Сценарий Информационного часа: «Пишите правильно, друзья!»
«Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая.
Тебя, моя грамматика,
Осилю понемногу я!
Цели:
воспитание любви к родному слову
способствование развитию устной речи детей
умению четко отвечать на поставленные вопросы.
Правописание
Ход
мероприятия:
1.Библиотекарь: Кажется, что все взрослые и школьники умеют читать и писать, но, к сожалению, это не так! В мире сейчас около 4 миллиардов человек считаются грамотными. Но еще более 800 миллионов взрослых остаются неграмотными, а около 100 миллионов детей не ходят в школу.
Грамматика помогает нам быть абсолютно ясными,
когда мы делимся своими мыслями. В этом разница, например, между жизнью («казнить
нельзя, помиловать») и смертью («казнить, нельзя помиловать»). Этот день
был учрежден в 2008 году Мартой Брокенбро, основательницей Общества содействия
хорошей грамматике. Девиз дня: «Это не просто дата, это императив: идти
вперед 4 марта, чтобы хорошо говорить, хорошо писать и помогать другим делать
то же самое!». В день грамматики люди отмечают особенности родного языка,
изучают распространенные грамматические ошибки и благодарят наших редакторов и
корректоров!
Чтец
Существительное – школа,
Просыпается – глагол.
С прилагательным весёлый
Новый школьный день пришёл.
Встали мы – местоименье,
Бьёт числительное семь.
За ученье, без сомненья,
Приниматься надо всем.
Мы наречием отлично
На уроках дорожим.
Соблюдаем мы привычно
Дисциплину и режим.
Не и ни – у нас частицы,
Нам их надо повторять.
И при этом не лениться
И ни часу не терять!
После школы, как известно,
Мы катаемся в санях.
Здесь особенно уместны
Междометья: ох и ах!
А потом у тёплой печи
Повторяем части речи!
Библиотекарь: Ликвидация безграмотности в СССР началась с 1918 года. Тогда стали открывать школы для неграмотных. Были созданы спецкурсы, занимающиеся подготовкой учителей для работы с неграмотным население. К 30-м годам проблема неграмотности перестала быть таковой, к 40-м годам задача ликвидации неграмотности была почти решена, а уже в 50-е годы СССР стал практически полностью грамотной страной.
Чтобы современный человек считался грамотным, ему не достаточно уметь только считать и писать. В наше время необходимо быть всесторонне развитой личностью.
Чтец:
Грамматика — грамматика,
Наука очень строгая,
Учебник по грамматике
Всегда беру с тревогой я!
Она трудна, но без нее
Плохое было бы житье!
Телеграмму не составить,
И открытку не отправить,
Даже собственную маму
С Днем Рожденья не поздравить.
Люблю тебя, грамматика,
Ты умная и строгая,
Тебя, моя грамматика
Освою понемногу я!
Ты так трудна, но без тебя
Не будет лучшего житья!
Библиотекарь: Грамотность является одним из прав человека, средством расширения личных свобод и возможностей, а также инструментом развития индивидуального человеческого потенциала и общества в целом. Возможности получения дальнейшего образования также определяются уровнем грамотности.
Чтец: Грамматик знает форму языка,
Поэт же - его "сердце, дух и душу"!
А к осознанию чувствительность строга,-
Учиться надо в диалогах ... - слушать!
Качественное базовое образование дает учащимся навыки, необходимые в
последующей жизни и для дальнейшего обучения. Грамотные родители, конечно же,
постараются чтобы и дети были образованы. У грамотного человека больше
возможностей для получения непрерывного, продолжающегося образования, а
грамотные общества обладают лучшими механизмами адаптации к возникающим
проблемам развития.
Чтец:
Тетеньки и дяди,
Я уже большой!
И ношу тетради
С прописью домой!
Трудные задания
Вполне мне по-плечу.
«Крючконаписание»
Я третий день учу.
Можете в тетради
Вы ко мне взглянуть.
Тетеньки и дяди,
Трудно — просто жуть!
Есть ли какое-то конкретное грамматическое правило, которое вам всегда хочется перепроверить? Используйте День грамматики в качестве предлога, чтобы, наконец, выучить это надоедливое грамматическое правило!
Газеты и журналы проходят несколько циклов редактирования, но ошибки иногда проскакивают в печать. Отпразднуйте День грамматики, признав, что никто не совершенен в грамматике, даже профессионалы! Прочитайте свой любимый журнал или газету с включенной грамматической антенной и красной ручкой наготове, чтобы найти любые ошибки.
Пригласите друзей на грамматические игры! Зачитайте примеры самых смешных грамматических ошибок из интернета и устройте тематические дискуссии.
Все буквы алфавита
В этой фразе собраны все буквы алфавита:
Съешь же ещё этих мягких французских булок, да выпей чаю.
Глухие и звонкие согласные
Все согласные глухие в предложении:
Степка Фец, хочешь щец?
или:
– Степка, хочешь щец?
– Фи!
Все согласные звонкие в предложении:
Где жизнь была в мире + й
Библиотекарь: Теперь, ребята, мы с вами поиграем!
«МОЛЧАНКА»
Эта игра вызывает интерес основным условием: после объяснения учителем
записанного на доске задания, упражнение выполняется молча. Никто не имеет
права говорить: ни учитель, ни учащиеся. Дети выходят к доске, выполняют нужную
грамматическую операцию, допустим, вписать пропущенную безударную гласную, и
рядом пишут проверочное слово. Если ученик написал все правильно, класс рук не
поднимает. Ученик передает мел, кому пожелает (нельзя лишь передавать мел одним
и тем же). Если допущена ошибка, учитель передает мел по своему усмотрению.
Для игры лучше предложить упражнения на темы, которые не потребуют больших
записей на доске, например: а) непроизносимые согласные; 6) звонкие и глухие
согласные; в) безударные гласные; записать по два существительных с основой на
шипящую (багаж, рожь); г) записать глаголы 2-го и 3-го лица настоящего времени
и т. д.
«НАЙДИ СВОЮ ПАРУ»
Игра, проводится с целью закрепления и повторение орфографических правил по
какой-либо теме. Класс делится на две команды. На доске столбиком написаны
слова с разными орфограммами, на столе лежат карточки со словами на те же
правила. Ученики по очереди от каждой команды подходят к столу учителя, берут
карточку, на которой написано слово на определенное правило, и, подумав,
записывают его против того слова на доске, которое соответствует этому же
правилу, вставляя пропущенные буквы в том и другом слове. Учитель наблюдает за
ходом игры и ведет учет ошибок. Побеждает команда, меньше сделавшая ошибок.
Игра развивает аналитические способности, умение сопоставлять внешние сходные
орфографические явления, повышает сознательность в применении правила.
«КТО ЛУЧШЕ ЗНАЕТ ПРАВИЛА?»
Игра позволяет оживить орфографический разбор какой-либо грамматической темы.
Соревнуются две команды. На доске в две колонки написаны слова на различные
правила. Слова одной колонки объясняет первая команда, слова другой — вторая. К
доске попеременно выходят те и другие учащиеся в том порядке, в котором сидят.
Если ученик не смог правильно подчеркнуть орфограмму и сказать правило, то это
делает кто-нибудь другой из второй команды и переписывает слово в свою колонку.
Победитель устанавливается простым подсчетом очков, которые записываются в
колонках обеих команд во время игры.
«КТО ДОЛЬШЕ ПРОДЕРЖИТ МЕЛ?»
Соревнуются две команды учащихся. Учитель дает мел ученику какой-либо команды.
Ученики из этой команды выходят к доске и выполняют упражнения до тех пор, пока
кто-либо из них не допустит ошибку. Ученики второй команды зорко наблюдают, и
если увидели ошибку, поднимают руки; учитель передает мел второй команде. В
конце игры учитель объявляет, кто победил, т. е. меньше сделал ошибок и дольше
продержал в своих руках мел.
Для игры берутся более трудные задания, чтобы ошибки могли бьпъ тут же
объяснены. Например: а) от глаголов неопределенной формы образовать глаголы
трех времен; б) выписать из словаря глаголы в неопределенной форме, которые
отвечают на вопрос что делать? (что сделать?); в) вставить про¬пущенную гласную
в пары слов типа запивать лекарство — запевать песню, поседеть от горя —
посидеть на скамье и т. п.
«ГРАММАТИЧЕСКАЯ ЭСТАФЕТА»
Игра проводится при изучении любой грамматической темы.
Учащиеся делятся на две команды. Учитель указывает им упражнение в учебнике, из
которого нужно, например, выписать слова или словосочетания на какое-либо
правило (правило указывает учитель). Текст дети читают до начала игры. Затем по
сигналу ученики по одному из каждой команды выходят к доске и выписывают на
своей половине доски по одному слову или словосочетанию. В случае пропуска
слова одним учеником следующий должен записать пропущенное. Побеждает та
команда, которая быстрее и с меньшим коли¬чеством ошибок выполнила упражнение.
Текст может быть взят из дидактического материала или составлен самим учителем.
В этом случае текст готовится в двух экземплярах и помещается на столе учителя
(с левой и правой стороны). Учащиеся берут со стола листок с текстом, читают
предложения (первая группа вслух, вторая про себя), подходят к доске и
выписывают нужные слова.
В такой форме игра является одним из видов выборочного списывания. Можно
провести ее и как творческий выборочный диктант: дети выписывают слова не в той
форме, в какой они стоят в тексте. Особенно интересно проходит работа со
связным текстом, интересным по содержанию.
Источники:
· «Весёлая грамматика» О. Высоцкая
· «Моя грамматика» Е. Григорьева-Рудакова
· «Крючконаписание» В. Гвоздев
· https://materinstvo.ru/art/21513 Materinstvo.ru
· https://ped-kopilka.ru/blogs/yelzara-mustafaevna-mambedalieva/gramaticheskie-igry-na-urokah-ruskogo-jazyka-igraja-izuchaem.html
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.