"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком
Оценка 4.8

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

Оценка 4.8
Работа с родителями
doc
родителям
Детсад
28.07.2019
"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком
«ЧТО ПОСЕЕШЬ, ТО И ПОЖНЕШЬ» - гласит народная муд¬рость. К сожалению, очень часто родители подают нехороший пример своим детям, не замечая, как негативно сказываются на малышах внутрисемейные про¬блемы. Остановиться хотя бы на миг, чтобы уловить тревожные знаки душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства.
Песочная терапия.doc
Консультация для родителей «ЧТО     ПОСЕЕШЬ,   ТО   И     ПОЖНЕШЬ»  ­   гласит   народная   мудрость.   К сожалению,   очень   часто   родители   подают   нехороший   пример   своим  детям,   не замечая,   как   негативно   сказываются   на   малышах   внутрисемейные   проблемы. Остановиться   хотя   бы   на   миг,   чтобы   уловить   тревожные   знаки   душевного состояния и поведения ребенка, мамам и папам помогут совместные с детьми игры с песком, так хорошо им знакомые с детства. Организация и проведение семейных занятий с песком В детстве, пожалуй, каждый из нас проводил немало счастливых часов, играя с песком и отвлекаясь за этим занятием от всего на свете. Обычная на первый взгляд игра   в   песочнице   ­   прекрасная   форма   психологической   коррекции   посредством творческого самовыражения, эффективный диагностический метод. Песочная терапия как разновидность арт­терапии одинаково успешно применяется сегодня в работе со взрослыми и детьми. Песок   ­   благоприятная   среда   для   большого   количества   развивающих, коррекционных и адаптационных игр. Для проведения песочной терапии в дошкольной образовательной   организации   в   идеальных   условиях   нужен   отдельный   кабинет. Спокойная   фоновая   музыка,   создающая   умиротворяющую   атмосферу,   повысит терапевтический эффект, позволит детям абстрагироваться от внешних раздражителей, погрузиться в волшебный мир песка. В   качестве   инструментария,   как   правило,   используются   песок,   вода   и миниатюрные фигурки. Для занятий песочной терапией понадобятся два деревянных ящика прямоугольной формы размером 50 х 70 х 10 см: один для сухого, другой ­ для влажного песка. Дно и внутренняя часть бортов терапевтической песочницы, обычно окрашенные в голубой цвет, символизируют воду и бессознательное, снаружи борта бежевые, что символизирует песок и сознание. Примерно на одну треть объема ящик заполняют чистым светлым или цветным песком. Отдельно хранят коллекцию игрушек для   «построения   мира»:   фигурки   людей   разного   пола,   возраста   и   профессии, разнообразных   животных,   мультяшных   персонажей   и   фантастических   существ; миниатюрные   дома,   транспортные   средства,   деревья,   предметы   быта   и   т.   п. Изготовленные из пластмассы или дерева фигурки удобно мыть и дезинфицировать. Мягкие   игрушки   быстро   становятся   грязными   и   плохо   отстирываются,   поэтому   в песочнице им не место. Песок   требует   терпения   и   сосредоточенности,   поэтому   данная   форма   арт­ терапии позволяет корректировать гиперактивность, неустойчивое и даже агрессивное поведение   детей.   Когда   ребенок   не   может   выразить   свои   переживания   и   страхи вербально (словами), на помощь приходят игры с песком. Разыгрывая взволновавшие его ситуации с помощью фигурок, создавая картину собственного мира, дошкольник освобождается от напряжения и психологически раскрепощается. Между тем песочная терапия базируется на сочетании невербального (процесс построения композиции) и вербального (рассказ о готовой песочной картине) процессов. Не   секрет,   что   зачастую   основные   психологические   проблемы   дошкольников берут начало в семье. На практике педагоги сталкиваются с подтверждением того, что дети ­ это зеркало имеющихся в семье проблем, поскольку ребенок ­ самый слабый и восприимчивый   ее   член.   При   общении   с   родителями   внимание   педагога   всегда обращено на взаимоотношения в семье: стиль воспитания, отношения между членами семьи, принятые нормы общения и т. д. Нередко   только   проблемный   ребенок   вынуждает   родителей   обращаться   за помощью к специалисту. При этом важно понимать, что если убрать зеркало, то не исчезнет то, что в нем отражалось. В коррекционной работе нужно решать двойную задачу: помогать ребенку и его семье. Включить всех членов семьи в работу поможет игра, в данном случае с песком, которая дает возможность дошкольнику рассказать о тревогах,   страхах,   преодолеть   эмоциональное   напряжение.   Детское   творчество   на песке и стиль взаимодействия в ходе игры ­ проекция внутреннего мира ребенка, т. е. перенос вовне переживаний, желаний и умений. Корректировать поведение, эмоциональное состояние воспитанников без участия их родителей бесполезно. Попадая в привычную среду, дошкольник возвращается к принятым  в семье шаблонам поведения. Когда родители не идут навстречу, работа педагога­психолога   сводится   к   проведению   поддерживающей   терапии   в   виде   цикла индивидуальных занятий. В таком случае для достижения положительной динамики требуются еженедельные занятия с ребенком по 35­40 минут в течение года. Как  показывает  опыт,  эффективность  данной формы  арт­терапии  значительно повышается в результате проведения семейных «песочных» занятий. При этом важно научить   родителей   позитивно   относиться   к   собственному   ребенку,   сформировать умение видеть мир его глазами, переживать события так же, как переживает их он. Песочная терапия ­ это своего рода помощь родителям в познании себя, преодолении неуверенности, тревог и страхов, в успешной реализации себя в роли воспитателя. Причинами обращения к песочной терапии в работе с детьми и их родителями часто   являются   проявления   у   дошкольников   агрессии,   неуверенности   в   себе, застенчивости, а также конфликты с братьями, сестрами, сверстниками и т. д. Более результативным   использование   песочной   терапии   оказывается   с   детьми   5­7   лет, поскольку в этом возрасте они могут дифференцировано подходить к описанию своих чувств. Погружаясь   в   круговорот   бытовых   забот,   родители   зачастую   отдаляются   от ребенка,   не   оставляют   времени   на   общение   с   ним,   что   и   служит   толчком   для формирования негативных проявлений в поведении ребенка. Во время семейных песочных занятий родителям и детям предлагается создать в одной   песочнице   модель   их   семьи,   во   второй   ­   модель   идеальной,   по   их представлениям,   семьи.   Это   показательное   упражнение   позволяет   оценить   разрыв между мечтой и реальностью, проанализировать истоки внутрисемейных конфликтов и факторы, препятствующие приближению к идеалу. Благодаря игре с песком участники приходят к более объективному представлению о семейных отношениях. Приведем пример из практики. Воспитатели подготовительной группы сообщили о часто проявляющемся агрессивном поведении воспитанницы, причем как в пассивной (аутоагрессия), так и в активной форме (не может играть в совместной деятельности со сверстниками,   постоянно   не   соблюдает   правила,   ссорится).   Для   изучения   ситуации использовались   следующие   диагностические   методики:   наблюдение   в   свободной деятельности,   арт­терапия   (рисунки   с   элементами   сказкотерапии)   с   дальнейшей беседой. Результаты лишь подтвердили предположения, что проблемы кроются в семье, а   поведение   ребенка   служит   «симптомом».   Было   решено   пригласить   маму   на консультацию, которая предусматривала проведение беседы, диагностику отношений в семье и их коррекцию. Во время общения педагога­психолога с родителем ребенок играл с песком. Девочка построила в центре песочницы огромный дом, занявший много места и разделивший   ее   фактически   на   две   половины.   На   одной   половине   она   поместила маленькую фигурку себя, а на другой ­ фигуры родителей. Увидев это, мама подели­ лась тем, что их семья переехала в новый дом и они с мужем значительно меньше времени   уделяют   дочери,   поскольку   все   время   занимает   обустройство   быта. Единственным совместным времяпрепровождением стали поездки по строительным и мебельным магазинам. Педагог­психолог предложил маме с ребенком выполнить упражнение: совместно придумать   сказку,   персонажей   и   изобразить   сюжет   на   песке.   Радость   ребенка   от совместной   творческой   работы   была   заметна   невооруженным   взглядом,   ведь   эмо­ ционального тепла родителей ей действительно не хватало. Бессознательные мотивы ее агрессивного   демонстративного   поведения   оказались   оправданными.   Мамина   же реакция на предложение совместно поработать с песком ­ недоумение, что и понятно, ведь многие родители считают это детской забавой. Кроме того, поскольку песочная терапия   мало   знакома   большинству   родителей   как   эффективный   способ психологической помощи, сами они о ней не просят. Но  чем  дальше  заходила   игра, тем  азартней  становились  действия  и  мамы, и ребенка. Совместное придумывание и разыгрывание песочных историй­сказок находит положительный   эмоциональный   отклик   у   детей   и   позволяет   решать   проблемы,   в частности преодолевать страхи, тревоги, внутренние конфликты ребенка и конфликты с окружающими. Это пример краткосрочной работы родителей и ребенка на песке. Дальнейшая работа   носила   поддерживающий   характер   в   течение   непродолжительного   времени, поскольку семья воспитанницы была готова к сотрудничеству, но не всегда могла посе­ щать занятия. Иначе строится работа, предусматривающая проведение долгосрочных занятий с использованием   песочной   терапии.   Занятия   носят   не   только   коррекционный,   но   и обучающий   характер,   сочетаются   с   индивидуальными   занятиями   с   ребенком,   если необходима   психологическая   поддержка.   (Один­два   раза   в   неделю   проводится индивидуальное занятие по 40­45 минут, всего 10­15 занятий, и один раз в неделю ­ с семьей по 1­1,5 часа, также 10­15 занятий). Содержание   и   частота   занятий   с   песком   зависят   от   нарушений   в   поведении ребенка,   имеются   ли   у   него   соматические   нарушения,   контактен   ли   он,   насколько готова   к   взаимодействию   его   семья.   Как   известно,   на   практике   возможно сопротивление со стороны семьи, что выражается в повторяющихся аргументах «Не получается прийти на занятие». В таких случаях, как уже отмечалось, проводятся под­ держивающие занятия для ребенка. Остановимся подробнее на процессе организации взаимодействия с семьей в рамках занятий с песком, которые можно отнести к тренингам. С каждой семьей, состоящей из двух (мама и ребенок) и более членов (папа, братья и сестры, бабушки и дедушки), работа ведется индивидуально. Семья   ­   это   небольшая,   но   группа,   предполагающая   взаимодействие   всех   ее участников.   В   процессе   рассматриваемого   взаимодействия   они   проходят   несколько этапов развития. Первый этап ­ знакомство. Можно выделить как внешнее, так и внутрисемейное знакомство при совместной работе с детьми. Внешнее ­ это когда каждый участник уз­ нает, как реагируют другие, каким образом они отвечают на его поведение. Внутренне знакомство продолжается на протяжении всех занятий ­ ребенок узнает что­то новое о своих родителях: например, папа любит желтый цвет, а мама в детстве тоже играла с куклами. В ходе второго этапа члены семьи формулируют правила, по которым они действуют на последующих занятиях (например, «Не покидать занятие, пока не обнимешь всех участников»). Обсуждение помогает вызвать доверие и достигнуть взаимопонимания. Правила записываются и вывешиваются на видном месте. На   третьем   этапе  проводится   диагностика   негативных   эмоциональных состояний в семье. Это помогает собрать информацию о трудностях и проблемах, с которыми сталкиваются члены семьи в повседневной жизни, с какими из проблем им хотелось   бы   справиться.   Для   этого   используются   следующие   методы:   беседа, анкетирование,   проективные   методики.   Как   правило,   диагностика   проводится   на первом   занятии,   на   последующих   выясняются   ожидания   (вопросы:   «С   каким настроением   вы   пришли   сегодня?»,   «Чего   вы   ждете   от   нашего   занятия?»   и   т.   д.). Ребенок в это время выполняет любой проективный тест: «Дом. Дерево. Человек», «Моя семья», «Несуществующее животное». Четвертый   этап  ­   основная   работа   ­   проведение   тематических   тренингов («Здоровый образ жизни», «Семейные ценности», «Моя семья», «Мир чувств» и т. д.). Поскольку темы не связаны логически, занятия могут проводиться в любом порядке. Основное   внимание   на   тренингах   обращается   на   ресурсное   и   символическое содержание песочных картин, созданных ребенком и родителями по заданию педагога­ психолога.   Это   позволяет   выяснить   актуальную   для   данной   семьи   проблематику   и имеющиеся у нее ресурсы, для того чтобы справиться с задачей. Большое значение имеет рассказ детей о том, как поступает выбранный ими герой. При анализе символи­ ческого поля песочной картины, как уже говорилось, уделяется внимание ландшафту песочницы, выбору предметов и их пространственному расположению. При обсуждении песочной картины педагог­психолог не дает рекомендаций, а как бы «отзеркаливает» переживания   ребенка.   Стратегия   заключается   в   том,   чтобы   оказать   максимальное содействие членам семьи в процессе понимания актуальной проблемы и ее истоков. При   этом   консультация   может   строиться   на   сюжете   песочной   картины,   если   он жизнеутверждающий. Таким образом, процесс работы с этим материалом позволяет родителям и детям осознать свои проблемы. Разыгрывая на песке разнообразные сюжеты, они приобретают бесценный опыт поведения во многих жизненных ситуациях. Такой опыт попадает в бессознательное и ждет своего часа, чтобы пригодиться членам семьи в тот момент, когда они столкнутся с проблемой. Работа   с   песком   необходима,   когда   слова   не   помогают.   Если   хотя   бы   часть родителей,   неравнодушная   к   будущему   своего   ребенка,   идет   на   контакт,   готова взаимодействовать,   чтобы   понять   истоки   своих   проблем,   это   заслуга   специалиста. Совместные занятия с песком плавно перетекают в семью, и позитивные изменения, как в поведении ребенка, так и в поведении его родителей, не заставят себя ждать. Родители,   включившиеся   в   сотрудничество,   могут   рассчитывать   на положительный эффект во внутрисемейных отношениях. Это неоднократно отмечали не только педагог­психолог, воспитатели ДОУ, но и члены семей.

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" - Организация и проведение семейных занятий с песком

"ПЕСОЧНАЯ ТЕРАПИЯ" -  Организация и проведение семейных занятий с песком
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
28.07.2019