ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Оценка 4.6
Лекции
docx
психологическая работа +1
Взрослым
04.08.2019
Инклюзивное образование -понятие для РФ относительно новое . В этом смысле мы сильно отстали от Европейских стран и США . Следует отметить, что в настоящее время создана серьезная законодательная база для реализации этой идеи. Инклюзивное образование , безусловно, имеет множество преимуществ для детей-инвалидов
Главное из них называют демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия со . своими здоровыми сверстниками.(в том числе социальное понятие детей с особенностями развития и дружбу между детьми) ; улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации; большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как результат , улучшение их навыков и академических достижений.
статья ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ.docx
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
УЧИТЕЛЬ русского языка и литературы :Шилова Алла Андреевна .
Долгие годы в системе образования происходило чёткое
разделение детей на обычных и детей с ОВЗ, у которые в свою
очередь практически отсутствовала возможность реализовать свои
возможности посредством получения образования, их просто не
брали в учреждение в которых обучались условно здоровые дети.
Несправедливость такой ситуации была очевидной, так как одним из
положений Конвенции о права ребёнка 1989 года, является
уважение и обеспечение государствами – участниками Конвенции
всех прав, предусмотренных Конвенцией и за каждым ребёнком без
какойлибо дискриминации, расового признака, языка, религии,
социального происхождения, имущественного положения, цвета
кожи, состояния здоровья и рождения ребёнка, его родителей,
законных опеку нов или какихлибо иных обстоятельств. Для
возможности реализации прав детей как правомерных субъектов
социальной сферы жизнедеятельности закреплённых данной
Конвенцией, потребовалась разработка и реализация такой формы
обучения, которая для получения образования предоставит им
оптимальные условия – инклюзивное образование [1].
Инклюзивное образование понятие для РФ относительно
новое. В этом смысле мы сильно отстали от Европейских стран и
США. Следует отметить, что в настоящее время создана серьезная
законодательная база для реализации этой идеи.
В 2008 году Россия подписала Конвенцию о правах инвалидов.
(Принята резолюцией 61/106 Генеральной Ассамблеи ООН от 13
декабря 2006 года.) [4]. Кроме того, в декабре 2012 года был принят
Государственной Думой, одобрен Советом Федерации и подписан
президентом РФ В.В. Путиным Федеральный закон № 273ФЗ «Об
образовании в Российской Федерации» [11]. Инклюзия, в данном
контексте,
представляет собой процесс развития общего
образования путём доступности такового для всех, посредством
приспособления к имеющимся нуждам всех детей, предоставляя
возможность обучения по месту своего проживания, а также
посещать образовательные учреждения совместно со своими
сверстниками. В этот процесс заложена идеология, полностью
исключающая какуюлибо форму дискриминации людей с ОВЗ, при
этом создаются определённые условия в которых учитываются определённые потребности для благоприятного процесса в
образовании. Инклюзия является – социальным заказом общества и
государства, достигших определённого уровня экономического,
культурного и правового развития. Реализация данного проекта
предоставляет возможность переосмыслить социальному обществу
своё отношение к инвалидам, а также, признать их права на
предоставление равных с другими возможностями в разных сфера
социальной жизнедеятельности, включая образование. М.С. Астоянц,
И.Г. Россихина в своих исследованиях отмечают инклюзивное
образование как долгосрочную стратегию, требующую терпения,
систематичности и последовательности,
непрерывности и
комплексного подхода для её реализации [2].
Инклюзивное образование, безусловно, имеет множество
преимуществ для детейинвалидов. Главными из них называют
демонстрацию более высокого уровня социального взаимодействия
со своими здоровыми сверстниками (в том числе социальное
принятие детей с особенностями развития и дружбу между детьми);
улучшение социальной компетенции и навыков коммуникации;
большую насыщенность учебных программ для детей с ОВЗ и, как
результат, улучшение их навыков и академических достижений [6].
В трудах отечественных учёных (Ю.В. Мельник, Н.А. Медова,
М.А. Коростелёва и др.) просматриваются восемь принципов
инклюзивного образования:
1) достижения и способности не должны влиять на ценность
человека как субъекта социальной жизни;
2) любой субъект общества имеет право на свои чувства и
реализацию своих знаний;
3) каждому человеку предоставляется право быть услышанным
в процессе общения;
4) всё люди, в не зависимости от каких либо социальных
факторов, нуждаются друг в друге;
5) современное образование может осуществляться в рамках
реальных взаимоотношений;
6) поддержка и дружба ровесников является важным звеном в
социальной жизни людей; 7) прогресс в обучении скорее достигается в том, что субъекты
образовательной среды могут делать, посредством реализации своих
возможностей, чем в том, что они не могут сделать;
8) разнообразная жизнедеятельность усиливает все стороны
социализации человека [3].
Преимущество инклюзии для обычных учеников до настоящего
времени является спорным. Однако не вызывает сомнения тот факт,
что введение инклюзивного обучения предполагает лучшее
техническое обеспечение учебного процесса в школе, использование
педагогами новых технологий, наиболее эффективных методов и
приемов обучения. Кроме того, в «инклюзивном классе дети учатся
уважать и ценить своих одноклассников с инвалидностью, видеть то,
что лежит за чертой инвалидности или одарённости, различать
социальные стигмы» [7].
В таких классах создается атмосфера взаимоуважения,
взаимопонимания, дети становятся добрее, терпимее, гуманнее,
учатся понимать, что каждый человек, какими бы особенностями он
не обладал, имеет право на жизнь и получение образования. В
инклюзивных классах есть все возможности для толерантного
воспитания, здесь формируется толерантное мировоззрение,
мышление, поведение, отношение к людям. «Цивилизованное
общество признаёт право каждого на индивидуальность,
нестандартность, самореализацию, саморазвитие, общение и
получение образования. При этом подчёркивается, что изоляция и
сегрегация непохожих, в том числе имеющих нарушенное
психофизическое развитие индивидов,
исключается как
антигуманная мера» [5]. Во всем мире инклюзивное образование
считается наиболее гуманным и эффективным.
Однако, несмотря на созданную законодательную базу и явные
преимущества инклюзивного образования, «в настоящее время в
нашей стране рынок образовательных услуг для детей с
ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно узок, в
небольших городах и селах дети с ограниченными возможностями
чаще всего остаются вне системы образования по сугубо
экономическим причинам. Традиционной формой обучения детей с
ограниченными возможностями здоровья остаются специальные
(коррекционные) образовательные учреждения. Значительная часть
затруднений в обучении и воспитании детей с ограниченными
возможностями связана с острым дефицитом квалифицированных
кадров» [7]. В идеале это должна быть команда профессионалов, состоящая из педагога, психолога, тьютора, дефектолога, логопеда,
медицинского и социального работников.
Для работы в условиях инклюзивного обучения педагогические
коллективы общеобразовательных учреждений должны быть
подготовлены соответствующим образом, обладать необходимыми
знаниями в области специальной педагогики, умениями использовать
различные методы коррекционного воздействия в работе с младшими
школьниками с ограниченными возможностями здоровья. Особую
значимость приобретает изменение психологических и ценностных
ориентаций
профессиональной,
психологической и методической неготовности учителей
общеобразовательных школ к работе в условиях инклюзии стоит
очень остро.
Проблема
педагогов.
Решить данную проблему призваны специальные дисциплины,
включенные в учебные планы вузов по направлению подготовки
«Педагогическое образование»:
«Специфика инклюзивного
обучения» (Адаптационная специализированная дисциплина) 108
часов и дисциплины по выбору вариативной части учебного плана
«Психологопедагогическое сопровождение школьников с ОВЗ» /
«Основы специальной педагогики и психологии» 72 часа. Однако
указанные курсы не решают в полном объеме стоящих перед ними
задач формирования у педагогов необходимых компетенций в
области инклюзивного обучения.
Таким образом, введение инклюзивного образования в практику
массовой школы сопряжено с определенными трудностями, требует
серьезного осмысления и решения возникающих в связи с этим задач,
в том числе организации соответствующей подготовки педагогов,
которым предстоит работать в условиях инклюзии.
Список литературы
1. Алёхина C.B., Алексеева М.А., Агафонова Е.Л. Готовность
педагогов как основной фактор успешности инклюзивного про
цессав образовании. //Психологическая наука и образование.
2011. №1. С. 8391.
Астоянц М.С.
2.
попытка
концептуализации и опе рационализации понятия / М.С.
Астоянц, И.Г. Россихина // Известия Южного федерального
университета. Педагогические науки. – 2009. – №12. – С. 51–58.
Социальная инклюзия: 3. Инклюзивное образование: результаты, опыт и перспективы:
Сборник материалов III Международной научнопрактической
конференции / Под ред. С.В. Алехиной. – М.: МГППУ, 2015. –
528 с.
4. Конвенция о правах инвалидов. (Принята резолюцией 61/106
Генеральной Ассамблеи ООН от 13 декабря 2006 года. URL:
http://base.garaiit.ni/2565085/#block_24
обращения:
17.06.2017).
Кучмаева O.B.
5.
статистический аспект.
13.2016.№6.
http://www.gks.iri/free_doc/iiew_site/popiilatioii/zdrav/iiivdet.litni]
(дата обращения: 01.07.2017).
Образование детейинвалидов:
Т.
С.
URL:
//Статистика и экономика.
(дата
1924.
6. Левинская А.А. Состояние и перспективы инклюзивного
образования в России // Социальная педагогика. – М., 2011.
7. Митрофанова М.И. Инклюзивное образование в стране и за
рубежом. URL: http://www.tcek.ru/20130409053228/4862013
0411 092745.html (дата обращения: 17.06.2017).
8. Михалъченко К.А. Инклюзивное образование проблемы и
пути решения. / К.А. Михальченко // Теория и практика
образования в современном мире: материалы междунар. науч.
конф. (г. СанктПетербург, февраль 2012 г.). СПб.: Реноме,
2012. С. 7779.
9. Национальная образовательная инициатива «Наша новая
школа» (утв. Президентом РФ 04.02.2010 №Пр271).
10. Приказ Министерства образования и науки РФ от 9
ноября 2015 г. N 1309 «Об утверждении Порядка обеспечения
условий доступности для инвалидов объектов и
предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания
им при этом необходимой помощи» С изменениями и
дополнениями от 18 августа 2016 г. URL: 11йр://минобрнауки.рф
(дата обращения: 01.07.2017),
11. Федеральный закон «Об образовании в Российской
Федерации» N 273ФЭ от 29 декабря 2012 года с изменениями
20172016 года. URL: http://www.coiisultaiit.iTi (дата обращения:
17.06.2017)
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
ПЕРСПЕКТИВЫ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.