Сцена 1: музейный работник и ученик
Музейщик: А ты Миша молодец, достойно выступил на конференции со своей работой.
Ученик: Меня очень интересует тема войны, мне нравится искать материал, работать с экспонатами, хочу стать историком.
Музейщик: О, кстати об экспонатах. Сегодня в музей принесли новый артефакт!
Ученик: Здорово! Что-то военное, с раскопок?
Музейщик: Да нет. Сейчас покажу. (достает коробочку и открывает). Смотри!
Ученик: Пуговицы? (недоуменно)
Музейщик: Это не просто пуговицы… (телефонный звонок) Извини отвечу.
Слушаю. Хорошо сейчас подойду. (ученику) Подожди меня и я тебе кое-что
расскажу.
Ученик: Хорошо! Садится в кресло, на столе открытая коробочка с пуговицами) Пуговицы! Подумаешь -артефакт, тоже мне.(небрежно отбрасывает коробочку и одна падает на пол) Вот если бы награды, или военные находки , это я понимаю. (берет энциклопедию о наградах Вов) Почитаю пока. (Садится, читает и засыпает.)
МУЗЫКА СПОКОЙНАЯ, а затем ПРЕВРАЩЕНИЕ пуговицы в девочку
Сцена 2: мальчик и Пуговица
Пуговица: Фу ты, ну ты! От этих людей только и жди чего-нибудь дурного! То иголкой колят, то отрывают «с мясом», а то чего хуже - теряют. А этот еще и швыряет! Я вот тебя сейчас сама уколю. (хочет уколоть ,мальчик просыпается)
Мальчик: ЭЭЭЭй ! Ты чего это? Ты кто?
Пуговица: А для кого как? Для добрых людей я Бутон, ну еще нераспустившийся цветок, а когда я их защищаю от злых людей и духов, тогда превращаюсь в ПУГВУ, то есть пугаю. Ну, догадался, аль нет? (мальчик недоуменно смотрит) А еще историком хочет стать?
Мальчик: А ты откуда знаешь?
Пуговица: Так я здесь была, вон в коробке!
Мальчик: Ты – пуговица?
Пуговица: Ну вот, логика вернулась,! Она самая.
Я, между прочим ,свидетель важнейших событий далёкого прошлого и отражаю особенности культуры прошедших эпох. Мы, пуговицы, много интересного можем рассказать.
В этой коробочке мои подружки -Пуговицы-гирьки – поисковики нас называют «царицами полей», мы украшали одежду до конца 18 века.
Моих сестер находят по всем средневековым поселениям, от Новгорода до Белоруссии. Так что ты не очень то задирайся, самой молодой из нас больше 200 лет. Все такие пуговицы датируются в основном XIV-XV веками.
На ко вот прочти (Достает книгу и протягивает мальчику)
Мальчик продолжает читать: Судя по письменным источникам, на Руси бытовали пуговицы более 40 различных типов, отличавшиеся по форме и технике изготовления.
Материалами для изготовления пуговиц в те далёкие времена служили золото, серебро, медные и оловянные сплавы, кость, дерево (в том числе обтянутое тканью), кожа, перламутр, жемчуг, поделочные и драгоценные камни, хрусталь и стекло.
Пуговица: А вот из другого источника. В жизни чаще встречались сделанные из простых подручных материалов — кости и дерева. Значительную часть находок составляют литые пуговицы из медных и оловянисто-свинцовых сплавов с гравированным геометрическим орнаментом.
Пуговицы могли поведать о положении, заслугах, родовитости, близости к властьдержащим их владельца, о возможностях человека в коммерческих делах.
Но есть ещё и магическая природа пуговицы. Вот смотри.
Мальчик: Наши предки считали ворот своей одежды очень важной деталью в мистическом плане: ведь самыми уязвимыми, самыми беззащитными по отношению к нечистой силе оказывались наиболее открытые части тела — шея и лицо. Злых духов нельзя было беспрепятственно пропускать к телу человека. В связи с этим первые пуговицы помещались на воротнике и рукавах и украшалась заговоренными узорами, призванными отгонять, отпугивать от владельцев одежды злых духов.
Пуговица: Точно,для этой цели в некоторые пуговицы помещали кусочек металла, дробину или круглый камешек, издававшие при движении приглушённый звук, отдалённо напоминающий звук бубенца или ботала. Именно способность издавать этот звук превращала такие пуговицы в обереги.
Мальчик: Магическая природа пуговицы
определялась тремя способами:
рисунками (узорами т.п.) на пуговице, формой (например, форма яйца или жёлудя
считается символом плодородия) и цветом пуговицы. Практически все древнерусские
пуговицы гирьки имеют явно выраженное магическое значение. Рисунки и орнаменты
на них современники свободно расшифровывали и читали.
Пуговица: Посмотри, наиболее характерные образцы такого орнамента – круг, квадрат, треугольник, «трилистник», точка и сочетание точек. Символика таких, общих геометрических орнаментов у разных народов оказывается одинаковой: они означают огонь, солнце, жизнь, землю.
Мальчик: Эти символы корнями уходят в глубочайшую древность. Спираль или круг с точкой посередине — чаще всего встречающийся символ солнца. Это и понятно: солнечный свет отгоняет силы Мрака. Круг – ранний символ единства и бесконечности, знак абсолюта и совершенства. Движение по кругу означает возвращение к самому себе. Символический прообраз круга у славян и других народов – солнечный диск.
Пуговица: Треугольник (и, соответственно, число три) символизировал: рождение, жизнь и смерть; начало, середину и конец чего-либо; детство- зрелость -старость и триединое начало человека: духовное, телесное и душевное.
Вот видишь, сколько интересного можно узнать только про маленькую пуговицу. А ты, подумаешь Артефакт, сам то ты кто – Историк… щелкает по носу
Мальчик: Ах, ты пугва, Тоже мне 200 лет в обед.
Пуговица исчезает , звучит музыка, мальчик просыпается входит Музейщик.
Сцена 3
Музейщик: Извини, продолжим наш разговор. Вот ты сказал , что это не интересная находка, а ведь по пуговицам можно изучать историю, даже твою любимую тему военного дела, у каждого рода войск свои пуговицы, как они менялись и в связи с чем, разве это не интересно историку?
А коллекционирование пуговиц - увлекательное дело!
Мальчик: Да.да… ФИЛОБУТОНИСТИКА
Музейщик: (увидела на полу пуговицу) Совершенно верно, а ты откуда знаешь? Ой, одна пуговица укатилась!
МАльчик: Не может быть! Что я вам сейчас расскажу! Это же невозможно…
Музейщик: Ну почему же не может, в музее много неразведанного, интересного. А тайна открывается не каждому, а только увлеченному человеку!
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.