"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
28.07.2019
«ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ» - гласит народная муд¬рость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не замечая, как негативно сказываются на малышах внутрисемейные про¬блемы. Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.
Песочная терапия.doc
Консультация для родителей
«ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ» гласит народная мудрость. К
сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не
замечая, как негативно сказываются на малышах внутрисемейные проблемы.
Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного
состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми
игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.
Организация и проведение семейных занятий с песком
В детстве, пожалуй, каждый из нас проводил немало счастливых часов, играя с
песком и отвлекаясь за этим занятием от всего на свете. Обычная на первый взгляд
игра в песочнице прекрасная форма психологической коррекции посредством
творческого самовыражения, эффективный диагностический метод. Песочная терапия
как разновидность арттерапии одинаково успешно применяется сегодня в работе со
взрослыми и детьми.
Песок благоприятная среда для большого количества развивающих,
коррекционных и адаптационных игр. Для проведения песочной терапии в дошкольной
образовательной организации в идеальных условиях нужен отдельный кабинет.
Спокойная фоновая музыка, создающая умиротворяющую атмосферу, повысит
терапевтический эффект, позволит детям абстрагироваться от внешних раздражителей,
погрузиться в волшебный мир песка.
В качестве инструментария, как правило, используются песок, вода и
миниатюрные фигурки. Для занятий песочной терапией понадобятся два деревянных
ящика прямоугольной формы размером 50 х 70 х 10 см: один для сухого, другой для
влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов терапевтической песочницы, обычно
окрашенные в голубой цвет, символизируют воду и бессознательное, снаружи борта
бежевые, что символизирует песок и сознание. Примерно на одну треть объема ящик
заполняют чистым светлым или цветным песком. Отдельно хранят коллекцию игрушек
для «построения мира»: фигурки людей разного пола, возраста и профессии,
разнообразных животных, мультяшных персонажей и фантастических существ;
миниатюрные дома, транспортные средства, деревья, предметы быта и т. п.
Изготовленные из пластмассы или дерева фигурки удобно мыть и дезинфицировать.
Мягкие игрушки быстро становятся грязными и плохо отстирываются, поэтому в
песочнице им не место. Песок требует терпения и сосредоточенности, поэтому данная форма арт
терапии позволяет корректировать гиперактивность, неустойчивое и даже агрессивное
поведение детей. Когда ребенок не может выразить свои переживания и страхи
вербально (словами), на помощь приходят игры с песком. Разыгрывая взволновавшие
его ситуации с помощью фигурок, создавая картину собственного мира, дошкольник
освобождается от напряжения и психологически раскрепощается. Между тем песочная
терапия базируется на сочетании невербального (процесс построения композиции) и
вербального (рассказ о готовой песочной картине) процессов.
Не секрет, что зачастую основные психологические проблемы дошкольников
берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что
дети это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок самый слабый и
восприимчивый ее член. При общении с родителями внимание педагога всегда
обращено на взаимоотношения в семье: стиль воспитания, отношения между членами
семьи, принятые нормы общения и т. д.
Нередко только проблемный ребенок вынуждает родителей обращаться за
помощью к специалисту. При этом важно понимать, что если убрать зеркало, то не
исчезнет то, что в нем отражалось. В коррекционной работе нужно решать двойную
задачу: помогать ребенку и его семье. Включить всех членов семьи в работу поможет
игра, в данном случае с песком, которая дает возможность дошкольнику рассказать о
тревогах, страхах, преодолеть эмоциональное напряжение. Детское творчество на
песке и стиль взаимодействия в ходе игры проекция внутреннего мира ребенка, т. е.
перенос вовне переживаний, желаний и умений.
Корректировать поведение, эмоциональное состояние воспитанников без участия
их родителей бесполезно. Попадая в привычную среду, дошкольник возвращается к
принятым в семье шаблонам поведения. Когда родители не идут навстречу, работа
педагогапсихолога сводится к проведению поддерживающей терапии в виде цикла
индивидуальных занятий. В таком случае для достижения положительной динамики
требуются еженедельные занятия с ребенком по 3540 минут в течение года.
Как показывает опыт, эффективность данной формы арттерапии значительно
повышается в результате проведения семейных «песочных» занятий. При этом важно
научить родителей позитивно относиться к собственному ребенку, сформировать
умение видеть мир его глазами, переживать события так же, как переживает их он.
Песочная терапия это своего рода помощь родителям в познании себя, преодолении
неуверенности, тревог и страхов, в успешной реализации себя в роли воспитателя.
Причинами обращения к песочной терапии в работе с детьми и их родителями
часто являются проявления у дошкольников агрессии, неуверенности в себе,
застенчивости, а также конфликты с братьями, сестрами, сверстниками и т. д. Более
результативным использование песочной терапии оказывается с детьми 57 лет, поскольку в этом возрасте они могут дифференцировано подходить к описанию своих
чувств.
Погружаясь в круговорот бытовых забот, родители зачастую отдаляются от
ребенка, не оставляют времени на общение с ним, что и служит толчком для
формирования негативных проявлений в поведении ребенка.
Во время семейных песочных занятий родителям и детям предлагается создать в
одной песочнице модель их семьи, во второй модель идеальной, по их
представлениям, семьи. Это показательное упражнение позволяет оценить разрыв
между мечтой и реальностью, проанализировать истоки внутрисемейных конфликтов и
факторы, препятствующие приближению к идеалу. Благодаря игре с песком участники
приходят к более объективному представлению о семейных отношениях.
Приведем пример из практики. Воспитатели подготовительной группы сообщили
о часто проявляющемся агрессивном поведении воспитанницы, причем как в пассивной
(аутоагрессия), так и в активной форме (не может играть в совместной деятельности со
сверстниками, постоянно не соблюдает правила, ссорится). Для изучения ситуации
использовались следующие диагностические методики: наблюдение в свободной
деятельности, арттерапия (рисунки с элементами сказкотерапии) с дальнейшей
беседой. Результаты лишь подтвердили предположения, что проблемы кроются в семье,
а поведение ребенка служит «симптомом». Было решено пригласить маму на
консультацию, которая предусматривала проведение беседы, диагностику отношений в
семье и их коррекцию. Во время общения педагогапсихолога с родителем ребенок
играл с песком.
Девочка построила в центре песочницы огромный дом, занявший много места и
разделивший ее фактически на две половины. На одной половине она поместила
маленькую фигурку себя, а на другой фигуры родителей. Увидев это, мама подели
лась тем, что их семья переехала в новый дом и они с мужем значительно меньше
времени уделяют дочери, поскольку все время занимает обустройство быта.
Единственным совместным времяпрепровождением стали поездки по строительным и
мебельным магазинам.
Педагогпсихолог предложил маме с ребенком выполнить упражнение: совместно
придумать сказку, персонажей и изобразить сюжет на песке. Радость ребенка от
совместной творческой работы была заметна невооруженным взглядом, ведь эмо
ционального тепла родителей ей действительно не хватало. Бессознательные мотивы ее
агрессивного демонстративного поведения оказались оправданными. Мамина же
реакция на предложение совместно поработать с песком недоумение, что и понятно,
ведь многие родители считают это детской забавой. Кроме того, поскольку песочная
терапия мало знакома большинству родителей как эффективный способ
психологической помощи, сами они о ней не просят. Но чем дальше заходила игра, тем азартней становились действия и мамы, и
ребенка. Совместное придумывание и разыгрывание песочных историйсказок находит
положительный эмоциональный отклик у детей и позволяет решать проблемы, в
частности преодолевать страхи, тревоги, внутренние конфликты ребенка и конфликты
с окружающими.
Это пример краткосрочной работы родителей и ребенка на песке. Дальнейшая
работа носила поддерживающий характер в течение непродолжительного времени,
поскольку семья воспитанницы была готова к сотрудничеству, но не всегда могла посе
щать занятия.
Иначе строится работа, предусматривающая проведение долгосрочных занятий с
использованием песочной терапии. Занятия носят не только коррекционный, но и
обучающий характер, сочетаются с индивидуальными занятиями с ребенком, если
необходима психологическая поддержка. (Одиндва раза в неделю проводится
индивидуальное занятие по 4045 минут, всего 1015 занятий, и один раз в неделю с
семьей по 11,5 часа, также 1015 занятий).
Содержание и частота занятий с песком зависят от нарушений в поведении
ребенка, имеются ли у него соматические нарушения, контактен ли он, насколько
готова к взаимодействию его семья. Как известно, на практике возможно
сопротивление со стороны семьи, что выражается в повторяющихся аргументах «Не
получается прийти на занятие». В таких случаях, как уже отмечалось, проводятся под
держивающие занятия для ребенка.
Остановимся подробнее на процессе организации взаимодействия с семьей в рамках
занятий с песком, которые можно отнести к тренингам. С каждой семьей, состоящей из
двух (мама и ребенок) и более членов (папа, братья и сестры, бабушки и дедушки),
работа ведется индивидуально.
Семья это небольшая, но группа, предполагающая взаимодействие всех ее
участников. В процессе рассматриваемого взаимодействия они проходят несколько
этапов развития.
Первый этап знакомство. Можно выделить как внешнее, так и внутрисемейное
знакомство при совместной работе с детьми. Внешнее это когда каждый участник уз
нает, как реагируют другие, каким образом они отвечают на его поведение. Внутренне
знакомство продолжается на протяжении всех занятий ребенок узнает чтото новое о
своих родителях: например, папа любит желтый цвет, а мама в детстве тоже играла с
куклами.
В ходе второго этапа члены семьи формулируют правила, по которым они действуют
на последующих занятиях (например, «Не покидать занятие, пока не обнимешь всех
участников»). Обсуждение помогает вызвать доверие и достигнуть взаимопонимания.
Правила записываются и вывешиваются на видном месте. На третьем этапе проводится диагностика негативных эмоциональных
состояний в семье. Это помогает собрать информацию о трудностях и проблемах, с
которыми сталкиваются члены семьи в повседневной жизни, с какими из проблем им
хотелось бы справиться. Для этого используются следующие методы: беседа,
анкетирование, проективные методики. Как правило, диагностика проводится на
первом занятии, на последующих выясняются ожидания (вопросы: «С каким
настроением вы пришли сегодня?», «Чего вы ждете от нашего занятия?» и т. д.).
Ребенок в это время выполняет любой проективный тест: «Дом. Дерево. Человек»,
«Моя семья», «Несуществующее животное».
Четвертый этап основная работа проведение тематических тренингов
(«Здоровый образ жизни», «Семейные ценности», «Моя семья», «Мир чувств» и т. д.).
Поскольку темы не связаны логически, занятия могут проводиться в любом порядке.
Основное внимание на тренингах обращается на ресурсное и символическое
содержание песочных картин, созданных ребенком и родителями по заданию педагога
психолога. Это позволяет выяснить актуальную для данной семьи проблематику и
имеющиеся у нее ресурсы, для того чтобы справиться с задачей. Большое значение
имеет рассказ детей о том, как поступает выбранный ими герой. При анализе символи
ческого поля песочной картины, как уже говорилось, уделяется внимание ландшафту
песочницы, выбору предметов и их пространственному расположению. При обсуждении
песочной картины педагогпсихолог не дает рекомендаций, а как бы «отзеркаливает»
переживания ребенка. Стратегия заключается в том, чтобы оказать максимальное
содействие членам семьи в процессе понимания актуальной проблемы и ее истоков.
При этом консультация может строиться на сюжете песочной картины, если он
жизнеутверждающий.
Таким образом, процесс работы с этим материалом позволяет родителям и детям
осознать свои проблемы. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, они приобретают
бесценный опыт поведения во многих жизненных ситуациях. Такой опыт попадает в
бессознательное и ждет своего часа, чтобы пригодиться членам семьи в тот момент,
когда они столкнутся с проблемой.
Работа с песком необходима, когда слова не помогают. Если хотя бы часть
родителей, неравнодушная к будущему своего ребенка, идет на контакт, готова
взаимодействовать, чтобы понять истоки своих проблем, это заслуга специалиста.
Совместные занятия с песком плавно перетекают в семью, и позитивные изменения, как
в поведении ребенка, так и в поведении его родителей, не заставят себя ждать.
Родители,
включившиеся в сотрудничество,
могут рассчитывать на
положительный эффект во внутрисемейных отношениях. Это неоднократно отмечали
не только педагогпсихолог, воспитатели ДОУ, но и члены семей.
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.