Перспективный годовой план работы педагога-психолога. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. При составлении перспективного планирования ставятся задачи работы психологической службы школы, определяются средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.Перспективный годовой план работы педагога-психолога. Материал создан для психолога и классных руководителей, который помогает создать условия для формирования и развития социально-адаптированной личности, способной противостоять жизненным трудностям. При составлении перспективного планирования ставятся задачи работы психологической службы школы, определяются средства для их достижения и сроки исполнения, а также последовательность их реализации.
Годовой план
работы практического психолога
Пояснительная записка
План работы педагогапсихолога составлен на основе следующих документов:
Конституция Российской Федерации;
Конвенция ООН о правах ребёнка;
Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в
Российской Федерации»;
Закон РФ «Об образовании»;
Семейный кодекс Российской Федерации
Федеральный Закон «Об основах
безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»;
гражданское, семейное, трудовое и жилищное право;
системы профилактики
Программа развития школы.
Устав школы;
План работы школы на текущий учебный год.
Школьные локальные акты.
Должностная инструкция.
Основные направления в деятельности школы.
1.Укрепление психологического здоровья детей, учитывая возрастные и
индивидуальные особенности каждого ребенка и создавая оптимальные
условия для развития личности школьников в школе.
2.Исследование динамики интеллектуального и личностного развития
школьников используя современные психологические диагностики.
3.Продолжать формировать у педагогов и родителей навыки психолого
педагогической компетентности в общении.
4.Расширять знания учеников о здоровом образе жизни.
Проблемы над которыми работает школьный психолог.
1.Помощь в создании благоприятного психологического климата, для всех
участников учебного процесса.
2.Содействие в осмысленном выборе профессии учениками, на основе их
интересов, склонностей и предпочтений.
3.Формирование психологической культуры, культуры здорового образа
жизни учеников, педагогов, родителей, администрации учебного заведения.Цели работы психолога в школе
содействие администрации и педагогическому коллективу в создании
соответствующей индивидуальности
социальной ситуации развития,
обучающихся, воспитанников и обеспечивающей психологические условия
для охраны здоровья и развития личности обучающихся, воспитанников, их
родителей (законных представителей), педагогических работников и других
участников образовательного процесса;
содействие в приобретении учащимися психологических знаний, умений
и навыков, необходимых для получения профессии, развития карьеры,
достижения успеха в жизни;
оказание помощи обучающимся в определении своих возможностей,
исходя из способностей, склонностей, интересов, состояния здоровья;
содействие педагогическим работникам,
родителям (законным
представителям) в воспитании обучающихся, а также в формировании у них
принципов взаимопомощи, толерантности, милосердия, ответственности и
уверенности в себе, способности к активному социальному взаимодействию
без ущемления прав и свобод другой личности.
Задачи психолога:
психологический анализ социальной ситуации развития, выявление
основных проблем и определение причин их возникновения, путей и средств
их разрешения;
содействие личностному и интеллектуальному развитию обучающихся
на каждом возрастном этапе развития личности;
формирование у обучающихся способности к самоопределению и
саморазвитию;
содействие педагогическому коллективу в гармонизации социально
психологического климата в школе;
психологическое обеспечение образовательных программ с целью
адаптации их содержания и способов освоения к интеллектуальным и
личностным возможностям и особенностям обучающихся;
профилактика и преодоление отклонений в социальном и
психологическом здоровье, а также развитии обучающихся;
участие в комплексной психологопедагогической экспертизе
профессиональной деятельности специалистов образовательных учреждений,
образовательных программ и проектов, учебнометодических пособий,
проводимой по инициативе органов управления образованием или отдельных
образовательных учреждений;
участие совместно с органами управления образованием и
педагогическим коллективом школы в подготовке и создании психолого
педагогических условий преемственности в процессе непрерывного
образования;
содействие распространению и внедрению в практику школы
достижений в области отечественной и зарубежной психологии;
содействие в обеспечении деятельности педагогических работников
школы научнометодическими материалами и разработками в области
психологии.
Основными функциями работы психолога в школе являются
следующие:
гностическая, которая включает изучение специфических особенностей
деятельности педагогов и их воспитанников в данном учреждении в той мере,
в какой они детерминируют их психику и предъявляют к ним определенные
требования, а также изучение ряда психофизиологических, индивидуально
психологических и личностных особенностей преподавателей, сотрудников,
учащихся, их социального статуса, особенностей межличностных отношений,как в коллективах педагогов, так и в группах учащихся. Итог этой работы –
подробная психологическая характеристика личности преподавателя,
составление психологических паспортов,
сотрудника,
позволяющих наметить и осуществить коррекционные психотерапевтические
воспитанника,
мероприятия;
конструктивнопросветительная,
которая включает работу по
профилактике и предупреждению конфликтов, вызванных психологическими
причинами; сообщение преподавателям и воспитателям основных сведений по
социальной психологии, формирование приемов и навыков общения;
планирование исследований и профилактических мероприятий;
моделирование индивидуальных программ развития. Данная функция может
внушающих воздействий,
осуществляться в форме консультаций,
просветительских и психотерапевтических бесед с различными
контингентами. Эти беседы можно проводить с администрацией учреждений
на семинарах руководителей, где они получат основные сведения по
психологии руководства и управления. Занятия с преподавателями и
воспитателями можно осуществить, организовав семинар или курсы
повышения психологопедагогических знаний. Реализовать психолого
педагогическое воздействие на учащихся можно через педагогов,
воспитателей и наставников, непосредственно занимающихся с группами
учащихся, работая с ними на постоянно действующем семинаре;
консультационная, включающая объяснение и психологическую
интерпретацию отдельных состояний, настроений преподавателей и
воспитанников или особенностей их поведения в профессиональной
деятельности и семейной жизни;
воспитательная,
которая включает выбор и осуществление
мероприятий, направленных на моральноволевое воспитание учащихся,
формирование у них определенных личностных качеств, воздействие на
социальный статус отдельных личностей,
организацию адекватныхмежличностных отношений в педагогических коллективах и группах
учащихся;
психопрофилактическая и психотерапевтическая,
включающая
диагностику, психотерапию и психопрофилактику невротических состояний,
предупреждение трудностей в интеллектуальном и личностном развитии,
организацию восстановительных мероприятий, а также осуществление
мероприятий по управлению психическим состоянием (обучение психической
саморегуляции, формирование уверенности в своих силах, развитие
творческих потенций, выработка навыков мобилизации в стрессе и т.д.);
методическая, включающая всю работу по созданию новых и адаптации
старых методов обучения и воспитания, а также разработку новых методов
диагностики и психопрофилактики как для нужд данного учреждения, так и
для запросов других учреждений района, не имеющих подобной службы.
Основные направления работы психолога в средней школе
Работа школьного психолога традиционно организуется по следующим
направлениям:
диагностическая работа;
коррекционноразвивающая работа;
консультативнопросветительская работа;
просветительская и профилактическая работа.
Планируемые результаты.1.Сохранение естественных механизмов развития ребенка, предотвращая
всякое возможное их искажение и торможение.
2.Развитие индивидуальных качеств детей с постоянным обнаружением новых
творческих ресурсов.
3.Формирование у педагогов и родителей коммуникативных навыков и
представлений о здоровом образе жизни.
План работы на 20142015 учебный год
№
Содержание работы с учениками,
учителями, родителями,
администрацией учебного заведения.
С кем
проводится
Сроки
выполнения
Психодиагностическая работа1. Первичная диагностика
первоклассников.
2. Изучение самооценки учащихся.
3. Подготовка теоретического материала,
подбор методического материала для
комплексного исследования уровня
школьной адаптации 1,5 классов.
4. Проведение комплексного исследования
уровня школьной адаптации 1,5 классов.
5. Диагностика уровня тревожности и
агрессивности у учеников.
6. Диагностика учащихся, имеющих
трудности в адаптации.
7. Микроисследование: «Взаимоотношения
в классном коллективе (социометрия)».
8. Социальнопедагогическое обследование
отношения учащихся к здоровому
образу жизни
9. Исследование профессиональных
интересов учащихся 1011 классов
10. Исследование профессиональных
интересов учащихся 9 класса.
11. Изучение коллектива класса с целью
определения готовности детей к
обучению в среднем звене.
12. Исследование микроклимата в классном
коллективе, структуры
взаимоотношений
13. Изучение межличностного
взаимодействия в учебно
педагогическом процессе «ученик
учитель»
14. Исследование интересов учащихся по
вопросам отношения к учебным
дисциплинам 1 ,5 класс.
15. Изучение межличностного
взаимодействия в учебно
педагогическом процессе «ученик
1 класс
8 класс
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
1,5 класс
октябрь
56 класс
ученики
ноябрь
ноябрь
510 класс
декабрь
5 6 классы.
декабрь
1011 класс
9 класс
4 класс
4 класс.
январь
январь
январь
март
март
89 классы.
март
1,5 класс
март
89 класс
апрельучитель»
16. Исследование готовности детей к
обучению в школе. Детский сад
«Тополек»
17. Диагностика детскородительских
отношений с целью проведения
индивидуальных консультаций.
18. Индивидуальная психодиагностика
педагогов по личному запросу.
19. Диагностика по выявлению одаренных
детей.
20. Диагностика учащихся требующих
особого повышенного педагогического
внимания.
Старшая
апрельмай
группа дет.сада
«Тополек»
По запросу.
110 класс
14 класс
110 класс
в течении
года
в течении
года
в течении
года.
в течении
года
Консультативная работа
1. Индивидуальные консультации
учащихся по личным вопросам и по
результатам диагностики.
2. Групповая консультация для педагогов,
работающих в 1 классе, по вопросу
адаптации первоклассников к школе.
3. Беседа с классными руководителями 5
11 классов по вопросу выявления
учащихся, требующих повышенного
педагогического внимания
4. Беседа с классными руководителями 1
го и 5го классов по вопросам
протекания адаптации детей к новым
условиям обучения.
5. Проведение
консультаций, бесед с
требующих п. п. в.
индивидуальных
учащимися,
9 класс
в течении
года
учителя
сентябрь
Классные
руководители
511 классов
Классные
руководители
1 и 5 классов
сентябрь
октябрь
ученики
ноябрь
6. Групповая консультация для учащихся
«Пути достижения жизненных целей»
11 класс
декабрь
7. Беседы с учителями, родителями по
вопросам выявления детей, имеющих
признаки дезадаптированности
8. Беседа с учителемклассоводом 4
учителя
декабрь
январь
учитель
февралькласса, по вопросам готовности
учащихся к обучению в среднем звене.
9. Мониторинг посещения занятий
учащимися 511 классов. Классные
руководители.
10. Беседа «Практические советы по
профилактике опасных ситуациях».
Классные
руководители
февраль
5 класс
март
11. Беседа «Насилие в нашей стране».
12. Консультации воспитателей детского
сада «Тополек» по результатам
исследования группового коллектива.
10 класс
Воспитатели
ДУЗ
«Тополек»
март
апрель
апрель
13. Индивидуальная беседа с классным
руководителем 9 класса по составлению
рекомендаций для учащихся по
профориентации.
14. Консультации классных руководителей
по вопросам оздоровления детей
15. Индивидуальные консультации по
проблемам профессионального выбора
учащихся.
16. Консультации для педагогов и
родителей по проблемам
взаимоотношений с детьми требующими
особого повышенного педагогического
внимания.
17. Консультации классных руководителей
по результатам исследования классных
коллективов.
18. Индивидуальное консультирование
родителей по вопросам детско
родительских отношений.
Классный
руководитель 9
класса
учителя
май
Педагоги,
родители
в течении
года
Классные
руководители
в течении
года
Родители
в течении
года
По запросу
ноябрь
Развивающая и коррекционная работа
1. Проведение цикла занятий для
пятиклассников с целью повышения
уровня школьной адаптации.
2. Проведение тренинговых занятий по
сплочению классного коллектива
3. Работа с детьми требующими особого
5 класс
По запросу
ноябрь
декабрь
в течении
года
По результатам
в теченииповышенного педагогического внимания.
диагностики
4. Проведение занятия «Улыбнись ка» с
1 класс
1 класс
2 класс
3 класс
года
сентябрь
сентябрь
сентябрь
сентябрь
34 класс
сентябрь
4 класс
сентябрь
2 класс
2 класс
4 класс
сентябрь
сентябрь
сентябрь
учителя
Октябрь
1 класс
октябрь
декабрь
ученики
декабрь
1 класс
2 класс
1,5 класс
1 класс
1 класс
Ноябрь
Ноябрь
ноябрь
декабрь
Январь
январь
февраль
первоклассниками
Занятие для учащихся 1х классов по
развитию образного мышления
Занятие по развитию "ВинниПух идет в
гости"
Занятие для учащихся "Я умею
поддержать"
8. Проведение игр направленных на
"Развитие интеллектуальных
способностей ребенка"
Занятие с учениками по теме: "Приемы
успешного запоминания"
5.
6.
7.
9.
10. Занятие по развитию "ВинниПух идет в
гости"
11. Занятие по теме "Развиваем внимание,
мышление, память"
12. Занятие с учениками 4го класса по
теме: "Приемы успешного запоминания"
13. Составление и разработка рекоменда
ций учителям, родителям по вопросам
работы с детьми, имеющими признаки
дезадаптации.
14. Проведение коррекционных занятий с
учащимися 1классса «Школа юного
первоклассника АБВГДЕйка»
15. Развивающая работа по развитию
навыков успешного общения .
Консультативный тип.
16. Занятие в 1м классе "Эвристика"
17. Занятие по развитию мелкой моторики
"Морские приключения"
18. Проведение цикла занятий для
пятиклассников с целью повышения
уровня школьной адаптации.
19. Занятие по развитию познавательной
деятельности для учащихся 1го класса
20. Проведение игр с первоклассниками,
направленных на развитие логическогомышления.
21. «Тайны моего «Я».
Кто я такой?. Мои эмоции»
( тренинг)
7 класс
Январь
22. «Цена сомнительных удовольствий»
(круглый стол)
23. Проведение игр с первоклассниками,
направленных на развитие логического
мышления.
24. Занятие по профориентации а начальной
школе.
10 класс
Январь
1 класс
Февраль
4 класс.
Март
25.
Проведение беседы с презентацией
8 класс
«Красота – страшная сила»
26. Беседа «Самоуважение и эгоизм»
7 класс
Май
Май
27. Проведение развивающих игр с
учащимися 14 класса ,направленных на
повышение уровня развития
познавательных процессов
14 классы
в течении
года
28. Проведение коррекции детско
родительских отношений (по запросу)
По запросу
в течении
года
Организационно методическая работа
1. Составление плана работы на учебный
год.
2. Планирование диагностических
мероприятий.
3. Составление отчета о проделанной
работе.
4. Подготовка к тренингам и
коррекционным занятиям
5. Подготовка к выступлениям на
родительских собраниях, педсоветах.
6. Обработка результатов тестирования,
диагностики.
7. Консультирование в районном
Август
сентябрь
ноябрь
в течении
года
в течении
года
в течении
года
в течении
года
в теченииметодическом кабинете, работа с
литературой.
Психологическое просвещение
1. Выступление на педсоветах
2. Выступление на общешкольных и
классных родительских собраниях.
Ознакомление родителей с информацией
«Про предупреждение насилия в семье»
3. Выступление на тематических классных
часах, посвящённых теме :
«Профилактика насилия в семье»
4. Проведение тренинговых занятий по
профилактике асоциального поведения.
5. Проведение Внеклассного мероприятия
«Путешествие в страну Знаний»
6. Игровой тренинг с учащимися «Мир
дружбы»
7. Проведение занятия «Друг в беде не
бросит или что такое дружба»
8. Беседа «Дружный класс –какой он?»
9.
Занятие по формированию полоролевых
взаимоотношений "Когда мы любим,
то…"
10. Занятие по теме: "Семья в современном
обществе"
11. Занятие на тему " Какая бывает
память?»
12. Проведение классного часа : «Мои
права»
13. Просмотр презентации «Права и
обязанности несовершеннолетних по
трудовому законодательству»
14. «На добром сердце держится мир»
Тренинговое занятие в рамках недели
психологии.
15. Игра на развитие толерантности для
подростков "Большой костер"
16. Практикум по толерантности
года
в течении
года
в течении
года
в течении
года
октябрь
ноябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
Сентябрь
сентябрь
Учителя
Родители
810 класс
1011 класс
1 класс
3 класс
5 класс
6 класс
9 класс
11 класс
Сентябрь
2 класс
5 класс
9 класс
Октябрь
Октябрь
Октябрь
56 класс
Ноябрь
7 класс
8 класс
Ноябрь
Ноябрь17. Занятие с элементами тренинга
«Толерантностьксенофобия»
18. Занятия для девочекподростков
"Поверь в себя"
19. Занятие «Дело твоей жизни»
20. Классный час "Самооценка личности
подростка"
21. Беседа «Патриот ли я?»
22. Занятие по ЗОЖ «Кто такие люди с
ограниченными возможностями?»
23. Презентация темы "СПИД — чума ХХ
века"
24. Классный час на тему: «Информирован
значит защищен.Стоп СПИД!»
25. Занятие "ВИЧинфекция и СПИД: без
мифов и иллюзий"
26. Занятие по нравственному воспитанию
«Как правильно создать свой имидж»
практикум
27. Игровой тренинг «Человектворец своей
судьбы»
28. Занятие «Торговля людьми в 21 веке.
Миф или реальность»
29. Подготовить памятки для учащихся
«Как подготовиться к сдаче ЕГЭ».
30. Беседа с элементами тренинга «Не
делай другому того, чего не желаешь
для себя»
31. Насилие в школе: что противопоставить
жестокости и агрессии?
«Значение для человека семья»
32.
33. Проведение тематических классных
часов.
34. Занятие с девятиклассниками "Я
объявляю своим делом…"
35. Проведение круглого стола на тему
«Правонарушение» с целью
конкретизировать знания учеников про
правонарушение о ответственности за
них.
10 11класс
Ноябрь
7 класс
9 класс
10 класс
11 класс
7 класс
8 класс
9 класс
11 класс
Декабрь
Декабрь
декабрь
Декабрь
январь
январь
январь
январь
6 класс
февраль
9 класс
февраль
1011 класс
февраль
11 класс
февраль
7 класс
8 класс
10 класс
По запросу
9 класс
март
март
март
в течении
года
апрель
79 класс
апрель36. Проведение интегрированного урока
«русский язык + психология»
37. Занятие «Соучастие в преступлении»
38. Занятие «Умейте дружбой дорожить»
39. Беседа «Самоуважение и эгоизм»
40. Беседа на тему« Конфликты с
родителями»
41. Беседа «Молодежи о семейной жизни»
8 класс
10 класс
6 класс
7 класс
8 класс
10 класс
апрель
апрель
май
май
май
май
Психологическая профилактика
1.
2.
Занятие по профилактике конфликтов
«Как отстоять свою точку зрения?»
Занятие для начальной школы «Мы за
здоровый образ жизни»
3. Внеклассного мероприятия по
правовому воспитанию «Вандализм»
4. Интеллектуальноправовая игра «
Знаешь ли ты право?»
5. Игра «Взаимодействие», направленная
6.
7.
на урегулирование конфликтов.
Занятие по правовому воспитанию «Час
суда»
Занятие с элементами тренинга
"Подросток – шторм и буря"
8. Беседадиспут «Правовое
регулирование труда
несовершеннолетних»
9.
Иградиспут по праву «Взросление»
10. Занятие «Радость и улыбка» в рамках
недели толерантности
11. «Мы с тобой одной крови» психологическая
игра в рамках недели толерантности
12. «На добром сердце держится мир»
Тренинговое занятие в рамках недели
психологии.
13. «Практикум по толерантности» в
рамках недели толерантности
14. Мероприятие по профилактике вредных
привычек: Токшоу "Пусть говорят" на
тему «Учусь говорить "Нет!"».
10 класс
сентябрь
14 класс
октябрь
6 класс
8 класс
7 класс
7 класс
9 класс
10 класс
11 класс
1 класс
4 класс
56 класс
8 класс
6 класс
октябрь
октябрь
сентябрь
октябрь
октябрь
октябрь
октябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
ноябрь
декабрь15. Занятие по профилактике девиантного
поведения «Недетские шалости, или Как
уберечь себя от хулиганства»
16. Занятие «Я подросток»
17. Занятие по психофизиологической
разгрузке для учащихся 3—4х классов,
направленное на профилактику
стрессовых ситуаций в классе.
18. Занятие «Путешествие в страну
здоровья»
19. Занятие с элементами тренинга
«Здоровый образ жизни и профилактика
утомления»
20. Занятие «Жить здорово или Главные
заповеди здорового образа жизни»
21. Занятие по нравственно
патриотическому воспитанию «Род наш
красный»
22. Занятие по нравственному воспитанию
«Как правильно создать свой имидж»
23. Тренинг по профилактике конфликтов
«КонфликтНЕТ»
24. Беседа –диспут «Игра собственной
жизнью»
25. Игровой тренинг «Человектворец своей
судьбы»
26. Беседа «Практические советы по
профилактике опасных ситуациях»
27. Занятие по профилактике насилия
«Добро против насилия»
28. Занятие по профилактике насилия «Мы
против насилия. Как защитить себя?»
29. Беседа по профилактике насилия «Не
тронь меня»
30. Классный час по профилактике
правонарушений.
31. Беседа на тему : «Обман и вымысел
одно и тоже?»
32. Круглый стол по профилактике
правонарушений «Правонарушениечто
это?»
33. Тренинг по профилактике
14 класс
декабрь
8 класс
34 класс
декабрь
январь
5 класс
6 класс
январь
январь
10 класс
январь
5 класс
февраль
6 класс
7 класс
8 класс
9 класс
5 класс
6 класс
9 класс
11 класс
5 класс
6 класс
7 класс
февраль
февраль
февраль
февраль
март
март
март
март
апрель
апрель
апрель
11 класс
апрельассоциативного поведения с основами
правовых знаний
34. Занятие «Мой класс»
5 класс
май
Связь с общественностью
1. Выступление на «сходе граждан » с
лекцией
« Обязанности родителей за
посещаемость и всеобуч их детей»
октябрь
Школа
2. Организовать встречу инспектора по
делам несовершеннолетних из Сакского
ГРО с учащимися 811 классов.
октябрь,
февраль
инспектор
ГРО,
пр.психолог
3. Посещение занятий и других
мероприятий в старшей группе д/с с
целью преемственности
д/с и школы.
4. Выступления перед учащимися,
педработниками, родителями на
предприятиях и организациях.
январьмай
пр.психолог ,
на протяжении
пр.психолог
года
5. Посещение учащихся на дому, беседы с
родителями.
на протяжении
пр.психолог
года
6. Посещение родителей по месту работы.
7. Решение вопросов с местными органами
исполнительной власти и
общественного самоуправления.
на протяжении
пр.психолог
года
на протяжении
пр.психолог
года
8. Преподавание учебного материала по
программме спецкурсов, кружков.
на протяжении
пр.психолог
года
9. Проведение деловых игр, тренингов для
родителей и педагогов.
на протяжении
пр.психолог
года
10. Консультации в учебнометодических и
на протяжении
пр.психологнаучных центрах.
года
11. Заполнение социального паспорта
учебного заведения, журнала учёта
семей детей, которые находятся в
сложных жизненных ситуациях.
12. Совместная работа со специалистами
социальной службы содействия семьи
,молодежи и спорта.
на протяжении
пр.психолог
года
на протяжении
года
Специалисты
ЦССДМ
Экспертная работа
1. Участие в экспертной работе по
аттестации учителей.
2. Участие в подготовке и проведении
теоретических и практических
семинаров .
3. Участие в проведении мониторингов
4. Участие в аналитической работе,
планировании работы МО, проведении
ШМО.
5. Посещение и анализ уроков учителей –
предметников.
6. Подготовка и проведение психолого
педагогических
консилиумов по вопросам адаптации 1 и
5 классов.
7. Изучение качества педагогического
общения
8. Изучение и предупреждение
эмоциональных и интеллектуальных
перегрузок у старшеклассников.
в течение года
учителя
в течение года
учителя
в течение года
в течение года
учителя
учителя
в течении года учителя
ноябрь
учителя
апрельмай
учителя
в течении года
ученики