МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЁННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЕМАНЖЕЛИНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ЕТКУЛЬСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА ЧЕЛЯБИНСКОЙ ОБЛАСТИ
Акция
«Читаем детям о войне»
« Письма с фронта»
Автор:
учитель начальных классов
Милюкова Л.А.
Еманжелинка
2019
Время проведения: 40 минут.
Цель: воспитывать чувство патриотизма, уважение к прошлому своего народа, любовь к Отечеству.
Задачи:
1. Привитие патриотизма, героизма, любви к своей Родине;
2. Воспитание уважения к ветеранам Великой Отечественной войны;
3. Расширение знаний об исторических событиях ВОВ;
4. Обогащение словарного запаса.
Технология и оборудования:
1. Модель часов.
2. Фонограммы
· «Голоса птиц в природе»,
· «Минута молчания, часы»,
· «День Победы»,
· «Позывные о начале войны»
· Фрагменты писем с фронта.
План
Основные этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Организационный момент |
Фонограмма «День победы» Ежегодно мы принимаем участие в акции «Читаем детям о войне». Мы вспоминаем страшные годы войны и говорим спасибо солдатам, которые защитили нашу Родину от фашистов. Сейчас мы мысленно окажемся в том далёком 1941 году. |
|
|
Самоопределение к учебной деятельности: сообщение темы и цели. |
-Ребята, закройте, пожалуйста, глазки и представьте раннее летнее воскресное утро. Проснулись и щебечут птицы в лесу, трава блестит от росы. На лесных полянках раскрываются лепестки цветов. Природа в ожидании нового дня. (Звучит фонограмма “Голоса птиц в природе”) Еще ранее утро, 3 часа 55 минут. (На модели часов показываю время) Читаю стихотворение: Казалось, было холодно цветам, И от росы они слегка поблёкли. Зарю, что шла по травам и кустам, Обшарили немецкие бинокли. Цветок, в росинках весь, к цветку приник. И пограничник протянул к ним руки. А немцы, кончив кофе пить, В тот миг влезали в танки, закрывая люки. Такою всё дышало тишиной, Что вся земля ещё спала, казалось. Кто знал, что между миром и войной Всего каких-то пять минут осталось! – 4 часа утра. (Передвигаю стрелки на модели часов) Звучит фонограмма песни «Позывные о начале войны» Рано утром на рассвете началась Великая Отечественная война. Народ назвал её великой, потому что длилась она 4 года! |
Закрыли глаза |
Познавательные УУД: Извлекать информацию, представленную в рассказе учителя. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Регулятивные УУД: Формирование умения учиться определять цель деятельности на уроке; |
Подготовка к восприятию.
|
Ведущий: Шла война. Тихо стало в селе, потому что все мужчины ушли на фронт. Остались только женщины, старый да малый. Мать: - Какая тишина. Даже не верится, что идёт война. Эх, как же там Андрей? Что же с ним ? Почему от него давно нет никакой весточки? Дочь: - Мам, посмотри: какую мне куклу бабушка сшила. Правда, красивая? Мать: - Ну, конечно, красивая. И ты у меня самая красивая. А как ты назвала свою куклу? Дочь: - Ещё никак. Мать: - Как же так? Человек не может жить без имени, и у куклы должно быть имя.
(Сын сидит за столом и рассматривает книжку).
Сын: - Валя, иди сюда, посмотри: какие тут солдаты нарисованы.
(Девочка подходит, смотрит. Мать кладёт картошку в чугунный горшок и ставит в печь).
Дед: - Слышали: соседка письмо получила с фронта. Бабушка: - А нам опять ничего нет. Дочь: - Деда, а когда война кончится? Дед: - Скоро, внучка. Вот побьёт ваш папка фашистов и вернётся домой. Мать: - Володя, пойдём, сынок. Нам с тобой пора в поле. Сын: - Сейчас, мам, книжку досмотрим. Мать: - Помнишь, сынок, что папка тебе говорил, когда уходил на войну? Ты у нас в доме за мужчину. Пойдём, сынок, пойдём. А ты, доченька, бабушке и дедушке помогай. Мать: - Здравствуй, Анна, что же ты мимо идёшь, к нам не заходишь? Почтальонка: - Здравствуй, Татьяна. Извини. Но мне нечем тебя порадовать. Мать: - Нет письма? Почтальон: - Да не переживай ты так! Напишет тебе ещё твой Андрей. Может не до писем им сейчас. Бои там у них круглосуточно. |
Инсценирование
|
Личностные УУД: Ценить и принимать такие базовые ценности как «терпение», «желание понимать друг друга». Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем. Познавательные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме Регулятивные УУД: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. |
Актуализация знаний |
-Ребята, что вы знаете о письмах с фронта? Всегда ли они доходили до адресата? А почему – Что необычного в солдатском письме? Чем оно было написано? -Какаю роль играли письма с фронта? Письма с фронта играли важную роль в жизни людей. Письма писали, потому что людям было необходимо общаться на расстоянии. Четыре долгих года шла война! И письма вселяли надежду, что надо верить в победу, что до встречи осталось совсем немного. Во многих семьях есть солдатские письма, которые хранят долгие годы и перечитывают их много раз. Это письма от родных и близких, которых, уже нет рядом. Такое же большое значение имели письма родных на фронт. Они поднимали боевой дух солдат. |
- Часто письма не доходили до адресата. Шли бои и не всегда становилось возможным доставить письмо. -Оно написано карандашом.
-Очень важную, людям хотелось общаться. |
Познавательные УУД: Формируем умение на основе анализа деятельности на уроке делать выводы. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: Формируем умение осознавать качество и уровень усвоения материала; Личностные УУД: Формирование основ гражданской идентичности личности |
Подготовительная работа |
-Ребята, а вы получали когда-нибудь письма, как вы думаете, отличаются ли они от писем которые писали солдаты? - А давайте посмотрим, чем же отличались солдатские письма, от современных писем - Были раньше такие карандаши, называли их химические, очень похожие на простые карандаши, но если кончик грифеля химического карандаша намочить, то он начинал писать, как чернила. Приходилось солдатам писать письма на коленках, на пеньке, под свет лучины или луны. |
-Мы получали письма длинные, а с фронта обычно писали короткие письма.
-Письма писали на листочках из обычной тетрадки, чаще всего карандашом, потому что ни чернил, ни ручки в окопах не было. Не было в окопах ни стола, ни стула, ни настольной лампы. |
Личностные УУД: Ценить и принимать такие базовые ценности как «терпение», «желание понимать друг друга». Коммуникативные УУД: участвовать в диалоге с учителем. Познавательные УУД Умение осознанно и произвольно строить речевые высказывания в устной и письменной форме Регулятивные УУД: формируем умение определять успешность своего задания в диалоге с учителем. |
Чтение писем |
1. «Мама! Ты, наверное, совсем устала! Сколько тебе выпало дел, дорогая!.. Мамочка, я прошу тебя, хоть не волнуйся за меня. У меня все хорошо. Дело простое, солдатское – воюем. Стараемся поскорее добить фашистов… - Ты всё пишешь мне, чтобы я был осторожнее. Я прошу простить, мам, но это невозможно. Я командир. А с кого будут брать пример солдаты, если их командир начнет в бою думать не о том, как бы выиграть бой, а как бы спасти свою шкуру. Ты, мама, понимаешь, что я не могу этого делать, хотя, конечно, очень хотел бы пройти всю войну и остаться живым, чтобы снова вернуться в родной город, встретиться со всеми вами».
- Кому адресовано письмо? - Как лейтенант говорит о войне? - Каким вы представляете Александра Долгова? Бесстрашному командиру А. Долгову было дано ответственное задание – на одном из участков прорвать оборону фашистов. И, как всегда, своим умением и бесстрашием он увлёк бойцов. Боевая задача была выполнена. Но немцы продолжали отстреливаться. Александр Долгов геройски погиб в тот же день, 1 мая 1945 года. Его письмо матери было предсмертным. А. Долгов посмертно был удостоен звания Герой Советского Союза. 2. ПИСЬМО ГВАРДИИ МАЙОРА Д. А. ПЕТРАКОВА ДОЧЕРИ Наверняка, в ваших семьях тоже есть те, кто воевал. Какие рассказы вы слышали? К сожалению, многих из них уже нет в живых. Но они живы в наших сердцах, в нашей памяти. А что бы вам хотелось рассказать фронтовику? Может быть, что-то спросить? Сегодня у вас будет такая возможность - мы напишем письмо фронтовику. -Ребята, а вам приходилось писать письма?
|
Чтение писем
Ответы детей.
|
Познавательные УУД: Формируем умение на основе анализа деятельности на уроке делать выводы. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: Формируем умение осознавать качество и уровень усвоения материала; Личностные УУД: Формирование основ гражданской идентичности личности |
Презентация писем |
- С чего мы должны начать письмо? - Как вы обратитесь к фронтовику? - Что будет основным в вашем письме? - Итак, текст письма написан. Как надо закончить письмо? Самостоятельная работа – Мы закончили работу. Кто желает прочитать своё письмо? – Как отправляли солдаты письма с фронта? - Не было на войне почты, конвертов и обратного адреса, но почтальоны были, был номер полевой почты. В минуты затишья написанные письма складывали в «солдатский треугольник», писали адрес назначения, вместо обратного адреса писали № воинской части, складывали все письма в холщовый мешок и отправляли на попутном транспорте в тыл. Не всегда письма доходили до адресата, поэтому солдаты старались писать их очень часто, вдруг хоть одно письмецо из 10 дойдёт до родных. – Давайте и мы запечатаем наше письмо. Складываем письмо в треугольник, пишем адрес и имя адресата. - Получить такой “треугольничек” было большим счастьем. А вот писем в конвертах люди с фронта получать боялись. Кто знает, почему? – Правильно. В конвертах приходили извещения о том, что кто-то погиб или пропал без вести. – Во время войны все отказывались работать почтальонами, послушайте стихотворение о 14-летней почтальонке и вы узнаете, почему? Год 41-й… Стали тоньше нервы… Она прошла лишь два квартала… Девчушечка 14-ти лет Нести устала с похоронкою конверт. Нет горше, нет ужасней новостей; Ей кажется невыносимой ноша: Сейчас ведь зарыдают пять детей, Жена заплачет: “Лёшенька! Алёша!” Когда ж девчушка “треугольничек” вручала, Вся улица и пела, и плясала! И, получив привет с передовой, Заплачет мать: “Сыночек мой! Живой!” |
- Письмо начинается с приветствия
- Небольшой рассказ о своей жизни, делах, событиях, о своих мечтах. - До свидания, до встречи. В конце необходимо поставить дату и подпись.
Чтение писем по желанию.
Складывают письма в треугольник.
-Потому что так приходили похоронки. |
Познавательные УУД: Формируем умение на основе анализа деятельности на уроке делать выводы. Коммуникативные УУД: Формируем умение слушать и понимать других; Формируем умение оформлять свои мысли в устной форме; Регулятивные УУД: Формируем умение осознавать качество и уровень усвоения материала; Личностные УУД: Формирование основ гражданской идентичности личности |
Итог урока |
9 мая – считается великим праздником. Если вспомнить всех погибших и каждому из них посвятить минуту молчания, тогда население всей Земли будет молчать ТРИДЦАТЬ ЛЕТ! -Ребята, так давайте же не будем безучастными и посвятим минуту молчания всем тем, кто погиб за нас на войне.Звучит фонограмма “Минута молчания” |
Минута молчания |
|
Рефлексия
|
Мы благодарны за мирное небо над головой и говорим «спасибо, за наше счастливое детство». |
.(Песня «Прадедушка» |
|
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.