
–
Рассматривая каждый период как состоящий из двух стадий, Д. Б. Эльконин
считал, что на первой стадии осуществляются изменения мотивационно
потребностной сферы личности, а на второй происходит освоение операционально
технической сферы. Им был открыт закон чередования, периодичности разных
типов деятельности на каждом этапе: за деятельностью одного типа,
ориентирующей субъекта в системе отношений между людьми, в нормах и
правилах взаимодействия в социуме, обязательно следует деятельность другого
типа, в которой происходит ориентация в способах употребления предметов.
Каждый раз между этими двумя типами ориентации возникают противоречия.
Д. Б. Эльконин предложил следующие периоды развития детей:
1) младенчество – с момента рождения до года (ведущей формой
деятельности является эмоционально – личностное общение с родителями);
2)
раннее детство – от 1 до 3 лет (развивается предметная
деятельность, равно как и вербальное общение);
3) младший и средний дошкольный возраст – от 3 до 4 или 5 лет
(ведущим видом деятельности является игра);
1 2
4) старший дошкольный возраст – с 5 до 6–7 лет (ведущим видом
деятельности попрежнему остается игра, которая объединяется с
предметной деятельностью);
5) младший школьный возраст – от 7 до 11 лет, охватывает обучение
в начальной школе (в этот период основным видом деятельности является
учение, формируются и развиваются интеллектуальные и познавательные
способности);
6) подростковый возраст – от 11 до 17 лет, охватывает процесс
обучения в старших классах (для этого периода характерны: личностное
общение, трудовая деятельность; происходит определение профессиональной
деятельности и себя как личности) [1].
Каждый период возрастного развития имеет свои отличия и
определенное время протекания. Если наблюдать за поведением и теми
психическими реакциями, которые возникают у ребенка, то можно
самостоятельно выделить каждый из периодов. Каждый новый возрастной
этап психического развития нуждается в изменениях: общаться с ребенком
следует уже иначе, в процессе обучения и воспитания необходимо искать и
подбирать новые средства, методы и приемы.
В своих работах Д.М. Эльконин подробно описывает особенности
формирования психологических процессов в развитии ребенка.
Культурноисторическая теория периодизации психического
развития ребенка по Л.С. Выготскому
Л. С. Выготский считал, что исследование переходов от одного периода
развития к другому дает возможность раскрыть внутренние противоречия
развития. Центральным моментом при рассмотрении динамики психического
развития был для Л. С. Выготского анализ социальной ситуации развития.
Распад старой и возникновение основ новой социальной ситуации развития, по
мысли Выготского, и составляет главное содержание критических возрастов.
2 3
Основу культурноисторической концепции Л.С. Выготского о
психическом развитии ребенка в онтогенезе составляет положение о том, что
психика – это феномен культурного происхождения.
Развитие ребенка характеризуется чередованием нескольких
психологических возрастов, т.е. таких возрастов, которые имеют четкую
качественную специфику и характеризуются свойственными только им
новообразованиями. Именно эти новообразования, появляющиеся к концу
каждого возраста, и являются качественной характеристикой развития
ребенка. В психологии принято принимать эти новообразования за единицу
анализа при описании развития ребенка к концу каждого возрастного этапа,
что дает возможность представить характеристику уровня психического
развития, которого ребенок должен достичь к концу возраста в результате
взаимодействия со средой [3].
Возрастное развитие, в особенности детское, — сложный процесс,
который в силу своих особенностей приводит к изменению всей личности
ребенка на каждом возрастном этапе. Для Л.С. Выготского развитие — это,
прежде всего, возникновение нового. Стадии развития характеризуются
возрастными новообразованиями, т.е. качествами или свойствами, которых не
было раньше в готовом виде. Но новое "не падает с неба", как писал
Л.С.Выготский, оно появляется закономерно, подготовленное всем ходом
предшествующего развития [3].
Л.С.Выготский ввел понятие "социальная ситуация развития" —
специфическое для каждого возраста отношение между ребенком и
социальной средой. Взаимодействие ребенка со своим социальным
окружением, воспитывающим и обучающим его, и определяет тот путь
развития, который приводит к возникновению возрастных новообразований.
Л.С.Выготский выделяет две единицы анализа социальной ситуации
развития — деятельность и переживание. Социальная ситуация развития
3 4
меняется в самом начале возрастного периода. К концу периода появляются
новообразования, среди которых особое место занимает центральное
новообразование, имеющее наибольшее значение для развития на следующей
стадии [3].
Л.С.Выготский рассмотрел динамику переходов от одного возраста к
другому. На разных этапах изменения в детской психике могут происходить
медленно и постепенно, а могут — быстро и резко. Соответственно
выделяются стабильные и кризисные стадии развития. Для стабильного
периода характерно плавное течение процесса развития, без резких сдвигов и
перемен в личности ребенка. Незначительные, минимальные изменения,
происходящие на протяжении длительного времени, обычно незаметны для
окружающих. Но они накапливаются и в конце периода дают качественный
скачок в развитии: появляются возрастные новообразования [3].
Стабильные периоды составляют большую часть детства. Они длятся,
как правило, по нескольку лет. И возрастные новообразования, появляющиеся
медленно и долго, оказываются устойчивыми, фиксируются в структуре
личности.
Кроме стабильных, существуют кризисные периоды развития.
Л.С. Выготский придавал кризисам большое значение и рассматривал
чередование стабильных и кризисных периодов как закон детского развития.
Выделяя два пути развития: критический (возникает внезапно, протекает
бурно) и литический (спокойный), Выготский заметил, что критический
период имеет позитивные сдвиги переход от одних форм поведения к новым
формам. Он выделил в нем три этапа: 1) предкритический отказ от прежних
форм отношений и поведения; 2) критический идет поиск новых форм
поведения; 3) посткритический отработка усвоенных форм поведения.
Л. С. Выготский выделял в качестве критических периодов детства
возраст около 1 года, 3 года, 67 лет, период новорожденности и
4 5
подростковый период. Чередование стабильных и критических периодов по
Л. С. Выготскому [3]:
– Кризис новорожденности. Младенческий возраст (2 месяца 1 год).
Противоречия между максимальной социальностью младенца и
минимальными возможностями общения.
– Кризис 1 года. Раннее детство (13 года). Деятельность "серьезная
игра", предметноорудийная. Появляются жест, ходьба, речь.
– Кризис 3 лет. Дошкольный возраст (37 лет). Тенденция к эмансипации
(отделению от взрослого) и тенденция не к аффективной, а к волевой форме
поведения. Возникновение "Я сам".
– Кризис 7 лет. Школьный возраст (713 лет). Утрата детской
непосредственности изза дифференциации внутренней и внешней жизни.
Возникновение обобщений, логики чувств, переживания приобретают смысл,
появляется самооценка.
– Кризис 13 лет. Пубертатный возраст (1317 лет). Чувство взрослости
ощущение своей личности, развитие самосознания.
– Кризис 17 лет.
Развитие человеческих свойств в индивидуальном становлении личности
осуществляется на основе социальной программы и под ее контролем. В ходе
этого развития преобразуется, очеловечивается и биологическая основа этих
свойств.
Охарактеризовав основные особенности переходных периодов развития,
Л. С. Выготский заключает: «Таким образом, перед нами раскрывается
закономерная картина. Критические периоды перемежают стабильные, и они
являются переломными, поворотными пунктами в развитии, лишний раз
подтверждая, что развитие ребенка есть диалектический процесс, в котором
переход от одной ступени к другой совершается не эволюционным, а
революционным путем» [3].
5 6
Деятельностная теория периодизации А.Н. Леонтьева
В основе периодизации А. Н. Леонтьева и лежит тип ведущей
деятельности [7]. Он описывает:
1)
младенчество с непосредственноэмоциональным общением ребенка и
взрослого;
2)
раннее детство с предметной деятельностью;
3)
4)
дошкольное детство с игрой;
школьный возраст с учением;
подростковый возраст с общественно полезной деятельностью и
5)
общением со сверстниками;
юношеский с учебнопрофессиональной деятельностью.
6)
Сформулированное Леонтьевым положение о ведущей деятельности и
ее определяющем влиянии на развитие психики ребенка послужило
основанием для концепции периодизации психического развития детей.
Ведущая деятельность – такая деятельность, развитие которой обуславливает
главные изменения в психических процессах и психологических особенностях
личности ребенка на данной стадии его развития.[6]
Интегральная периодизация психического развития личности по
В.И. Слободчикову
Интересна периодизация, предложенная В.И. Слободчиковым в 80х гг. ХХ в.
В основу теории общего психического развития и соответствующей ей
периодизации положено понятие «событийной общности». Данное понятие,
по мнению В.И. Слободчикова, одновременно охватывает две стороны
развития – его объект и источник. Внутри событийной общности образуются
собственно человеческие способности, позволяющие индивиду, вопервых,
входить в различные общности и приобщаться к определенным формам
6 7
культуры, а вовторых, выходить из общности, индивидуализироваться и
самому творить новые формы, т.е. быть самобытным [10].
Данная идея событийной общности связана с фундаментальным
представлением Л.С. Выготского об интерпсихическом этапе существования
каждой высшей психической функции.
С точки зрения такого понимания источников психического развития его
периодизация должна представлять собой своеобразную карту человеческих
общностей, внутри которых только и могут быть достигнуты различные
уровни развития всех психических функций, необходимых для пребывания
внутри этих общностей, их преобразования и построения новых.
Субъектности
Период становления
Кризисы
рождения
Родовой кризис
2мес.+3мес.
событийности
Стадии
принятия
Новорожденность
0,54 мес.
Оживление
Одушевление
Персонализация
Кризис
младенчества
1118 мес.
Кризис
детства
5,57,5 лет
Индивидуализация Кризис юности
Универсализация
1721 год
Кризис
взрослости
3945 лет
Кризис
индивидуальной
жизни
Период становления
самобытности
Кризисы
развития
Кризис
новорожденности
3,57 мес.
Кризис раннего
детства
2,53,5 года
Кризис
отрочества
1114 лет
Кризис
молодости
2733 года
Кризис зрелости
5565 лет
Стадии
освоения
Младенчество
612 мес.
Дошкольное
детство
36,5 лет
Юность
1318 лет
Взрослость
3242 года
Старость
62
Раннее детство
1,53,0 года
Отрочество
6,511,5 лет
Молодость
1928 лет
Зрелость
4460 лет
То, что предложенное В. И. Слободчиковым чередование критических и
стабильных стадий развития (и по вертикали, и по горизонтали) не случайно,
подтверждается давними наблюдениями детских психологов своеобразного
7 8
феноменального повторения картин кризисов 1го и 7го годов жизни, 3х и
12ти лет. Свои повторения имеют и стабильные стадии [10].
2. Возрастные периодизации психического развития в зарубежной
психологии
Психоаналитическая теория развития Фрейда
Фрейд считал «системообразующим» фактором всего развития в целом
сексуальное развитие, которое начинается практически с рождения и
проходит ряд этапов, различающихся господством определенных эрогенных
зон. Основанием периодизации является изменение зон, в которых находит
удовлетворение биологических, сексуальных потребностей.
З. Фрейд описывает следующие стадии развития личности:
1)
оральная фаза (1й год жизни): эрогенные зоны в области рта;
формы поведения захват, удержание, сосание, кусание, выплевывание;
2)
анальная фаза (23й годы жизни): эрогенные зоны в области
заднего прохода; формы поведения – интерес к функциям отправления;
3)
фаллическая фаза (с 3х до 6ти лет): эрогенные зоны – в области
первичных половых органов; формы поведения исследование своих
гениталий;
4)
латентная фаза (с 56 лет до 1112 лет, т.е. стадия полового
созревания): эрогенные зоны не выделяются и специфических форм поведения
нет;
5)
генитальная фаза (фаза половозрелости): во главе с гениталиями
активизируются все эрогенные зоны и формы поведения.
8 9
Эти фазы соответствуют бесполому, нейтральному, двуполому и
половому детству. З. Фрейд считал, что тип личности определяется тем, на
какой стадии приостанавливается, «фиксируется» развитие индивида [4].
Периодизация развития личности по Э. Эриксону
Среди периодизаций, основанных на выделении существенных
особенностей самого развития, следует назвать периодизацию Э. Эриксона,
которая по полноте и систематичности описания возрастных периодов
превосходит многие, разработанные до него. Периодизация Эриксона
охватывает весь жизненный путь личности. Развитие, считает ученый,
складывается из трех взаимосвязанных, хотя и автономных, процессов:
соматического развития;
развития сознательного «Я»;
социального развития.
1)
2)
3)
Весь жизненный путь, по Эриксону, включает в себя восемь стадий,
каждая из которых имеет свои специфические задачи и может благоприятно
или неблагоприятно разрешаться для будущего развития:
1)
первая фаза (младенчество, первый год жизни) характеризуется
первичным доверием или недоверием ребенка к окружению;
2)
вторая фаза (раннее детство: 23й годы жизни) характеризуется
автономией или стыдом и сомнением;
3)
третья фаза (дошкольный возраст: 45й годы жизни)
характеризуется инициативой или чувством вины;
4)
четвертая фаза (школьный возраст: с 6 до 1112 лет, т.е. до
половозрелости) характеризуется чувством ценности и трудолюбия или
малоценности;
5)
пятая фаза
(юношество)
характеризуется личностной
индивидуальностью, идентичностью или диффузией идентичности;
6)
шестая фаза (молодость: 2030 лет) характеризуется близостью,
интимностью и солидарностью или изоляцией;
7)
седьмая фаза (зрелость: 3040 лет) характеризуется творческим
началом, интегративностью или застоем;
9 10
8)
восьмая фаза (старший взрослый возраст плюс старость, от 40 лет
и старше) характеризуется целостностью личности или раздвоенностью,
отчаянием.[7]
Э. Эриксон считает, что на каждой новой стадии возникают новые
явления и свойства, которых не было на предшествующих стадиях. Эти
психологические новообразования становятся центром психической жизни и
поведения человека на определенной возрастной ступени. Содержание и
форма этих новообразований определяются условиями общения ребенка и
взрослого с социальным окружением с миром значимых для него людей, с
социальными общностями, с миром труда, и с готовностью ребенка
(взрослого) к тому или иному типу общения. Однако это общение опирается
на индивидуальные внутренние предпосылки или, как пишет Эриксон,
потенциальности, которые подчиняются внутренним законам развития.
Именно эти внутренние предпосылки (потенциальности) и определяют
избирательное воздействие на индивида его социального окружения.
Э. Эриксон придавал большое значение воспитанию, считая его
неотъемлемой, интегральной частью общественной системы, через посредство
которой ценности и нормы общества передаются новому поколению [7].
Периодизация интеллектуального развития ребенка по Ж.Пиаже
Жан Пиаже (18961980) – основатель Женевской школы генетической
психологии. В первый период творчества он открыл ряд особенностей детских
представлений о мире: неразделенность до определенного возраста мира и
собственного Я (своих действий, мыслей), анимизм (одушевление мира),
артификализм (понимание мира как созданного руками человека) и др., в
основе которых лежит определенная умственная позиция ребенка, названная
Пиаже эгоцентризмом.
Эгоцентризм определяет собой и особенности детской логики:
синкретизм (связывание всего со всем) – нечувствительность к
10 11
противоречиям, переход от частного к частному без обращения к общему,
непонимание относительности некоторых понятий и т.п., который
проявляется также в эгоцентрической речи. Впоследствии эгоцентризм
преодолевается благодаря процессу социализации.
Согласно теории Пиаже в развитии интеллекта можно выделить четыре
основные стадии развития:
1.
стадию сенсомоторного интеллекта (от рождения до 2 летнего
возраста);
2.
3.
4.
стадию дооперационального мышления (от 2 до 7 лет);
стадию конкретных операций (711 лет);
стадию формальных операций (от 1112 до 1415 лет).
Интеллектуальное развитие обеспечивает, по мнению Ж. Пиаже,
адаптацию ребенка со средой, достигая равновесие с ней. Он полагал, что
развитие интеллекта имеет универсальный характер, и идет всегда одним и
тем же путем: стадии следуют друг за другом в неумолимом порядке.
Возрастные границы могут сдвигаться, но последовательность стадий
остается постоянной.
Сенсомоторная стадия (от рождения до 2 лет). Это стадия, на которой
ребенок, наделенный изначально только рефлексами, постепенно связывает
воедино разрозненные восприятия и действия. Шаг за шагом ребенок
постигает свойства окружающих объектов через действия с ними, что
приводит к появлению представлений об объектах в умственном плане.
Стадия дооперационального мышления (27 лет). На этой стадии сначала
происходит развитие символических функций у детей 2 4 лет:
символической игры, где один предмет может заменять другой (кубик может
быть машиной, паровозиком и т.п.), ребенок может действовать понарошку
(как бы), происходит развитие речи как символической функции, где слово,
заменяет отсутствующие объекты, события, действия. Подобное развитие
символических функций позволяет ребенку перейти к действиям в уме, что
необходимо для построения рассуждений.
11 12
Стадия конкретных операций (7 11 лет). Ребенок способен к
логическим умозаключениям, однако при условии конкретности условий
задачи.
Стадия формальных операций (1115 лет). На этой стадии дети
способные совершать мыслительные операции без какой либо конкретной
опоры, они способны к абстрактному мышлению и построению логических
суждений по правилам индукции и дедукции.
Периодизация Ж.Пиаже исключительно посвящена когнитивному
развитию, которое автор абсолютизировал и считал основой всей психической
жизни человека. Он оставлял в тени вопрос о связи между познанием и
аффективной (эмоциональной) сферой. Ребенок в концепции Ж. Пиаже
приходит к социуму долгим путем, расставаясь со своим эгоцентризмом [9].
Теория когнитивного развития А. Валлона
Французский врач и психолог А. Валлон (1879–1962) провел важные
исследования в области детского развития, результаты которых представлены
в двух его главных трудах «Происхождение характера» (1934) и
«Происхождение мысли» (1945).
Валлон А. не признает существования единого ритма развития всех
детей, однако, по его мнению, существуют периоды, каждый из которых
характеризуется своими признаками, своей спецификой, ориентацией и
представляет собой своеобразный этап в развитии ребенка.
С этих позиций периодизация включает:
1.
Импульсивная (до 6 мес.). Стадия рефлексов, автоматически
развивающихся в ответ на раздражение.
2.
эмоций.
3.
Эмоциональная (6–10 мес.). Стадия характеризуется накоплением
Сенсомоторная (10–14 мес.).
Знаменует собой начало
практического мышления.
4.
Проективная (14 мес. – 3 года). Связана с развитием ходьбы, а
затем и речи.
12 13
5.
Персоналистская (3–6 лет). Стадия включает три периода,
характеризующихся развитием независимости ребенка и обогащением его
собственного «Я».
– Период противопоставления. Это время развития «Я». Ребенок
учится отличать себя от других и одновременно приобретает все большую
способность различать предметы по форме, цвету или размерам.
– Период нарциссизма. В 4 года ребенок знает свое имя, фамилию,
возраст и жилище. Ребенок стремится выставить себя в выгодном свете.
Ребенок наблюдает за собой и следит за своими действиями, упорствуя в
выполнении поставленной перед собой задачи. В то же время восприятие им
предметов становится все более абстрактным, что позволяет ему различать
линии, направления, положения, графические обозначения.
– Период подражания. В 5 лет внимание, которое проявляет ребенок
к себе самому и к окружающему миру, подводит его к периоду, во время
которого ребенок учится играть роль и придумывает себе героя.
6. Учебная (6–12 (14)) лет. Стадия, когда ребенок поворачивается
лицом к внешнему миру. Мышление ребенка становится более объективным,
что способствует углублению его знаний о вещах, их свойствах и применении.
Он знакомится с сочетаниями и категориями не только предметов, но и
различных форм активности (в школе, дома, во время игр и т.д.), в которых он
малопомалу начинает участвовать.
7. Полового созревания с 12 (14). Внимание подростка вновь
сосредоточивается на своей собственной особе и потребностях собственного
«Я». Этот перелом толкает ребенка на поиск еще большей независимости и
оригинальности, и он же открывает ему глаза на смысл вещей и законов,
которые ими управляют. Так у подростка развивается способность к
рассуждению и к связыванию абстрактных понятий.[7]
Таким образом, все рассмотренные теоретические концепции детского
развития в западной психологии были созданы учеными одного поколения.
Это указывает на то, что в этот общественноисторический период
13 14
существовала объективная необходимость в разработке общей теории
развития. Однако единая концепция детского развития так и не была создана.
Существует столько разнообразных концепций, сколько было крупных
ученых.
Как указывает Д. И. Фельдштейн, все попытки классификации периодов
онтогенеза не получили достаточного подтверждения в конкретных
результатах изучения психического развития детей, хотя в ряду тех ученых,
которые работали над построением периодизации психического развития,
были крупнейшие психологи [8].
Список использованных источников
1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебник для студентов вузов /
Г.С. Абрамова. М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая
книга. 2000. 624 с.
14 15
2. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте
(Психологическое исследование). / Л.И.Божович. М.: Просвещение. 1968.
3.
4.
464 с.
Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова.
М.: ПедагогикаПресс. 1996. 536 с.
Кулагина И.Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл
развития человека: Учебное пособие для студентов высших учебных
заведений / И.Ю. Кулагина. М.: ТЦ «Сфера». 2001. 464с.
5. Кравцова Е.Е. Культурноисторические основания трансформации
натуральных психических функций в высшие психические функции /
Е.Е. Кравцова // Вестник Российского государственного гуманитарного
университета. 2012. №15. С. 87103.
6. Марцинковская Т.Д. История детской психологии: Учебник для студ.
пед. вузов / Т.Д. Марцинковская. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС.
1998. 272 с.
7. Реан А.А. Психология детства. Учебник. СПб.: праймЕВРОЗНАК.
2003. 368 с.
8. Семенюк Л.М., Фельдштейн Д. И. Хрестоматия по возрастной
психологии: Учебное пособие для студентов / Л.М. Семенюк,
Д.И. Фельдштейн. М.: Институт практической психологии, 1996. 304 с.
9. Семчук, Л.А. Янчий А.И. Психология развития: хрестоматия для
студентов специальности «Психология». М.: Гуманит. изд. центр
ВЛАДОС. 2000. 365 с.
10.Слободчиков, В.И. Интегральная периодизация общего психического
развития / В.И. Слободчиков., Г.А. Цукерман // Вопросы психологии.
1996. № 5. С. 3951.
11. Солодилова О.Л. Шпаргалка по возрастной психологии : учеб. пособие /
О.Л. Солодилова. М.: ТК Велби. 2005. 56 с.
12. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды / Д.Б. Эльконин. М.:
Педагогика. 1989. 548 с.
15 16
13. Эльконин Д.Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб.
заведений / Д.Б. Эльконин. М.: Академия. 2007. 384 с.
14. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском
возрасте / Д.Б. Эльконин // Вопросы психологии 1971. № 4. С. 3239.
16
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ ПРОЦЕССОВ ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА В РАБОТАХ ЗАРУБЕЖНЫХ И ОТЕЧЕСТВЕННЫХ ПСИХОЛОГОВ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.