Перспективное планирование по ОБЖ в старшей группе |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа
|
Игры |
Целевые прогулки |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
сентябрь |
|||||||
1 |
Улица. Цель: формировать понятие «одностороннее и двустороннее движение»; закрепить знание частей улицы: тротуар, проезжая часть, «островок безопасности», ограничительная линия **** |
Составление рассказа по картине «Улица города». «Участники дорожного движения» |
Дид. «Перекресток» «Угадай, что изменилось» «Движение по улицам» Строит-я «Различные виды дорог» Игра-фантазия «Что не так» С.-ролевая «Автостроители»
|
На улицу (ближайшая проезжая часть). |
С. Михалков «Наша улица». А. Домховский «Чудесный островок» |
Театр на столе «Автоша отправляется в путь» Конструирование «Городок для любимых игрушек» Рисование «Улица города» Математика «Дома в которых мы живем» |
Конструируем домики для игрушечного городка из коробок. |
2 |
Пожар. Цель: повторить с детьми знакомые правила пожарной безопасности; продолжать учить осторожному обращению с огнем; провести опрос. **** |
Составление рассказа по картине, на которой изображено тушение пожара в жилом доме. |
Дид. «Пожароопасные предметы» Словесная «Обезопась пожароопасные слова» М.подвижная «Если возник пожар» |
По детскому саду «Оборудование для тушения пожара» - знакомство |
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
Рисование «Спички детям не игрушка» |
|
3 |
«Нос – орган обоняния» Цель: познакомить детей с органом обоняния – носом, с особенностями его функционирования, его значением для жизни человека; учить бережно относиться к этому важному органу. **** |
«Мой замечательный нос»
(С. Шукшина «Я и мое тело» стр.47) |
Дид. «Что ты знаешь о…» «К нам пришел Незнайка» |
В мед. кабинет «Как вылечить нос» |
Э. Мошковская «Мой замечательный нос» С. Шукшина «Долго я по лужам бегал» |
|
Составляем «Правила здорового носа» |
4 |
«Ядовитые растения» Цель: продолжать знакомить детей с растительным миром, формировать представления о пользе и вреде растений, внешнем виде лекарственных и ядовитых растений. **** |
«Чем полезна крапива?» (КОБД К. Белая стр. 27) |
Дид. «Опасно – не опасно» «Что где растет?» |
На кухню «Знакомимся с травами – приправами» |
Вечер загадок |
Рисование «Лечебные травы» |
Ищем полезные травы дома |
октябрь |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Предметы быта» Цель: расширить знания детей о предметах быта, правилах пользования ими; продолжать учить детей убирать все предметы в строго отведенные места; воспитывать у детей умение подчиняться запретам взрослого. **** |
«Тяжелая жизнь мальчика Пети» (ОБПД О. Чермашенцева стр.149) |
Дид. «Игра дело серьезное» С. ролевая «Семья» «Подбери игрушку Танюшке» «Раз, два, три что может быть опасно найди» |
На кухню детского сада – как хранят опасные предметы. |
|
Рисование «зарисовки из жизни Пети» |
Индивидуальные беседы: закрепляем правило «Каждой вещи свое место», |
2 |
«Ребенок дома один» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** |
«Когда мамы нет дома» (ОБПД О. Чермашенцева стр.143) |
Разыгрываем сценки с помощью пальчикового театра. |
|
РНС «Гуси – лебеди» |
Рисование «Моя семья» |
|
3 |
«Движение транспорта и пешеходов» Цель: формировать понятие «правостороннее движение»; учить детей правильно двигаться по тротуарам и правильно обходить автобус. **** |
«Движение транспорта» Рассматривание картины «Обход транспорта» «История правостороннего движения» |
Дид. «Направо – налево», «Угадай что изменилось» Строит-я «Автобусный парк» Ситуации «Мы выходим из автобуса», «Я перехожу проезжую часть» С.-ролевая «Автобусная экскурсия» |
На автобусную остановку |
Я. Пишумов «Азбука города» |
Инсценировка «На лесном перекрестке» Рисование «Перекресток с потоком машин» |
Консультация «Учите детей правильно обходить транспорт» |
4 |
«Огонь друг или враг» Цель: дать представление о роли огня в жизни человека; расширить знания о правилах пожарной безопасности; формировать представления о поведении при угрозе пожара; уточнить знания о предметах, опасных для жизни и здоровья. **** |
«Чтобы не было беды»
(ОБЖ для старших дошкольников Н.С.Голицына) |
Дид. «Опасные предметы» «Можно – нельзя» М.подвижная «Топаем хлопаем» |
Изучаем пути эвакуации вовремя ч.с. |
Д. Лапиня «Не шали с огнем» С. Маршак «Пожар» |
Вечер загадок |
Папка – передвижка «Условные обозначения на схеме эвакуации» |
ноябрь |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Скелет и мышцы» Цель: дать детям представление о том, что у каждого человека внутри есть кости, которые составляют подвижную конструкцию –скелет нашего тела, защищающий наши внутренние органы от повреждения; познакомить с профилактикой вывихов и переломов. **** |
«Доспехи, вешалка?!»
(«Я и мое тело» С. Шукшина стр. 54) |
Кто быстрее наденет. |
|
Н. Кушневицкая «Скелет» В. Катаев «Цветик – семицветик» |
Придумываем комплекс упражнений для тренировки различных групп мышц |
Составляем с детьми правила «Как сохранить кости здоровыми и крепкими» |
2 |
«Кошка и собака – наши соседи» Цель: расширить знания детей о поведении животных, о способах и методах обращения с ними. **** |
«Собака, собака ты чья?
(Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр76; К. Белая ФОБуД стр56) |
«Выставка собак» |
|
Е. Благинина «Котенок» Г. Новицкая «Дворняжка» |
Рисование «Мой любимый зверь» |
|
3 |
«Береги здоровье смолоду» Цель: развивать у детей умение правильно относиться к своим жизненно – важным органам; воспитывать бережное отношение к себе и другим. **** |
«Приключения Пети и Вовы» (О. Чермашенцева ОБПД стр.130, 135) |
Дид. «Если я сделаю так» «Опасно – неопасно» |
|
Загадки |
Рисование «Эпизоды и жизни Пети» |
|
4 |
«Знакомство с правилами сервировки стола» Цель: расширить знания о гигиене формировать навыки личной гигиены, познакомить с правилами сервировки стола. **** |
«Хозяюшки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.110) |
Дид. «Семья» «Убери на место» |
|
|
|
Закрепляем дома правила сервировки стола |
декабрь |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Транспорт» Цель: формировать понятие «транспорт», упражнять в классификации средств передвижения (легковой и грузовой транспорт) **** |
Составление описательного рассказа «Мой любимый вид транспорта» «Какие машины нужны человеку» |
Дид. «Чудо – машина» «Найди по действию» Строит. «Улица с автобусными остановками» Игра- фантазия «Все наоборот» «На чем я путешествую» С.-ролевая «Гараж». |
К проезжей части «Транспорт на нашей улице» |
М. Ильин, Е. Сигал «Машины на нашей улице» |
Конструирование «Автобус» |
Папка – передвижка «Дорожно –транспортный травматизм» |
2 |
«Знакомьтесь, огонь» Цель познакомить детей с некоторыми свойствами огня; формировать понимание опасности огня, вырвавшегося из-под контроля; воспитывать уважение к профессии пожарного. **** |
«Что мы знаем про огонь»
(Воспитатель 7/2010г) |
Дид. «Горит – не горит» «Что нужно пожарным» |
|
Б. Житков «Дым», «Пожар» |
Лепка «Пожарные собаки» |
|
3 |
«Великий труженик и волшебные реки» Цель: дать детям представление о работе сердца, его расположении, строении; показать значение сердца и крови для жизни человека; воспитывать чуткость, уважение к жизни другого человека. **** |
«Тук, тук стучит сердечко»
(«Я и мое тело» С. Шукшина стр.57) |
С. ролевая «Больница» |
В кабинет медсестры «Знакомство с фонендоскопом» |
Г. Х. Андерсен «Снежная королева» Ю. Олеша «Три толстяка» |
Рисование «Мое сердце» |
Разрабатываем «Правила здорового сердца» |
4 |
«Зимние каникулы» Цель: расширить знания детей о поведении на улице зимой, а именно: зимой нельзя ходить под козырьками домов, на льду нельзя толкаться; продолжать воспитывать у детей внимание к находящимся рядом с ними людям, быть предупредительными. **** |
«Ура каникулы»
(О. Чермашенцева ОБПД стр.84) |
С. ролевая «Скорая помощь» |
Медицинский кабинет «Что нужно для первой помощи при ушибах» |
|
Рисование «Зимние забавы» |
|
январь |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
2 |
«Опасные ситуации контактов с чужими людьми» Цель: предостеречь детей от контактов с незнакомыми людьми; способствовать развитию осторожности, осмотрительности в общении с незнакомыми. **** |
«Вкусные конфетки»
(К. Белая «КОБД» стр.83) |
Дид. «Опасно – неопасно» |
|
Рассказывание детьми сказки Ш. Перро «Красная шапочка» |
Разыгрывание ситуаций общения с незнакомыми |
|
3 |
«О несовпадении приятной наружности и добрых намерений» Цель: дать понятие, что приятная внешность не всегда соответствует добрым намерениям; научить разбираться в ситуации, которая несет в себе опасность, правильно реагировать в таких случаях, уметь звать на помощь, уметь сказать нет на предложения незнакомого взрослого. *** |
«Сказка про колобка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.168) |
Позови на помощь. |
|
Сказки «Волк и семеро козлят» |
|
|
4 |
«Светофор» Цель: закрепить знания о сигналах светофора и правила поведения при их смене. **** |
«История создания светофора» «Сигналы светофора» |
Дид. «Включи сигнал» «Кто спешит на помощь»
Строит. «Мы пешеходы» Ситуации «Дети на проезжей части» |
|
С. Прокофьев, Г. Сапгир «Мой приятель светофор» М.Пляцковский «Светофор» |
Ручной труд «Изготовление светофора из бросового материала»
|
Папка - передвижка «Зимние забавы, дети и транспорт» |
февраль |
|||||||
|
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Знает каждый гражданин этот номер – 01» Цель: познакомить детей с основными правилами по пожарной безопасности, с первичными действиями при обнаружении пожара; учить правильно сообщать по телефону о пожаре. **** |
«Без огня не проживем мы ни дня» |
Словесная «Вопросы и ответы» На внимание «Да или нет» Строит. Пожарная часть» |
|
К. Чуковский «Путаница» |
Рисование «Противопожарная безопасность в картинках» Инсценировка «Баба Яга и угольки в печи» |
Создание альбома «Противопожарная безопасность в стихах и картинках» |
2 |
«В стране Легких» Цель: дать представление о том, что дыхание - одна из важнейших функций организма; показать значение дыхания для жизни человека; познакомить с дыхательными путями, с механизмом дыхания. **** |
«Путешествие воздушных человечков»
(«Я и мое тело» С. Шукшина стр. 59) |
|
Экскурсия «За здоровьем в зимний лес» |
Н. Кнушневицкая «Легкие» |
Практическое упражнение «Вдох – выдох» |
Составляем «Правила здоровых легких» |
3 |
«Витамины в жизни человека» Цель: рассказать о роли витаминов в жизни человека. **** |
«Вкусно или полезно?»
(О. Чермашенцева ОБПД стр92) |
Дид. «Витамины растут на грядке» |
|
|
Вечер загадок |
|
4 |
«Каждому опасному предмету – свое место» Цель: уточнить знания детей о правилах пользования колющими, режущими предметами; воспитывать у детей аккуратность в работе с опасными предметами. **** |
«История зайки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.163) |
Дид. «Найти и обезвредить» |
|
|
|
Составляем «Правила хранения колющих и режущих предметов» |
март |
|||||||
Неделя |
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Один дома» Цель: учить детей правильно вести себя дома, когда остаются одни; сформировать представление о том, что нельзя открывать двери никому постороннему. **** |
«Если ты один дома»
(Н. Голицына ОБЖ для старших дошкольников стр74). |
Дид. «Как избежать неприятностей» |
|
Е. Тамбовцева – Широкова «Кто твой друг и, кто твой враг» |
Инсценировка ситуаций |
|
2 |
«Дорожные знаки.» Цель: закрепить знания знакомых правил движения с использованием дорожных знаков: пешеходный переход, осторожно дети, внимание. **** |
«Путешествие на перекресток» «Зачем нужны дорожные знаки» |
Дид. «Найди на плане» «Говорящие знаки» Ситуации «Как старушке перейти через дорогу» |
К проезжей части: «К пешеходному переходу без светофора» |
В. Семерин «Запрещается – разрешается» |
Рисование «Наш поселок» «Перекресток» Вечер загадок |
Конкурс «Лучший изготовитель дорожных знаков» |
3 |
«Огонь и «укротитель огня» Цель: продолжать знакомить детей с правилами пожарной безопасности; учить осторожному обращению с огнем; воспитывать в детях уважение к профессии пожарного, осознание опасности этой профессии. **** |
«Дым страшнее огня» (Основы безопасного поведения дошкольников О. Чермашенцева стр. 53) |
М. подвижная «Топаем - Хлопаем» На внимание «Это я, это я и со мной мои друзья» |
В пожарную часть |
К. Паустовский «Заячьи лапы» |
Рисование «Пожарная машина» Вечер загадок |
Сопровождение детей на экскурсии |
4 |
«Об удивительных превращениях пищи внутри нас» Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами и выполняемыми функциями; учить понимать свой организм, его потребности; показать взаимосвязь между различными органами в человеческом организме. **** |
«Куда пропала пища?»
(С. Шукшина «Я и мое тело» стр. 62). |
|
Экскурсия «Путешествие на кухню» |
Б. Заходер «Ма-Тари-Кари» С. Маршак «Робин – Бобин» |
Рисование «Салат?!» |
Составляем «Правила здорового питания» «Правила здоровых зубов» |
Апрель |
|||||||
|
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Опасные насекомые» Цель: расширить знания детей о правилах поведения при встрече с разными насекомыми, формировать представления о разнообразных насекомых и способах защиты от них. **** |
«Не птица, а с крыльями»
(К. Белая ФОБуД стр.49) |
«Кто где живет» «Отгадай какое это насекомое» |
|
И. Анденко «Муравьишко» загадки
|
Рисование «Красивые насекомые» |
|
2 |
«Воспитываем бережливых» Цель: познакомить детей с понятием «бережливость»; формировать у детей бережливое отношение к предметам, нетерпимость к неряшливости, небрежности; воспитывать уважение к людям труда. **** |
«Замарашка» (О. Чермашенцева ОБПД стр.171) |
|
|
К. Чуковский «Федорино горе» |
|
Формируем выставку любимых книг |
3 |
«Общение с природой» Цель: учить детей ответственному и бережному отношению к природе, не разорять птичьих гнезд, муравейников, не ломать веток. **** |
«Письмо Лесовика» |
Игра – загадка «Кто это?» |
Прогулка в лес. |
|
|
Повторяем правила поведения на природе. |
4 |
«Правила поведения в транспорте» Цель: уточнить правила пользования общественным транспортом: транспорт нужно ожидать на специальной площадке, в транспорте следует держаться за поручни, не толкаться, входить с задней площадки, выходить с – передней. **** |
«В городском транспорте» «Зачем нужны правила пассажирам» Составление рассказа по картине «Автобусная остановка» |
Дид. «Правильно – опасно» «Что с начала что потом» Ситуации «В автобус входит инвалид» |
«На автобусную остановку» |
С. Михалков «Шел трамвай десятый номер» С. Маршак «Автобус номер 26» |
Рисование «Люди входят и выходят» Драматизация «Едем в театр» |
Индивидуальные беседы «Как воспитать примерное поведение при пользовании общественным транспортом» |
Май |
|||||||
|
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Огонь - наш друг, огонь – наш враг» Цель: формировать представление об окружающем мире, навыки безопасного поведения в экстремальных ситуациях, знакомить с историей освоения человеком огня и использованием его в быту и труде. **** |
«Огонь и человек» (Ребенок в детском саду 6/2011г стр. 49) |
Дид. «Самый лучший» «Хорошо плохо» «Что нужно пожарным» Словесная «Звоним по телефону» С.- ролевая «Спасатели» |
|
С. Маршак «Сказка про спички |
Рисование «Огонь – верный друг» КВН |
Участие в подготовке и проведении КВН |
2 |
«Изучаем свой организм» Цель: расширить сведения о том, как устроен человеческий организм. **** |
«Письмо от почемучки» (О. Чермашенцева ОБПД стр.87) |
Дид. «Что ты знаешь о…» |
|
Н. Кушневицкая «Желудок» «Печень» «Почки»
|
|
|
3 |
«Безопасный отдых на природе» Цель: расширить знания детей о правилах поведения на природе и возможных опасностях, которые могут подстерегать, если не соблюдать эти правила. **** |
«Правила поведения на природе» (К. Белая ФОБуД стр.47) |
Что где растет? |
По экологической тропе детского сада |
Загадки.
|
Рисование «Мое любимое растение» |
|
4 |
«Правила ОБЖ мы узнали» Цель: систематизировать основные правила жизнедеятельности и воспитанности – правила культуры общения, приема пищи, режимных моментов и личной гигиены, правил поведения в общественных местах. *** |
«По секрету мы расскажем вам об этом…» |
|
|
|
Игра – экскурсия по правилам ОБЖ |
|
Июнь |
|||||||
|
Тема |
Беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Велосипед, самокат» Цель: познакомить детей с опасными ситуациями, которые могут возникнуть при катании на велосипеде, самокате. **** |
«Улица не место для игр» «Игры во дворе» |
Дид. «Запрещается-разрешается» «Далеко - близко» Ситуация «Мне купили новый велосипед» |
«Во двор жилого дома» «На детскую площадку» |
И. Кончаловский «Самокат» |
Лепка «Самокат» Рисование «Велосипед со светоотражателями» Спорт «Дорожная эстафета» |
Консультация «Ребенок во дворе» |
2 |
«Детские шалости с огнем и их последствия» Цель: повторить уже знакомые правила пожарной безопасности. **** |
«Опасные предметы» |
Дид. «Горит – не горит» М.подвижная «Если возник пожар» |
По детскому саду: изучаем пути эвакуации. |
С. Маршак «Рассказ о неизвестном герое» |
Игровой тренинг «Дорога безопасности». |
Папка – передвижка «Эвакуационные знаки» |
3 |
«Откуда берутся болезни» Цель: сформировать представление о здоровье, болезни, микробах; сообщить элементарные сведения об инфекционных заболеваниях, способах распространения болезней; научить заботится не только о своем здоровье, но и о здоровье окружающих людей. **** |
«В гости к Айболиту»
(О. Чермашенцева ОБПД стр. 89) |
Дид. «Пишем письмо заболевшему товарищу» «Полезная и вредная еда» |
|
|
Практическое упражнение «Обработка раны». |
|
Август |
|||||||
|
Тема |
беседа |
Игры |
Целевая прогулка |
Чтение |
Досуги развлечения |
Работа с родителями |
1 |
«Правила поведения при грозе» Цель: познакомить детей с правилами поведения во время грозы. **** |
«Гроза» |
|
|
Л. Пилипенко «Сердитый гром» |
Рисование «Радуга» |
Папка – передвижка «Правила поведения во время грозы» |
2 |
«Опасности вокруг нас» Цель: расширить знание правил безопасности в быту, на улице, воде; продолжать формировать основы правильного поведения в критических ситуациях. **** |
«Чтобы не было беды – делай правильно!» |
Дид. «Найти и обезвредить» |
|
А. Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино» |
|
Папка – передвижка «Правила обращения с опасными предметами» |
3 |
«Айболит в гостях у детей» Цель: сообщить детям сведения о профилактике и способах лечения инфекционных заболеваний, о пользе витаминов и их значении для жизни и здоровья человека; учить детей не боятся врача, самому уметь оказывать помощь. **** |
«Нас излечит, исцелит добрый доктор Айболит» |
Дид. «Скорая помощь» |
Экскурсия на огород, в сад. |
С. Маршак «Доктор Айболит» |
Рисование «Мои друзья витамины» |
|
4 |
«Загородная дорога» Цель: формировать у детей представление о сложности передвижения пешеходов по загородной дороге; познакомить с дорожным знаком «Железнодорожный переезд». **** |
«Как я путешествовал» составление рассказ из опыта |
Дид. «Путешествие за город» Строит. «Трасса» «Магистраль» Ситуации «Шлагбаум еще не подняли» С.-ролевая «Путешествие». |
«Совместный поход на природу» |
Б. Житков «Что я видел» |
Рисование «Голубой вагон бежит, качается…» |
Сопровождение детей в походе. |
Опросник по ППБ
1. Назови свое имя, фамилию, домашний адрес и номер телефона.
2. Как вызвать службу спасения?
3. Перечисли правила обращения с бытовыми электроприборами (дид. игра «Наши помощники»).
4. Назови пожароопасные предметы.
5. Отчего может возникнуть пожар?
6. Перечисли правила поведения при пожаре.
7. Кто помогает людям при пожаре? Расскажи о работе пожарных.
8. Перечисли правила поведения дома (решение проблемной ситуации «Когда дети остаются дома одни»).
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.