Пояснительная записка
Логопедическая работа в школе VIII вида занимает важное место в процессе коррекции нарушений развития детей с ОВЗ.
Организация учебной деятельности тесно связана с проблемой развития речи ребёнка. Формирование полноценной учебной деятельности возможно лишь при достаточно хорошем уровне развития речи, который предполагает определённую степень сформированности средств языка (произношение, грамматический строй, словарный запас), а также умений и навыков свободно и адекватно пользоваться этими средствами в целях общения.
Контингент учащихся специальной коррекционной школы за последние годы претерпел значительные изменения. Нарушения речи у большинства детей, поступающих в данное учреждение, имеют сложную структуру и стойкий характер:
· полиморфное нарушение звукопроизношения;
· недоразвитие фонематического восприятия и фонематического анализа;
· аграмматизмы, проявляющиеся в сложных формах словоизменения;
· нарушение сложных форм словообразования;
· недостаточная сформированность связной речи;
· нарушение чтения;
· нарушение письма.
Методологические и теоретические основы планирования
Как и любое планирование, данное планирование имеет под собой методологические и теоретические основания. В качестве одного из таких оснований могут выступать принципы, определяющие реализацию программы и организацию работы по ней:
· принцип гуманизма – вера в возможности ребёнка, позитивный подход;
· принцип системности – рассмотрение ребёнка как целостного, качественно своеобразного, динамично развивающего субъекта; рассмотрение его речевых нарушений во взаимосвязи с другими сторонами психического развития;
· принцип реалистичности – учёт реальных возможностей ребёнка, единства диагностики и коррекционно – развивающей работы;
· принцип деятельностного подхода – опора коррекционно – развивающей работы на ведущий вид деятельности, свойственный возрасту;
· принцип индивидуально – дифференцированного подхода - изменение содержания, форм и способов коррекционно – развивающей работы в зависимости от индивидуальных особенностей ребёнка, целей работы;
· принцип системного подхода – взаимосвязь коррекционно – развивающих воздействий на звукопроизношение, фонематические процессы, лексику и грамматический строй речи.
Теоретической основой для создания данного планирования явились разработки о различных формах речевых нарушений и создании эффективных методик их преодоления Р. Е. Левиной, Р. И. Лалаевой, Ф. А. Рау и др., которые базируются на учении Л. С. Выготского, А. Р. Лурии и А. А. Леонтьева о сложной структуре речевой деятельности.
Цели и задачи планирования
Цель: коррекция недостатков устной и письменной речи обучающихся, способствующая успешной адаптации к учебной деятельности и дальнейшей социализации детей.
Основные задачи:
· создать условия для формирования правильного звукопроизношения и закрепления его на словесном материале исходя из индивидуальных особенностей обучающихся;
· развивать артикуляционную моторику, фонематические процессы, грамматический строй речи через коррекцию недостатков устной и письменной речи;
· обогащать и активизировать словарный запас детей, развивать коммуникативные навыки посредством повышения уровня общего речевого развития обучающихся;
· создавать условия для коррекции и развития познавательной деятельности обучающихся (общеинтеллектуальных умений, учебных навыков, слухового и зрительного восприятия, памяти, внимания, фонематического слуха) и общей координации движений, мелкой моторики.
Организация работы
Коррекция нарушений речи обучающихся СКОШ VIII вида требует организации специальной логопедической работы, поэтому в учебном плане специального коррекционного образовательного учреждения VIII вида предусмотрены часы логопедических занятий.
Учитель – логопед комплектует группы по признаку однородности речевого нарушения у учащихся, по возможности, из обучающихся одного или двух параллельных классов. В первых классах группы комплектуются только из обучающихся первых классов, поскольку работа с ними требует подбора особого учебно – дидактического материала. Наполняемость групп для логопедических занятий составляет 2 – 4 обучающихся.
На индивидуальные и групповые логопедические занятия по расписанию отводятся часы как в первую, так и во вторую половину дня.
Занятия проводятся: в 1 – 3 классах 4 раза в неделю;
в 4 – 5 классах 3 раза в неделю;
в 6 – 7 классах 2 раза в неделю.
Количество часов, указанных в планирование примерное и может варьироваться в зависимости от речевого дефекта и степени усвоения материала детьми.
Работа по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей, программы по русскому языку и особенностей речевого дефекта обучающихся. Эффективность логопедических занятий и перенос полученных навыков в учебную обстановку значительно повышается, если используется дидактический материал в соответствии с темой программы, которая изучается в классе.
Программа построена по цикличному принципу и предполагает повторение лексической тематики в каждом классе, на более высоком уровне (усложняется речевой материал, формы звукового анализа и синтеза).
В структуру занятия могут входить:
· упражнения для развития артикуляционной моторики;
· упражнения для развития общей координации движений и мелкой моторики пальцев рук;
· дыхательная гимнастика;
· коррекция произношения, автоматизация, дифференциация звуков;
· формирование и развитие фонематических процессов;
· работа со словами, звуко – слоговой анализ слов;
· работа над предложением;
· обогащение и активизация словарного запаса;
· развитие связной речи.
Перспективное планирование
коррекционно – логопедической работы
по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР
для группы учащихся
4 класса
Пояснительная записка.
Данное перспективное планирование составлено на основе методических рекомендаций по преодолению общего
недоразвития речи у младших школьников (И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко,
Л. Г. Парамонова, А. В. Ястребова, А. К. Аксёнова, В. В. Воронкова и др.), программ специальных (коррекционных
общеобразовательных учреждений VIII вида для начальной школы в соответствии с инструктивным письмом министерства
образования РФ от 20. 06. 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном
(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
Перспективный план коррекционно – логопедической работы рассчитан примерно на 90 учебных часов (из расчёта трёх занятий в неделю в течение 30 учебных недель).
Структура перспективного планирования.
Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Характеристика группы.
3. Задачи коррекционного обучения.
4. Календарно – тематический план работы.
5. Перспективный план работы.
6. Планируемые результаты коррекционно – логопедического обучения.
Характеристика группы
№ п/п |
Ф.И. |
Логопедическое заключение |
Характер нарушения письма |
Дата зачисления |
Примечание |
1 |
Менщикова Даша |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. Нарушение звукопроизношения. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
2 |
Евдокимов Толя |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
3 |
Большаков Олег |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
4 |
Горшков Вова |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
5 |
Куликовский Коля |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. Нарушение звукопроизношения. |
По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии. |
|
|
6 |
Паклин Витя |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
7 |
Урванцев Алёша |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
8 |
Галкин Сергей |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии. |
|
|
Задачи коррекционного обучения:
1. Развитие фонематических процессов.
2. Развитие речевой моторики.
3. Развитие просодической стороны речи.
4. Развитие навыков анализа и синтеза звуко-слогового состава слова.
5. Закрепление звуко-буквенных связей.
6. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых
слов, являющимися различными частями речи, так и за счёт развития умения активно использоваться различными
способами словообразования.
7. Формирование у детей полноценных представлений о морфемном составе слова.
8. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
9. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися моделями
различных синтаксических конструкций.
10. Создание предпосылок к осознанному усвоению таких важнейших тем программы обучения русскому языку, как
безударные гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи; правописание гласных и согласных в
приставках и суффиксах.
11. Развитие понимания логико-пространственных отношений.
12. Дифференциация смешиваемых фонем.
13. Развитие высших психических функций: памяти, внимания, мышления.
Календарно – тематический план работы с группой обучающихся 4 класса
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР
№ п/п |
Темы занятий |
Примерное количество часов |
Примечания |
1 |
Обследование лексико-грамматического строя речи. с 1.09 по 15.09 |
|
с 1 по 15 сентября |
2 |
Обследование звукопроизношения и просодической стороны речи. |
|
с 1 по 15 сентября |
3 |
Обследование связной речи. |
|
с 1 по 15 сентября |
Дифференциация слогообразующих фонем. |
|||
1. |
Звуки и буквы. Звуко - слоговой анализ слов. Лексическая тема: «Грибы». |
2 |
|
2. |
Слово. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гл. звуков. Ударение. Лексическая тема: «Сезонные изменения в природе с приходом осени». |
2 |
|
3. |
Дифференциация а – я. Лексическая тема: «Овощи». |
2 |
|
4. |
Дифференциация о – ё. Лексическая тема: «Полевые растения: рожь, кукуруза, овёс». |
2 |
|
5. |
Дифференциация у –ю. Лексическая тема: «Посуда и продукты питания». |
2 |
|
6. |
Дифференциация ы –и. Лексическая тема: «Село, деревня». |
2 |
|
7. |
Дифференциация е –э. Лексическая тема: «Дорожное движение». |
2 |
|
8. |
Гласные буквы I и II ряда. Лексическая тема: «Фрукты». |
2 |
|
9. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
Дифференциация твёрдых и мягких согласных. |
|||
1. |
Обозначение мягкости согл. при помощи гл. II ряда. Лексическая тема: «Растения осени, их плоды. |
1 – 2 |
|
2. |
Обозначение мягкости согл. при помощи ь знака на конце слова. Лексическая тема: «Деревья, кустарники, травы». |
3 |
|
3. |
Обозначение мягкости согл. при помощи ь знака в середине слова. Лексическая тема: «Жизнь и быт школьника». |
3 |
|
4. |
Твёрдые и мягкие согласные. Лексическая тема: «Мебель». |
2 |
|
5. |
Разделительный мягкий знак. Лексическая тема: «Одежда и обувь. Сравнение». |
3 |
|
6. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
Дифференциация звонких и глухих согласных. |
|||
1. |
Дифференциация звуков и букв Шш – Жж: 1.Звук и буквы Шш. 2.Звук и буквы Жж. 3.Дифференциация Шш – Жж. Лексическая тема: «Зима. Сезонные изменения в природе с приходом зимы». |
1 1 2
|
|
2. |
Звуки и буквы ш, ж на конце и в середине слова. Лексическая тема: «Дикие животные». |
2 |
|
3. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
4. |
Дифференциация звуков и букв Дд – Тт: 1.Звуки и буквы Тт. 2.Звуки и буквы Дд. 3.Дифференциация Тт – Дд. Лексическая тема «Труд людей зимой». |
1 1 2 - 3 |
|
5. |
Звуки и буквы д, т на конце и в середине слова. Лексическая тема «Домашние птицы – гусь, индюк». |
1 |
|
6. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
7. |
Дифференциация звуков и букв Зз – Сс: 1.Звуки и буквы Сс. 2.Звуки и буквы Зз. 3.Дифференциация Сс – Зз. Лексическая тема «Дикие птицы – лебедь, гусь». |
1 1 2 |
|
8. |
Звуки и буквы з, с на конце и в середине слова. Лексическая тема «Сезонные изменения в природе». |
1 |
|
9. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
10. |
Дифференциация звуков и букв Кк – Гг: 1.Звук и буквы Кк. 2.Звук и буквы Гг. 3.Дифференциация Кк – Гг. Лексическая тема «Комнатные растения». |
1 1 2 |
|
11. |
Звуки и буквы к, г на конце и в середине слова. Лексическая тема «Весна». |
1 |
|
12. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
Дифференциация фонем, близких по артикуляции. |
|||
1. |
Дифференциация звуков и букв Зз – Жж. Лексическая тема «Зимующие и перелётные птицы». |
2 |
|
2. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
Дифференциация букв, имеющих кинетическое сходство. |
|||
1. |
Звук и буквы Щщ. Лексическая тема «Птицы в русских сказках». |
2 |
|
2. |
Дифференциация звуков и букв Щщ – Шш. Лексическая тема «Насекомые». |
2 |
|
3. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
4. |
Звук и буквы Цц. Лексическая тема «Рыбы». |
1 |
|
5. |
Дифференциация звуков и букв Цц – Щщ. Лексическая тема «Охрана здоровья. Отдых и труд дома». |
2 |
|
6. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
Предлоги. Дифференциация предлогов. |
|||
1. |
Дифференциация предлогов под – над. |
3 |
|
2. |
Дифференциация предлогов в – на. |
3 |
|
3. |
Дифференциация предлогов из – в. |
3 |
|
4. |
Дифференциация предлогов без – с. |
3 |
|
5. |
Дифференциация предлогов у – перед. |
3 |
|
6. |
Дифференциация предлогов напротив – у. |
3 |
|
Коррекционная работа на синтаксическом уровне. |
|||
1. |
Повествовательное предложение. Лексическая тема «Режим дня». |
1 |
|
2. |
Вопросительное предложение. Лексическая тема «Режим питания». |
1 |
|
3. |
Восклицательное предложение. Лексическая тема «Май – конец весны». |
1 |
|
4. |
Проверочный диктант. |
1 |
|
5. |
Контрольный диктант. |
1 |
|
|
Заполнение речевых карт. Составление графиков. |
|
с 15 по 31 мая |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.