Представлен план проведения организованной учебной деятельности по гражданско-патриотическому воспитанию программы "Растим маленького гражданина" в старшей группе. Образовательная программа «Растим маленького гражданина» распределяет весь практический материал, по пяти разделам:
1. мой дом - моя семья;
2. знакомим с казахской народной культурой;
3. столица нашей Родины – Астана;
4. Земля – наш общий дом;
5. защитники отечества.
Перспективное планирование занятий
для детей старшей группы по программе
«Растим маленького гражданина»
Тема занятия
Цель занятия
№
п/
п
1
Блок «Мой дом –
моя семья». «Моя
семья».
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз»
Сентябрь
Продолжать знакомство с
семьями воспитанников
группы. Учить детей
эмоционально реагировать на
окружающий мир, свободно
входить в контакт со
взрослыми и со сверстниками.
Развивать познавательные и
творческие способности,
память, мышление,
воображение, речь.
Воспитывать чувства
гражданственности через
любовь и уважение к своим
близким.
Закрепить у детей знания о
подразделении микрорайона –
улице, названии. Развивать
мышление, речь, ориентировку
в пространстве. Воспитывать
любовь к родному городу,
родной улице.
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Наше государство
Закрепить с детьми названия
основных городов Казахстана,
столицы Казахстана. Развивать
внимание. Воспитывать любовь
к своей Родине, родному
Часы
Содержание
меся
в
ц
1
Рассказы «Моя
семья, как кого
зовут»,
«Трудовая слава
моей семьи».
1
Что такое улица,
название улиц,
история
названий.
Рассказ об
улице, где
находится твой
дом, какие дома
на улице.
1
Рассматривание
карты РК.
23– Республика
Казахстан»
городу, уважение к
согражданам. Развивать
мышление, речь.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Здравствуй,
сказка!»
Расширить знания детей о
1
казахской народной
литературе – сказкам,
притчам. Развивать логическое
мышление. Воспитывать
любовь к сказкам.
Совершенствовать у детей
физические и моральные
качества. Развивать силу,
ловкость, выносливость.
1
Чтение
казахских
народных
сказок.
Характеристика
главных героев.
Рисование «Мой
любимый
сказочный
герой».
Спортивный
праздник.
5
Блок «Защитники
отечества».
«Растем
защитниками нашей
Родины»
6
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Земля – наш
общий дом»
1
2
Блок «Мой дом –
моя семья». «Я
люблю свою семью»
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Мой микрорайон».
Формировать у детей
представления о планете
Земля. Развивать этические
принципы. Воспитывать
любовь ко всему живому.
Октябрь
1
Беседа о планете
Земля.
Континенты.
Страны.
Формировать у детей уважение
1
к родственникам, членам
своей семьи. Развивать
логическое мышление,
творческие способности.
Воспитывать уважение к
близким людям.
Продолжать знакомить детей с
улицами 22 микрорайона. Дать
представление об улице,
жилых домах, общественных
зданиях. Ввести в активный
словарь детей понятия:
соседи, родственники, улица.
Закрепить знания детей о
семье и членах семьи.
Рисование на
тему «Моя
семья».
Сюжетно
ролевая игра
«Семья»
1
Рисование плана
улицы.
Дорожные знаки.
Правила
дорожного
движения.
Правила
поведения на
улице.
243
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Наша Родина –
Казахстан»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Пословицы и
поговорки»
5
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Природа нашего
края».
Воспитывать у детей интерес у
детей к своей улице, его
красоте и чистоте
Воспитывать у детей любовь к
Родине, к родному краю и его
истории. Развивать умение
выслушивать других детей при
обсуждении какоголибо
события. Продолжать учить
выполнять задание согласно
поставленной цели.
Рисование пути
от дома к
детскому саду в
разных
вариантах.
1
Беседа о нашей
Родине –
Республике
Казахстан.
Рассматривание
альбомов по
теме.
Расширить знания о
1
Виды пословиц и
пословицах и поговорках
казахского народа. Развивать
творческий потенциал.
Воспитывать уважение к
народной мудрости.
Продолжить знакомство с
природой нашего края.
Развивать экологическое
сознание. Воспитывать любовь
к природе родного края.
1
Ноябрь
поговорок.
Меткость их.
Беседы
«Природа
казахской
степи»,
«Природа
ближайшего
окружения».
Экскурсия в
парк.
Рассматривание
открыток,
фотографий с
видами природы.
Сравнение
природы в
разные времена
года и уточнение
правил
поведения на
природе
251
2
Блок «Мой дом –
моя семья». «Семья
талантами богата»
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Микрорайоны
нашего города»
Прививать любовь к детям.
Развивать наблюдательность,
творческие способности.
Воспитывать любовь к
близким.
Закрепить знания детей о
городе, городских районах
Экибастуза.
Познакомить с перспективой
развития 22 микрорайона и его
месте в жизни города.
Воспитывать уважение к труду
взрослых по благоустройству
района, улицы, детского сада,
желание трудится на благо
города.
3
Блок «Казахстан –
Формировать у детей знания о
1
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Мы живем в
Казахстане»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой». «Дом,
в котором я живу»
5
Блок «Защитники
отечества».
Памятники нашего
города.
гражданах Республики
Казахстан, их правах и
обязанностях. Развивать
связную речь. Воспитывать
умение пользоваться правами
и обязанностями граждан РК.
Расширить знания детей о
переносном доме казахов
кочевников – юрте. Развивать
наблюдательность,
оперативную память.
Воспитывать уважение к
казахской народной культуре
Познакомить детей с
памятниками героям Великой
Отечественной войны.
Закрепить представления
детей об особенностях службы
солдат в мирное время.
Воспитывать уважение к
воинам, защищавшим мир на
Земле, гордость за
1
Семейный
праздник.
1
Экскурсия по 22
микрорайону.
Экскурсия по
городу на
автобусе.
Рассматривание
иллюстраций и
фотографий.
Беседа о городе.
Изготовление
альбома
«Природа моего
города».
Составление
рассказов о
будущем
Республики
Казахстан»
1
Рассматривание
альбомов. Д/и
«Собери юрту».
Рисование
«Юрта». Чтение
стихотворений.
1
Подвижные игры
с военной
тематикой.
Сюжетно
ролевые игры
«Служба в
армии»,
«Военные
учения»,
26исторические подвиги
соотечественников.
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «Ты и
окружающий мир»
Воспитывать у детей любовь к
природе, желание заботиться о
ней, закрепить представления
детей о том, что Земля наш
общий дом, в котором живут
звери, птицы, рыбы,
насекомые, а человек часть
природы. Развивать у детей
умение наблюдать,
анализировать, развивать
связную речь. Воспитывать
желание заботиться об
окружающем мире.
Декабрь
1
Блок «Мой дом –
моя семья».
Знакомство с
родословной семьи
Воспитание уважительного
отношения к семье, ее
истории и традициям.
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Моя малая
родина».
Формирование чувства
патриотизма путем
осмысления таких понятий,
как род, родители, Родина.
Воспитание чувства долга и
любви к ближнему. Развитие
«Моряки».
Дидактические
игры «Разложи и
назови
правильно рода
войск», «Знаешь
ли ты?», «Что
делают
солдаты?»,
«Воздушный
десант»,
«Собери
машину» и т.д.
Экологическая
тропа на
территории
детского сада.
Правила
природопользова
ния.
Экологические
знаки. Жалобная
книга природы.
“Реликвии
семьи”,
“Генеалогическо
е древо”,
“Происхождение
фамилии”, “Герб
нашей семьи”
Рассказ «Где я
был с
родителями»,
конкурс рисунка
«Мое любимое
место отдыха».
27
1
1
1интереса к истории своего
рода, желания делится
знаниями с товарищами.
Формирование
грамматического строя речи и
расширение словарного запаса.
Закрепить знания детей о
государственности РК.
Дать знания о важнейших
законах РК. Воспитывать
желание детей жить по
законам РК.
Сформировать знания детей
о народном костюме, его
значении в жизни людей.
Приобщать детей к народной
культуре и образцам
народного искусства.
Познакомить с деталями
оберегами в костюме
прошлых лет в современном
платье.
Дать детям знания о внешнем
и внутреннем строении
планеты Земля. Развивать
оперативную память,
мышление, речь. Воспитывать
желание узнавать новое.
1
1
1
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Законы, по
которым мы
живем»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Одежда казахов»
5
Блок «Земля – наш
общий дом».
«Строение планеты
Земля»
Игры с планом
«Что где
находится»,
«Расположи и
расскажи».
Беседа о
Конституции
РК.
Рисование
«Платье куклы
Сауле». Домино
«Казахский
орнамент».
Из чего сделана
планета Земля.
Водное
пространство и
суша. Материки
и океаны.
Система рек
планеты Земля.
Когда возникла
жизнь на Земле.
1
Блок «Мой дом –
моя семья». В мире
имен и фамилий.
Январь
Обеспечить помощь
ребенку в познании и
принятии собственного
имени. Формирование
творческого компонента
деятельности посредством
1
Что означает
имя, фамилия.
28приёмов: моделирование,
чувствование, “футуризм”,
десенсибилизация и др.
Активизация у детей
творческой мотивации с
позиции “я – художник”, “я –
танцор”, “я – фантазёр”.
Воспитание дружелюбия по
отношению к окружающим.
Формирование чувства
патриотизма путем
осмысления таких понятий,
как род, родители, Родина.
Воспитание чувства долга и
любви к ближнему. Развитие
интереса к истории своего
рода, желания делится
знаниями с товарищами.
Формирование
грамматического строя речи и
расширение словарного запаса.
Закрепить знания детей о
главных символах РК (гимн,
флаг, герб). Расширять
представления детей о
государственной символике
казахстанского
государства, их историческом
происхождении. Воспитывать
у детей уважение к
могуществу Республики
Казахстан,
любовь к Родине, чувство
гордости за свою страну.
Расширить знания детей о
предметах быта казахов
кочевников. Развивать умение
высказываться и выслушивать
мнение других. Воспитывать
уважение к казахской
народной культуре.
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Моя малая
родина».
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Символика
Республики
Казахстан»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Культура быта».
1
Рассказ «Где я
был с
родителями»,
конкурс рисунка
«Мое любимое
место отдыха».
Игры с планом
«Что где
находится»,
«Расположи и
расскажи».
1
Государственная
символика
Казахстана. Об
истории
создания
символов
Казахстана.
1
Рассматривание
альбомов.
Дидактическая
игра «Укрась по
своему».
5
Блок «Защитники
Развивать ловкость, силу,
1
«Парад войск
29отечества». Игра
«Зарничка»
выносливость. Учить детей
командам. Воспитывать
уважение к армии Казахстана
– защитникам суверенного
государства.
6
Блок «Земля – наш
Воспитывать у детей
1
общий дом».
«Планета Земля»
любовь к природе, желание
заботиться о ней, закрепить
представления детей о том,
что Земля наш общий дом, в
котором живут звери, птицы,
рыбы, насекомые, а человек
часть природы, развивать у
детей умение наблюдать,
анализировать, развивать
связную речь.
1
2
Блок «Мой дом –
моя семья». «Семья
талантами богата.
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Я живу в
Экибастузе»
Февраль
1
1
Прививать любовь к детям.
Развивать наблюдательность,
творческие способности.
Воспитывать любовь к
близким.
Продолжать знакомить детей с
родным городом; закреплять
знания детей о том, что наш
город большой, красивый.
Познакомить детей с
Павлодарской областью; дать
перед
главнокомандую
щим армии»,
«отражение»
танковой атаки,
меткое
попадание
«гранатами» в
неприятеля,
ликвидация
«очагов
заражения»,
уничтожение
«вражеских
креплений».
Панно с
изображением
земного шара,
выставка книг о
природе,
иллюстрации об
охране природы,
аудиозаписи
звуков природы,
модели, шапочки
насекомых,
птиц, животных.
Семейный
праздник.
Улицы города.
Чем славен
Экибастуз. Где
работают твои
родители.
30представление о том, что
Экибастуз является частью
Павлодарской области
Познакомить детей с
географическим
расположением Павлодара и
Экибастуза, используя карту
Продолжать учить детей
самостоятельно,
последовательно составлять
описательные рассказы о
городе, используя
накопленные знания.
Закреплять умение при
составлении рассказа
пользоваться схемой.
Расширять представление о
гербах, познакомить с
понятием семейный герб.
Воспитывать у детей
патриотизм, формировать
интерес к познанию своего
края.
Продолжать воспитывать
любовь к Родине, к родной
Астане. В Астане работает
Правительство и Президент
нашего государства.
1
Сформировать знания детей об
1
эпосах и легендах,
отражающих историю
казахского народа. Развивать
художественное восприятие
произведений. Воспитывать
любовь к устному народному
творчеству казахского народа.
Развивать логическое
мышление, анализ и
самоанализ. Воспитывать
любознательность,
стремление не нарушать
Рассматривание
альбомов об
Астане.
Конструировани
е и аппликация
«Астана»
Чтение эпосов и
легенд. Рассказы
о батырах.
Рассказы об
исторических
событиях.
1
Развлечение.
Охрана флоры и
фауны. Красная
книга.
31
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Столица нашей
Родины – Астана»
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Легенды
казахской земли»
Блок «Земля – наш
общий дом». «Как
взрослые охраняют
природу»
4
5сложившиеся в природе связи.
Закрепить знания детей о
животных и растениях,
охраняемых государством.
Март
Блок «Мой дом –
моя семья». «Моя
мама»
Воспитывать любовь к
близким: к матери. Уважать
ее. Развивать творческие
1
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Экибастуз – город
будущего»
способности.
Учить детей создавать
варианты зданий жилищного,
общественного характера,
передавать видовые и
характерные признаки зданий,
продумывать сюжетные
композиции. Учить применять
знания, умения и навыки,
полученные на занятиях, в
собственной творческой
деятельности.
Закрепить знания детей об
условных знаках, правилах
ориентирования по карте.
Развивать логическое
мышление, анализ и
самоанализ.
Воспитывать
любознательность, стремление
не нарушать сложившиеся в
природе связи
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
Знакомство с
картой РК.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Народные
промыслы».
Обобщить знания детей о
казахских народных
промыслах.
Систематизировать и
закрепить знания о труде
мастеров народных
1
1
1
1
Развлечение.
Улицы будущего
города. Чем
славен
Экибастуз. Кем
будешь работать
ты. Что ты
хочешь сделать
для своего
города.
Знаки.
Физическая
карта
Казахстана.
Сокровища
родной земли.
Плодородные
земли. Регионы.
Реки и озера
Казахстана.
Растения и
животные
Казахстана.
Рассматривание
альбомов. Лото
«Бабушкина
посуда».
325
Блок «Защитники
отечества».
«Воины
интернационалисты
»
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «Как
взрослые охраняют
природу».
1
Блок «Мой дом –
моя семья». «Наш
домашний
зоопарк».
промыслов.
Развивать умение видеть
красоту изделий прикладного
творчества. Воспитывать
эстетический вкус детей
Расширить и уточнить знания
детей о защитниках Отечества,
об известных памятниках и
памятных местах родного
города; развивать
сообразительность, смекалку,
логическое мышление, умение
разгадывать кроссворд;
развивать монологическую
речь, умение делать выводы;
воспитывать уважение к
защитникам Отечества.
Формировать у детей знания о
способах охраны природных
богатств. Развивать речь детей,
обогащать словарь детей
новыми словами. Воспитывать
у детей положительный
настрой и интерес к занятию.
Апрель
Уточнить с детьми признаки
домашних животных: живут
вместе с человеком, не боятся
его, используется им в
хозяйстве; человек заботится о
домашних животных создает
им все необходимые условия
жизни. Упражнять умственные
умения детей: объяснять,
сравнивать, доказывать, делать
выводы, применять знания в
новых ситуациях. Воспитывать
любовь к домашним питомцам.
1
1
1
Экскурсия в
парк воинов
интернационалис
тов.
Охрана земли и
недр. Охрана
воды и
атмосферного
воздуха.
Картины с
изображением
домашних и
диких животных,
дидактическая
игра" Домашние
и дикие
животные".
332
Блок «Мой родной
город Экибастуз».
«Знаменитые люди,
прославившие наш
город».
1
Познакомить детей с людьми,
прославившими родной город.
Развивать уважение к родному
городу. Воспитывать чувство
гордости за знаменитых
земляков.
Беседа о
знаменитых
людях,
прославивших
Экибастуз.
Рассказы заранее
подготовленных
детей и
родителей о
знаменитых
людях. Встреча с
лучшими
людьми 22
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Вместе – дружная
семья»
Закрепить знания детей о
национальном составе РК.
Развивать уважение и
терпимость по отношению к
другим нациям, живущим на
территории РК. Воспитывать
дружбу и взаимопомощь.
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Обычаи и
традиции
казахского народа»
5
Блок «Земля – наш
Знакомить детей с духовно
нравственными традициями
казахского народа, с
особенностями проведения
праздничных дней.
формировать
первоначальное
представление о духовном
мире. Воспитывать
внимательное,
уважительное, милосердное
отношение к близким.
Формировать знания о
общий дом».
природоведческой и охранной
микрорайона.
Беседы о быте и
1
традициях
народов,
населяющих
территорию
Казахстана.
Подвижные
национальные
игры.
Дидактическая
игра «Одень
куклу в
национальный
костюм».
Рассматривание
альбомов.
Беседа о
обычаях и
традициях
казахского
народа.
1
1
Развлечение.
34«Землянам –
чистую планету»
деятельности человека.
Развивать наблюдательность.
Воспитывать любовь к
окружающему миру.
Май
Блок «Мой дом –
моя семья». «Мое
жилье».
Сформировать знания детей о
предметах быта,
1
2
Блок «Мой родной
город Экибастуз»
Закрепить знания детей о
важнейших объектах
промышленности Экибастуза.
Дать знания о хозяйственном
значении промышленности
Экибастуза для всей страны.
Воспитывать чувство гордости
за родной город.
Закрепить знания детей о
своей Родине – Республике
Казахстан. Развивать речь
детей. воспитывать чувство
гордости за страну.
Вспомнить традиции и обычаи
народов РК. Уточнить знания
детей о республике, в которой
они живут. Вызвать интерес
к культуре дружеских
народов. Воспитывать
положительное отношение к
людям других
национальностей
Познакомить детей с
памятниками героям Великой
Отечественной войны.
Развивать память,
наблюдательность.
Воспитывать уважение к
3
Блок «Казахстан –
моя Родина.
Столица нашей
Родины – Астана».
«Моя Родина –
Казахстан»
4
Блок «Знакомим с
казахской народной
культурой».
«Давайте жить в
мире»
5
Блок «Защитники
отечества». «Этот
День Победы»
1
1
1
1
1
Рисование
«Квартира, где
живет моя
семья». Мои
любимые вещи.
Твой адрес.
Рассматривание
макета города.
Рисование на
тему.
Викторина.
Брейнринг.
Встреча с
фронтовиком
(прадедушкой
одного из детей).
Беседа о
подвигах солдат
35воинам, защищавшим мир на
Земле, гордость за
исторические подвиги
соотечественников.
6
Блок «Земля – наш
общий дом». «От
родной колыбели –
Формировать знания детей о
своем городе, области, стране,
планете, Вселенной. Развивать
1
путь во
Вселенную».
оперативную память,
мышление, речь. Воспитывать
желание узнавать новое.
во время
Великой
Отечественной
войны.
Мир вокруг нас.
Страны мира.
Континенты.
Наш адрес во
Вселенной.
36