Ещенко Л.А.
Учитель биологии, экологии и
байкаловедения, высшей категории.
Тема урока: Пищевые связи озера Байкал
Цели:
Образовательная:
Систематизировать знания учащихся об организмах, обитающих в Байкале,
на уровне
пищевых взаимоотношений.
Развивающая:
Развивать у учащихся умение работать в группе.
Воспитательная:
Воспитывать бережное отношение и любовь к природе родного края.
Задачи:
1. Популяризация знаний о Байкале.
2. Показать взаимосвязь организмов Байкала через пищевые цепи.
Материалы и оборудование:
учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н., дополнительная литература.
Тип урока: урок изучения нового материала, работа в группах (КСО).
План и вопросы урока:
Вопросы |
Методы и формы работы |
Формы контроля |
1.Пастбищная пищевая цепь. |
Работа в группах |
Опрос |
2..Детритная пищевая цепь |
Работа в группах |
Опрос |
3. Подведение итогов |
Беседа |
Опрос |
Ход урока:
1.Организационно- мотивационный момент.
2.Изучение нового материала
Задания для групп: используя текст на стр.152-154 учебного пособия «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н. составьте ответы на вопросы:
1группа - Пастбищная пищевая цепь или цепь выедания, составить и зарисовать цепь.
Примерный ответ:
любая пастбищная цепь начинается с растений, которые поедаются животными. Главным производителем биомассы в толще Байкала является фитопланктон. Основной потребитель фитопланктона - рачок эпишура. Эпишурой питается макрогектопус, который служит пищей для голомянок, омуля и других рыб. Эти рыбы являются добычей нерпы.
Схема пастбищной цепи:
фитопланктон рачок эпишура макрогектопус голомянка нерпа.
2 группа - Детритная пищевая цепь или цепь разложения, составить и зарисовать цепь.
Примерный ответ:
Детритная пищевая цепь начинается с отмерших остатков растений и животных (детрит). Пожиратели детрита – гаммариды и черви-грунтоеды. Они служат кормом бычкам, омулю и другим рыбам.
Схема детритной цепи:
Детрит гаммариды и черви-грунтоеды донные бычки, омуль.
3 группа-работа с терминологией урока:
-трофическая связь
-цепь питания
-детрит
-фитопланктон
-зоопланктон
-биогены
-круговорот органических веществ
3.Закрепление изученного материала:
Из предложенных организмов составить пастбищную пищевую цепь
Зоопланктон, нерпа, фитопланктон, голомянка, эпишура, макрогектопус, омуль.
Из предложенных организмов составить детритную пищевую цепь
Донные бычки, омуль, детрит, донные гаммариды, черви-грунтоеды.
4. Подведение итогов урока: обсуждение, выводы и выставление оценок.
5.Домашнее задание: учебное пособие «Байкаловедение 6,7 класс» Кузевановой Е.Н. стр. 152-154, записи в тетради, творческие работы: рисунки пищевых цепей Байкала.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.