Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 5 класса

  • docx
  • 23.10.2022
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР для группы учащихся 5 класса (для детей с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями))
Иконка файла материала 5 клас.docx

Перспективное планирование

коррекционно – логопедической работы

по преодолению недостатков письменной речи, обусловленных СНР

для группы учащихся

5 класса

 

Пояснительная записка.

 

Данное   перспективное  планирование  составлено  на  основе    методических    рекомендаций  по  преодолению    общего

   недоразвития   речи    у      младших    школьников  (И. Н. Садовникова,   Р. И. Лалаева,   Л. Н. Ефименкова,    Г. Г. Мисаренко,

   Л. Г. Парамонова,   А. В.   Ястребова,   А. К. Аксёнова,    В. В. Воронкова   и  др.),   программ     специальных   (коррекционных

   общеобразовательных  учреждений  VIII  вида  для начальной  школы  в соответствии с инструктивным письмом министерства

   образования  РФ  от  20.  06.  2002 г.  № 29/2194-6   «Рекомендации  по   организации    логопедической    работы в специальном

   (коррекционном) образовательном учреждении VIII вида».

Перспективный    план     коррекционно – логопедической     работы    рассчитан  примерно на 90  учебных часов (из расчёта  трёх   занятий в неделю в течение 30 учебных недель).

 

Структура перспективного планирования.

Перспективное планирование коррекционно – логопедической работы включает следующие разделы:

     1. Пояснительная записка.

2. Характеристика группы.

3. Задачи коррекционного обучения.

4. Календарно – тематический план работы.

5. Перспективный план работы.

6. Планируемые результаты коррекционно – логопедического обучения.

 

 

 

 

 

Календарно – тематический план работы с группой обучающихся 5 класса

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР

 

№ п/п

Темы занятий

Примерное количество часов

Примечания

1

Обследование лексико-грамматического строя речи.                                                                                                                                      с 1.09 по 15.09

 

с 1 по 15 сентября

2

Обследование звукопроизношения и просодической стороны речи.                                                                                                                

 

с 1 по 15 сентября

3

Обследование связной речи.                                                                                                                                                                                  

 

с 1 по 15 сентября

Уточнение акустико – артикуляционной характеристики слогообразующих фонем и согласных звуков.

1

Звуки и буквы.

Алфавит.

Квартира, комната.

1

 

2

Гласные звуки.

Простые формы звукового анализа

Ранняя осень.

1

 

3

Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа.

Продукты питания.

1

 

4

Согласные твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда.

а-я        

о-е

у-ю

ы-и

э-е

Осень в лесу.

1

 

2

2

2

2

1

 

5

Диктант

1

 

6

Буква Ь.

Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

Дикие животные.

4

 

7

Разделительный    Ь.

Слитное и раздельное произношение согласного и гласного звуков.

Огород.

2

 

8

Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака.

Правописание слов с разделительным мягким знаком. Правила переноса.

Семья.

1

 

9

Проверочная письменная работа.

1

 

Уточнение акустико – артикуляционной характеристики звонких и глухих согласных.

1

Парные звонкие - глухие согласные.

Образование относительных прилагательных.

Игрушки.

1

 

2

Звуки В – Ф, В’ – Ф’.

Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов.

Зимующие птицы.

5

 

3

Звуки Б - П, Б’ – П’.

Употребление форм родительного падежа множественного числа существительных.

Животные зоопарка.

5

 

4

Звуки Д - Т, Д’ – Т’. Закрепление в речи структуры распространенного предложения.

Наш дом.

5

 

5

Звуки З – С, З’ – С’.

Согласование существительного с прилагательным в роде и числе.

«Зима».

4

 

6

Звуки Г – К, Г’ – К’.

Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде.

Дикие птицы.

5

 

7

Звуки Ж-Ш.

Правописание ЖИ-ШИ.

Забавы детей зимой.

4 - 5

 

8

Письменная проверочная работа.

1

 

9

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Подбор проверочных слов путем изменения формы слова.

Полевые растения.

3 - 2

 

10

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Подбор к предлагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу.

Сказки.

3 -  2

 

11

Письменная проверочная работа по пройденным темам.

1

 

 Уточнение акустико – артикуляционной характеристики гласных и согласных звуков.

1

Звуки и буквы с – ш.

Транспорт.

Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что?

3

 

2

Звуки з – ж.

Зима.

 Общее понятие о частях речи.

3

 

3

 Звуки  и буквы с – щ.

Животные (разных лексических групп).

Образование глаголов от существительных.

3

 

4

 Звуки  и буквы с – з – ц.

Охрана здоровья.

Различение формы слова, обозначающего действия предмета.

4

 

5

Письменная работа.

1

 

6

Звуки и буквы р – л, р’ – л’.

Сад.

Образование относительных прилагательных.

5

 

7

Звуки  и буквы г – к – х

Лес.

 Предлог как отдельное слово.

4

 

8

Буквы б – д

Звери и птицы.

Родственные слова.

3

 

9

Буквы п – т.

Пословицы.

Единообразное написание в родственных словах.

3

 

10

Буквы о – а.

Животные (уменьшительно-ласкательная форма существительных).

Имена собственные.

2

 

11

Письменная работа.

1

 

12

Итоговая письменная работа.

1

 

 

Заполнение речевых карт. Составление графиков.                                                                                                                                          

 

с 15 по 31 мая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Характеристика группы

№ п/п

Ф.И.

Логопедическое заключение

Характер нарушения письма

Дата зачисления

Примечание

1

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

2

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

3

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии.

 

 

4

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типу смешанной дисграфии.

 

 

5

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии с элементами оптической дисграфии.

 

 

6

Недостатки чтения и письма, обусловленные СНР.

По типы акустической дисграфии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задачи коррекционного обучения:

1.Развитие фонематических процессов.

2. Развитие навыка анализа и синтеза звуко – слогового состава слова.

3. Уточнение  значений,  имеющихся у  детей  слов и дальнейшее  обогащение словарного запаса как путём накопления новых

слов, являющимися различными  частями слова,  так и  за счёт развития умения активно пользоваться различными способами

словообразования.

4. Развитие и совершенствование грамматического оформления связной речи путём  овладения учащимися моделями различ-

ных синтаксических конструкций.

5. Развитие у детей полноценных представлений о морфемном составе слова.

6. Уточнение значений используемых синтаксических конструкций.

7. Создание предпосылок к осознанному усвоению таких важных тем программы обучения русскому языку¸ как безударные

гласные в корне; родовые, падежные окончания различных частей речи; правописание гласных и согласных в приставках  и

суффиксах.

8. Развитие навыка связного высказывания: программирование смысла и смысловой культуры высказывания.

9. Установление  логики  (связности, последовательности),  точное  и  чёткое  формулирование  мысли в процессе подготовки

связного высказывания.

10 Развитие понимания логико – грамматических  отношений.

11. Дифференциация смешиваемых фонем.

12. Развитие психических процессов.

13. Развитие просодической стороны речи.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№     

 

Тема

Развитие фонематических процессов

Лексико-грамматический материал

Связная речь

Развитие общеучебных и специальных умений и на- выков Развитие  и коррекция психических процессов

Развитие общей и мелкой  моторики

Основные требования к знаниям и умениям уч-ся в конце изучаемой темы

К-во

ча-

сов

Дата

I   1 Обследование лексико-грамматического строя речи.                                                                                                                                    с 01.09 по 15.09

    2 Обследование звукопроизношения и просодической стороны речи.                                                                                                             с 01.09 по 15.09

    3 Обследование связной речи.                                                                                                                                                                               с 01.09 по 15.09

II  Уточнение акустико-артикуляционной характеристики слогообразующих фонем и согласных звуков.

1

Звуки и буквы.

Алфавит.

Квартира, комната.

 

Назначение алфавита. Запись слов по алфавиту. Нахождение ошибок в расположении слов по алфавиту. Стихи о буквах, звуках. Обогащение и уточнение словаря по теме «Квартира, комната». Подробное рассказывание учащихся о своей деятельности по плану «Как надо убирать комнату».

Развитие навыков анализа и сравнения; умения переключаться с одного вида деятельности на другой. Формирование монологической речи.

Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек.

Знать понятия звук и буква. Порядок и названия букв в алфавите.

Уметь различать звук и букву, записывать слова в алфавитном порядке.

Знать порядок уборки своей комнаты.

 

2

Гласные звуки.

Простые формы звукового анализа

Ранняя осень.

Узнавание звука по показу беззвучной артикуляции. Узнавание гласного звука в ряду других гласных, в начале, середине, в конце слова.

Слогообразующая роль гласных.

Обогащение и уточнение словаря по теме «Ранняя осень». Заучивание стихотворения об осени.

Развитие навыка анализа;

слухового, зрительного, тактильного восприятия; аналитико-синтетического мышления.

Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек.

Знать и называть гласные I-II ряда.

Уметь владеть простыми формами звукового анализа.

Уметь описывать явления природы с использованием слов, усвоенных в процессе

 группировки предметов по их признакам.

 

3

Согласные звуки. Сложные формы звукового анализа.

Продукты питания.

Упражнять учащихся в определении количества и последовательности звуков в слове.

Повторение понятия согласный звук.

Характеристика согласного звука.

Какие бывают согласные звуки (глухие – звонкие, твердые – мягкие). Обобщение и классификация понятия «Продукты питания».

Проведение сюжетно-ролевой игры «Магазин» (какой сок (компот) нужен? яблочный, грушевый). Образование относительных прилага тельных (яблочный).

Составление диалога между продавцом и покупателем.

Развитие умения владеть сложными формами зву-кового анализа; умения устанавливать последо-вательность событий, творческое воображение. Развитие словообразова тельной функции речи.

Развитие диалогической речи, внимания к речи собеседника.

Расслабление мышц всего тела. Сжимание и разжимание надувных игрушек.

Знать основные характеристики сог- ласных.

Уметь отличать согласные от гласных, определять количество и последовательность звуков в слове.

Уметь образовывать относительные прилагательные.

 

4

Согласные твердые и мягкие.

Обозначение мягкости согласных посредством гласных II ряда.

а-я        

о-е

у-ю

ы-и

э-е

Осень в лесу.

Упражнения в слухопроизноси тельной дифференциации твердых и мягких согласных                                    б-б’; в-в’; … в слогах да-дя…; в словах мал-мял  …

Повторение парных гласных.

Гласные I и II ряда. Гласные I ряда живут на первом этаже и «сидят» на твердой скамейке и дружат с твердыми согласными, а гласные II ряда живут на втором этаже и «сидят» на мягком диванчике и дружат с мягкими согласными. Состав ление рассказа по сюжетной картине, используя опорные предметные картинки.

Формирование умений адекватно передавать в речи изображенные на картинках явления, действия.

Развитие объёма движений. Вылаживание из палочек фигуры.

Знать парные гласные.

Уметь на письме обозначать мягкость согласных посредством гласных II ряда. Уметь составлять рассказ по сюжетной картине с ис-пользованием опорных предметных картинок.

 

5

Диктант

День рождения.

В воскресенье у меня день рождения. Мама накрыла праздничный стол. Здесь вазы с яблоками и ягодами. На тарелке большой арбуз. Отец принес корзину цветов. В пять часов придут гости.

        

6

Буква Ь.

Обозначение мягкости согласных посредством буквы Ь.

Дикие животные.

Сравнение по смыслу, произно шению слова типа жар-жарь.

Звуко - буквенный анализ слов с мягким знаком.

Повторить: на письме Ь обозначает, что согласный произносится мягко.

Мягкий знак не имеет звука. Записать слова в единственном числе (кони-конь, двери-дверь). Составление рассказов – описаний по предметным картинкам «Лось», «Олень».

Описание основных свойств предметов по вопросам логопеда.

Сравнение предметов по описанию.

Игра «Четвертый лишний».

Развитие умения  сравнивать.

Стр. 67

Узорова

Стр.11

Узорова

Развитие объёма движений.

Знать назначение буквы Ь; способ обозначения мягкости согласных на письме.

Уметь различать на слух и на письме твердые и мягкие согласные.

 

7

Разделительный    Ь.

Слитное и раз-дельное произ-ношение согласного и гласного звуков.

Огород.

Слоговые дорож-ки типа: ля-лья,       ло-лье.

Звуко - буквенный анализ и дифференциация слов типа: полет-польет.

Повторение: что показывает Ь ?, первая работа Ь. Разделительный Ь (вторая работа Ь) показывает, что согласный и гласный звуки произносятся раздельно. Выделение раздельного Ь в словах. Упражнения в словообразовании: лисий-лисья,    лить-лью.

Обогащение словаря по теме «Огород».

Образование слов по образцу: лить-лью, полить-полью. Составление рассказа по серии сюжетных картинок

«На огороде».

Развитие мыслительных операций анализа и синтеза, умения устанав-ливать закономерность.

Формирование умения составлять связной рассказ, соблюдая последователь ность в передаче событий.

Развитие объёма движений. Вылаживание фигуры из палочек.

Знать – что показывает разделительный Ь.

Уметь произносить согласный и гласный звуки, слитно и раздельно.

 

8

Дифференциация мягкого и разделительного мягкого знака.

Правописание слов с раздели-тельным мягким знаком. Правила переноса.

Семья.

Слоговые дорож ки. Дифференциация на слух и на письме слов с Ь – разделительным и Ь – мягким.

Сравнение и запись слов типа: семя-семья, коля-колья.

 

 

Проверочный слуховой диктант.

Семья, листья, тряпка, мята, крылья, чашка, капля, хлопья; котята, Ульяна, стулья, порядок, поленья. Составление рас-сказа «Моя семья» по аналогии (сначала рассказ составляет логопед, затем дети).

 

Развитие умений анализировать, сравнивать.

Формирование языковой интуиции.

Развитие координации движений. Работа с пазлами.

Знать правило переноса слов с разделительным Ь.

Уметь переносить слова с разделительным Ь.

 

 

9

Проверочная письменная работа.

Домик для щенков.

У собаки Пальмы пять щенят. Мы строим им маленький домик у крыльца. Я тащу куски кирпича. Друзья ищут сучья для крыши. Сверху положили старое пальто. Теперь щенки будут жить в домике.

Активизация долговременной памяти.

Развитие аналитико-синте-тического мышления, устойчивости внимания.

Комплекс общеукрепляющих упражнений.

Знать правила правописания мягкого знака для показа на письме мягкости согласного и раздели-тельного Ь.

Уметь применять данные правила на письме.

 

III    Уточнение акустико – артикуляционной характеристики звонких и глухих согласных.

1

Парные звонкие-глухие согласные.

Образование относительных прилагательных.

Игрушки.

Звуковые домики.

Звуковые человеч-ки (с колоколь-чиком на шапочке и без). Сравнительная характеристика звуков по артикуляционным и акустическим признакам.

Игра «Магазин игрушек» Образование относительных прилагательных. Из чего сделана игрушка, какая она? Заяц меховой. Составление рассказа-описания «Моя любимая игрушка» по данному началу.

Формирование умения составлять связной рассказ, соблюдая последователь ность в передаче событий.

Развитие координации движений. Шнуровка.

Знать парные звонкие-глухие согласные.

Уметь различать звонкие - глухие согласные по артикуляционно-акустическим признакам.

 

2

Звуки В – Ф, В’ – Ф’.

Употребление предлогов в пересказе, правописание предлогов.

Зимующие птицы.

Выделение звуков Ф и В, Ф’ и В’ из слов в начальной позиции.

Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

Соотношение звуков с буквами Ф, В.

Звуко-буквенный анализ слов, отличающихся одним звуком (например: влаги-флаги).

 

Родственные слова. Составление словосочетаний с родственными словами. Правописание звонких и глухих согласных в слове. Правило написания предлогов со словами.

Игра «Четвертый лишний»

Загадки о птицах.

Игра «Что изменилось» - развитие зрительной памяти. Совершенствование ритмической организации речи.

Развитие координации движений. Шнуровка.

Знать артикуляционно-акустические признаки звуков В - Ф, В’ – Ф’.

Уметь дифференциро вать В-Ф в устной и письменной реи.

 

3

Звуки Б-П, Б’ – П’.

Употребление форм родительного падежа мно-жественного числа существитель-ных.

Животные зоопарка.

Запись слов в две колонки по наличию П-Б Определение места звука в слове – работа с цифровым рядом. Формирование умения выделять слова с заданным звуком.

Обогащение словаря за счет введения в активный словарь новых слов.

Игра «У кого что есть?»

          «У кого чего нет?»

(У бегемота есть рога? У бегемота нет рогов? Составление рассказа из личного опыта «Когда я был в зоопарке», «Когда я смотрел передачу по те-левизору».

Развитие сравнительного анализа.

 

Развитие координации движений. Шнуровка.

Знать особенности звучания и образования звуков Б - П, Б’ – П’.

Уметь отличать звонкий звук от глухого; правильно употреблять формы родительного падежа множественного числа существительных.

 

4

Звуки Д - Т, Д’ – Т’. Закрепление в речи структуры распространен-ного предложения.

Наш дом.

Повторение парных звонких и глухих согласных. Выделение пар ных согласных из слов по предмет ной картинке (дом-том).Сравне ние Д, Т по артикуляции. Сопоставление этих звуков с их графическим изображением. Дифференциация т, д в слогах, словах-паронимах дачка-тачка,

дочка-точка.

Вписать пропущенные буквы д, т. С полученными словами составить предло-жения. Составление рас-сказа «Наш дом» используя предметные картинки (дом, труба, дверь, тропинка, дед, дерево, дупло, дятел, трава).

 

Умение анализировать, сравнивать.

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать сходство и различие звуков д, т.

Уметь дифференциро вать т-д в слогах, словах.

 

5

Звуки З – С, З’ – С’.

Согласование существитель-ного с прилага-тельным в роде и числе.

«Зима».

Выделение звуков С и З из слов. Сравнение по артикуляции (сход ство, различие).

Соотношение звуков с буквами З, С.

Образование новых слов посредством приставки  ЗА (сыпать-засыпать).

Игра «Исправить ошибку» с опорой на картинку (лето снежное, солнце неяркое).

Игра «Что бывает? Зимний…, зимняя…, зимнее….  По прослушанному началу рассказа составить его конец.

Описание предмета по прочитанному тексту и рисунку.

Развитие зрительно-моторного запоминания.

Формирование навыка самоконтроля.

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать артикуляционно-акустические признаки звуков з, с.

Уметь указывать место звука в слове с опорой на цифровой ряд.

Уметь согласовывать существительное с прилагательным в роде, числе.

Уметь описывать предмет по рисунку.

 

6

Звуки Г – К, Г’ – К’.

Изменение глаголов прошедшего времени в числе, роде.

Дикие птицы.

Дифференциация звуков г, к в слогах, словах – паронимах (гора-кора). Устный диктант (поднять букву К или Г по наличию звука.

Определить место звука в словах ( с опорой на циф-ровой  ряд).

Запись предложе ний графически.

Обогащение словаря по теме «Дикие птицы».

Изменение глаголов прошедшего времени в числе и роде (ласточка улетела, ласточки улетели).

Изложение по предложенному логопедом тексту и плану «Из жизни птиц».

 

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать отличие звуков г, к.

Знать названия диких птиц.

Уметь дифференциро вать звуки г, к в слогах, словах.

Уметь излагать мысли по предъявленному плану.

 

7

Звуки Ж-Ш.

Правописание ЖИ-ШИ.

Забавы детей зимой.

Выделение звуков из слогов, слов.

Сравнение, соотношение с буквами Ш, Ж.

Сопоставление слов-паронимов по смыслу и зву-чанию (шар-жар…).

 

Записать слова в две колонки. Повторение пра-вила написания слогов ШИ-ЖИ, вписать слоги в слова: ска…, …петь, лы…, кру…ть, су…ть и т.д.

Отгадывание загадки «Бегут по дорожке доски да ножки» (лыжи). Составление рассказа по сюжетной картине, опор ным словом «Зимние  забавы».

Формирование умения сравнивать, анализировать, делать выводы.

Развитие коммуникативной функции речи.

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать чем отличаются звуки Ж-Ш; зимние и летние забавы детей.

Уметь сопоставлять и образовывать слова-паронимы.

 

8

Письменная проверочная работа.

Школьный двор.

Звонок. Ученики выбегают на школьный двор. Они играют в мяч. Мальчики прыгают. Другие сидят на скамейках. Перед школой сад. К саду ведут дорожки. Они посыпаны песком. Все здесь сделано руками детей.

Активизация долговремен ной памяти. Развитие устойчивого внимания, аналитико-синтетического мышления, Развитие орфо графической зоркости.

Комплекс общеукрепляющих упражнений.

 

 

9

Звонкие и глухие согласные на конце слова.

Подбор про-верочных слов путем изменения формы слова.

Полевые растения.

Наблюдение несовпадения норм произношения с нормами правописания звонких и глухих согласных на конце слова.

 

Проверка сомнительных согласных в словах:              а) устно – с перекидыванием мяча;                                     б)письменно (выборочно лед-ледок (д), рожь-ржи (ж))

Вставить пропущенные буквы в пословицы:

Кто любит тру…, того люди чтут. Спасибо моро…., что снегу нане….

Обогащение и уточнение словаря по теме «Полевые растения».

В поле рожь. На складе нет ржи. Пересказ сказки «Петушок» по серии сюжетных картинок.

Развитие орфографической зоркости.

Формирование умения пользоваться на практике полученными знаниями.

Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами.

Знать парные звонкие-глухие согласные; правило глухих и звонких согласных на конце слова.

Уметь подбирать проверочные слова.

 

10

Звонкие и глухие согласные в середине слова.

Подбор к пред-лагаемым словам проверочных (родственных) слов по образцу.

Сказки.

Подобрать слова, соответствующие данным схемам

____  ____шка (чашка, мышка, кошка и др.)

____  ____жка (ножка, ложка, пряжка….)

Повторение правила право-писания звонких - глухих согласных на конце слова.

Рассмотреть и назвать предметные картинки (чашка – ложка).

Проверить сомнительные согласные в словах (используя сказку «Три медведя»).Сказка, ложка, ножка, кружка, чашка и т.д.Творческая работа. Рассказывание сказки «Три медведя», но с необычным концом.

Развитие аналитической функции мышления, воображения.

 

Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами.

Знать правило написания и проверки парных звонких-глухих согласных в середине слова.

Уметь применять правило правописания звонких - глухих согласных в середине слова.

 

11

Письменная проверочная работа по пройденным темам.

Кормушки.

Засыпала зима поля снегами. Покрыла землю белым ковром. Голодные птицы летят к жилью. Жалко детям пернатых друзей. Развесили они в садах и п      арках кормушки. Насыпали зерна, крошек. Положили ягод. Слетаются к кормушкам воробьи, синички, снегири.

Активизация долговременной памяти.

Развитие устойчивости внимания, аналитико-синтетического мышления.

Комплекс общеукрепляющих упражнений

 

 

IV  Уточнение акустико – артикуляционной характеристики гласных и согласных звуков

1

Звуки и буквы с – ш.

Транспорт.

Выделение слов, обозначающих предметы и их различие по вопросам Кто? Что?

Выделение звуков с, ш из слов.

Сравнение по артикуляции (используя таблицу, подчеркивая различия).

Соотнесение звуков с, ш с буквами.

Сопоставление слов-паронимов (споры-шпоры, басня-башня).

Повторение гласных и согласных звуков. Стихотворение С.Маршака «Вот какой рассеянный».

Узнать стихотворение:

Закричал он «Что за шутки!»

Еду я вторые сутки!...

Найти слова-паронимы.

Вспомнить на чем ехал герой стихотворения, еще какие виды транспорта знаете.

Нахождение слов в стихотворении, отвечающие на вопросы: Кто? Что?

Развитие мыслительных операций. Сравнение обобщение анализа.

Формирование самоконт роля за речью, уточнение, расширение словаря через формирование семантического поля слова «машина».

Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами.

Знать что одушевлен ные предметы отвечают на вопрос Кто?, а неодушевленные на вопрос Что?

Уметь находить существительные со звуками с и ш.

 

 

2

Звуки з – ж.

Зима.

 Общее понятие о частях речи.

Повторение: какие согласные звуки называются звонкими (голос + шум) голос  работает.

Вычленение зву ков з, ж  из слов.

Сравнительная артикуляционная характеристика.

Соотнесение звуков с буквами З, Ж (на какие буквы похожи буквы З, Ж (з, ж).

Устный диктант слов (поднять букву З или Ж).

Изменить слова по образцу (водить -вожу, резать -…, мазать - …., скользить -….)

Вставить в предложения подходящие по смыслу слова, которые являются различными частями речи. Подчеркнуть  существи тельные, глаголы, прилагательные.

Наступила суровая ______.

Ударил_______ мороз. Зимняя стужа сковала _______. На снегу видны_______зверей. Под елкой

_________ заяц. Зима – самое _____  время для лесных жителей.

 

Развитие координации движений. Работа с мелкими предметами.

Знать на какие вопросы отвечают существи-тельные, глаголы и прилагательные.

Уметь выделять из предложения по вопросам существи тельные, глаголы и прилагательные.

Уметь дифференциро вать звуки з, ж в слогах, словах.

 

3

 Звуки  и буквы с – щ.

Животные (разных лексических групп).

Образование глаголов от су-ществительных.

Повторение: глухие согласные звуки.

Сравнение звуков с - щ по арти-куляции.

Дифференциация звуков в слогах, словах.

Составление предложений со словами-паронимами: сели-щели.

Разложение в два ряда предметных картинок, в названии которых имеются указанные звуки.

Образование глаголов от существительных блеск – блещет, писк, плеск, треск, поиск, свист.

Соотнести данные слова с предметными картинками, составить предложения (например: Щука плещет хвостом.) Нарисуй слове-сную картинку, используя образованные глаголы и предметные картинки.

Развитие сравнительного анализа устойчивого вни-мания. Формирование репродуктивной памяти, положительной мотива-ции.

Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками.

Знать обобщающие названия изученных групп предметов по теме «Животные».

Уметь на письме разли-чать звуки с  - щ.

 

4

 Звуки  и буквы с – з – ц.

Охрана здоровья.

Различение формы слова, обозначающего действия предмета.

Сравнительная характеристика.

Дифференциация звуков в слогах, словах, словосочетаниях.

Графический диктант. (Над лесом взошло солнце. – с  з  ц).

Повторение имен существительных

Повторение свистящих звуков.

Беседа об охране здоровья, опираясь на опыт детей используя карточки со словами. Нахождение слов, обозначающих действия в предложении, тексте. К названиям действий поставить вопрос.

Развитие долговременной памяти, умения анализиро вать, сравнивать.

Формирование умения подбирать нужную лексику в ходе беседы.

Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками.

Знать названия предметов и действий.

Уметь находить глагол по вопросам, согласо-вывать существитель-ное с глаголом.

 

5

Письменная работа.

Гроза.

Небо потемнело. Поднялся сильный ветер. Солнце спряталось. В роще замолкли птицы. В небе сверкнула молния. Хлынул сильный дождь.

Развитие долговременной памяти, орфографической зоркости. Развитие самоконтроля.

Упражнения на развитие внимания. Работа с прищепками.

Знать правила звукобуквенного анна Аа. Уметь писать под диктовку, понимать указания учителя-логопеда.

 

6

Звуки и буквы р – л, р’ – л’.

Сад.

Образование относительных прилагательных.

Вычленение звуков р – л, р – л из слов.

Сравнение по артикуляторно-акустическим признакам. Работа по развитию буквенного гнозиса.

 

Повторение: части речи.

Закрепление в словаре обобщающих понятий «деревья», «кустарники», «цветковые растения, ягоды». Упражнение «Лишнее слово».  (Груша   -спелая, сочная, желтая, зеленая, душистая, большая). Образование относительных при-лагательных (варенье из сливы – сливовое и т.д., сад – яблоневый. Составить рассказ «Друзья и вредители сада».

Сезонные работы в саду.

Формирование умения сравнивать, обобщать, группировать.

Расслабление мышц всего тела. Шнуровка.

Знать обобщающие понятия «деревья», «кустарники», «ягоды», «цветковые растения».

Уметь различать на слух, в собственной речи и на письме звуки р – л, р – л.

Уметь использовать прилагательные в своей речи.

 

7

Звуки  и буквы г – к – х

Лес.

 Предлог как отдельное слово.

Сравнение звуков по артикуляции (сходство, различие).

Дифференциация г – к – х в словах, слогах. 

Повторение: на какие вопросы отвечают существительные, прила-гательные, глаголы.

Сопоставить по смыслу, звучанию и написанию (год-кот-ход, мог – мок –мох, гадки – кадки –хатки, группка – крупка- хрупко).

Составление словосоче таний с данными словами.

Закрепление в словаре обобщающих понятий «Хвойные и лиственные деревья», «кустарники», «травы», «грибы», «обита тели леса». Составление рассказа по опорным словам «В лесу»: утро, лукошко, грибы, ракита, ольха, грибное место, мох, кусты используя предлоги: до, без, под, над, около, перед.

 

Развитие устойчивого внимания, творческого воображения, языковой интуиции.

Формирование умения обобщать, ориентироваться в пространстве.

Расслабление мышц всего тела. Шнуровка.

Знать предлоги, их назначение и правописание.

Уметь различать предлоги как отдельное слово на письме и в речи.

 

8

Буквы б – д

Звери и птицы.

Родственные слова.

Выделение начального звука. Уточнение артикуляции б – звонкий, согласный взрывной, преграда сомкнутые губы.

Затем звук д –согласный звонкий взрывной преграда – кончик языка упирается в верхние десны резцов. Соотнесе ние звука с буквой. Графичес кая запись слов-картинок по теме «Звери, птицы» т.е. все картинки шифруются.

Повторение: звуки и буквы. Сравнение буквы б с очертаниями  белки д – дятел. Чтение слогов (шрифт рукописный).

Поэлементная запись букв с проговариванием.  Выборочный диктант.

Подбор родственных слов, установление общей части и общности смысла. Придумать загадку – описание по картинкам.

 

Развитие зрительно –пространственной ориентации, буквенного гнозиса.

Формирование умения дифференцировать, обобщать.

Стр.54, 42

Узорова.

Расслабление мышц всего тела.

Знать что такое корень, чем отличаются буквы б и д.

Уметь подбирать родственные слова, выделять корень.

Уметь дифференциро вать обобщающие понятия «Звери, птицы».

 

9

Буквы п – т.

Пословицы.

Единообразное написание в родственных словах.

Повторение: чем отличается звук от буквы?

Выделение звуков п, т. Сравнитель ная характеристи А. Соотнесение звуков п и т с буквами

Сказка «Торопыжкина беда» (Ефименкова Л.И. «Организация и методы коррекционной работы логопеда» с.227).Сколько ножек у п, а у т? Цифро вой диктант. Вместо цифры написать букву (Например: 3, 2, 3; т, п, т)

Составление словосочета ний:

Тяжелая    Т

                        ачка

Старая      П

 Пустая                      Т

                                       ара                                                          

Танцевальная                   Прочитать и запомнить поговорки. Вставить буквы п или т в пословицы ( -руд корми-, а лень  -ор-и-).

Развитие зрительного и буквенного гнозиса.

Формирование зрительно-пространственного восприятия.

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать отличительные признаки букв п и т.

Уметь выделять корень в словах, подбирать проверочные слова, находить безударные гласные дифференциро вать на письме буквы п и т.

 

10

Буквы о – а.

Животные (уменьшительно-ласкательная форма существи тельных).

Имена собственные.

Сравнение артику ляции звуков а-о: а) с голосом;

б) беззвучно

в) условно-графически.

Обратить внима ние на то, что губы как бы «пишут» сами букву О. Соотнесе ние звуков с буквами рукопис ного шрифта: а, о. Графическая запись предложений с буквами а и о

Повторение: гласные и согласные. Отработка соединения букв а и о  в слогах, словах. Прочитать и записать стихотворение В.А.Жуковского, вставляя пропущенные гласные а и о. «Котик и козлик».

Там к-тик ус-тый по с-дику бр-дит, а к-злик рог-тый за к-тиком х-дит. Какие слова называются именами собственными. Найти и выписать собственные имена из текста. Право писание имен собствен ных. Чтение и пересказ рассказов о животных.

Развитие прост-ранственной ориентации, буквенного гнозиса, тактильных ощущений.

Формирование графической зоркости.

Формирование двигательной памяти, запоминание двигательной программы.

Знать название собственных имен, правописание соб-стственных имен.

Уметь выделять имена собственные  из текста.

Уметь отличать на письме и при чтении гласные а и о.

 

11

Письменная работа.

Рыбки.

Вите подарили красивых рыбок. Они плавали в большой банке с водой. На дне банки лежал песок и мох. Витя поставил банку на окно. Солнечный луч прыгнул в банку. Рыбки стали золотистыми. Обрадовался Витя. Еще красивей стали рыбки.

Развитие письменной речи, долговременной памяти, орфографической зоркости.

Комплекс общеукрепляющих упражнений.

Знать изученные ранее правила правописания.

Уметь писать под диктовку.

 

12

Итоговая письменная работа.

На лужайке.

Ребята вышли на лужайку. Хорошо весной в лесу! Зацвел душистый ландыш. Щебечут птицы. Дети увидали ежика. Он свернулся в клубочек. Они не тронут ежа. Девочки собирают цветы. Саша рвет щавель. У Миши сачок. Он ловит бабочку. Пора обедать. Дети идут домой.

Выработка грамотного и аккуратного письма.

Развитие навыков самоконтроля.

Комплекс общеукрепляющих упражнений.

Знать правила письма под диктовку.

Уметь анализировать, синтезировать запи-сываемые слова, предложения.

 

Заполнение речевых карт. Составление графиков.                                                                                                                                                    С15.05 по 31.05