Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся
Направление:
краеведение
Тема:
«Письма
с фронта»
Анисимова
Ксения
МБОУ «СОШ №15»
г.
Славгорода Алтайского края
10 класс
Научные руководители:
Анисимова О.В., учитель
русского языка и литературы,
МБОУ «СОШ №21»
г. Славгород, 2023/2024 учебный год
Письма с фронта
Анисимова Ксения Сергеевна
Россия, Алтайский край, г. Славгород,
МБОУ «СОШ №15», 10 класс
1. Аннотация
Всё дальше от нас уходят события Великой Отечественной войны, но память о ней по-прежнему сплачивает все поколения россиян. Поэтому так важно сохранить память об этой войне для будущих поколений.
Великая Отечественная война – самая страшная война в истории человечества. Тяжелые четыре года, долгие 1418 дней и ночей, и мир раскололся надвое – на тех, кто ждал, и тех, кого ждали. Были разлучены тысячи семей. И только почта помогала соединить близких в тылу и на фронте. Письма были самым дорогим, самым важным для всех в те дни. Без них невозможно было выжить и сохранить себя.
Большинства авторов этих строк уже нет в живых, как и тех, кому они адресовались. Остались лишь пожелтевшие страницы, а в них - эмоции и, главное, надежда, которую люди, находясь в непростых условиях, дарили друг другу. И сегодня каждое из этих писем, даже самое, на первый взгляд, незначительное - исторический документ величайшей ценности, помогающей нам прикоснуться к страницам героического прошлого нашей Родины. Они дают нам уникальную возможность почувствовать дыхание войны, услышать живое, искреннее слово простых людей, прошедших страшные испытания. Именно поэтому нужно искать, изучать сохранившиеся ещё письма войны.
Как важны были письма во время беды, особенно ждали писем в военное лихолетье. Письма – это связь с домом, выражение любви и поддержки близких, уверенность что тебя помнят и ждут… Именно письма давали силы воевать и верить в победу. И каждая весточка с фронта – это и радость для семьи, что их родной человек жив. Письма из дома… Как их ждали! Они давали силы, согревали душу.
Оглавление
1. Аннотация--------------------------------------------------------------------------------------------- 2
2. Содержание: 3
2.1 Цель, задачи, объект исследования, предмет, актуальность, проблема, методы
исследования, гипотеза, предполагаемый конечный результат--------------------------- 4
2.2 Письма - живые строки войны--------------------------------------------------------------------5-7
а) фронтовая почта;
б) примеры фронтовых писем;
в) тяжёлая доля почтальона в годы войны;
2.3 Неожиданная находка солдатской фотографии и письма к ней -------------------------8-9
2.4 Книга памяти Табунского района --------------------------------------------------------------9-10
3. Заключение---------------------------------------------------------------------------------------------10
4. Источники информации------------------------------------------------------------------------------11
2.1 Цель научно-исследовательской работы:
- сохранение памяти о тех, кто боролся за чистое небо над нашей головой ценой своей жизни. Задачи:
- изучить материалы (письма, документы, фотографии), хранящиеся в музее г. Славгорода, знакомство с материалами о письмах с фронта в художественной литературе, в интернете;
- распространить опыт работы в рамках школы, города;
- воспитывать у ребят чувство Родины, патриотизма через исследование истории семей, отраженных в письмах военных лет, формирование у молодёжи чувства гордости и верности Родине, готовности к служению Отечеству, выполнению гражданского долга и обязанностей.
Объект исследования – следы общения между теми, кто ушёл на фронт, и теми, кто остался в тылу; история семей военного поколения.
Предмет исследования – письма с фронта.
Актуальность: данная работа – часть системы работы по гражданскому, нравственному и патриотическому воспитанию.
Война
коснулась каждой семьи в нашей стране, и наши семьи не исключение. Но время
быстротечно, и скоро не останется в живых тех, кто на фронтах грудью защищал
нашу страну, тех, кто в тылу ковал победу. Изучение своих корней - это
богатейший источник жизненного и исторического опыта. Наши родственники
рассказывали нам о войне, да и родители вспоминали, как тяжело жилось им в то
послевоенное время. И мы решили узнать больше о жизни близких людей в годы
Великой Отечественной войны и послевоенные годы. Лучше всего это сделать через
изучение писем с фронта и на фронт. Чтобы выяснить, так ли это, мы провели
исследование по данной теме.
Проблема:
Такова уж наша жизнь. Все мы не вечны. Но так грустно, когда из жизни уходят
люди, которые были свидетелями событий, вошедших в мировую историю. Речь идет о
ветеранах Великой Отечественной войны, о близких нам людях. Вместе с ними
уходят факты, касающиеся войны 1941-1945 годов. Мы ни в коем случае не должны
потерять свою историю. Поэтому решили изучать ее по письмам с фронта.
Методы исследования:
• поиск и изучение семейных военных фотографий и писем в музее;
• изучение литературы и электронных источников в библиотеке и интернете;
•
обработка архивных документов.
Гипотеза:
Мы считаем, что по письмам военных лет мы можем воссоздать картину прошлых лет,
мы не должны забывать о подвиге наших предков в годы Великой Отечественной
войны. Только тот народ, который знает и помнит свою историю, традиции, достоин
свободы и независимости, поэтому будем равняться на героев войны.
Предполагаемый конечный результат:
Донести найденный и обработанный нами материал до своих сверстников -
им строить и защищать этот мир.
2.2 Письма - живые строки войны. Фронтовая почта.
Треугольники-птицы,
оригами войны.
Горьких судеб страницы
и страшны, и нежны.
Далеки расстоянья
от фронтов до тылов.
Письма – связь расставаний
через магию слов.
Евгений Кабалин, «Фронтовые письма»
Читая письма военных лет, закрадывается мысль: а что было бы с нами, если не были бы стойкими солдаты в бою, не стояли до последнего, были бы мы вообще? И сильнее становится чувство уважения, благодарности тем, кто выстоял, победил.
Письма с фронта… Мы даже не можем подержать их в руках, ощутить веяние далёких боёв, страданий, ожидания неизвестного… Они лежат под стеклом в музеях, чьи-то письма собраны в сборниках, используются в художественных произведениях. Но как этого мало!
Примеры фронтовых писем.
В предисловии к книге «Письма с фронта любимым» [1] читаем: «Только человек, сидящий в окопе, знает, насколько ценна его жизнь, поскольку секунда, пуля - и его может не стать. Об этом знает он, об этом знают его близкие, и осознание ценности человеческой жизни обостряется максимально». Именно с этой книги, близкой нам, потому что здесь собраны письма наших земляков, хочется начать.
Эти письма на самом деле письма любимым. Вот письма из переписки Николая Семёновича Мызникова, агронома МТС - он был единственный, кто имел в селе высшее образование в то довоенное время. Его жена, Александра Иосифовна Мызникова, всю войну проработала трактористкой с шестнадцати лет. Вырастила двоих сыновей после гибели мужа на войне. Письма трогают своей нежностью, заботой. [1, Приложение 2]. Даже находясь за сотни километров от родного дома, Николай Семенович, как настоящий муж и отец, тревожился за родных. Эта трогательная забота отражается почти в каждом письме. (Приложение 1)
Невозможно пересказать, что пришлось вынести в военное лихолетье Александре Иосифовне Мызниковой. Самый страшный удар нанесла похоронка. Шел февраль 1943 года. Еще до черной вести несколько месяцев не было писем от Николая. Он воевал под Ленинградом и предупреждал в последнем письме, которое писал под грохот снарядов, что если не будет от него вестей, значит, «сложил у города на Неве свою голову». Но он верил в будущее. Ему было всего тридцать лет, когда он погиб. Он навсегда остался на войне.
В семейном архиве Елены Георгиевны Терещенко хранится огромное количество писем, адресованных Герасиму Дмитриевичу, её мужу. Часть писем была передана в Барнаульский краеведческий музей. Кто же он, что писем не перечесть? Герасим Дмитриевич Терещенко был учителем. В Сибири работал в разных деревнях. Его трудовой стаж в школе составил 50 лет. Когда Герасим Дмитриевич работал руководителем Солоновской школы Волчихинского района, школа получила переходящее знамя Волчихинского РОНо за хорошую постановку учебно-воспитательной работы.
Несмотря на тяжелые годы войны, школа ни на один день не прекращала занятий, систематически из года в год выпуская учащихся 10-х классов. Ученики с благодарностью вспоминали своего наставника и просто заваливали его письмами. Письма приходили отовсюду, где бы они ни находились. Вот примеры некоторых писем.
Письмо Андрея Гуляева. 06.08.42 г.
«Добрый день, многоуважаемый Герасим Дмитриевич! <...> Вот уже третий месяц, как я на фронте. <...> Местность болотная, негде ступить, чтобы не намокнуть. Малопроходимые таежные леса, которые ежедневно поливаются дождем. Сырость, слякоть, а канонада не смолкает ни днем, ни ночью, она подобна несмолкающему грому. Сейчас я живу хорошо, в землянке сырой пишу письмо.
Вы слышали о нашей «катюше»? Это чудо! Я был в боях и еще буду. Не так уж страшны гады, как о них говорят трусы. Они при виде русского бегут, бросая все. <...> Я часто вспоминаю о Вас, о школе. И только глубокий сон воспроизводит во мне яркую бывшую жизнь <...>»
Письмо Василия Демченко. 14.11.43 г.
«Здравствуйте, Герасим Дмитриевич. С боевым приветом Ваш воспитанник Василий Демченко. <...> Сейчас я нахожусь на Белорусском фронте, далеко за Днепром, освобождая населенные пункты из рук противника. Как только запылала деревня, то уже знаем, что бежит в панике немец, бросая всю свою технику. Хорошо помогает артиллерия и отлично поет «катюша», еще «кукурузники У-2» частенько носят гостинца. <...> Кричит Гитлер: «Капут»! <...> Желаю счастья. Демченко».
Письмо Шуры Шутько. 21.07.43 г.
«Дорогие мои, с партизанским к вам приветом Шура. Знаете, как трудно мне сейчас, потеряв родных. Я сейчас из регулярных частей попала в партизаны. Работаю хорошо и живу тоже неплохо. Работаю старшим фельдшером, моя работа - как можно быстрее лечить больных и возвращать в строй.
У меня сейчас такое несчастье: получила письмо на днях со своей родины, что мои родные погибли от немецкой руки. Но я за них отомщу фрицам, и они поплатятся не раз за моих родных и всех наших погибших людей. <...>
Письма полны неистребимой ненавистью к врагу, верой в победу, патриотизма. Конечно, не всё так хорошо было на фронте, как пишут бывшие ученики своему учителю.
Тяжёлая доля почтальона в годы войны.
Просматривая фотографии военных лет в Славгородском городском музее, обращаешь внимание на одну из них - почтальона (письмоносца) Сечко Ивана Селивёрстовича (август, 1943 год) На ней он улыбается - принёс почту из дома, это поддержит солдат в трудную минуту.
Полевая, особая почта… С первых дней Великой Отечественной войны она стала единственной ниточкой, которая связывала бойцов с домом.
В непогоду, по бездорожью, нередко под обстрелом, доставляли фронтовые почтальоны корреспонденцию на передовую. Письма, полученные из дома, придавали бойцам новые силы, с письмом в нагрудном кармане шли они в атаку на врага. Какой же путь проходили эти письма, написанные без точного адреса? Ведь не зря в знакомой нам песне М. Исаковского, написанной ещё в гражданскую войну поётся:
"А еще тебя прошу я —
Напиши мне письмецо".
"Но куда же напишу я?
Как я твой узнаю путь?" —
"Все равно, - сказал он тихо,
Напиши... куда-нибудь!"
Письма с фронта. Они не шли в конвертах, на них не было марок. Они складывались простым треугольником, что не требовало конвертов. Почтовые эшелоны пропускались в первую очередь, несмотря на загруженность железной дороги, их остановки считались недопустимыми. Использование почтового транспорта для каких-либо иных нужд было строго запрещено. Почтовым грузом был отдан приоритетный характер наравне с боевым обеспечением армии.
А в тылу письма разносили почтальоны, на которых ложилась огромная ответственность не только за сохранность корреспонденции, но и за сообщение новостей о смерти. Вот что вспоминает деревенский почтальон Наталья Андреевна Шнайдерман: «В 1943 году меня поставили почтальоном. За почтой надо было ходить пешком за 6 км туда и обратно. Бывало, идешь по полю зимой и вдруг увидишь волков на дороге. Постоишь, дождешься, пока они уйдут, и бегом мимо этого места. Страшно!.. Иду в свою деревню, несу кому письмо, кому газету, кому телеграмму, а кому извещение о смерти или повестку на фронт».[2]
Что было в глазах женщин, встречающих почту? Боль, ожидание, страх, и, конечно, надежда, которая помогала им выстоять.
Обратимся к письмам из фонда Славгородского городского музея. Некоторые невозможно прочитать - выцвели, разводы от слёз, пролитых над ними. А некоторые мы смогли расшифровать.
Письмо №1 за 9 ноября, 1943г
«Ваше письмо на имя Марченко Валентина прочёл я и даю ответ, так как ваш брат погиб смертью героя в боях с немецкими захватчиками 22 октября 1943г, дер. Девичье Поле Кировоградской области.
Валентин был лучшим пулемётчиком в части, он уничтожил 30 фашистов и представлен за бои за г. Кременчуг к ордену «Отечественная война».
Мы все жестоко отомстим за смерть вашего брата фашистским бандитам. Пуля фашиста попала в голову, и он мгновенно умер. Мы в этот день уничтожили целую сотню гитлеровцев, мстя за смерть Валентина.
Вечная слава героям, павшим в борьбе за нашу Родину.
Капитан Сергей Пилютин. Полевая почта 71669 А, 9 ноября 43г.»
Письмо №2. Дата неизвестна.
Здравствуйте, Григорий Яковлевич и Дарья Ивановна! Ваш сын, Удовиченко Михаил Григорьевич, служит во вверенной мне части воздушным стрелком. Вы должны гордиться тем, что воспитали в лице Михаила истинного патриота нашей родины. Михаил является одним из лучших стрелков в части… За последний период боевых Наступательных действий он совершил 22 боевых вылета на штурм и уничтожение фашистских захватчиков. За проявленную храбрость и выдержку ваш сын награждён медалью
«За отвагу». Я горжусь вашим сыном…
Далее письмо прочитать было невозможно.
Письмо №3. 18 февраля 1942г.
Здравствуйте, дорогая мама и братишка Толик! Шлю я вам свой сердечный привет! Во-первых, спасибо за ваше письмо, которое я получил. Из вашего письма узнал, что вы живы и здоровы, насчёт меня тоже не беспокойтесь, у меня всё в порядке. Новости вы, наверное, знаете, что немецкая армия отступает, что наши заняли много городов: Сталинград, Ростов, Харьков. Гитлеру приходит конец.
Передайте всем нашим родным привет…. До свидания, ваш Коля.
2.3 Неожиданная находка
Всем известна знаменитая фотография лейтенанта В. Клочкова под названием «Комбат». Именно о ней мы подумали, увидев в Славгородском городском музее похожую фотографию. Стали искать материал. И что же мы обнаружили?
[6] Фотография времён Великой Отечественной войны, сделанная советским фотографом Максом Альпертом. На фотографии изображён командир, поднимающий солдат в атаку с пистолетом ТТ в руке. «Комбат» - одно из самых ярких и выразительных фото времён Великой Отечественной войны. Длительное время, несмотря на то, что снимок был знаменит и популярен, были известны только история его создания и название, данное ему фотографом. Личность изображённого на ней человека оставалась неизвестной. ( По данным Википедии) Сам фотограф не записал фамилии героя - был бой, не до того было. Но во время атаки услышал: «Комбата убили!», и решил, что это красивое название для фотографии.
А теперь сравним с материалами из книги «Письма огненных лет» Алтайского книжного издательства [5].
Из письма Василия Георгиевича Клочкова жене и дочери, 23 августа 1941г. «Еду всё ближе к цели. Только что проводил глазами красавицу Волгу. Стоим в Сызрани. Через 15 минут едем дальше. Настроение прекрасное. Завтра встретимся со стервятниками».
25 августа 1941г.
«Здравствуйте мои любимые Ниночка и Эличка! 24 августа приехали в Рязань, сегодня вечером будем в Москве. Заметно, как по-военному летают наши «ястребки». Завтра в бой. Хочется чертовски побить паразитов. …
Много мы проехали деревень, городов, сёл, аулов и станиц, и везде от мала до велика от души приветствовали нас, махали руками, желали победы и возвращения. А беженцы просили отомстить за то, что фашисты издевались над ними. Я больше всего смотрел на детей, которые что-то лепетали и махали своими ручонками нам…
Из Украины в Среднюю Азию к вам туда через каждые три-пять минут едут эшелоны эвакуированных. С собой везут исключительно всё: станки с фабрик и заводов, железо, лом, трамваи, трактора - словом, врагу ничего не достанется...
Гитлеру будет та же участь, какая постигла Бонапарта Наполеона в 1812 году…»
Читая это письмо за 25 августа 1941г., я подумала, что именно так к нам попали эвакуированные машиностроительный завод «8 лет Октября» (завод кузнечно - прессового оборудования) из города Серпухова Московской области и Перекопский бромный завод им. Г.С. Верещагина. А всего Алтай принял более 100 эвакуированных предприятий из западных районов страны, в том числе 24 завода общесоюзного значения. Предстояло не только в короткие сроки наладить их работу, но и изменить профиль, организовать серийное производство военной продукции. Тыл работал на фронт. Тыл - это, в основном, женщины, дети, старики.
В письме за 7 ноября 1941 г. В.Г. Клочков пишет жене и дочери:
«… Представили меня к правительственной награде за боевые действия, к боевому ордену Красного Знамени. Это почти самая высшая военная награда. Мне кажется, уж не так-то много я воевал и проявлял геройства. Я только был бесстрашным и требовательным к бойцам и командирам. Наше подразделение набило фашистов в три раза больше своих потерь. Притом, когда идет бой, очень скоро проходит день, иногда сражение идет по 6 часов в день…. Мой адрес: действующая армия, полевая станция 993, в/ч 1075, 2 батальон, 4-я рота, политруку Клочкову».
А это письмо семья получила от капитана И.М. Гундиловича в ноябре 1941г.
«Василий Георгиевич был любимцем не только нашего подразделения, но и всей части. Постоянно весёлый и жизнерадостный, он умел поддержать боевой дух своих подчинённых. Храбрый и самоотверженный в боях с врагами, он первым в нашей части за боевые отличия был награждён высшей правительственной наградой - орденом Красного знамени.
Весть о смерти Василия Георгиевича с быстротой молнии облетела ряды бойцов. Месть за своего любимого политрука была ответом за эту тяжёлую утрату. Бой разгорелся с новой силой, враг был разбит наголову.
Пусть будет единственным утешением в нашей тяжёлой утрате то, что Родина никогда не забудет героических подвигов Василия Георгиевича. Его имя войдёт в историю» (Газ. Комсомольская правда», 17 ноября 1942г., №270)
Василий Георгиевич Клочков - политрук 4-й роты 2-го батальона 1075-го гвардии стрелкового полка 8-й гвардейской ордена Ленина и ордена Красного знамени стрелковой дивизии имени Панфилова родился в Саратовской области. Когда ему было 10 лет, в 1921г., семья переехала в Сибирь, в с. Николаевка Локтевского района Алтайского края, затем в с. Угловское. На фронт ушёл в самом начале войны. Осенью 1941г. возле разъезда Дубосеково под Москвой, где находилось подразделение Клочкова в составе 28 человек, разгорелся невиданный бой. Восемнадцать исковерканных вражеских танков остались здесь. Кончились патроны, не было гранат. И тогда политрук Клочков, собрав оставшихся в живых товарищей, обратился к ним со словами, облетевшими весь мир: «Велика Россия, а отступать некуда, позади Москва». Большинство бойцов пали в том бою смертью храбрых, погиб и политрук. Ему и другим участникам беспримерного подвига Указом Президиума Верховного Совета СССР от 21 июля 1942г. было присвоено звание Героя Советского Союза.
Но вернёмся к письмам с фронта. Другой источник писем -
2.4 Книга памяти Табунского района.
Составитель – Николай Владимирович Чайка, бывший на сегодняшний день директор Большеромановской средней школы имени Юрия Сиверина, бессменный руководитель группы «Поиск» и школьного музея Боевой Славы, ныне директор музея села Табуны. По итогам их поиска составлена книга в двух частях.
В Славгороде живет Светлана Перец, дочь минометчика Ивана Ивановича Перец, который погиб в декабре 1942г., похоронен в Калининской области у деревни Горки Ржевского района. Родился Иван в Кулунде, закончил Славгородское педагогическое училище, работал учителем. Женился, родилось две дочери. Жили в любви и согласии. Но война разрушила все планы – в январе 42 года Ивана призывают на фронт. Вначале была школа командиров. Учился на минометчика. Учился хорошо о чем свидетельствует документ, сохранившийся в семье Ивана Ивановича. Полковая газета «Красноармейская звезда» от 10 июля 1942 г. опубликовала фотографию, под ней подпись: «Боевая учеба в лагерях. На снимке: мастера минометного огня (слева направо) курсанты И.Перец, В.Гаев и В.Злагостев на тактических занятиях. За отличную стрельбу из миномета заместителем командующего войсками округа выносится благодарность».
Всем классом рассматривали тогда этот снимок в газете, где И.Перец в форме пехотинца готовит к стрельбе свой миномет. С фронта он часто писал жене, ученикам.
Письмо четвертое. 3 сентября 1942 г.
«Привет с фронта! Добрый день, дорогие мои: Дуся, дети – Света и Рая! Дуся, свое боевое крещение я начал 1 сентября. В этот день я начинал всегда работу в школе, а теперь начинаю с сентября воевать – учить, или, вернее, выучивать фашистов, чтобы они знали, век помнили, что значит наш русский свободолюбивый народ.
…Кончим воевать, приеду домой, и тогда начнем строить жизнь как свою, так и общественную, еще лучше, и еще красивее.
Ну, а если смерть придется встретить лицом к лицу, то, знай, я даром свою жизнь не отдам и, если погибну, то только во славу Родины, за счастье наших детей».
6 сентября 1942г.
«Здравствуйте, ребята! Поздравляю вас с успешным окончанием учебного года! За этот период вы потрудились на славу. Чувствовалось, что вы поняли ту обстановку, в которой вам пришлось учиться. Своей упорной учебой вы доказывали врагу, что никакие угрозы не могут сломить наш большевистский дух. Сейчас, уходя из школы, не забывайте ее. Организуйтесь в отдельные ученические бригады, звенья, поставьте звеньеводов и все как один – на помощь колхозу».
17 сентября 1942 г.
«Привет с фронта! Добрый день, милые Дуся, Света, Рая!
…Если хотите знать, как мы воюем, следите за газетой. Мы стоим под Ржевом. От фрицев недалеко, нас разделяет только река. Вояки из них плохие. Вчера одного взяли в плен, так он плачет…
Ничего, скоро ни одного гада не будет на нашей земле».
1 октября 1942г.
«Сейчас немец ложит снаряды рядом, а я пишу. Допишу или нет? Кончит он, начнем из минометов бить. Да так, что он будет молчать до ночи. Так и живу.
…Я даю вам слово, что гадам отомщу за то, что они нарушили мирную жизнь. Будут помнить, как с нами воевали».
30 ноября 1942 г.
«…Скоро мы уничтожим врага. Немцы бегут от Сталинграда. Не сегодня завтра мы будем петь победную песню…».[9,с130-135]
К сожалению, песнь Победы пропели за него другие, но от этого радость от великой победы не стала меньше.
Больше писем от Ивана не приходило - в 42-м году он погиб.
По итогам поиска в данные центрального архива были внесены данные, которые невольно обращают на себя внимание. Вот некоторые из них:
- Леонов Иван Фёдорович, 1909 г.р., с. Ермаковка Табунского района. Погиб 3 декабря 1942г. . Похоронен в Мамаевом кургане под Сталинградом. Славная смерть, почетная память. [9, с. 97-98]
Или вот «обидная» смерть - Дикань Михаил Дмитриевич,1926г.р, в большую семью Диканей радостное известие о Победе пришло одновременно с похоронкой. Михаил погиб в окрестностях Берлина и был похоронен в братской могиле. [9, с. 57]
Совсем немного не дотянул до Победы и Федор Афанасьевич Хихлов, погиб в 7 км от Берлина. Из воинской части похоронка не приходила, поэтому мать не получала добавку к пенсии. Старший его брат, Петр, тоже воевал, был снайпером, погиб в Витебской области. На него похоронка пришла дважды, в 42 и 44-ом.[9,с.186-187]
И таких примеров много.
3. Заключение
Сколько их погибло, будущих Ломоносовых, Лобачевских, Курчатовых, первооткрывателей, научных деятелей?! Но пока жива память о павших, живы и они в наших сердцах. Нельзя забывать тех, благодаря кому живем мы в мире, свободными, счастливыми. Эту тему исследовательской работы о наших героях-земляках можно продолжать бесконечно, как бесконечна наша благодарность всем, кто воевал.
4. Источники информации:
1. Белоглазова Г.Н. Письма с фронта любимым. Сборник писем и воспоминаний военных лет. - Барнаул: Издательство «А.Р.Т.», 2007, - с.3, с.166-172
2. Железнякова, Н. В. Письма с фронта: литературно-музыкальная композиция к 60-летию Победы в Великой Отечественной войне // Читаем, учимся, играем. — 2005 — № 6 — С. 18—25.
3. Военно-почтовая служба в годы Великой Отечественной войны -
https://topwar.ru/22959-voenno-pochtovaya-sluzhba-v-gody-velikoy-
otechestvennoy-voyny.html
4. Полевая почта (https://infosphere.top)
5. Письма огненных лет. Под ред. А.Н. Невского, сост. П.Я. Матвеев. Алтайское книжное издательство, 1975. (с.26-32)
6. https://ru.wikipedia.org/wiki/Комбат_(фотография), (ссылка на википедию)
7. Фронтовой быт солдат во время Великой Отечественной войны
(https://schoolmuseum623.jimdo.com
8. Письма с фронта. 1941-1945, Краснодарское книжное издательство, 1983
9. Чайка Н.В. Книга памяти Табунского района. 1941-1945. Том Ӏ. Барнаул, 2005, с. 57 - 187.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.