Перспективное планирование
коррекционно – логопедической работы
по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР
для группы учащихся
5 класса
Пояснительная записка.
Данное перспективное планирование составлено на основе методических рекомендаций по преодолению общего
недоразвития речи у младших школьников (И. Н. Садовникова, Р. И. Лалаева, Л. Н. Ефименкова, Г. Г. Мисаренко,
Л. Г. Парамонова, А. В. Ястребова, А. К. Аксёнова, В. В. Воронкова и др.), программ специальных (коррекционных
общеобразовательных учреждений VIII вида для начальной школы в соответствии с инструктивным письмом министерства
образования РФ от 20. 06. 2002 г. № 29/2194-6 «Рекомендации по организации логопедической работы в специальном
(коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».
Перспективный план коррекционно – логопедической работы рассчитан примерно на 90 учебных часов (из расчёта трёх занятий в неделю в течение 30 учебных недель).
Структура перспективного планирования.
Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы включает следующие разделы:
1. Пояснительная записка.
2. Характеристика группы.
3. Задачи коррекционного обучения.
4. Календарно – тематический план работы.
5. Перспективный план работы.
6. Планируемые результаты коррекционно – логопедического обучения.
Календарно – тематический план работы с группой обучающихся 5 класса
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР
№ п/п |
Темы занятий |
Примерное количество часов |
Примечания |
1 |
Обследование лексико-грамматического строя речи. с 1.09 по 15.09 |
|
с 1 по 15 сентября |
2 |
Обследование звукопроизношения и просодической стороны речи. |
|
с 1 по 15 сентября |
3 |
Обследование связной речи. |
|
с 1 по 15 сентября |
Уточнение акустико – артикуляционной характеристики слогообразующих фонем и согласных звуков. |
|||
1 |
Звуки и буквы. Алфавит. Квартира, комната. |
1 |
|
2 |
Гласные звуки. Простые формы звукового анализа Ранняя осень. |
1 |
|
3 |
Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа. Продукты питания. |
1 |
|
4 |
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. а-я о-е у-ю ы-и э-е Осень в лесу. |
1
2 2 2 2 1 |
|
5 |
Диктант |
1 |
|
6 |
Буква Ь. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. Дикие животные. |
4 |
|
7 |
Разделительный Ь. Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков. Огород. |
2 |
|
8 |
Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака. Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса. Семья. |
1 |
|
9 |
Проверочная письменная работа. |
1 |
|
Уточнение акустико – артикуляционной характеристики звонких и глухих согласных. |
|||
1 |
Парные звонкие - глухие согласные. Образование относительных прилагательных. Игрушки. |
1 |
|
2 |
Звуки В – Ф, В’ – Ф’. Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов. Зимующие птицы. |
5 |
|
3 |
Звуки Б - П, Б’ – П’. Употребление форм родительного падежа множественного числа существительных. Животные зоопарка. |
5 |
|
4 |
Звуки Д - Т, Д’ – Т’. Закрепление в речи структуры распространенного предложения. Наш дом. |
5 |
|
5 |
Звуки З – С, З’ – С’. Согласование существительного с прилагательным в роде и числе. «Зима». |
4 |
|
6 |
Звуки Г – К, Г’ – К’. Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде. Дикие птицы. |
5 |
|
7 |
Звуки Ж-Ш. Правописание ЖИ-ШИ. Забавы детей зимой. |
4 - 5 |
|
8 |
Письменная проверочная работа. |
1 |
|
9 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова. Подбор проверочных слов путем изменения формы слова. Полевые растения. |
3 - 2 |
|
10 |
Звонкие и глухие согласные в середине слова. Подбор к предлагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу. Сказки. |
3 - 2 |
|
11 |
Письменная проверочная работа по пройденным темам. |
1 |
|
Уточнение акустико – артикуляционной характеристики гласных и согласных звуков. |
|||
1 |
Звуки и буквы с – ш. Транспорт. Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что? |
3 |
|
2 |
Звуки з – ж. Зима. Общее понятие о частях речи. |
3 |
|
3 |
Звуки и буквы с – щ. Животные (разных лексических групп). Образование глаголов от существительных. |
3 |
|
4 |
Звуки и буквы с – з – ц. Охрана здоровья. Различение формы слова, обозначающего действия предмета. |
4 |
|
5 |
Письменная работа. |
1 |
|
6 |
Звуки и буквы р – л, р’ – л’. Сад. Образование относительных прилагательных. |
5 |
|
7 |
Звуки и буквы г – к – х Лес. Предлог как отдельное слово. |
4 |
|
8 |
Буквы б – д Звери и птицы. Родственные слова. |
3 |
|
9 |
Буквы п – т. Пословицы. Единообразное написание в родственных словах. |
3 |
|
10 |
Буквы о – а. Животные (уменьшительно-ласкательная форма существительных). Имена собственные. |
2 |
|
11 |
Письменная работа. |
1 |
|
12 |
Итоговая письменная работа. |
1 |
|
|
Заполнение речевых карт. Составление графиков. |
|
с 15 по 31 мая |
Характеристика группы
№ п/п |
Ф.И. |
Логопедическое заключение |
Характер нарушения письма |
Дата зачисления |
Примечание |
1 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
|
2 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
|
3 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии. |
|
|
|
4 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типу смешанной дисграфии. |
|
|
|
5 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии. |
|
|
|
6 |
Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР. |
По типы акустической дисграфии. |
|
|
Задачи коррекционного обучения:
1.Развитие фонематических процессов.
2. Развитие навыка анализа и синтеза звуко – слогового состава слова.
3. Уточнение значений, имеющихся у детей слов и дальнейшее обогащение словарного запаса как путём накопления новых
слов, являющимися различными частями слова, так и за счёт развития умения активно пользоваться различными способами
словообразования.
4. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём овладения учащимися моделями различ-
ных синтаксических конструкций.
5. Развитие у детей полноценных представлений о морфемном составе слова.
6. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.
7. Создание предпосылок к осознанному усвоению таких важных тем программы обучения русскому языку¸ как безударные
гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи; правописание гласных и согласных в приставках и
суффиксах.
8. Развитие навыка связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.
9. Установление логики (связности, последовательности), точное и чёткое формулирование мысли в процессе подготовки
связного высказывания.
10 Развитие понимания логико – грамматических отношений.
11. Дифференциация смешиваемых фонем.
12. Развитие психических процессов.
13. Развитие просодической стороны речи.
№
|
Тема |
Развитие фонематических процессов |
Лексико-грамматический материал Связная речь |
Развитие общеучебных и специальных умений и на- выков Развитие и коррекция психических процессов |
Развитие общей и мелкой моторики |
Основные требования к знаниям и умениям уч-ся в конце изучаемой темы |
К-во ча- сов Дата |
|||||||||||
|
||||||||||||||||||
1 |
Звуки и буквы. Алфавит. Квартира, комната. |
|
Назначение алфавита. Запись слов по алфавиту. Нахождение ошибок в расположении слов по алфавиту. Стихи о буквах, звуках. Обогащение и уточнение словаря по теме «Квартира, комната». Подробное рассказывание учащихся о своей деятельности по плану «Как надо убирать комнату». |
Развитие навыков анализа и сравнения; умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Формирование монологической речи. |
Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек. |
Знать понятия звук и буква. Порядок и названия букв в алфавите. Уметь различать звук и букву, записывать слова в алфавитном порядке. Знать порядок уборки своей комнаты. |
|
|||||||||||
2 |
Гласные звуки. Простые формы звукового анализа Ранняя осень. |
Узнавание звука по показу беззвучной артикуляции. Узнавание гласного звука в ряду других гласных, в начале, середине, в конце слова. Слогообразующая роль гласных. |
Обогащение и уточнение словаря по теме «Ранняя осень». Заучивание стихотворения об осени. |
Развитие навыка анализа; слухового, зрительного, тактильного восприятия; аналитико-синтетического мышления. |
Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек. |
Знать и называть гласные I-II ряда. Уметь владеть простыми формами звукового анализа. Уметь описывать явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе группировки предметов по их признакам. |
|
|||||||||||
3 |
Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа. Продукты питания. |
Упражнять учащихся в определении количества и последовательности звуков в слове. |
Повторение понятия согласный звук. Характеристика согласного звука. Какие бывают согласные звуки (глухие – звонкие, твердые – мягкие). Обобщение и классификация понятия «Продукты питания». Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин» (какой сок (компот) нужен? яблочный, грушевый). Образование относительных прилага тельных (яблочный). Составление диалога между продавцом и покупателем. |
Развитие умения владеть сложными формами зву-кового анализа; умения устанавливать последо-вательность событий, творческое воображение. Развитие словообразова тельной функции речи. Развитие диалогической речи, внимания к речи собеседника. |
Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек. |
Знать основные характеристики сог- ласных. Уметь отличать согласные от гласных, определять количество и последовательность звуков в слове. Уметь образовывать относительные прилагательные. |
|
|||||||||||
4 |
Согласные твердые и мягкие. Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда. а-я о-е у-ю ы-и э-е Осень в лесу. |
Упражнения в слухопроизноси тельной дифференциации твердых и мягких согласных б-б’; в-в’; … в слогах да-дя…; в словах мал-мял … |
Повторение парных гласных. Гласные I и II ряда. Гласные I ряда живут на первом этаже и «сидят» на твердой скамейке и дружат с твердыми согласными, а гласные II ряда живут на втором этаже и «сидят» на мягком диванчике и дружат с мягкими согласными. Состав ление рассказа по сюжетной картине, используя опорные предметные картинки. |
Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках явления, действия. |
Развитие объёма движений. Вылаживание из палочек фигуры. |
Знать парные гласные. Уметь на письме обозначать мягкость согласных посредством гласных II ряда. Уметь составлять рассказ по сюжетной картине с ис-пользованием опорных предметных картинок. |
|
|||||||||||
5 |
Диктант |
День рождения. В воскресенье у меня день рождения. Мама накрыла праздничный стол. Здесь вазы с яблоками и ягодами. На тарелке большой арбуз. Отец принес корзину цветов. В пять часов придут гости. |
|
|||||||||||||||
6 |
Буква Ь. Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь. Дикие животные. |
Сравнение по смыслу, произно шению слова типа жар-жарь. Звуко - буквенный анализ слов с мягким знаком. |
Повторить: на письме Ь обозначает, что согласный произносится мягко. Мягкий знак не имеет звука. Записать слова в единственном числе (кони-конь, двери-дверь). Составление рассказов – описаний по предметным картинкам «Лось», «Олень». Описание основных свойств предметов по вопросам логопеда. Сравнение предметов по описанию. |
Игра «Четвертый лишний». Развитие умения сравнивать. |
Стр. 67 Узорова Стр.11 Узорова Развитие объёма движений. |
Знать назначение буквы Ь; способ обозначения мягкости согласных на письме. Уметь различать на слух и на письме твердые и мягкие согласные. |
|
|||||||||||
7 |
Разделительный Ь. Слитное и раз-дельное произ-ношение согласного и гласного звуков. Огород. |
Слоговые дорож-ки типа: ля-лья, ло-лье. Звуко - буквенный анализ и дифференциация слов типа: полет-польет. |
Повторение: что показывает Ь ?, первая работа Ь. Разделительный Ь (вторая работа Ь) показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно. Выделение раздельного Ь в словах. Упражнения в словообразовании: лисий-лисья, лить-лью. Обогащение словаря по теме «Огород». Образование слов по образцу: лить-лью, полить-полью. Составление рассказа по серии сюжетных картинок «На огороде». |
Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения устанав-ливать закономерность. Формирование умения составлять связной рассказ, соблюдая последователь ность в передаче событий. |
Развитие объёма движений. Вылаживание фигуры из палочек. |
Знать – что показывает разделительный Ь. Уметь произносить согласный и гласный звуки, слитно и раздельно. |
|
|||||||||||
8 |
Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака. Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком. Правила переноса. Семья. |
Слоговые дорож ки. Дифференциация на слух и на письме слов с Ь – разделительным и Ь – мягким. Сравнение и запись слов типа: семя-семья, коля-колья.
|
Проверочный слуховой диктант. Семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; котята, Ульяна, стулья, порядок, поленья. Составление рас-сказа «Моя семья» по аналогии (сначала рассказ составляет логопед, затем дети).
|
Развитие умений анализировать, сравнивать. Формирование языковой интуиции. |
Развитие координации движений. Работа с пазлами. |
Знать правило переноса слов с разделительным Ь. Уметь переносить слова с разделительным Ь.
|
|
|||||||||||
9 |
Проверочная письменная работа. |
Домик для щенков. У собаки Пальмы пять щенят. Мы строим им маленький домик у крыльца. Я тащу куски кирпича. Друзья ищут сучья для крыши. Сверху положили старое пальто. Теперь щенки будут жить в домике. |
Активизация долговременной памяти. Развитие аналитико-синте-тического мышления, устойчивости внимания. |
Комплекс общеукрепляющих упражнений. |
Знать правила правописания мягкого знака для показа на письме мягкости согласного и раздели-тельного Ь. Уметь применять данные правила на письме. |
|
||||||||||||
III Уточнение акустико – артикуляционной характеристики звонких и глухих согласных. |
||||||||||||||||||
1 |
Парные звонкие-глухие согласные. Образование относительных прилагательных. Игрушки. |
Звуковые домики. Звуковые человеч-ки (с колоколь-чиком на шапочке и без). Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам. |
Игра «Магазин игрушек» Образование относительных прилагательных. Из чего сделана игрушка, какая она? Заяц меховой. Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка» по данному началу. |
Формирование умения составлять связной рассказ, соблюдая последователь ность в передаче событий. |
Развитие координации движений. Шнуровка. |
Знать парные звонкие-глухие согласные. Уметь различать звонкие - глухие согласные по артикуляционно-акустическим признакам. |
|
|||||||||||
2 |
Звуки В – Ф, В’ – Ф’. Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов. Зимующие птицы. |
Выделение звуков Ф и В, Ф’ и В’ из слов в начальной позиции. Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Соотношение звуков с буквами Ф, В. Звуко-буквенный анализ слов, отличающихся одним звуком (например: влаги-флаги).
|
Родственные слова. Составление словосочетаний с родственными словами. Правописание звонких и глухих согласных в слове. Правило написания предлогов со словами. |
Игра «Четвертый лишний» Загадки о птицах. Игра «Что изменилось» - развитие зрительной памяти. Совершенствование ритмической организации речи. |
Развитие координации движений. Шнуровка. |
Знать артикуляционно-акустические признаки звуков В - Ф, В’ – Ф’. Уметь дифференциро вать В-Ф в устной и письменной реи. |
|
|||||||||||
3 |
Звуки Б-П, Б’ – П’. Употребление форм родительного падежа мно-жественного числа существитель-ных. Животные зоопарка. |
Запись слов в две колонки по наличию П-Б Определение места звука в слове – работа с цифровым рядом. Формирование умения выделять слова с заданным звуком. |
Обогащение словаря за счет введения в активный словарь новых слов. Игра «У кого что есть?» «У кого чего нет?» (У бегемота есть рога? У бегемота нет рогов? Составление рассказа из личного опыта «Когда я был в зоопарке», «Когда я смотрел передачу по те-левизору». |
Развитие сравнительного анализа.
|
Развитие координации движений. Шнуровка. |
Знать особенности звучания и образования звуков Б - П, Б’ – П’. Уметь отличать звонкий звук от глухого; правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных. |
|
|||||||||||
4 |
Звуки Д - Т, Д’ – Т’. Закрепление в речи структуры распространен-ного предложения. Наш дом. |
Повторение парных звонких и глухих согласных. Выделение пар ных согласных из слов по предмет ной картинке (дом-том).Сравне ние Д, Т по артикуляции. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т, д в слогах, словах-паронимах дачка-тачка, дочка-точка. |
Вписать пропущенные буквы д, т. С полученными словами составить предло-жения. Составление рас-сказа «Наш дом» используя предметные картинки (дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава).
|
Умение анализировать, сравнивать. |
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать сходство и различие звуков д, т. Уметь дифференциро вать т-д в слогах, словах. |
|
|||||||||||
5 |
Звуки З – С, З’ – С’. Согласование существитель-ного с прилага-тельным в роде и числе. «Зима». |
Выделение звуков С и З из слов. Сравнение по артикуляции (сход ство, различие). Соотношение звуков с буквами З, С. |
Образование новых слов посредством приставки ЗА (сыпать-засыпать). Игра «Исправить ошибку» с опорой на картинку (лето снежное, солнце неяркое). Игра «Что бывает? Зимний…, зимняя…, зимнее…. По прослушанному началу рассказа составить его конец. Описание предмета по прочитанному тексту и рисунку. |
Развитие зрительно-моторного запоминания. Формирование навыка самоконтроля. |
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать артикуляционно-акустические признаки звуков з, с. Уметь указывать место звука в слове с опорой на цифровой ряд. Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе. Уметь описывать предмет по рисунку. |
|
|||||||||||
6 |
Звуки Г – К, Г’ – К’. Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде. Дикие птицы. |
Дифференциация звуков г, к в слогах, словах – паронимах (гора-кора). Устный диктант (поднять букву К или Г по наличию звука. Определить место звука в словах ( с опорой на циф-ровой ряд). Запись предложе ний графически. |
Обогащение словаря по теме «Дикие птицы». Изменение глаголов прошедшего времени в числе и роде (ласточка улетела, ласточки улетели). Изложение по предложенному логопедом тексту и плану «Из жизни птиц». |
|
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать отличие звуков г, к. Знать названия диких птиц. Уметь дифференциро вать звуки г, к в слогах, словах. Уметь излагать мысли по предъявленному плану. |
|
|||||||||||
7 |
Звуки Ж-Ш. Правописание ЖИ-ШИ. Забавы детей зимой. |
Выделение звуков из слогов, слов. Сравнение, соотношение с буквами Ш, Ж. Сопоставление слов-паронимов по смыслу и зву-чанию (шар-жар…).
|
Записать слова в две колонки. Повторение пра-вила написания слогов ШИ-ЖИ, вписать слоги в слова: ска…, …петь, лы…, кру…ть, су…ть и т.д. Отгадывание загадки «Бегут по дорожке доски да ножки» (лыжи). Составление рассказа по сюжетной картине, опор ным словом «Зимние забавы». |
Формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы. Развитие коммуникативной функции речи. |
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать чем отличаются звуки Ж-Ш; зимние и летние забавы детей. Уметь сопоставлять и образовывать слова-паронимы. |
|
|||||||||||
8 |
Письменная проверочная работа. |
Школьный двор. Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Мальчики прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками детей. |
Активизация долговремен ной памяти. Развитие устойчивого внимания, аналитико-синтетического мышления, Развитие орфо графической зоркости. |
Комплекс общеукрепляющих упражнений. |
|
|
||||||||||||
9 |
Звонкие и глухие согласные на конце слова. Подбор про-верочных слов путем изменения формы слова. Полевые растения. |
Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания звонких и глухих согласных на конце слова.
|
Проверка сомнительных согласных в словах: а) устно – с перекидыванием мяча; б)письменно (выборочно лед-ледок (д), рожь-ржи (ж)) Вставить пропущенные буквы в пословицы: Кто любит тру…, того люди чтут. Спасибо моро…., что снегу нане…. Обогащение и уточнение словаря по теме «Полевые растения». В поле рожь. На складе нет ржи. Пересказ сказки «Петушок» по серии сюжетных картинок. |
Развитие орфографической зоркости. Формирование умения пользоваться на практике полученными знаниями. |
Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами. |
Знать парные звонкие-глухие согласные; правило глухих и звонких согласных на конце слова. Уметь подбирать проверочные слова. |
|
|||||||||||
10 |
Звонкие и глухие согласные в середине слова. Подбор к пред-лагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу. Сказки. |
Подобрать слова, соответствующие данным схемам ____ ____шка (чашка, мышка, кошка и др.) ____ ____жка (ножка, ложка, пряжка….) |
Повторение правила право-писания звонких - глухих согласных на конце слова. Рассмотреть и назвать предметные картинки (чашка – ложка). Проверить сомнительные согласные в словах (используя сказку «Три медведя»).Сказка, ложка, ножка, кружка, чашка и т.д.Творческая работа. Рассказывание сказки «Три медведя», но с необычным концом. |
Развитие аналитической функции мышления, воображения.
|
Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами. |
Знать правило написания и проверки парных звонких-глухих согласных в середине слова. Уметь применять правило правописания звонких - глухих согласных в середине слова. |
|
|||||||||||
11 |
Письменная проверочная работа по пройденным темам. |
Кормушки. Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и п арках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири. |
Активизация долговременной памяти. Развитие устойчивости внимания, аналитико-синтетического мышления. |
Комплекс общеукрепляющих упражнений |
|
|
||||||||||||
IV Уточнение акустико – артикуляционной характеристики гласных и согласных звуков |
||||||||||||||||||
1 |
Звуки и буквы с – ш. Транспорт. Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что? |
Выделение звуков с, ш из слов. Сравнение по артикуляции (используя таблицу, подчеркивая различия). Соотнесение звуков с, ш с буквами. Сопоставление слов-паронимов (споры-шпоры, басня-башня). |
Повторение гласных и согласных звуков. Стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный». Узнать стихотворение: Закричал он «Что за шутки!» Еду я вторые сутки!... Найти слова-паронимы. Вспомнить на чем ехал герой стихотворения, еще какие виды транспорта знаете. Нахождение слов в стихотворении, отвечающие на вопросы: Кто? Что? |
Развитие мыслительных операций. Сравнение обобщение анализа. Формирование самоконт роля за речью, уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина». |
Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами. |
Знать что одушевлен ные предметы отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что? Уметь находить существительные со звуками с и ш.
|
|
|||||||||||
2 |
Звуки з – ж. Зима. Общее понятие о частях речи. |
Повторение: какие согласные звуки называются звонкими (голос + шум) голос работает. Вычленение зву ков з, ж из слов. Сравнительная артикуляционная характеристика. Соотнесение звуков с буквами З, Ж (на какие буквы похожи буквы З, Ж (з, ж). Устный диктант слов (поднять букву З или Ж). |
Изменить слова по образцу (водить -вожу, резать -…, мазать - …., скользить -….) Вставить в предложения подходящие по смыслу слова, которые являются различными частями речи. Подчеркнуть существи тельные, глаголы, прилагательные. Наступила суровая ______. Ударил_______ мороз. Зимняя стужа сковала _______. На снегу видны_______зверей. Под елкой _________ заяц. Зима – самое _____ время для лесных жителей. |
|
Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами. |
Знать на какие вопросы отвечают существи-тельные, глаголы и прилагательные. Уметь выделять из предложения по вопросам существи тельные, глаголы и прилагательные. Уметь дифференциро вать звуки з, ж в слогах, словах. |
|
|||||||||||
3 |
Звуки и буквы с – щ. Животные (разных лексических групп). Образование глаголов от су-ществительных. |
Повторение: глухие согласные звуки. Сравнение звуков с - щ по арти-куляции. Дифференциация звуков в слогах, словах. Составление предложений со словами-паронимами: сели-щели. Разложение в два ряда предметных картинок, в названии которых имеются указанные звуки. |
Образование глаголов от существительных блеск – блещет, писк, плеск, треск, поиск, свист. Соотнести данные слова с предметными картинками, составить предложения (например: Щука плещет хвостом.) Нарисуй слове-сную картинку, используя образованные глаголы и предметные картинки. |
Развитие сравнительного анализа устойчивого вни-мания. Формирование репродуктивной памяти, положительной мотива-ции. |
Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками. |
Знать обобщающие названия изученных групп предметов по теме «Животные». Уметь на письме разли-чать звуки с - щ. |
|
|||||||||||
4 |
Звуки и буквы с – з – ц. Охрана здоровья. Различение формы слова, обозначающего действия предмета. |
Сравнительная характеристика. Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях. Графический диктант. (Над лесом взошло солнце. – с з ц). |
Повторение имен существительных Повторение свистящих звуков. Беседа об охране здоровья, опираясь на опыт детей используя карточки со словами. Нахождение слов, обозначающих действия в предложении, тексте. К названиям действий поставить вопрос. |
Развитие долговременной памяти, умения анализиро вать, сравнивать. Формирование умения подбирать нужную лексику в ходе беседы. |
Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками. |
Знать названия предметов и действий. Уметь находить глагол по вопросам, согласо-вывать существитель-ное с глаголом. |
|
|||||||||||
5 |
Письменная работа. |
Гроза. Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Солнце спряталось. В роще замолкли птицы. В небе сверкнула молния. Хлынул сильный дождь. |
Развитие долговременной памяти, орфографической зоркости. Развитие самоконтроля. |
Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками. |
Знать правила звукобуквенного анна Аа. Уметь писать под диктовку, понимать указания учителя-логопеда. |
|
||||||||||||
6 |
Звуки и буквы р – л, р’ – л’. Сад. Образование относительных прилагательных. |
Вычленение звуков р – л, р – л из слов. Сравнение по артикуляторно-акустическим признакам. Работа по развитию буквенного гнозиса.
|
Повторение: части речи. Закрепление в словаре обобщающих понятий «деревья», «кустарники», «цветковые растения, ягоды». Упражнение «Лишнее слово». (Груша -спелая, сочная, желтая, зеленая, душистая, большая). Образование относительных при-лагательных (варенье из сливы – сливовое и т.д., сад – яблоневый. Составить рассказ «Друзья и вредители сада». Сезонные работы в саду. |
Формирование умения сравнивать, обобщать, группировать. |
Расслабление мышц всего тела. Шнуровка. |
Знать обобщающие понятия «деревья», «кустарники», «ягоды», «цветковые растения». Уметь различать на слух, в собственной речи и на письме звуки р – л, р – л. Уметь использовать прилагательные в своей речи. |
|
|||||||||||
7 |
Звуки и буквы г – к – х Лес. Предлог как отдельное слово. |
Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие). Дифференциация г – к – х в словах, слогах. |
Повторение: на какие вопросы отвечают существительные, прила-гательные, глаголы. Сопоставить по смыслу, звучанию и написанию (год-кот-ход, мог – мок –мох, гадки – кадки –хатки, группка – крупка- хрупко). Составление словосоче таний с данными словами. Закрепление в словаре обобщающих понятий «Хвойные и лиственные деревья», «кустарники», «травы», «грибы», «обита тели леса». Составление рассказа по опорным словам «В лесу»: утро, лукошко, грибы, ракита, ольха, грибное место, мох, кусты используя предлоги: до, без, под, над, около, перед.
|
Развитие устойчивого внимания, творческого воображения, языковой интуиции. Формирование умения обобщать, ориентироваться в пространстве. |
Расслабление мышц всего тела. Шнуровка. |
Знать предлоги, их назначение и правописание. Уметь различать предлоги как отдельное слово на письме и в речи. |
|
|||||||||||
8 |
Буквы б – д Звери и птицы. Родственные слова. |
Выделение начального звука. Уточнение артикуляции б – звонкий, согласный взрывной, преграда сомкнутые губы. Затем звук д –согласный звонкий взрывной преграда – кончик языка упирается в верхние десны резцов. Соотнесе ние звука с буквой. Графичес кая запись слов-картинок по теме «Звери, птицы» т.е. все картинки шифруются. |
Повторение: звуки и буквы. Сравнение буквы б с очертаниями белки д – дятел. Чтение слогов (шрифт рукописный). Поэлементная запись букв с проговариванием. Выборочный диктант. Подбор родственных слов, установление общей части и общности смысла. Придумать загадку – описание по картинкам.
|
Развитие зрительно –пространственной ориентации, буквенного гнозиса. Формирование умения дифференцировать, обобщать. |
Стр.54, 42 Узорова. Расслабление мышц всего тела. |
Знать что такое корень, чем отличаются буквы б и д. Уметь подбирать родственные слова, выделять корень. Уметь дифференциро вать обобщающие понятия «Звери, птицы». |
|
|||||||||||
9 |
Буквы п – т. Пословицы. Единообразное написание в родственных словах. |
Повторение: чем отличается звук от буквы? Выделение звуков п, т. Сравнитель ная характеристи А. Соотнесение звуков п и т с буквами |
Сказка «Торопыжкина беда» (Ефименкова Л.И. «Организация и методы коррекционной работы логопеда» с.227).Сколько ножек у п, а у т? Цифро вой диктант. Вместо цифры написать букву (Например: 3, 2, 3; т, п, т) Составление словосочета ний: Тяжелая Т ачка Старая П Пустая Т ара Танцевальная Прочитать и запомнить поговорки. Вставить буквы п или т в пословицы ( -руд корми-, а лень -ор-и-). |
Развитие зрительного и буквенного гнозиса. Формирование зрительно-пространственного восприятия. |
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать отличительные признаки букв п и т. Уметь выделять корень в словах, подбирать проверочные слова, находить безударные гласные дифференциро вать на письме буквы п и т. |
|
|||||||||||
10 |
Буквы о – а. Животные (уменьшительно-ласкательная форма существи тельных). Имена собственные. |
Сравнение артику ляции звуков а-о: а) с голосом; б) беззвучно в) условно-графически. Обратить внима ние на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. Соотнесе ние звуков с буквами рукопис ного шрифта: а, о. Графическая запись предложений с буквами а и о |
Повторение: гласные и согласные. Отработка соединения букв а и о в слогах, словах. Прочитать и записать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные гласные а и о. «Котик и козлик». Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. Какие слова называются именами собственными. Найти и выписать собственные имена из текста. Право писание имен собствен ных. Чтение и пересказ рассказов о животных. |
Развитие прост-ранственной ориентации, буквенного гнозиса, тактильных ощущений. Формирование графической зоркости. |
Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы. |
Знать название собственных имен, правописание соб-стственных имен. Уметь выделять имена собственные из текста. Уметь отличать на письме и при чтении гласные а и о. |
|
|||||||||||
11 |
Письменная работа. |
Рыбки. Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок и мох. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотистыми. Обрадовался Витя. Еще красивей стали рыбки. |
Развитие письменной речи, долговременной памяти, орфографической зоркости. |
Комплекс общеукрепляющих упражнений. |
Знать изученные ранее правила правописания. Уметь писать под диктовку. |
|
||||||||||||
12 |
Итоговая письменная работа. |
На лужайке. Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвел душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидали ежика. Он свернулся в клубочек. Они не тронут ежа. Девочки собирают цветы. Саша рвет щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой. |
Выработка грамотного и аккуратного письма. Развитие навыков самоконтроля. |
Комплекс общеукрепляющих упражнений. |
Знать правила письма под диктовку. Уметь анализировать, синтезировать запи-сываемые слова, предложения. |
|
||||||||||||
Заполнение речевых карт. Составление графиков. С15.05 по 31.05 |
||||||||||||||||||
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.