Первый урок «Мой труд вливается в труд моей семьи…»
Оборудование: презентация, иллюстрации.
Ход урока
I. Выразительное чтение стихотворения учащимися
1 уч. Красной
цифрой не отмечен
Этот день в календаре
И флажками не расцвечен
Возле дома, на дворе.
2 уч. По одной простой примете
Узнаем мы этот день:
По идущим в школу детям
Городов и деревень.
3 уч. И пускай немало славных,
Разных дней в календаре,
Но один из самых главных —
Самый первый в сентябре!
Учитель.
Добрый день, дорогие ребята! Мы снова вместе! Закончились великолепные летние каникулы. Я уверена, что каждый из нас с нетерпением ждал, когда можно будет вернуться сюда, в родную школу! Праздник сегодня особый, хотя каждый год он повторяется вновь и вновь.
День
знаний — это первые звонки и волнения, море цветов и белых бантов.
1 сентября — праздник начала нового учебного года, прежде всего для учеников,
учителей .
Проблемная ситуация.
II. Интерактивная беседа
Примерные ответы детей:
Труд – основа нашей жизни,
Он любой украсит день.
Нет стыднее укоризны,
Что тебе трудиться лень.
По душе найди работу,
Будь в ней Мастером, твори,
Не стесняйся грязи, пота,
Грубых слов не говори!
Труд любой нам очень важен,
Постарайся все пройти,
И душою будь отважен,
Постигая труд в пути.
III. Мини-лекция «Что труд дает человеку?»
Издавна люди придавали огромное значение труду. Русская традиция - это благородное отношение к труду.
Труд - это источник радости, удовольствия. В трудовом коллективе человек учится общению с другими людьми, получает, возможно, ощутить силу коллектива. В труде человек мужает как физически, так и нравственно. От труда зависит его благополучие. Труд имеет и большое личное значение. Мы знаем, как счастливы люди, которые многое умеют делать своими руками, и как несчастны и беспомощны которые ничему не научились.
IV. Игра «Окончание пословицы»
В русском народе детей с самого раннего детства приучали к труду. В качестве правил трудового поведения выступали пословицы и поговорки. Знаете ли вы пословицы и поговорки о труде?
Сейчас мы это проверим. Я читаю начало пословицы, а вы продолжаете. Можно отвечать хором.
Читаю пословицы, дети хором отвечают.
Деревья смотри в плодах,... (а людей смотри в делах).
Терпенье и труд... (все перетрут).
Под лежачий камень... (и вода не течет).
Маленькое дело... (лучше большого безделья).
Горька работа,... (да сладок хлеб).
Не везде сила: где уменье,... (а где и терпенье).
Не сиди сложа руки - ... (не будет и скуки).
Не спеши языком - ... (спеши делом).
Любишь кататься - ... (люби и саночки возить).
Делу время,... (потехе час).
Всякое дело человеком ставится... (и человеком славится).
1. Скажите, кто так вкусно 2. С огнем бороться мы должны –
Готовит щи капустные, Мы смелые и храбрые,
Пахучие котлеты, Мы очень людям всем нужны.
Салаты, винегреты, Так кто же мы?
Все завтраки, обеды? (Повар) (Пожарные)
3. Кладет кирпич за кирпичом – 4. Встаем мы рано,
Растет этаж за этажом, Ведь наша забота –
И с каждым часом, с каждым днем Всех отвозить по утрам на работу.
Все выше, выше новый дом. (Шофер)
(Строитель)
5. Кто нас одевает в красивые платья, 6. Мастер, мастер, помоги –
Кто шьет нам наряды, Прохудились сапоги.
Чтоб было приятно? Забивай покрепче гвозди –
(Швея) Мы пойдем сегодня в гости!
(Сапожник)
7. Поет рожок, поет рожок! 8. Мы учим детишек читать и писать,
Мы гоним стадо на лужок. Природу любить, стариков уважать.
Пасем коров мы целый день, (Учитель)
Лишь станет жарко – гоним в тень.
(Пастух)
9. Кто знает дороги отлично воздушные
И нас перевозит туда, куда нужно?
(Летчик)
1уч. Если хочешь строить мост,
Наблюдать движенье звёзд,
Управлять машиной в поле,
Иль ввести машину ввысь,
Хорошо работай в школе
Добросовестно учись.
2уч. Кто любит труд,
Тот всегда найдёт
Дело нужное и полезное.
Всегда найдётся дело
Для умных рук,
Если хорошенько посмотреть вокруг.
3уч. Телёнка надо напоить
Котёнка надо накормить
И посуду перемыть.
Не трудно, ребята
Вам песенку спеть.
Не трудно , но всё таки надо уменье
За что ни возьмись-
Нужно мастером стать
И дело любое умей выполнять.
4уч. Всё делать должны сами,
Умелыми руками.
Ничто и никогда
Не даётся без труда.
VI. Игра «Угадай профессию».
Много профессий есть в мире, и среди них есть одна - самая лучшая и самая полезная для души человека. Так говорил об этой профессии выдающийся православный проповедник Иоанн Златоуст. Он называл ее «поистине праведным искусством».
Попробуйте угадать, что это за искусство. Я дам вам 4 подсказки об этой профессии.
К сожалению, многие сейчас не хотят заниматься земледелием, считают, что это не престижная, грязная работа. Даже стыдятся ее. А между тем Л.Н. Толстой писал, что «стыдиться можно и должно не какой-либо работы, хотя бы самой нечистой, а только одного: праздной жизни».
VII. Видеоролик «Профессии в нашей школе».
А сейчас мы узнаем, какие профессии есть в нашей школе.
VIII. Устные рассказы. «Профессии наших родителей».
Многие ребята вы, мечтая о взрослой жизни, ищите для себя какой-то идеал для подражания, выбираете человека, на которого хочется быть вам похожим. Чаще всего в качестве такого идеала выступают звезды шоу-бизнеса, герои телевизионных тусовок, рекламы. А ведь истинные герои живут среди нас - это ваши родители, бабушки, дедушки. Изо дня в день они скромно делают свою работу: учат, лечат, строят, перевозят, продают, убирают, кормят - делают все то, без чего мы не можем жить.
Чем занимаются ваши родители на работе?
Кто они по профессии?
Чем привлекает их эта профессия? Слушаем ваши рассказы.
Дети рассказывают о профессиях родителей .
IX . Конкурс Аукцион профессий».
- Скажите, в какой профессии нельзя обойтись без следующих предметов:
Кисти, краски, мольберт, палитра. (художник)
Парик, костюм, грим, сцена. (актёр)
Молоток, гвозди, рубанок. (столяр)
Овощи, кастрюля, плита. (повар)
Расчёска, ножницы. (парикмахер)
Письма, газеты, телеграммы, сумка. (почтальон)
Градусник, шприц, белый халат. (врач)
Ножницы, игла, сантиметровая лента, нитки, ткань. (швея)
Кирпич, мастерок, раствор. (строитель)
X. Станция «Сочинительская»
- А вы уже определились, кем станете в будущем?
- Какую профессию хотите получить, напишите в мини-сочинении.
(Ученики на листочках пишут небольшое сочинение)
X. Заключительное слово.
Ребята, каждому из вас хочется совершить что-то хорошее в жизни. Оставить свой след на земле. Это желание понятное. Но всегда ли вы задумываетесь над тем, в результате чего можно достигнуть поставленной цели?
- Скажите, пожалуйста, будет ли хороший работник из тех, кто сейчас учится плохо? Именно сейчас вы должны хорошо учиться.
Чем лучше ученик будет учиться, тем лучше он будет работать.
- И пусть девизом вашей жизни станут слова:
«Землю солнце красит, а человека-труд».
(Свои сочинения дети вывешивают на доске, выборочно зачитывают вслух)
8 уч. Слушайте, смотрите, мотайте на ус-
Выбирайте работу по душе на любой вкус!
Да нельзя, конечно, сразу
Стать пилотом и врачом,
Водолазом, скалолазом,
Знаменитым скрипачом,
9 уч.Стать полярником отважным,
К дальним звездам улетать.
Самым лучшим, самым нужным,
Самым важным сразу стать.
10 уч. Да, нельзя… Но можно сразу
И учиться, и мечтать!
Каждый может выбрать дело,
Чтоб оно в руках кипело.
11 уч. Мы будем учиться,
Мы будем трудиться,
Чтоб Родина нами
Могла бы гордиться!
Мир не будет раем для тех, кто хочет жить лентяем.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.