Пестушки
Цели: продолжить знакомство с народным творчеством; воспитывать желание читать; развивать познавательный интерес к народному творчеству.
Ход занятия
Сообщение темы занятия. Работа по теме.
Большие ноги
Шли по дороге:
Топ, топ, топ,
Топ, топ, топ.
Маленькие ножки
Бежали по дорожке:
Топ, топ, топ, топ, топ,
Топ, топ, топ, топ, топ!
– Как вы думаете, относится эта песенка к нашей теме? А почему? Что можно здесь проследить?
– Правильно, подрастает Ваня, а его уже ждут новые песенки и приговорки – пестушки (от слова пестовать – воспитывать). Становится на ножки, его поддерживают:
Дыбок, дыбок,
Скоро Ванюшке годок!
Приподнимают мальчика (девочку), чтобы он перебирал ножками, приплясывал, и поют:
Три-та-тушки, три-та-та,
Вышла кошка за кота,
За Кота Котовича,
За Иван Петровича.
Когда маленький ребенок просыпается, мать выполняет с ребенком нехитрые физические упражнения, при этом напевая и приговаривая:
Потягунюшки, порастунюшки,
Поперек толстунюшки,
А в ножки ходунюшки,
А в ручки фатунюшки,
А в роток говорок,
А в голову разумок.
Стишок прост. Исполнение его не требует ни усиленной работы памяти, ни особых вокальных данных, но в нем есть все: понимание значения этого приема и для роста организма («Потягунюшки, порастунюшки. Поперек толстунюшки»), и для развития двигательных функций ребенка («А в ножки ходунюшки, А в ручки фатунюшки»), и для умствнного развития («а в роток говорок, А в голову разумок»). Знания, закрепленные в поэтическом произведении, служат средством передачи культурного наследия от одного поколения к другому, служат руководством к действию любой матери или пестуньи.
По мере роста ребенка упражнения усложняются. Это закрепляется в более сложном тексте пестушки:
Тятеньке – сажень,
Маменьке – сажень,
Дедушке – сажень,
Бабушке – сажень,
Брату – сажень,
Сестрице – сажень
А Колюшке –
Большую,
Набольшую.
Нередко ребенка подбрасывают вверх, ребенок смеется, доволен, а мать приговаривает:
Чук, чук, чук, чук,
Наловил дед щук,
Баба рыбку пекла,
Сковородка утекла.
Ребенок начинает воспринимать материнскую речь не как мелодический набор звуков, а как сигналы, имеющие определенное смысловое значение, и мать уже не просто берет ребенка в руки, а протягивает к нему руки и приговаривает при этом: «Ручки, ручки, дай рученьки…»
У ребенка очень рано проявляются стремления к движению, и мать, идя навстречу его желаниям, ставит его на ножки, поддерживая за грудку или ручки, и приговаривает:
Дыбки, дыбок,
Скоро Сашеньке – годок!
Пестушки не всегда рифмованы, но если имеется рифма, то она, как правило, парная (дыбок – годок, ходунюшки – фатунюшки). Поэтизация текста достигается средствами повтора ( «Лунь плывет, лунь плывет»). Иногда с помощью многократного повтора одного и того же слова достигается музыкально- звуковая орнаментовка текста, например, в пестушке «Тятеньке – сажень» – повтором слова «сажень».
Пестушки кратки. Обычно это одно простое предложение или сложносочиненное предложение. Диалогическая форма встречается редко и являются исключением («Ножки, ножки, куда вы бежите? – В лесок по мошок…»)
К пестушкам примыкают полные наивной простоты и обаяния заговоры-шутки. Купают ребенка и, чтобы он не плакал при окачивании водой, весело приговаривают:
С гуся вода,
С Пети худоба.
С гуся вода,
С Пети худоба.
Если ребенок ушибся, что бывает почти ежедневно, он ищет защиты, спасения от боли у матери. И мать, дуя на больное место или поглаживая его, приговаривает:
У сороки боли,
У вороны боли,
У Феденьки заживи.
Все эти приговоры носят подчеркнуто шутливый характер, но в силу веры ребенка в могущество матери помогают, успокаивают его.
Все слова пестушек невозможно произносить сердитым голосом – не получится. В них слышатся любовь, доброта. Они складные, красивые. И еще учат малыша, он слушает и смотрит, где у него ножка, где роток.
Рефлексия.
– От какого слова произошло «пестушка»?
– Чему способствуют пестушки в развитии ребенка?
– Как воспринимает ребенок пестушки?
– Какие формы пестушек вы знаете?
– Почему невозможно пестушку произнести сердитым голосом?
В о п р о с н а з а с ы п к у.
– Как вы понимаете литературоведческий термин раёшник?
М а т е р и а л д л я у ч и т е л я.
Раёшник – рифмованная, уснащенная прибаутками речь, один из видов народного стиха. Название произошло от слова раёшник – владелец райка, ящика с раскрашенными картинками, которые он показывал на ярмарках через увеличительные стекла.
Показ картинок сопровождался рифмованной, насыщенной прибаутками речью.
Таким стихом написаны пьесы для кукольного театра и старинные русские народные пьесы. Например «Царь Максимилиан»:
Я не есть царь русский,
Не король французский,
Не король шведский
И не султан турецкий –
А я есть сам грозный Максимилиан,
Царь римский,
Наместник египетский и индийский,
Владелец персидский.
В пышной столице от матери родился.
На своей супруге, королеве Трояне, женился,
От которой сын Адольф у меня родился…
В период Великой Отечественной войны раёшник пользовался значительной популярностью в солдатской среде.
Домашнее задание. Найдите литературу о пестушках (О. И. Капица «Детский фольклор»), почитайте, выпишите те из них, которые детям поют для развития памяти, упражнения для мышц рук, закрепления двигательных навыков.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.