Писатели в ЛО

  • pptx
  • 29.05.2021
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Писатели в ЛО (2).pptx

Литературное краеведение в духовно-нравственном воспитании учащихся

Букреева С.В., к.ф.н., доцент кафедры филологического образования ЛОИРО

Литературное краеведение: теоретические основы. Литературное краеведение в современной школе.


Многонациональная Ленинградская область: фольклор и литература

Данилюк А. Я. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России в сфере общего образования: проект/ А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков. Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2009

Концепция определяет:
характер современного национального воспитательного идеала;
цели и задачи духовно-нравственного развития и воспитания детей и молодежи;
систему базовых национальных ценностей, на основе которых возможна духовно-нравственная консолидация многонационального народа Российской Федерации;
основные социально-педагогические условия и принципы духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся.


Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни.

Именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь школьника. Отношение к школе как единственному социальному институту, через который проходят все граждане России, является индикатором ценностного и морально-нравственного состояния общества и государства.

Социальный заказ образованию устанавливается в следующей системе фундаментальных социальных и педагогических понятий, а также отношений между ними:

нация
национальное государство
национальное самосознание (идентичность)
формирование национальной идентичности
патриотизм
гражданское общество
многообразие культур и народов
межэтнический мир и согласие
социализация
развитие
воспитание
национальный воспитательный идеал
базовые национальные ценности
духовно-нравственное развитие личности
духовно-нравственное воспитание личности гражданина России

Современный национальный воспитательный идеал - это высоконравственный, творческий, компетентный гражданин России, принимающий судьбу Отечества как свою личную, осознающий ответственность за настоящее и будущее своей страны, укорененный в духовных и культурных традициях многонационального народа Российской Федерации.

Базовые национальные ценности

патриотизм
социальная солидарность
гражданственность
семья
труд и творчество
наука
традиционные российские религии
искусство и литература
природа
человечество

Каждая из базовых ценностей, педагогически определяемая как вопрос, превращается в воспитательную задачу. Для ее решения, обучающиеся вместе с педагогами, родителями, иными субъектами духовной, культурной, социальной жизни обращаются к содержанию:


истории России, российских народов, своей семьи, рода;

жизненного опыта своих родителей, предков;

традиционных российских религий;

произведений литературы и искусства, лучших образцов отечественной и мировой культуры;

периодической литературы, СМИ, отражающих современную жизнь;
фольклора народов России;

общественно полезной и личностно значимой деятельности;

учебных дисциплин;

других источников информации и научного знания.


Общечеловеческие ценности
(Виноградова Н.Ф. Основы духовно-нравственной культуры народов России: 4 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений. М., 2011)
Будь милосерден и добр
Будь щедрым, довольствуйся малым
Будь честным
Не завидуй
Не предавай
Будь терпим, умей прощать
Почитай родителей

ФГОС ООО Личностные результаты освоения основной образовательной программы среднего (полного) общего образования должны отражать:

1) сформированность российской гражданской идентичности, патриотизма, любви к Отечеству и уважения к своему народу, чувства ответственности и долга перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уверенности в его великом будущем, готовности к служению Отечеству в различных видах гражданской и профессиональной деятельности;

2) сформированность гражданской позиции выпускника как сознательного, активного и ответственного члена российского общества, уважающего закон и правопорядок, осознающего и принимающего свою ответственность за благосостояние общества, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности, ориентированного на поступательное развитие и совершенствование российского гражданского общества в контексте прогрессивных мировых процессов, способного противостоять социально опасным и враждебным явлениям в общественной жизни;

3) готовность к защите Отечества, к службе в Вооружённых Силах Российской Федерации;

4) сформированность целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, различных форм общественного сознания - науки, искусства, морали, религии, правосознания, понимание своего места в поликультурном мире;

5) сформированность основ личностного саморазвития и самовоспитания в обществе на основе общечеловеческих нравственных ценностей и идеалов российского гражданского общества с учётом вызовов, стоящих перед Россией и всем человечеством; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности (образовательной, учебно-исследовательской, коммуникативной и др.);

6) сформированность толерантного сознания и поведения личности в поликультурном мире, готовности и способности вести диалог с другими людьми, достигать в нём взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения;

7) сформированность навыков социализации и продуктивного сотрудничества со сверстниками, старшими и младшими в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, учебно-инновационной и других видах деятельности;

9) готовность и способность к образованию и самообразованию в течение всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

10) сформированность основ эстетической деятельности как части духовно-практического освоения действительности в форме восприятия и творческого созидания, включая эстетику быта, образования, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений; сформированность бережного отношения к природе;

11) принятие и реализацию ценностей здорового и безопасного образа жизни: потребность в занятиях физкультурой и спортивно-оздоровительной деятельностью, отрицательное отношение к употреблению алкоголя, наркотиков, курению; бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью как собственному, так и других людей, умение осуществлять профилактику и оказывать первичную медицинскую помощь, знание основных оздоровительных технологий;

12) осознанный выбор будущей профессии на основе понимания её ценностного содержания и возможностей реализации собственных жизненных планов; гражданское отношение к профессиональной деятельности как к возможности личного участия в решении общественных, государственных, общенациональных проблем;

13) основы экологического мышления, осознание влияния общественной нравственности и социально-экономических процессов на состояние природной среды; приобретение опыта природоохранной деятельности;

14) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни – любви, равноправия, заботы, ответственности – и их реализации в отношении членов своей семьи.

Литературное краеведение

«Понять литературу, не зная мест, где она родилась, не менее трудно, чем понять чужую мысль, не зная языка, на котором она выражена» (Д. С. Лихачев)

возрастание роли регионов
регион как самостоятельная культурная единица
значение регионального компонента в культуре

«Литературное краеведение»
область литературоведения, направленная на выработку комплексного подхода к изучению произведений местных авторов. Данный подход позволяет сформировать целостное, панорамное видение процессов, происходящих в региональной литературе

часть дополнительного образования

региональный компонент программ

Цель курса литературного краеведения:

рассмотреть феномен
Ленинградской области как части отечественной культуры в контексте общерусского литературного процесса и в контексте формирования единого социокультурного пространства

Курс находится на пересечении знаний в области
истории литературы;
исторического краеведения
этнографии;
фольклора;
лингвистики.

Литературное краеведение в нашем регионе, являясь важной отраслью отечественного литературоведения, направлено на освоение культурного пространства Санкт-Петербурга и Ленинградской области.
В его основу положен «региональный принцип» изучения источников, который предполагает рассматривать регион не только как пространственную территорию, но и как совокупность людей, проживающих на ней и осуществляющих определенную деятельность.

Пространство ЛО, географический ландшафт и историческая судьба позволяют говорить о нем как об особом смысловом топосе.

Топос - способ «художественного освоения внутреннего мира человека в его многоплановых связях с действительностью».

Предполагаемые результаты изучения обучающимися курсов литературного краеведения

формирование творческого познания жизни и творчества того или иного писателя,
развитие творческих способностей учащихся,
обогащение устной и письменной речи,
приобщение к истории региональной литературы,
погружение в культуры разных эпох,
понимание условий становления личности литератора;
постижение богатства мира идей и образов,
овладение навыками музейно-экскурсионной работы,
формирование навыков библиографического описания, классификация печатных и рукописных материалов и т.п.

Содержание литературно-краеведческой деятельности

1. Писатели и другие деятели культуры и наш край.
Пребывание писателей, художников, композиторов, артистов в нашем крае.
Памятные места.
Влияние указанных деятелей на культуру нашего края.
Потомки. Местные жители.
Наш край в художественной и мемуарной литературе.
Устное народное творчество.
Прошлое и настоящее края в произведениях художественной литературы.
Знакомство с событиями, отразившимися в творчестве писателей.
Прототипы литературных героев и их судьба.
3. Современная литературная жизнь нашего края…
Литературные объединения, общества, кружки, клубы.
Литературные издания.
Литературные музеи.

Формы литературно-краеведческой работы

1. кружок с фиксированным составом участников
2. литературно-краеведческое общество
по содержанию деятельности:
фольклорные,
фольклорно-этнографические,
по изучению народного-художественного творчества,
историко-литературный,
литературно-творческие,
топонимические

Формирование границ Ленинградской области

Образована 1 августа 1927 г. из Ленинградской, Мурманской, Новгородской, Псковской и Череповецкой губерний
Имела 3х-ступенчатое деление: округ, район, сельсовет.
Входило 9 округов: Ленинградский, Лужский, Псковский, Великолуцкий, Новгородский, Боровичский, Череповецкий, Лодейнопольский, Мурманский. Площадь = 360,4 тыс. кв. км.

1929 г. Великолуцкий округ вошел в состав Западной области.

1930 г. Округа были ликвидированы (кроме Мурманского, ввиду его отдаленности), и в ЛО учреждено районное деление, причем Новгород, Псков, Череповец и Боровичи выделены в самостоятельные административные единицы и подчинены непосредственно Ленинградскому областному исполкому.
Ленинград был выделен из областной структуры в отдельный административно-хозяйственный центр.

1935 г. В ЛО вновь созданы Кингисеппский и Псковский округа, что было обусловлено их пограничным положением с Эстонией и Латвией.
5 районов ЛО отошли к Калининской области.
На 1 января 1935 г. ЛО делилась на 75 районов.

1937 г. 18 из 75 районов были переданы Вологодской области.

1938 г. из состава ЛО вышел Мурманский округ. В границах ЛО оставались 64 района и 2 округа.

1940 г. Территория Ленинградской области расширилась в результате советско-финской войны
в ее состав вошла территории Карельского перешейка.


1944 г.: последние изменения границ ЛО. Выделены Новгородская и Псковская области.
В пределы ЛО включены Выборгский, Кексгольмский и Яскинский районы, ранее входившие в состав
Карелии.


Территория области площадью 86 тыс. кв. км оформилась и практически больше не менялась,
хотя внутри области происходили различные изменения в
районировании и статусе населенных пунктов.

Население Ленинградской области чрезвычайно пестро в национальном отношении:
вепсы, русские, водь, ижора, ингерманландские финны, татары, немцы
К моменту образования: ок. 6 млн. 400 тыс. чел.
русские – ок. 5 млн. 800 тыс.,
605 тыс. чел. – представители более 30 различных нерусских национальностей

9,5 % относилась к национальным меньшинствам.
в Ленинграде проживали ок. 223 тыс. чел. (35 %) представителей разных этнических групп
вне Ленинграда – ок. 382 тыс. чел. (65 %)

В области преобладающая часть национального населения - 307 тыс. чел. - была сельскими жителями, из них 257 тыс. чел. (83,6 %) считали родным язык своей национальности.

Национальный состав населения Ленинградской области (на 2014 г. – 1763924 человека)

перепись 1926










Вне Ленинграда, непосредственно в сельских районах ЛО,
проживали все вепсы, ижоры и ненцы области - коренные (автохтонные) малочисленные народы Северо-Запада России, а также почти все карелы, лопари и зыряне.
Преимущественно сельским населением было абсолютное большинство финнов
ЛО - более 121 тыс. чел., (95 % всего финского населения области), большинство
эстонцев - 72 тыс., (83 %), белорусы - 37 тыс., (71 %),
и латыши (включая латгальцев) - 26 тыс. чел., (67 %).

финны – 128 тыс. чел.
евреи - 115 тыс.,
эстонцы - 87 тыс.,
белорусы - 52 тыс.,
поляки - 51 тыс.,

латыши - 39 тыс.,
немцы - 30,5 тыс.,
вепсы - около 25 тыс.,
ижоры - более 16 тыс.,
украинцы - 15 тыс.,
татары - 11 тыс.,

литовцы - 8 тыс.,
карелы – 5,5 тыс.,
зыряне – более 2 тыс.,
лопари (саами) – 1,7 тыс.
ненцы – 109 чел.

Другие национальные меньшинства в основном тяготели к Ленинграду, и в области проживали только 33 % всех поляков ЛО (17 тыс. чел.), 31 % литовцев (около 2,5 тыс. чел.), 27 % евреев (31 тыс. чел.). Чуть меньше половины всех немцев ЛО - 44 %, то есть 10,5 тыс. чел. - жили колониями в области.

Финское население ЛО состояло из двух групп финнов: финнов-суоми (финляндских) - более 13 тыс. чел., проживавших в основном в Ленинграде и городах области, и финнов-ингерманландцев (ленинградских финнов) - около 115 тыс. чел., составлявших самую большую, после русских, часть сельского населения области.

Ингерманландцы проживали компактно в 13 северных и северо-западных районах Ленинградского округа, преобразованных затем в 8 укрупненных районов ЛО (Куйвозовский, впоследствии Токсовский район, Пригородный, Красногвардейский, Тосненский, Ораниенбаумский, Мгинский, Волосовский и Кингисеппский), а также в Александровском и Кольско-Лопарском районах Мурманского округа.

Ингерманла́ндия («Ингрия, Ижора, Ижорская земля»; швед. Ingermanland; фин. Inkeri, Inkerinmaa; эст. Ingeri, Ingerimaa; др.-рус. Ижера, Ижерская земля) — этнокультурная и историческая область на северо-западе современной России. Располагается по берегам Невы, ограничивается Финским заливом, рекой Нарвой, Чудским озером на западе и Ладожским озером с прилегающими к нему равнинами на востоке. Её границей с Карелией считаются реки Сестра и Смородинка.
(Дмитриев А. В. Лингвистически ориентированный картографический компонент автоматизированной топонимической базы данных Ингерманландии. // Развитие картографического метода в топонимических исследованиях Ингерманландии ХIХ-ХХ веков. СПб. 2010)

Восточная часть Ингерманландии до реки Оредеж в XII—XVIII веках называлась Ижорска земля (под Ижорской землёй также могла подразумеваться вся Ингерманландия), западная часть от Оредежа до реки Нарва — Вотская земля.
В 1708 году эти земли вошли в состав обширной Ингерманландской губернии, в 1710 году преобразованной в Санкт-Петербургскую губернию.

Эстонцы жили небольшими группами в большинстве районов области, более компактно - в городах Кингисепп и Гдов и в соответствующих районах, а также в Лужском (более 24 тыс. чел.) и Ленинградском (более 22 тыс. чел.) округах. Остальное эстонское население было сосредоточено в основном в Великолукском, Псковском и Новгородском округах.


Латыши в области проживали компактно в Ленинградском, Новгородском, Псковском и Великолукском округах, в основном на хуторах, небольшими колониями по 15-20 дворов, хотя было и 15 крупных поселений - по 50-100 хозяйств. Всего в области было 128 латышских населенных пунктов. Среди латышей выделялась этнографическая группа латгальцев - восточных латышей с собственным диалектом. Латгальцы (1400 чел.) жили только в деревнях, компактно - в Усвятском и Оредежском районах.

Немцы жили колониями вокруг Ленинграда (впоследствии Пригородный район), а также в Тосненском районе и в Новгородском округе.


Вепсы (чухари, чудь) занимали свою автохтонную территорию на стыке Лодейнопольского, Череповецкого и Ленинградского округов, в глухой лесной и болотной местности. Больше всего вепсов проживало в Лодейнопольском округе (почти 15 тыс. чел.) в Винницком, Оштинском и Оятском районах, а также в Ефимовском и Шольском районах Череповецкого округа и в Капшинском районе Ленинградского округа. Меньшая часть вепсов (около 7 тыс. чел.) проживала в Карелии и в Вологодской области.

Ижоры (ижора) - малочисленный народ, автохтонное население южного побережья Финского залива в пределах только Ленинградской области, между Нарвой и Ломоносовым. От ижорских слов “инкериин маа” (“ижорская земля”) и шведского “ланд” (“земля”) произошло название Ингерманландии. Ижоры - типично сельское население Кингисеппского, Котельского и Ораниенбаумского районов Ленинградского округа. Небольшое количество ижор проживало еще в Оредежском районе Лужского округа.

Водь - древнейшее известное нам население северо-запада Ленинградской области. По имени этого народа, Водской (Вотской) землей, назывались когда-то владения Новгорода Великого на этой территории. Но по переписи 1926 г. водь была уже исчезающим народом - ее насчитывалось не более 700 чел., проживавших в Котельском районе Ленинградского округа. Вожане, как и вепсы и ижоры, относятся к финно-угорской группе народов, но сильно обрусели.

Карелов в Ленинградской области было немного, и компактно они проживали только в Ефимовском районе Череповецкого округа, а также на севере Лодейнопольского округа.

Лопари (саами) - полукочевой северный народ финской группы - имели свою основную этническую территорию в Норвегии. Незначительная часть саамов проживала в Мурманском округе Ленинградской области. В этом же округе проживали ненцы и этнографическая группа коми-зырян - ижемцы.

Сельское белорусское, польское и еврейское население концентрировалось в основном на юге-западе ЛО, в Великолуцком (Великолукском) округе, который уже в 1929 г. перешел в состав Западной области.

Коренные народы на карте Ленинградской области: водь (1), ижоры (2), ингерманландские финны (3), русские (4), вепсы (5), тихвинские карелы (6).

Современное состояние национальных отношений в ЛО
(По последней официальной переписи населения 2010 г.)
более 150 национальностей
русские – более 1,4 млн. чел.
более 31 тыс. украинцев,
более 16 тыс. белорусов,
около 8 тыс. татар,
более 7 тыс. армян,
более 6 тыс. узбеков,
более 4 тыс. финнов,
более 1 тыс. вепсов,
1,9 тыс. поляков,
1, 7 тыс. немцев,
1, 3 тыс. евреев,
1, 3 тыс. карел,
169 чел. ижор
33 чел. водь
17 чел. саамы
и др. Общее количество населения национальных меньшинств ЛО на конец 80-х гг. составляло 150,8 тыс. чел., или 9,1 %.

Петербургская литература

Петербургский текст

Анциферов Н.П. Душа Петербурга. 1922.
Анциферов Н.П. «Быль и миф Петербурга» (1924)
Анциферов Н.П. Петербург Достоевского. (1923)
В.Н. Топоров "Петербург и "Петербургский текст русской литературы"" (1984)
Ю.М. Лотман "Символика Петербурга и проблемы семиотики города".  (1984)
З.Г. Минц, М.В. Безродный и А.А. Данилевский в статье ""Петербургский текст" и русский символизм" (1984)

Петербургская литература: традиции и современность


Петербургская литература: традиции и современность.
Патриотическая направленность творчества современных петербургских писателей и ориентация на включенность русской литературы в контекст мирового художественного опыта.
Осознание эпохи как «рокового этапа» в истории культуры.
Миссия современной петербургский литературы.
Переосмысление прошлого, настоящего и будущего России в произведениях современных писателей.
Ролевая соотнесенность религии, науки и искусства, опыта современной жизни как основа современной духовной культуры.
Сочетание новаторства и следование лучшим традициям мировой литературы.

Основные направления современной петербургской литературы


Традиции классического реализма в творчестве современных петербургских писателей (А.Белинский, А.Скоков, А.Краснов, В.Савицкий, Я.Гордин, А.Гордин).

Православная традиция в современной поэзии и прозе (Борис Орлов, Н. Коняев).

Петербургский фундаментализм (С. Носов, П. Крусанов, А. Секацкий, Н.Подольский, Т.Москвина).

Поэтическая эсхатология (Виктор Кречетов).

Вневизм (Юрий Шестаков)