Родительское собрание 2 класс
Учитель начальных классов
Круглова Татьяна Юрьевна
Первые уроки школьной отметки
В этом учебном году дети стали получать оценки. Давайте поговорим и о школьной отметке, которая играет значительную роль в жизни вашего ребенка и вашей семьи; ведь именно школьная отметка часто является яблоком раздора и мерилом ценностей в воспитании ребенка.
С каждым годом в нашей стране растет престиж образования, с каждым годом к выпускникам школ предъявляются все более высокие требования при поступлении в средние и высшие учебные заведения. Поэтому сегодня для наших детей учеба – самый главный труд. Труд нелегкий, требующий умственных, моральных и физических усилий. Начальная школа – первая ступень, самая важная, потому что именно в этот период мы должны с вами научить детей учиться, помочь осознать им цель обучения.
В младшем школьном возрасте все дети хотят хорошо учиться, быть успешными. Но не у всех получается так, как хотелось бы. Родители, которые практически сразу предоставляют детям возможность проявлять полную самостоятельность в приготовлении уроков, так же не правы, как и те, которые чрезмерно опекают своего ребенка. Одни взрослые заявляют ребенку: “Уроки заданы тебе, а не мне, вот ты и делай!” Другие ласково спрашивают: “Ну, что нам сегодня задали?” – и раскрывают учебники и тетрадки. Таким образом появляется безответвенность, уверенность в том, что всё будет сделано хорошо и без собственных усилий.
Поговорив с детьми, я выяснила, что хорошая отметка поднимает у ребят настроение, вы радуетесь вместе с детьми, хвалите, целуете, покупаете разные сладости, журналы, наклейки, скачиваете мультфильмы, даёте поиграть в компьютер, готовите для них любимые блюда, говорите: «Вот какая у нас дочка (сыночек)», «Ты моя умница», «Молодец».
- Если ребёнок получает плохую отметку, вы его наказываете, ставите в угол, ругаете, обижаетесь на него, кричите, расстраиваетесь, не даёте сладкого, не разрешаете смотреть телевизор, играть в компьютерные игры, а сами ребята огорчаются, им становится стыдно говорить про отметку.
- Все родители без исключения говорят ребёнку, что он может учиться на «4» и «5», но никак ни на «2» или «3».
Давайте обратимся к критериям оценки
(просмотр слайдов.)
Каждый из вас желает видеть положительные успехи вашего ребёнка… А если всё идёт не по плану, не так как вы себе придумали? Что тогда? Чаще всего в семье происходит конфликт, который усугубляет ужё имеющуюся проблему.
К сожалению, родители вольно или невольно выстраивают своё отношение к ребёнку в зависимости от его успеваемости. Дети улавливают эту связь быстрее, чем взрослые: «Мама не очень меня любит, потому что я не всегда пятёрки получаю»
Связывая своё отношение к ребёнку с его отметками, особенно если эти отметки не соответствуют их ожиданиям, родители затрудняют формирование адекватной положительной самооценки школьника, способствуют появлению у него неуверенности в себе, мешают развитию интереса к учению. Родителям необходимо помнить, что в учении важна не только отметка, сколько реальные знания и умения ученика, его трудолюбие, ответственность, потребность в получении новых знаний. К тому же следует учитывать, что успешность ребёнка в учении определяется множеством факторов. Не последнюю роль среди них играет вера родителей в возможности своего ребёнка, а так же их способность оказать ему реальную помощь в учёбе. Следовательно, оценка не должна стать следствием негативного отношения родителей к ребёнку. Оценка, прежде всего, должна стать сигналом необходимой помощи ребёнку.
Психологи говорят, что мы передаём ребёнку в генах не только цвет волос и форму глаз, но и природные задатки, на базе которых развиваются способности к учебным предметам в частности. Оказывается, низкие успехи в школе не всегда являются его виной, а чаще являются его бедой, наследственно переданной.
(слайд) Очень терпеливо, с пониманием нужно относиться к каждому шагу вашего ребенка в учебном процессе, знать плюсы и минусы в учебе. Хвалить за успехи, вовремя поддержать и помочь, если есть трудности и проблемы.
(слайд) Как воспринимать отметки ребёнка.
(слайд) Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка – это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение.
(слайды)
• Не ругайте своего ребенка за плохую отметку. Ему очень хочется быть в ваших глазах хорошим. Если быть хорошим не получается, ребенок начинает врать и изворачиваться, чтобы быть в ваших глазах хорошим.
• Сочувствуйте своему ребенку, если он долго трудился, но результат его труда не высок. Объясните ему, что важен не только высокий результат Больше важны знания, которые он сможет приобрести в результате ежедневного, упорного труда.
• Не заставляйте своего ребенка вымаливать себе оценку в конце четверти ради вашего душевного спокойствия.
• Не учите своего ребенка ловчить, унижаться и приспосабливаться ради положительного результата в виде высокой отметки.
• Никогда не выражайте сомнений по поводу объективности выставленной вашему ребенку оценки вслух. Есть сомнения - идите в школу и попытайтесь объективно разобраться в ситуации.
• Не обвиняйте беспричинно других взрослых и детей в проблемах собственных детей.
• Поддерживайте ребенка в его, пусть не очень значительных, но победах над собой, над своей ленью.
• Демонстрируйте положительные результаты своего труда, чтобы ребенку хотелось вам подражать.
• Устраивайте праздники по случаю получения отличной отметки. Хорошее, как
и плохое, запоминается ребенком надолго и его хочется повторить. Пусть ребёнок получает хорошую отметку ради того, чтобы его отметили. Вскоре это станет привычкой
Разговор о школьной отметке я завела не случайно, на него меня натолкнул разговор, который я услышала в школьном коридоре от учителя ритмики: «Как же вы справляетесь с математикой и русским языком, если не можете запомнить и повторить простейшее движение», учитель подчёркивал отсутствие зрительной памяти при разучивании танцевального движения у учеников нашего класса. Можете представить, как выглядит картина урока, на котором присутствуют 30 учеников с разной интеллектуальной подготовкой и памяти, в том числе!
Память – это важный мыслительный процесс человека, существование человека, как человека, без него невозможно. Поэтому проблемы с памятью накладывают серьезный отпечаток на успешность учебы ребенка (таблицы, правила, стихи….)
Правило первое: не бейте лежачего. Двойка, а для кого-то и четвёрка – достаточное наказание, и не стоит дважды наказывать за одни и те же ошибки. Ребёнок ждёт от родителей не попрёков, а помощи.
Правило второе: чтобы избавить ребёнка от недостатков, постарайтесь выбрать один – тот, от которого вы хотите избавиться в первую очередь, и говорите только о нём.
Правило третье: выбирая самое главное, посоветуйтесь с ребёнком, начните с ликвидации тех учебных трудностей, которые наиболее значимы для него самого. Но если вас обоих беспокоит, прежде всего, скорость чтения, не требуйте одновременно и выразительности, и пересказа.
Правило четвёртое и центральное: хвалить – исполнителя, критиковать – исполнение. Ребёнок склонен любую оценку воспринимать глобально, считать, что оценивают всю его личность. В наших силах помочь отделить оценку его личности от оценки его работы.
Правило пятое и самое трудное: оценка должна сравнивать сегодняшние успехи ребёнка с его собственными вчерашними неудачами, а не только с государственными нормами оценивания и не с успехами соседского Толика.
Правило шестое: не скупитесь на похвалу; строя оценочные отношения с собственным ребёнком, не идите на поводу у школьных отметок. Нет такого двоечника, которого не за что было бы похвалить.
Правило седьмое: выделите в море ошибок островок успеха, на котором сможет укорениться детская вера в себя и в успех своих учебных усилий. Оценивать детский труд надо очень дробно, дифференцированно. При такой оценке у ребёнка нет иллюзии полного успеха, ни ощущения полной неудачи.
Правило восьмое: ставьте перед ребёнком предельно конкретные и реальные цели, и он попытается их достигнуть. Не искушайте ребёнка невыполнимыми целями, не толкайте его на путь заведомого обмана.
Девятый правило: ребёнок должен быть не объектом, а соучастником оценки, его следует учить самостоятельно оценивать свои достижения. Умение себя оценить является необходимым компонентом умения учиться - главного средства преодоления учебных трудностей.
(слайд) Советы родителям
(слайд) Хорошо будет учиться тот ребенок, родители которого открывают его тетради, чтобы понять, какие трудности он испытывает.
(слайд) Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать.
Обязательно просматривайте дневник ребёнка – ПОДПИСЬ в конце недели.
(слайд) Если у вас нет возможности быть рядом каждый день, договоритесь о правилах выполнения домашних заданий. Например, ребенок самостоятельно делает чтение и простые упражнения, а вы, вернувшись с работы, проверите сделанное и будете рядом, пока он доделает остальное.
(слайд) Помните. Знание составляется из мелких крупинок ежедневного опыта.
(слайд)
v Ребенок должен готовить домашнее задание самостоятельно, но не бесконтрольно
v Выясните трудности, с которыми встречается ребенок при выполнении домашнего задания
v Настройте ребенка на выполнение заданий тех уроков, которые были сегодня, а задания на следующий день надо только повторить
v Ритм выполнения домашнего задания индивидуален для каждого ребенка. Не следует ни торопиться, и ни затягивать
v Не обсуждайте с ребёнком то, что задал учитель учить дома. Он руководствуется учебным планом и утверждённой школьной программой
(слайд)
v Выполнение каждого задания необходимо мотивировать применением его в будущем
v Не следует отвлекать ребенка, умственный труд требует сосредоточенности
v Разумная помощь и ненавязчивый контроль особенно необходимы ребенку в трудновыполнимых заданиях
v Постепенно необходимо приучать ребенка к планирующей оценке своих действий на день, два, неделю, месяц, четверть
(слайд) Научить рёбёнка самостоятельно учиться, научить добывать знания – Ваша родительская обязанность!!!
Статья 52 «Закон «Закон об образовании»
(слайд)
ü Ребёнок нуждается в постоянной поддержке родителей. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах, серьёзное отношение к достижениям и трудностям помогут ученику.
ü Не забывайте напоминать о школьных правилах и необходимости их соблюдать.
ü Составьте вместе распорядок дня, а затем следите за его выполнением
ü Когда человек учится, у него может что-то не получаться, это естественно. Ребёнок имеет право на ошибку.
ü Не пропускайте трудности. При необходимости обращайтесь за помощью к учителю;
ü Поддерживайте ребёнка в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить.
ü Похвала способна повысить интеллектуальные достижения.
Просмотр Ералаша «Пять двоек»
Русский язык
В нашем классе есть ребята, которые пишут очень аккуратно. Но есть и такие, которые пишут с помарками. Родители заставляют переписывать одну и ту же работу несколько раз. Просто научите его аккуратно исправлять ошибки в уже выполненном задании. Домашняя работа должна быть очень аккуратной, чтобы у меня вдруг не сложилось впечатление, что это черновик.
Если у ребёнка постоянная грязь в тетради, значит у него слабое развитие тонкой моторики пальцев рук, недостаточный объем внимания. Есть в классе и такие ребята, которые пишут очень медленно. Таким детям нужно больше рисовать, вырезать, мастерить, чтобы развивать мелкую моторику рук.
Пишут с ошибками дети с низким уровнем развития фонематического слуха, со слабой концентрацией внимания, с отсутствием умения контролировать себя. Если ребёнок плохо списывает с доски, значит у него низкий уровень переключения внимания и развития кратковременной памяти.
Если вы видите ошибку в работе ребёнка, не исправляйте её сами. Направьте внимание ребенка:
- на строчку, где допущена ошибка;
- на слово с ошибкой;
Спросите, почему возникла такая ошибка, как ее исправить. Ребенок должен научиться анализировать свои работы.
Проверяя домашнее упражнение, обращайте внимание на то, что в нём содержится несколько заданий. Кроме списывания предлагается ещё подчеркнуть орфограммы, выполнить звуко-буквенный анализ слова, указать его части.
Литературное чтение
Особое внимание следует уделять совершенствованию чтения. Дети, кроме учебника, должны читать и другие книги, причём каждый день. Беглое и осознанное чтение - залог дальнейшей успешной учебы по всем предметам.
В конце четверти мною была проведена проверка техники чтения. Её результаты у вас на руках. Хочется отметить, что дети в целом читают хорошо. Есть ребята, которым читать надо больше. (Авиамодель) Домашние тексты небольшого объёма следует перечитывать не один раз. Чтение должно быть выразительным, с соблюдением знаков препинания и интонации. На уроках мы часто читаем по ролям, поэтому дома помогайте ребёнку отличать слова автора от слов героев произведения.
Если ребёнок испытывает затруднения при пересказывании текста, значит у него слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития, образного мышления, логических операций.
Математика
На уроках математики пишем математические диктанты, решаем задачи, знакомимся со свойствами сложения и вычитания, решаем примеры в несколько действий.
Обязательно следите за тем, чтобы дети вовремя её учили.
Выполняя самостоятельную работу с ошибками, ученик вместе с вами должен проанализировать ошибки и обязательно над ними поработать. Я разрешаю исправить отметку, если ученик принесёт работу над ошибками на следующий урок математики.
Если ребёнок всегда испытывает трудности при решении задач, значит стоит говорить о низком уровне развития образного мышления.
Если ребёнок плохо заучивает и быстро забывает таблицу, значит у него низкий уровень механической, долговременной памяти, слабая концентрация внимания.
Если ребёнок трудно понимает объяснение с первого раза, значит у него низкий уровень восприятия, несформированность приемов учебной деятельности.
Окружающий мир
Что касается уроков окружающего мира, то они проходят у нас всегда интересно. Очень часто на большом экране мы знакомимся с темой, просматривая презентации, слушая доклады учеников. Благодарю вас за помощь в подготовке докладов и презентаций. Единственное замечание – не пишите всё подряд, вместе с детьми выбирайте только интересную информацию. Дети же должны не читать своё сообщение у доски, а рассказывать. Поэтому доклад должен быть не очень большим (1-2 печатных листа) Показать образец докладов.
На первой странице доклада, презентации всегда подпись ребёнка!!!
На уроках технологии, ИЗО, физкультуры проверяйте наличие материалов к этим урокам.
Английский язык - полгода безотметочное обучение.
Организационные вопросы
ПАМЯТКА
Как помогать ребенку в приготовлении домашних заданий.
1. Посидите со своим ребенком на первых порах выполнении домашних заданий. Это для него очень важно. От того, насколько спокойными и уверенными будут его первые школьные шаги, зависит его будущие школьные успехи.
2. У вашего ребенка не сформирована привычка делать уроки. Формируйте у него эту привычку спокойно, превратите ритуал начала выполнения уроков в увлекательную игру, напоминайте об уроках спокойно, будьте терпеливы.
3. Оформите рабочее место ребенка, поставьте красивый и удобный стол, повесьте лампу, расписание уроков, интересные стихи и пожелания школьнику перед началом выполнения уроков.
4. Учите выполнять уроки только в этом рабочем уголке.
5. Объясните ребенку главное правило учебной работы - учебные принадлежности должны всегда находиться на своем месте. Постарайтесь привести в пример свое рабочее место.
6. Постоянно требуйте от ребенка приведения в порядок рабочего места после выполнения уроков. Если ему трудно это делать или он устал, помогите ему. Пройдет немного времени, и он будет сам убирать свое рабочее место.
7. Если ребенок в вашем присутствии делает уроки, пусть сформулирует вам, что он должен сделать. Это успокаивает ребенка, снимает тревожность. Некоторые дети, к примеру, считают, что они задание не так поняли и испытывают страх, еще не начав это задание выполнять.
8. Если ребенок что-то делает не так, не спешите его ругать. То, что вам кажется простым и понятным, для него пока кажется таинственным и трудным.
9. Учите вашего ребенка не отвлекаться во время выполнения уроков; если ребенок отвлекается, спокойно напоминайте ему о времени, отведенном на выполнение уроков.
10. Если ребенок выполняет письменное задание, обращайте больше внимания на то, чтобы он писал чисто, без помарок, с соблюдением полей.
11. Не заставляйте своего ребенка многократно переписывать домашнее задание. Это подорвет ваш авторитет и его интерес к школе и учению.
12. Старайтесь, как можно раньше приучить ребенка делать уроки самостоятельно и обращаться к вам только в случае необходимости.
13. Каждый раз, когда вам хочется отругать своего ребенка за плохую отметку или неаккуратно сделанное задание, вспомните себя в его возрасте, улыбнитесь и подумайте над тем, захочет ли ваш ребенок через много-много лет вспомнить вас и ваши родительские уроки.
14. Научите его выполнять любое дело, в том числе и домашние задания с удовольствием, без злобы и раздражения. Это сохранит его и ваше здоровье.
15. В конце концов, радуйтесь тому, что у вас есть такое счастье с кем-то делать уроки, кому-то помогать взрослеть!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.