Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"
Оценка 4.8

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 3
7 кл—11 кл +1
26.01.2017
Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"
Народ веками слагал легенды и оставил много преданий о былом. Какие созданы о своем родном крае и о чем они? С какими историческими событиями из жизни малой родины они связаны? В работе сделана попытка обобщить материал о Стерлитамакском районе Республики Башкортостан. Работа стала победителем районных НПК "Шаг в будущее", "Дорогами Отечества", призером республиканского конкурса исследовательских работ.Исследовательская работа
легенды -исслед раб.docx
Муниципальное общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей Станция юных техников Стерлитамакского района Республиканский заочный конкурс исследовательских работ обучающихся образовательных учреждений Республики Башкортостан "Родные берега" и Номинация: «Легенды, сказания о природных объектах(водных, геоморфологических, исторических названий, населённых пунктов и т.п.» "Зелёный щит" Легенды и предания Стерлитамакского района Работа  Насыровой Илюзы Ильшатовны, ученицы 8кл. МОБУ СОШ с.Рощинский Руководитель: Каримова Рамзия Зайнетдиновна, учитель русского языка  и литературы МОБУ СОШ с.Рощинский  руководитель кружкового объединения по литературному краеведению "Наше наследие" МОБУ ДО СЮТ Стерлитамакского района 1 2015 СОДЕРЖАНИЕ.  Введение             ______________________________________________3 Легенды и предания Стерлитамакского района 1.Понятие о преданиях.Особенности легенд _______________________4 2.Предания и легенды Стерлитамакского района____________________6 Заключение.__________________________________________________12 Список литературы.____________________________________________13 2 Введение. В устном поэтическом творчестве всех народов особое место занимают легенды и  предания, являющиеся одним из наиболее интересных и значительных жанров  фольклора.В данной работе мы поднимаем  вопрос о возможности использования легенд и  преданий   при изучении родного края.  Гипотеза исследования: мы предполагаем, что ознакомление учащихся с легендами  и преданиями края  повысит  интерес школьников к  своей малой родине  и к её  истории. Предметом настоящей работы являются легенды и предания – о происхождении   родов, различных местностей, рек, озёр, гор, о людях. Целью работы является всестороннее рассмотрение  темы на материале   Стерлитамакского района. Эта цель подразумевает решение следующих задач: ­ изучение  материалов  о легендах и преданиях русского и башкирского народа;  ­запись  доступных  легенд и преданий  родного края; ­  систематизация материала; ­ создание своего  сборника  «Легенды и предания Стерлитамакского района». Методы исследований: проведение учебно­исследовательской деятельности,  связанной с подбором и анализом исторических источников, обобщением, систематизацией  и анализом собранного материала: интервьюирование, анкетирование учащихся, беседа со  старожилами села, работа в  музее истории села; работа с литературными источниками, работа с краеведческим материалом в  библиотеках. Научная новизна работы заключается в том, что  она является одной из первых  попыток   обобщения и составления сборника легенд и преданий Стерлитамакского района  и изучении географических объектов нашего района  через знакомство с топонимическими  легендами.  Практическая значимость: данный материал можно использовать как  на уроках   русского языка, географии, истории и культуры Башкортостана,  так и на заседаниях  кружка, классных часах, тематических вечерах. 3 Структура работы определяется целями и задачами исследования. Работа состоит  из введения, двух глав, заключения и  приложений. 4 Понятие о преданиях. Предание ­ то, что дошло до наших дней непосредственно из глубины веков и поэтому  сохранило дух того времени. "Преданья старины глубокой..." ­ так говорит А.С. Пушкин о  событиях, описанных в "Руслане и Людмиле".Предания как жанр устного народного  творчества – эпические повествования о событиях и людях давнего прошлого, называемые   на башкирском языке риваятами, тарих , а реже­ хик й т (сказание, сказ), это рассказы  исторического содержания, народная и историческая проза. Грамотность и книги были  ə ə доступны немногим. А знать свое место в истории, разбираться в событиях хотелось почти  каждому человеку. И вплоть до XIX столетия предания заменяли простому народу  историческую литературу, по­своему рассказывая о прошлом. Предания не отображают  весь ход событий, а  уделяют внимание отдельным ярким моментам истории.  Множество преданий посвящено тому, как был основан тот или иной город  и  освоены новые территории, как возникли те или иные географические названия. Эти  сюжеты также связаны с деятельностью какого­либо одного выдающегося человека.  Названия городов, сел, рек, озер порой связываются с каким­то событием местного  значения (которого в действительности могло и не быть). Особенности   легенд.        Легенда – прозаический эпический жанр, рассказ о событиях и лицах, повествование о  прошлом. Она нередко начинается словами «Давно было ...», «Когда­то ...», «Дело было в  старину...».  Легенды по своей структуре представляют собой вид «небольших повестей» с  неустойчивым текстом и свободной формой.     Это  сюжетный жанр. Но  сюжеты обычно  не развернуты в сложное повествование, а малоэпизодичны, часто одноэпизодичны.           Событиям, о которых повествуется в легендах, приписывается достоверность. Рассказчик  и слушатели обычно верили в действительность того, о чем рассказывалось. Однако  события и действия персонажей легенд явно вымышлены. Более того, в них немало  фантастического. Важный элемент сюжетов в легендах – чудесное или даже чудо,  совершаемое лицами, обладающими способностью волшебства.   Мотивами  башкирских  легенд насыщены генеалогические летописи (шежере) –  своеобразные историко­литературные памятники старого времени. Сведения о предках в  ряде случаев связаны здесь с рассказами о событиях, происходивших при их жизни.  Нередко приводятся мифологические легенды, суеверные рассказы.  Большинство преданий носит локальный (местный) характер. Народные  повествования о происхождении того или иного племени, рода наиболее распространены в  5 местах их обитания, особенно это касается родовых подразделений – аймаков, ара, тубэ  («Ара Биресбашей», «Ара шайтанов»). Героями и героинями преданий являются люди,  игравшие роль в значительных исторических событиях (Салават Юлаев, Кинзя Арсланов,  Емельян Пугачев, Карасакал, Акай), и люди, получившие историческую известность  своими делами в ограниченных регионах (например, беглецы), и люди, отличившиеся  своими драматическими житейскими судьбами (например, похищенные или насильно  выданные замуж девушки, униженные снохи), неблаговидными проделками,  безнравственным поведением в быту(6).  Общность функций, а также отсутствие строго канонизированных жанровых форм создают предпосылки для образования смешанных типов эпического повествования: предания –  легенд (например, «Юряк­тау» ­ «Сердце­гора»). В процессе длительного устного  бытования предания теряли  конкретные реалии и дополнялись вымышленными  легендарными мотивами, обусловливая тем самым появление смешанной жанровой формы. К смешанным жанровым формам относятся и сказки­легенды («Почему гуси стали  пестрыми», «Санай­Сарый и Шайтан­Сарый»). Произведения народной несказочной прозы представляют интерес, как в познавательном,  так и в эстетическом отношении. Их связь с действительностью проявляется в историзме и  мировоззренческой направленности. 6 Легенды и предания Стерлитамакского района Выполняя данную работу, нам хотелось выяснить, какие известные   легенды и предания о  районе и его людях, достопримечательностях есть в фольклоре, а какие знают только  местные жители.  Оказалось, что общеизвестными являются три группы произведений: о роде юрматы, об  известняковых горах­шиханах и герое Отечественной войны Кахым­туре, герое   Отечественной войны 1812 года, остальная часть – топонимические и связаны с  определенной местностью. Материалы  были  собраны из  многотомника  «Башкирское  народное творчество»,  книг  писателей  Р.Ахмедова «Слово о реках, озерах и травах»,  М.Минеева «Минькино детство», краеведа  А.Аглиуллина «Талач» и «Ст рле», интернете. В Стерлитамакском районе  издавна проживали башкиры рода Юрматы.В сборнике  ə "Башкирское народное творчество"(5,6) нами обнаружено две легенды о происхождении  этого рода.  А в шежере рода  есть легенда о борьбе с драконом и происхождении  юрматинцев от журавля. Известняковые горы ­ Шахтау, Куштау ,Юрактау и Тратау­ в сознании народа  связаны воедино  легендой о красавице Агидели и бессердечном, гордом красавце­батыре  Ашаке (имя производное от башкирского "ашаке"­ плохой, противный). Тратау­ морда  загнанного в преследовании девушки коня, Куштау (вариант­ Коштау­ птица­гора) ­ это  сокол батыра, Юрактау, действительно напоминающая очертаниями сердце­ сердце батыра, который понял, что ему не жить без любимой. А разработанная, когда­то  самая высокая из шихан, а сейчас исчезнувшая гора ­Шахтау или Ашаке тау­ тело преследователя. Агидель,  превращенная своим отцом Уралом в бурную быструю реку, огибает эти горы в своем  стремительном движении. Существует несколько вариантов этой легенды: в пересказе  Вадима Марушина , Рима Ахмедова, Михаила Минеева(5,11,12). Записаны фольклористами и отдельные легенды о Юрактау и Тратау. Они отсылают нас во  времена всесильных жестоких и бессердечных ханов. Легенды   о красавице Агидели и  Юрактау рассказывают о силе  любви, побеждающей смерть(6).  Героическая фигура Кахым­тури неразрывно связана с боевой славой, которую  обрели башкирские войска во время военной кампании против Наполеона. Легенды и  предания об этом славном герое башкирского народа составляют  третью  подгруппу  наших материалов. Следуя народной традиции, соплеменники сложили песни, в которых, в  частности, описываются  воинская доблесть, бесстрашие и незаурядный ум батыра. Песня  «Кахым­туря» (7) рассказывает о трагической кончине полковника: по дороге домой  7 КахымМурзашев был отравлен вельможами русского императора: один царский майор из  зависти подлил Кахым­туре яду в питьё. Существует две версии появления на свет песни.  По одной, сочинили ее подавленные горем однополчане. По другой — сам Кахым­туря,  спевший её матери перед смертью.                Народные песни и предпосланные им легенды  пока остаются основным  источником биографических данных о Кахым­туре. Так, в них сообщается, что он был  полковником («Латунная сабля с серебряной рукояткой на поясе полковника Кахыма»).  Нет пока достоверных исторических сведений о том, как воевал Кахым­туря, ничего не  известно о том, был ли он награжден какими­либо боевыми наградами. Местным  исследователям­краеведам удалось лишь выяснить места и примерные даты его рождения  и гибели. Существует легенда, что земляки­однополчане после смерти своего  военачальника уберегли его верного коня и привели его из похода домой, в аул Аючево;  после смерти конь был похоронен с почестями. Полковник Кахым туря (туря­ значит начальник) родом из деревни Аючи  Стерлитамакского района.  Его фигура  окружена  особым героическим ореолом и покрыта завесой тайны. По материалам переписи 1811 он указан в чине зауряд­сотника, так как в  это время башкиры были приравнены к казачьему сословию и основным родом их  деятельности была служба по охране государственных рубежей Российской империи;   соответственно, из их среды выходили казачьи офицеры, в 1811г  КахымуМурдашеву было  33 года, следовательно, он родился в 1778 году. В следующей переписи,1816 года,  указывается, что умер он в 1813 году. У него  остался шестилетний сын Хабибулла 1810  года рождения.  О жене героя ничего не известно, так что следует предположить, что после смерти мужа вдову, по башкирскому обычаю, вновь отдали замуж, чтобы женщина не  маялась одна с сиротой­сыном. Имеются прямые потомки, живущие в той же деревне  Аюсы. Как гласит легенда, наш  земляк   был первым из башкир, кто окончил  Петербурскую военную академию; в 22 года  получил звание полковника. Он командовал  одним из башкирских полков, участвовал во взятии столицы Франции, отмечен многими  наградами. Кахым­туря  не вернулся с поля брани, очевидно, он погиб во время  заграничного похода русской армии, то есть в разгар войны, когда наполеоновские полчища уже были вытеснены с территории России и война шла на территории занятой Наполеоном  Европы,  а о его гибели сообщили вернувшиеся из похода односельчане.                                  8 29 августа 2006 года на родине героя Отечественной войны 1812 года КахымаМурдашева,  в селе Аючево, была торжественно открыта стела, увековечившая его память. Но  документов о том, что был такой  командир, в  исторических архивах не обнаружено.             В  многотомном сборнике башкирского фольклора  напечатано  более пяти  исторических легенд­преданий о Кахыме.   Он наделяется могучей фигурой, напоминает сказочного  батыра. Не проходил в проем двери­ протискивался бочком, и ни одна  лошадь не могла  поднять этого богатыря. Казалось бы, былинный богатырь, выдуманный фантазией народа.  Но наряду с ним  называются конкретные имена людей, его сослуживцев, его детей.  Бесстрашный батыр один  со своим войском изгнал врага из страны, помог "хану­хазрету",  затем посоветовал  растерявшемуся  царю, что дальше делать (№6).  После одного из славных сражений призвал башкирского полковника к себе фельдмаршал  Кутузов, похвалил за удаль в бою и сказал: «Любезные вы мои башкирцы, молодцы!»  Командир поведал о том своим конникам, и башкирские воины, воодушевленные похвалой  полководца, сложили песню, припевом которой стали слова: «Любезники, любизар,  маладис!»   Так поется в очень известной и популярной  до сегодняшнего времени песне  "Любизар"(7). Как повествует следующее предание, он  был замечательным кураистом . А в другом  предании сказано, что Кахым  предчувствовал свою смерть и сложил накануне об этом   песню (№7).  Противоречивы и сведения о нем, и предания. Например, в одном  из преданий  сказано,  что его убили по дороге домой завистники, а в другом, что он  вернулся и в песне рассказал матери про свою жизнь. Как  часто бывает с известной личностью, каждый район хочет  присвоить личность такого  крупного масштаба   себе: Кахымтуря  и  для хайбуллинцев  свой, для Салаватского района ­ он из деревни Юнусово...  Интересен тот факт, что все легенды  о Кахым­туре записаны за пределами нашего района и Башкирии. Сохранилась легенда  и об основании  родной деревни  легендарного героя Кахыма­ Аюсы. Она повествует, что раньше жители будущей деревни жили в лесу, промышляли  охотой.  Был  среди них один старик­охотник, который ходил на медведя. Как­то гадалка   предсказала  ему, что смерть свою он от медведя примет. Старик испугался и от греха  подальше решил уйти в другие места, где лесов вовсе нет. На берегу реки Ашкадар нашел  он подходящее место и тут основал деревню. Вскоре сюда переселились и другие родичи.  Старый охотник  благополучно прожил остаток жизни и умер своей смертью. И что же?  9 Однажды односельчане увидели, что могилу старика разворошил медведь. Потрясенные  люди назвали деревню Аюсы, что в переводе означает "охотник на медведя". Каждая деревня имеет свою историю и предания о своем  происхождении. Эти предания и  легенды составляют группу топонимических. Большинство населенных пунктов названо по  имени первоселенца (например, Кусярбай,  Талач, Васильевка и.т.д.) или по названию  местности, откуда прибыли (Золотоношка, Рязановка, Талалаевка и т.д.)(4) Но есть  интересные истории названий, о которых существуют различные предания. Так,  если  название деревни Услы, родины классика башкирской литературы ИмаяНасыри, ученые  объясняют монгольским словом «ус»­вода, река, башкирским – «исток»,  то население  толкует по – своему. Первое предание  связывает наименование с красивыми девушками,  которые рождались в деревне, а второе – хозяйственностью жителей края: мы узнаем, что   имели лошадей и  кормили  их овсом.  Предания о деревне Асава­Зубово раскрывают чудовищную суть крепостного права.  Неплохой помещик Зубов (потому что,  по преданиям, его крепостные жили в справных  домах, благополучно), любитель  борзых и охоты, менял своих крестьян на породистых   охотничьих собак. Значительную часть топонимических легенд и преданий  составляют локальные, о  названиях полян, оврагов,  родников, пригорков, улиц.  Обессмертил свой край учитель, краевед из деревни ТалачевоАхметАглиуллин, написав  книги «Талач» и «Эстәрле». Из них мы узнали много интересных преданий и легенд.  Нами были  обнаружены  предания, сохранившие следы языческих верований. Это  история про Хызыр Ильяса­ святого, духа полей, который являлся в облике старика и  испытывал людей на порядочность, человечность. Если его обижали или обносили  подаянием,  семья, род или человек, обидевшие  святого, не видели в жизни ничего  хорошего: разорялись, страдали при пожаре, нищенствовали. Встретились нам и предания о нечистой силе («Чертов переулок)», смешная история о названии  края, стороны  улицы. «Петушиная»­ назвали потому, что там жил очень  вспыльчивый мужчина, который с поводом или без повода лез драться петухом. Наше село относительно молодое, его история пишется на наших глазах, и предания  уже существуют. Это, во­первых, о названии села. Рощинский назвали в память о хуторе  Рощинка, на месте которого выросли цеха производственного блока совхоза. Улицы,  которых  сейчас стало 12,  тоже имеют свои истории. Молодежная, по преданиям, названа  первым председателем сельсовета В.А.Лазаревым, так, потому что строительство  10 собственных домов начали молодые семьи.  Улицу Строителей  с двухквартирными  коттеджами  поднимала бригада строителей. Их бригадир Талыпов предложил назвать  новую улицу улицей  Строителей, благо и сам он там получил квартиру. Самая главная,  центральная, улица  нашего села называется Майская. Говорят, её назвал главный инженер  совхоза «Рощинский» Батыршин М.Т. Заселение поселка началось в мае, поэтому он  предложил это название. Мы гордимся тем, что в нашем районе есть легенда о происхождении песни, и этой  песне установлен памятник  в селе Аюсы­ памятник женской любви и верности. Это  "Ашкадар". Давно нет охотника Шамсетдина и его безутешной вдовы, а  река, песня и  память людская хранят историю их любви.   По теме своей работы мы провели опрос учащихся нашей школы, в котором приняли участие 94 обучающихся 5­11 классов. К их вниманию было предложено  пять вопросов.  Первый вопрос определял, интересуются ли ребята историей возникновения названий  населенных пунктов, гор, рек, оврагов, их окружающих. «Да» ответили 66 опрошенных,  нет­28.  Второй вопрос «Какие легенды и предания, связанные с топонимикой края, тебе  известны» поставил в тупик 52 человек. Учащиеся знают легенды о Ямантау, Юрактау,  Аслыкуль, Тратау, о луне и Зухре, о Белой, Шульганташе и Салавате Юлаеве. Два человека назвали Спарту и Асириса. 54 человека из 94 не смогли объяснить, почему их село так  называется, а некоторые приводили свои догадки: «Кармаскалы переводится как муравей,  наверно, поэтому», «Была деревня Рощинка». Четвертый вопрос касался названия улицы.  Объяснили название 44 опрошенных, не смогли ­50. Предложили   такие интересные версии : «Майская»­из­за праздников», «Северная­ потому что на улице холодно», «Строителей­  потому что у нас все строят». Пятый вопрос звучал категорично: «Почему нужно знать легенды и предания своего  края?» Всё равно нашлось 9 человек, которые ответили, что это им не нужно, 38 не  смогли объяснить, почему это нужно знать. У оставшихся  47опрошенных, ответивших  положительно, ответы разные, но их объединяет одно: надо знать, потому что «это  наш  дом, это наша история, это наша родина».  Учащиеся понимают, как важно знать историю  своей родины. Об этом говорят следующие ответы: «Чтобы сохранить историю и культуру  своего народа», «Чтобы знать историю», «Так узнаем историю родного края», «Потому что это твоя история», «Чтобы знать о прошлом». Некоторые думают о будущем поколении:  «Чтобы передать свои  знания потомкам», «Чтобы рассказать своим детям».«Человек, не  знающий историю, не знает и будущего»,­ категорично ответил один ученик. Мне  ближе   11 такие    суждения: «нужно знать, потому что ты живешь  там», «Чтобы больше знать,  ведь  это место, где мы живем», «чтобы быть ближе к родному краю». «Народ – единственный критик, чье суждение имеет цену»,­ считал  знаменитый  писатель  Марк Твен.   Легенды, предания, как правило, слагаются народом на основе множества различных  исторических фактов, донесших до нас из глубокой древности многие детали  интереснейших событий той прошлой, хранящейся в сердцах людей  истории. Изучение  старинных сказок, песен, легенд, преданий и былин необходимо людям для совершенного  знания своего народа, как справедливо считают все великие мыслители разных стран мира.  Мы должны непременно знать свою историю, свои корни, свою культуру, чтобы познать, в  первую очередь, самих себя.  12 Заключение.  Земная красота, загадочный мир воды, леса, необозримые просторы земли всегда  прельщали  и будут притягивать людей своим таинством, рождая в народе свое восприятие  этих удивительных вещей.   У всякого текста, как и у всякого человека, есть своя правда и тайна. Работая над данной  исследовательской работой, мы изучили материал  о русских и башкирских легендах и  преданиях, раскрыли для себя много тайн своего края,  скрытых в  найденных, собранных   и затем  изученных  легендах и преданиях Стерлитамакского района,  систематизировали  материалы  и составили  сборник «Легенды  и предания Стерлитамакского района».  Результаты работы обобщены и позволяют сделать выводы: 1. С помощью    легенд и преданий можно  изучить свой край, который после этого станет для нас ещё понятнее и ближе.  2. Знакомство с легендами и преданиями вызывает чувство сопричастности к тем событиям и историям, о которых повествуется  в них, возникает чувство гордости за своих предков и любви к каждому уголку родного села и района.  3. Необходимо знакомить детей с малолетства с историей своего края, с его легендами,  преданиями, чтоб они выросли, гордясь прошлым и людьми, строящими будущее.  4.Эффективными методом и приёмом достижения поставленных целей были поисковая  работа по сбору  легенд, систематизация материала и оформление сборника.  Все сказанное позволяет сделать вывод, что мы достигли цели нашей работы:  познакомились с одним из видов фольклора – легендами, преданиями,   собрали  некоторые доступные нам  легенды  и предания Стерлитамакского района, систематизировали  материал – написали исследовательскую работу и  составили сборник  «Легенды  и  предания Стерлитамакского района», которые стали итогом нашей работы. 13 Список литературы 1.А.Аглиуллин Талач. Статьи, очерки, зарисовки, воспоминания.­Уфа:2001 2.А.Аглиуллин  Эст рле.­Уфа, башкирское книжное издательство «Китап», 1996. ə 3. М.Агафонов Ветер в паруса Историко­публицистический очерк.­ Уфа, ООО «Виртуал»,  2004. 4.А.З.Асфандияров История сел и деревень Башкортостана .­Уфа: "Китап", 1997. 5.Р.Ахмедов  Слово о реках, озерах и травах.­Уфа; «Китап», 1987 6.Башкирское народное творчество­Уфа, "Китап"­ т. 2. 7.Башкирское народное творчество­Уфа, «Китап»­т.8 8.Г.Х.Бухарова Башкирская ономастика в контексте духовной культуры. Словарь  мифотопонимов ­ Уфа: "Гилем", 2006 9.Азат Камалов Башкирские географические термины и топонимия ­Уфа, "Китап", 1997 10.Камалов А.А., Шакуров Р.З., Ураксин З.Г., Хисматов М.Ф. «Словарь топонимов  Республики Башкортостан». Справочное издание. ­ Уфа, 2002 11.Т.Кусимова, С.Бикколова  Башкирские имена ­Уфа: Башкортостан, Башкирское  издательство "Китап".2000. 12.М.Минеев Минькино детство 13.В.Л.Назаров Пестровка ­  Стерлитамакское  Аксаково.Очерки истории. Документы.  Родословные. ­ Стерлитамак,2009 13.Никонов В.А. Топонимика в историко­географической этнографии. М., Наука, 1964 14.Русско­башкирский словарь водных объектов Республики  Башкортостан­ Уфа: Китап,  2005. 15Т.П.Смолицкая Занимательная топонимика. Книга для учащихся старших классов.­ М.,  Просвещение, 1990 16.Стерлитамакскийрайон Республики Башкортостан Энциклопедия ­ Уфа:ГУП  "Башкортостан",2007 17.Лев Успенский Загадки топонимики – М.,АСТ; Зебра Е, 2008 18.Р.З.Шакуров По следам географических названий. Топонимия бассейна реки Демы.­  Уфа: Башкирское книжное издательство, 1986 14

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"

Научно-исследовательская работа " Легенды и предания Стерлитамакского района"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.01.2017