Первая российская революция 1905-1907 гг.
Оценка 4.7

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
история
9 кл—11 кл
07.11.2024
Первая российская революция 1905-1907 гг.
Разработка урока истории в 9 классе. Технологическая карта урока
Первая российская революция 1905-1907 гг.docx

 

Класс:

9 класс

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

Тема. Россия на пороге XX в.

Урок 2.

Тема урока

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

базовый

Тип урока (укажите тип урока):

ü    урок освоения новых знаний и умений

урок-закрепление

урок-повторение

урок систематизации знаний и умений

урок развивающего контроля

комбинированный урок

  другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные

ü Осознание российской гражданской идентичности в поликультурном и многоконфессиональном обществе, проявление интереса к познанию родного языка, истории, культуры Российской Федерации, своего края, народов России

ü  Уважение к символам России, государственным праздникам, историческому и природному наследию и памятникам, традициям разных народов, проживающих в родной стране

Метапредметные

ü  владение базовыми логическими действиями:

- систематизировать и обобщать исторические факты (в форме таблиц); выявлять характерные признаки исторических явлений; раскрывать причинно-следственные связи событий; сравнивать события, ситуации, выявляя общие черты и различия; формулировать и обосновывать выводы;

- владение базовыми исследовательскими действиями: определять познавательную задачу; намечать путь её решения и осуществлять подбор исторического материала, объекта; систематизировать и анализировать исторические факты, осуществлять реконструкцию исторических событий;

ü  работа с информацией: осуществлять анализ учебной и внеучебной исторической информации (учебник, картины)

-  извлекать информацию из источника;

ü  коммуникативных УУД

- общение: представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство высказываемых оценок;

ü  регулятивных УУД:

- владение приёмами самоорганизации своей учебной и общественной работы (выявление проблемы, требующей решения; составление плана действий и определение способа решения)

Предметные

ü  умение определять последовательность событий, явлений, процессов; соотносить события истории разных стран и народов с историческими периодами, событиями региональной и мировой истории

ü  овладение историческими понятиями и их использование для решения учебных и практических задач

ü  умение устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов изучаемого периода, их взаимосвязь

ü  умение сравнивать исторические события, явления, процессы в различные исторические эпохи

ü  умение анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации

Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): «Кровавое воскресенье», Государ-

ственная дума.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

м/м проектор, видеофильм

 

3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА

 

БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)

Деятельность учителя.

Фронтальная работа. Создаёт условия для возникновения у школьников внутренней потребности включения в учебную деятельность:

Предлагает работу с электронными и иллюстративными  источниками, таблицей. Каждый получает распечатанный вариант таблицы.

 

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового

Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)

Вначале дайте возможность учащимся ознакомиться с репродукциями картин. Затем организуйте фронтальную беседу с целью актуализации знаний.

Рассмотри иллюстрации и назови объединяющее их понятие.

1)Кромвель закрывает Долгий парламент – 20 апреля 1653 года («Славная» Английская революция 1640 – 1660 гг.);

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/api/s3/geop-ecl/e04ec034ca9842b090431dbc43857300/07.1-09-00175-m1.2m-43-01/assets/media/elmgallery_content_image/66149ba378bbe64a4d4886bf569989c39d33c6d8.jpg 

2)Арест коменданта Бастилии де Лоне – 14 июля 1789 года (Великая Французская революция);

https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/api/s3/geop-ecl/e04ec034ca9842b090431dbc43857300/07.1-09-00175-m1.2m-43-01/assets/media/elmgallery_content_image/Lallemand_-_Arrestation_du_gouverneur_de_la_Bastille_-_1790.jpg 

3) Сражение на улице Роан –28 июля 1830 года (Французская революция 1830 г.)

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=d685c7a08db355f70149a8ff2cf067da0514b88b-8219723-images-thumbs&n=13

Фронтальная беседа

ü  Какие события легли в основу сюжета картин?

ü  Кто изображён на картинах?

ü  В ходе каких процессов произошли изображённые на картинах события?

ü  Где произошло каждое из этих событий?

ü  Каким понятием можно объединить события, изображённые на картинах?

ü  Вспомните значение понятия «революция», опираясь на знания, полученные на уроках обществознания.

ü  Обратите внимание учащихся на то, что все изображённые события произошли в европейских странах.

При обсуждении последнего задания акцентирует внимание учащихся на ключевых характеристиках понятия «революция»: радикальное, коренное, глубокое, качественное изменение, скачок в развитии общества, природы или познания, сопряжённое с открытым разрывом с предыдущим состоянием.

Уместно будет предложить учащимся сравнить значения понятий «революция», «эволюция», «реформа».

Как итог данного этапа урока можно рассматривать ответ на вопрос: как вы думаете, почему в России вплоть до начала XX века не было революций, хотя в Европе прошло уже несколько «революционных войн»?

Предлагает учащимся записать в тетрадь значение понятия «революция».

Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься

мы узнаем: что такое «кровавое воскресенье», «думская монархия», «третьеиюньский переворот»;

мы научимся: определять причинно-следственные связи событий и процессов революции 1905-1907 годов; анализировать программы политических партий различных идеологических направлений;

мы сможем: давать оценку итогам революции и объяснять её..

БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.

Перед просмотром сообщаем задание, выполнение которого будет проверяться сразу после первичного ознакомления с содержанием видеолекции https://lesson.academy-content.myschool.edu.ru/lesson/f53214ba-db70-4457-bed2-6118e17a70e5?backUrl=%2F07.1%2F09 :

назовите причины Первой российской революции.

 

Также советуем  учащимся делать краткие записи на черновике, так как после просмотра им нужно будет самостоятельно заполнить таблицу

об основных событиях Первой российской революции.

 

После просмотра организуем фронтальную беседу:

·         Каковы были причины Первой российской революции?

·         Кто организовал шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 г.?

·         С какой целью было организовано это шествие?

·         Что придало мирному шествию 9 января политический характер?

·         О чём свидетельствовало создание первого Совета уполномоченных в Иваново-Вознесенске?

·         Почему правительству не удалось предотвратить революцию?

·         О чём свидетельствовало восстание на крейсере «Очаков»?

·         Почему восстание в Москве потерпело поражение?

·         Чем революция в России отличалась от предшествующих западно-европейских революций?

 

Последний вопрос может вызвать у учащихся затруднения. Переводим  этот вопрос в домашнее задание и посоветуем  найти ответ в дополнительных источниках информации.

 

Далее можете предлагаем учащимся самостоятельно  заполнить таблицу:

Революция в 1905 году (январь - декабрь)

Дата

Событие

Итог

Историческое значение

 

 

 

 

При выполнении задания советуем  учащимся пользоваться их черновыми записями, материалами соответствующей темы в учебнике, любыми другими источниками информации.

Напоминаем  учащимся, что окончание заполнения таблицы всегда должно сопровождаться формулировкой вывода.

Проверка результатов работы по заполнению таблицы проводиться путем взаимопроверки.

При этом сообщаем учащимся критерии оценивания результатов работы.

Работа в парах с документом.

 

 

Проверка результатов работы по заполнению таблицы проводиться путем фронтальной беседы.

 

Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

 

Фронтальная работа.

1)      Дайте определение понятиям: «кровавое воскресенье», Совет рабочих депутатов, Государственная Дума

2)      Сформулируйте главные причины революции?

3)      Расположите события в хронологической последовательности.

1.Манифест 17 октября

2.Иваново-Вознесенская стачка

3.«Кровавое воскресенье»

4) Высказывать суждения о значении его основных положений Манифеста 17 октября 1905 г.

БЛОК 3. Применение изученного материала

 

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).

Дайте развернутый ответ.

Начало формы

17 октября император подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка». Этот документ провозглашал дарование народу «незыблемых основ гражданской свободы»: неприкосновенность личности; свободу совести, слова, собраний и союзов. Было также обещано образовать законодательный орган власти – Государственную думу и привлечь к выборам в неё те слои населения, которые не имели избирательных прав.

1. Укажите год, когда был подписан этот манифест.

2. Назовите подписавшего его императора.

3. Укажите одну причину подписания этого манифеста.

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Прочтите отрывок из очерка М. Горького и определите, о каком событии идет речь:

«И вдруг в воздухе что-то неровно и сухо просыпалось, дрогнуло, ударило в толпу десятками невидимых бичей. На секунду все голоса вдруг как-бы замерзли. Масса продолжала тихо продвигаться вперед.

- Холостыми…. - не то сказал, не то спросил бесцветный голос.

Но тут и там раздались стоны, у ног толпы легло несколько тел. <…..>

Люди падали по двое, по трое, приседали на землю, хватались за животы, бежали куда-то прихрамывая, ползли по снегу, и всюду на снегу обильно вспыхнули яркие красные пятна.»

Ответ:_____________________

 

Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

1.Что было задачей первой российской революции?

1)Отмена позорных статей Парижского мира

2)Ликвидация крепостного права

3)Уменьшение военных расходов в стране

4)Ликвидация помещичьего землевладения и наделение крестьян землей

2. Впишите правильный ответ.

Прочитайте четыре предложения. Два из них являются тезисами (положениями, которые требуется аргументировать). Другие два содержат факты, которые могут послужить для аргументации этих тезисов. Подберите для каждого из тезисов соответствующий ему факт. Номера соответствующих предложений запишите в таблицу.

 1) В 1905 г. власти с помощью уступок попытались остановить революционное движение.

2) В ходе Первой российской революции население оказало вооружённое сопротивление властям.

3) В декабре 1905 г. в Москве произошло восстание, в котором участвовало около 6000 рабочих.

4) Был издан манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

                 

Номер предложения, содержащего

тезис 1

факт 1

тезис 2

факт 2

Ответ:

 

                                                                 

 3. Что из перечисленного было одной из причин начала Первой российской революции?

– нерешённость в России рабочего вопроса;

– подписание Портсмутского мирного договора;

– роспуск II Государственной думы;

– сохранение крепостного права в России.

Объясните, как выбранное Вами положение связано с началом Первой российской революции.

https://bguor.ru/subjects/cherenova.ru/img/img_history1/iz_praktikuma/3_4.PNG

3.  Какие события обозначены в легенде  к карте цифрами?

Расставьте их в хронологической последовательности

Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Начало формы

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки.

 Осенью 1905 г. центром революционного движения стала Москва. 19 сентября с экономическими требованиями выступили московские печатники. К ним присоединились рабочие большинства московских предприятий, а в начале октября – железнодорожники, поддержанные рабочими почти всех железных дорог страны. Стачка стала общероссийской. Она охватила более 100 городов, в ней приняло участие более миллиона рабочих и служащих. Более чем в 50 городах и рабочих посёлках страны были созданы Советы крестьянских депутатов, не только руководившие революционной борьбой, но и игравшие роль органов местной власти. Верховная власть была вынуждена пойти на уступки. 17 октября 1905 г. Александр II подписал манифест «Об усовершенствовании государственного порядка».

 

Найдите фактические ошибки и исправьте их. Ответ оформите следующим образом (обязательно заполните обе колонки таблицы).

 

Положение текста, в котором допущена ошибка

Исправленное положение текста

1) 

 

2) 

 

 

Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

 

БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Понятна ли для вас тема?

Какие есть вопросы?

Что вы сегодня узнали нового?

Со всеми ли заданиями справились?

Достигли ли мы цели сегодняшнего урока?

Учитель слушает ответы учеников, задает вопрос: «Какие уроки, на ваш взгляд, можно извлечь из событий первой российской революции?»

БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Фронтальная работа

Какие чувства, эмоции вызвал у вас сегодняшний урок?

Пополнился ли ваш духовный мир?

Получили вы удовольствие от урока? (сигнальные карточки)

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

·         Параграф 30

·         В качестве дополнительного домашнего задания, которое можно выполнить по желанию,

·         предложите учащимся поучаствовать в  мини-проекте. Главная цель этого проекта узнать, какие революционные события изучаемого периода происходили в вашем регионе? Если кого-то из учащихся заинтересует это задание, то предложите в формате групповой работы самостоятельно составить план разработки и претворения в жизнь этого проекта, посоветуйте участникам группы узнать о революционных событиях, произошедших в вашем регионе, оформить весь собранный материал в виде презентации. На следующем уроке выделите время для просмотра этой презентации и оценки результатов групповой проектной работы.

 

·         С.98 раздел Историки спорят написать эссе

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Класс : 9 класс

Класс : 9 класс

УУД - общение : представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство…

УУД - общение : представлять особенности взаимодействия людей в исторических обществах и современном мире; участвовать в обсуждении событий и личностей прошлого, раскрывать различие и сходство…

Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)

Галерея изображений (группа изображений по одной тематике)

Обратите внимание учащихся на то, что все изображённые события произошли в европейских странах

Обратите внимание учащихся на то, что все изображённые события произошли в европейских странах

Кто организовал шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 г

Кто организовал шествие к Зимнему дворцу 9 января 1905 г

Проверка результатов работы по заполнению таблицы проводиться путем фронтальной беседы

Проверка результатов работы по заполнению таблицы проводиться путем фронтальной беседы

Но тут и там раздались стоны, у ног толпы легло несколько тел

Но тут и там раздались стоны, у ног толпы легло несколько тел

Какие события обозначены в легенде к карте цифрами?

Какие события обозначены в легенде к карте цифрами?

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки

Прочитайте текст, который содержит две фактические ошибки

Первая российская революция 1905-1907 гг.

Первая российская революция 1905-1907 гг.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2024