Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 4 класса
Оценка 5

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 4 класса

Оценка 5
Образовательные программы
docx
4 кл
01.11.2022
Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 4 класса
Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 4 класса для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными недостатками)
4 класс.docx

Пояснительная записка

         Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.

         Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.

         Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, имеют сложную структуру и стойкий характер:

·        полиморфное нарушение звукопроизношения;

·        недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;

·        аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;

·        нарушение сложных форм словообразования;

·        недостаточная сформированность связной речи;

·        нарушение чтения;

·        нарушение письма.

 

Методологические и теоретические основы планирования

         Как и любое планирование, данное планирование имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:

·        принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;

·        принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;

·        принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно – развивающей работы;

·        принцип деятельностного подхода – опора коррекционно – развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;

·        принцип индивидуально – дифференцированного подхода  - изменение содержания, форм и способов коррекционно – развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;

·        принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно – развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.

Теоретической основой для создания данного планирования явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.

 

Цели и задачи планирования

     Цель: коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.

     Основные задачи:

·        создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся;

·        развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию недостатков устной и письменной речи;

·        обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся;

·        создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.

 

Организация работы

         Коррекция нарушений речи обучающихся СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.

         Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно – дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.

         На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.

         Занятия проводятся: в 1 – 3 классах 4 раза в неделю;

                                            в 4 – 5 классах 3 раза в неделю;

                                            в 6 – 7 классах 2 раза в неделю.

         Количество часов, указанных в планирование примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.

         Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.

         Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).

         В структуру занятия могут входить:

·        упражнения для развития артикуляционной моторики;

·        упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;

·        дыхательная гимнастика;

·        коррекция произношения, автоматизация, дифференциация звуков;

·        формирование и развитие фонематических процессов;

·        работа со словами, звуко – слоговой анализ слов;

·        работа над предложением;

·        обогащение и активизация словарного запаса;

·        развитие связной речи.

 

 

 

 

 

Перспективное планирование

коррекционно – логопедической работы

по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР

для группы учащихся

4 класса

 

Пояснительная записка.

 

Данное   перспективное  планирование  составлено  на  основе    методических    рекомендаций  по  преодолению    общего

   недоразвития   речи    у      младших    школьников  (И. Н. Садовникова,   Р. И. Лалаева,   Л. Н. Ефименкова,    Г. Г. Мисаренко,

   Л. Г. Парамонова,   А. В.   Ястребова,   А. К. Аксёнова,    В. В. Воронкова   и  др.),   программ     специальных   (коррекционных

   общеобразовательных  учреждений  VIII  вида  для начальной  школы  в соответствии с инструктивным письмом министерства

   образования  РФ  от  20.  06.  2002 г.  № 29/2194-6   «Рекомендации  по   организации    логопедической    работы в специальном

   (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».

Перспективный    план     коррекционно – логопедической     работы    рассчитан  примерно на 90  учебных часов (из расчёта  трёх   занятий в неделю в течение 30 учебных недель).

 

Структура перспективного планирования.

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы включает следующие разделы:

     1. Пояснительная записка.

2. Характеристика группы.

3. Задачи коррекционного обучения.

4. Календарно – тематический план работы.

5. Перспективный план работы.

6. Планируемые результаты коррекционно – логопедического обучения.

 

Характеристика группы

№ п/п

Ф.И.

Логопедическое заключение

Характер нарушения письма

Дата зачисления

Примечание

1

Менщикова Даша

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. Нарушение звукопроизношения.

По типы акустической дисграфии.

 

 

2

Евдокимов Толя

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

3

Большаков Олег

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

4

Горшков Вова

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

5

Куликовский Коля

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. Нарушение звукопроизношения.

По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии.

 

 

6

Паклин Витя

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

7

Урванцев Алёша

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

8

Галкин Сергей

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии.

 

 

 

   Задачи коррекционного обучения:

1.     Развитие фонематических процессов.

2.     Развитие речевой моторики.

3.     Развитие просодической стороны речи.

4.     Развитие навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.

5.     Закрепление звуко-буквенных связей.

6.     Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых

     слов, являющимися различными частями речи, так и за счёт развития умения активно использоваться различными

     способами словообразования.

7.     Формирование у детей полноценных представлений о морфемном составе слова.

8.     Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

9.     Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися моделями

     различных синтаксических конструкций.

10. Создание предпосылок к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как

     безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи; правописание гласных и согласных в

     приставках и суффиксах.

11. Развитие понимания логико-пространственных отношений.

12. Дифференциация смешиваемых фонем.

13. Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.

 

Календарно – тематический план работы с группой обучающихся 4 класса

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР

 

№ п/п

Темы занятий

Примерное количество часов

Примечания

1

Обследование лексико-грамматического строя речи.                                                                                                                                      с 1.09 по 15.09

 

с 1 по 15 сентября

2

Обследование звукопроизношения и просодической стороны речи.                                                                                                                

 

с 1 по 15 сентября

3

Обследование связной речи.                                                                                                                                                                                   

 

с 1 по 15 сентября

Дифференциация слогообразующих фонем.

1.

Звуки и буквы. Звуко - слоговой анализ слов.

Лексическая тема: «Грибы».

2

 

2.

Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гл. звуков. Ударение.

Лексическая тема: «Сезонные изменения в природе с приходом осени».

2

 

3.

Дифференциация а – я. Лексическая тема: «Овощи».

2

 

4.

Дифференциация о – ё. Лексическая тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс».

2

 

5.

Дифференциация у –ю. Лексическая тема: «Посуда и продукты питания».

2

 

6.

Дифференциация ы –и. Лексическая тема: «Село, деревня».

2

 

7.

Дифференциация е –э. Лексическая тема: «Дорожное движение».

2

 

8.

Гласные буквы I и II ряда. Лексическая тема: «Фрукты».

2

 

9.

Проверочный диктант.

1

 

Дифференциация твёрдых и мягких согласных.

1.

Обозначение мягкости  согл. при помощи гл. II ряда.

Лексическая тема: «Растения осени, их плоды.

1 – 2

 

2.

Обозначение мягкости согл. при помощи ь знака на конце слова.

 Лексическая тема: «Деревья, кустарники, травы».

3

 

3.

Обозначение мягкости согл. при помощи ь знака в середине слова.

 Лексическая тема: «Жизнь и быт школьника».

3

 

4.

Твёрдые и мягкие согласные. Лексическая тема: «Мебель».

2

 

5.

Разделительный мягкий знак.

Лексическая тема: «Одежда и обувь. Сравнение».

3

 

6.

Проверочный диктант.

1

 

Дифференциация звонких и глухих согласных.

1.

Дифференциация звуков и букв Шш – Жж:

1.Звук и буквы Шш.

2.Звук и буквы Жж.

3.Дифференциация Шш – Жж. Лексическая тема: «Зима. Сезонные изменения в природе с приходом зимы».

 

1

1

2

 

 

2.

Звуки и буквы ш, ж на конце и в середине слова. Лексическая тема: «Дикие животные».

2

 

3.

Проверочный диктант.

1

 

4.

Дифференциация звуков и букв Дд – Тт:

1.Звуки и буквы Тт.

2.Звуки и буквы Дд.

3.Дифференциация Тт – Дд.

Лексическая тема «Труд людей зимой».

 

1

1

2 - 3

 

5.

Звуки  и буквы д, т на конце и в середине слова.

Лексическая тема «Домашние птицы – гусь, индюк».

1

 

6.

Проверочный диктант.

1

 

7.

Дифференциация звуков и букв Зз – Сс:

1.Звуки и буквы Сс.

2.Звуки и буквы Зз.

3.Дифференциация Сс – Зз.

Лексическая тема «Дикие птицы – лебедь, гусь».

 

1

1

2

 

8.

Звуки и буквы з, с на конце и в середине слова. Лексическая тема «Сезонные изменения в природе».

1

 

9.

Проверочный диктант.

1

 

10.

Дифференциация звуков и букв Кк – Гг:

1.Звук и буквы Кк.

2.Звук и буквы Гг.

3.Дифференциация Кк – Гг. Лексическая тема «Комнатные растения».

 

1

1

2

 

11.

Звуки и буквы к, г на конце и в середине слова. Лексическая тема «Весна».

1

 

12.

Проверочный диктант.

1

 

Дифференциация фонем, близких по артикуляции.

1.

Дифференциация звуков и букв Зз – Жж.

Лексическая тема «Зимующие и перелётные птицы».

2

 

2.

Проверочный диктант.

1

 

Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство.

1.

Звук и буквы Щщ. Лексическая тема «Птицы в русских сказках».

2

 

2.

Дифференциация звуков и букв Щщ – Шш. Лексическая тема «Насекомые».

2

 

3.

Проверочный диктант.

1

 

4.

Звук и буквы Цц. Лексическая тема «Рыбы».

1

 

5.

Дифференциация звуков и букв Цц – Щщ. Лексическая тема «Охрана здоровья. Отдых и труд дома».

2

 

6.

Проверочный диктант.

1

 

Предлоги. Дифференциация предлогов.

1.

Дифференциация предлогов под – над.

3

 

2.

Дифференциация предлогов в – на.

3

 

3.

Дифференциация предлогов из – в.

3

 

4.

Дифференциация предлогов без – с.

3

 

5.

Дифференциация предлогов у – перед.

3

 

6.

Дифференциация предлогов напротив – у.

3

 

Коррекционная работа на синтаксическом уровне.

1.

Повествовательное предложение. Лексическая тема «Режим дня».

1

 

2.

Вопросительное предложение. Лексическая тема «Режим питания».

1

 

3.

Восклицательное предложение. Лексическая тема «Май – конец весны».

1

 

4.

Проверочный диктант.

1

 

5.

Контрольный диктант.

1

 

 

Заполнение речевых карт. Составление графиков.                                                                                                                                          

 

с 15 по 31 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Пояснительная записка

Пояснительная записка

Теоретической основой для создания данного планирования явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления

Теоретической основой для создания данного планирования явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления

На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня

На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных

Менщикова Даша Недостатки чтения и письма, обусловленные

Менщикова Даша Недостатки чтения и письма, обусловленные

Развитие понимания логико-пространственных отношений

Развитие понимания логико-пространственных отношений

Дифференциация звуков и букв Шш –

Дифференциация звуков и букв Шш –

Дифференциация звуков и букв Цц –

Дифференциация звуков и букв Цц –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.11.2022