Предмет |
Обучение грамоте (обучение письму) |
Класс |
|
Тема урока |
Письмо строчной буквы х |
Дата проведения урока |
|
Базовый учебник |
В. А. Илюхина «Пропись № 4» к «Букварю» Т.М. Андриановой (УМК «Планета знаний») |
Планируемые результаты |
Предметные: - различать буквы и звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, характеризовать звуки, обозначаемые буквой, - познакомиться с алгоритмом написания строчной буквы х; - научиться записывать соединения и слова с новой буквой, используя эталон в прописи; - различать произношение и написание слов, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки; - восстанавливать деформированные предложения; - грамотно и каллиграфически правильно писать слова; - выполнять основные гигиенические нормы при письме; - находить родственные слова в группе предложенных слов. Метапредметные: Регулятивные УУД: - определять и формулировать цель деятельности на уроке; - удерживать цель деятельности до получения её результата; - планировать решение учебной задачи; - выполнять последовательность необходимых операций; - анализировать написание буквы в соответствии с эталоном; - конструировать буквы из элементов, анализировать графические ошибки; - находить правильно написанную букву; - анализировать собственную работу, находить ошибки, устанавливать их причины. - развивать способность к самоконтролю Познавательные УУД: - ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного; - ориентироваться в прописи; - добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке; - перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы. Коммуникативные УУД: - донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи; - слушать и понимать речь других; - высказывать предположения; - совместно договариваться о правилах работы в парах и группах. Личностные УУД: - проявлять интерес к новому; - интерес к способу решения и общему способу действия; - развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность; - применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам. |
Тип урока |
Открытие новых знаний |
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная работа, работа в парах, в группах. |
Ресурсы |
- тетрадь на печатной основе, - демонстрационный и раздаточный материал, - документ Star Board, - презентация . |
Техническое оборудование |
Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска |
Ход урока:
Этап. Цели |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
1.Мотивация учебной деятельности. Создание атмосферы эмоционального и психологического комфорта. |
-Прозвенел сейчас звонок, Начинаем наш урок. Встали все у парт красиво, Гостей приветствуем учтиво. Чтоб урок был интересней Улыбнёмся все мы вместе! - Ребята, нашему гостю хомячку так было интересно на уроке обучения грамоте, что он попросился и на урок письма. Рады вы нашему гостю? |
Дети приветствуют учителя, одноклассников, гостей.
Слушают учителя, рассматривают плакат на доске. |
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учению и принятие образа «хорошего ученика» как активного участника процесса обучения;
познавательная мотивация, интерес к изучаемому предмету.
|
2.Актуализация знаний и фиксация затруднения в деятельности. |
-Давайте вспомним, с какой буквой мы познакомились на уроке обучения грамоте? Что мы о ней знаем? - Смотрите, а Хомка пришёл не с пустыми руками. Давайте посмотрим, что он нам принёс. (Открывает конверт.) Это загадка. Пшеничный он или ржаной, Но на столе всегда родной. -Что это? -Я предлагаю вам поработать в парах со звуковыми пеналами и составить схему слова «хлеб». -Давайте проверим, как вы справились с заданием. Кто хочет представить результат своей работы на интерактивной доске? (Особое внимание обратить на первый и последний звуки. ) -Какой буквой звук [п] обозначим в слове? Как называется эта орфограмма? -Нужно ли нам ставить ударение в слове и делить его на слоги? Почему? -Давайте продолжим исследование слова «хлеб» . Заполните таблицу (Приложение 1) на карточках. Работаем в парах. - Проверим, как вы справились с этим заданием. Внимание на доску.( Презентация. Слайд 1) -Поднимите руку, кто справился с работой без ошибок? Молодцы. -Кто нашёл и исправил ошибку? Вам понятна ваша ошибка? - А если я попрошу вас сейчас записать это слово в прописях , вы сможете это сделать? Почему? - Вам хочется научиться? |
Дети слушают, отвечают по плану. (Буква называется -«ха» , стоит в алфавите между буквами «эф» и «цэ», обозначает согласные непарные глухие звуки: твёрдый - [х] мягкий – [х`].)
Слушают, отгадывают загадку, отвечают.
Работают в парах, выкладывают на партах звуковую схему слова «хлеб» из цветных карточек. Один ребёнок составляет схему на интерактивной доске (документ Star Board) с подробной характеристикой звуков. Дети сверяют свою работу со схемой на доске, показывают сигнал. Если нужно, вносят коррективы в свою работу, дополняют высказывания отвечающего. Отвечают на вопросы.
Работают в парах, заполняют таблицу. Показывают сигнал после окончания работы. Озвучивают ответы, записанные в своих таблицах(фронтально). Проверяют свою работу, если необходимо, вносят исправления.
Отвечают, что ещё не умеют писать письменную строчную букву «х». |
Личностные УУД: познавательная мотивация, интереса к изучаемому предмету, УНТ ; смыслообразование(определение границ собственного знания и «незнания») Предметные УУД: умение различать буквы и звуки, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки, характеризовать звуки, обозначаемые буквой, различать произношение и написание слова. Познавательные: произвольное и осознанное построение речевого высказывания в устной речи; структурирование знаний, понимание информации , представленной в виде схем, построение звуковой модели слова, , умение дополнять готовые информационные оъекты(таблицы). Регулятивные: волевая саморегуляция, осуществление контроля, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном, находить и исправлять ошибки, умение вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу . Коммуникативные УУД: умение отвечать на вопросы, выслушивать друг друга, договариваться , работая в паре, выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью, быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе, приходить к общему решению, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и учителем. |
3. Постановка учебной задачи |
Учитель вывешивает на доску табличку с образцом написания письменных букв Х,х. -Вы догадались, какова тема нашего урока? -Каковы цели нашего урока?(учитель обобщает) - Открой те пропись на стр.22. Давайте подумаем, по какому плану мы будем работать?
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя, формулируют тему «Письмо строчной буквы «х». Формулируют цели: научиться писать строчную букву «х», соединения с ней, учиться писать слова с этой буквой, учиться писать правильно и красиво. Составляют план: 1. Анализ элементов буквы х. 2. Письмо буквы х. 3. Письмо буквы х в соединениях с другими буквами. 4. Письмо слов с буквой «х». |
Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме Регулятивные УУД: умение понимать цель выполняемых действий , ставить и формулировать цель на уроке в сотрудничестве с учителем , понимание важности планирования действий , умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей. |
4. Построение проекта выхода из затруднения («открытие» детьми нового знания). |
- Рассмотрите строчную букву «х». Из каких элементов она состоит? В каких буквах мы уже встречались с этими элементами? А как можно букву «ж» превратить в букву «х»? -Возьмите из конверта цветные карточки с буквами «ж» (Приложение 2.)и постарайтесь сложить лист бумаги так, чтобы у вас получилась буква «х». Покажите результат своей работы. -А теперь внимание на доску. Понаблюдайте за написанием строчной буквы «х».(Презентация . Слайд 2. Учитель или ученик проговаривает этапы написания буквы, элементы) - На что следует обратить внимание при письме буквы? («Гнёздышко», «шалашик», наклон элементов.*См. методику В.А. Илюхиной. Соответствующие обозначения появляются на слайде.) -Покажите сигнал, кто уже готов написать букву «х»? -Я тетрадочку…
- Обведите букву три раза в левом верхнем квадрате по стрелочкам, проговаривая алгоритм её написания. - Поставьте ручки в воздух, покажите движения руки при письме буквы. - А теперь работаем в крупной строке. Обведите последнюю букву, обведите начало следующей буквы и допишите недостающие элементы. Так же работаем с остальными буквами. Теперь найдите первую рабочую строку, обведите буквы по пунктиру и продолжите писать букву «х» до конца строки. - Положите ручки, давайте отдохнём. (Учитель показывает движения.) Наши руки сжались тесно, Что такое? Интересно! В руки мы бинокль возьмём, А потом их развернём. Раз, два, три, четыре, пять! Будем с лёгкостью писать! -Внимательно рассмотрите написанные вами буквы, найдите самую красивую и правильную, обведите её простым карандашом. Старайтесь, чтобы все написанные вами буквы были такими. - А теперь рассмотрите и проанализируйте соединения. (Учитель показывает карточки с соединениями, на которых отмечены красным цветом условные обозначения элементов.) - Какое используем соединение? На что нужно обратить внимание? (Учитель показывает на доске написание соединений с проговариванием.) -Напишите это соединение в прописи один раз. -Если вам было трудно писать какое – то соединение, подчеркните его, чтобы в следующий раз обратить на него особое внимание. - Ребята, скажите, а для чего мы учились писать соединения с буквой «х»? Верно. Как вы считаете, сможем мы теперь написать наше слово «хлеб» и другие слова ? |
Рассматривают букву, анализируют её элементы, отвечают на вопросы учителя.(Буквы: «э», «с», «ж».)
Учащиеся достают карточку с буквой «ж», складывают лист так, чтобы получилась буква «х».
Поднимают и показывают листочки. Наблюдают за пошаговым появлением на экране строчной буквы «х».
Отвечают. Смотрят на экран.
Показывают сигнал. Продолжают хором слова учителя. - Я тетрадочку открою И как надо положу. Я от вас, друзья, не скрою, Ручку я вот так держу. Сяду прямо, не согнусь, За работу я возьмусь. Проверяют посадку, положение тетради, ручки. Работают в прописях, обводят образец буквы. Пишут «в воздухе».
Обводят и дописывают элементы букв.
Обводят буквы по пунктиру, продолжают писать самостоятельно до конца строки.
Выполняют движения физкультминутки для рук с учителем, произнося слова.
Анализируют написанные в строке буквы, сравнивают с образцом, находят правильную, обводят её простым карандашом.
Рассматривают, образцы, анализируют, отвечают на вопросы учителя.
Наблюдают за написанием соединений. Пишут в прописях по образцу. ( Каждое после анализа и показа) Анализируют свою работу.
Отвечают на вопрос учителя.(…, чтобы использовать их при письме слов.) -Да. Показывают сигнал. |
Коммуникативные УУД: умение строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, слушать учителя и товарищей.
Познавательные УУД: использование логических приёмов мышления, ориентация в системе условных обозначений. Предметные УУД: выполнение основных гигиенических норм при письме, овладение алгоритмом написания буквы ,умение каллиграфически правильно писать буквы и соединения с ними, умение различать типы соединений, называть элементы букв.
Личностные УУД: умение удерживать учебную задачу понимание здоровьесберегающих аспектов.
Регулятивные УУД: осуществление самоконтроля, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном, умение анализировать свою работу, находить ошибки, устанавливать их причины; понимание цели выполняемых действий.
|
5.Первичное закрепление. |
- Прочитайте слова на следующей строке. Какая общая часть у этих слов? Как она называется? Как называются такие слова? Как их можно ещё их можно назвать? Выделите корень в словах. - Как вы объясните значение последнего слова « хлебороб»? ( Учитель выслушивает, а потом обобщает ответы детей. На доске показывает слово.) Хлебороб – человек, выращивающий хлеб, работающий, чтобы его вырастить. В старину говорили «робить», т.е. работать. Поэтому в слове «хлебороб» два корня, первый – «хлеб», а второй «роб».(Учитель выделяет корни в слове на доске.) Выделите второй корень в слове в своих прописях. Такие слова называют сложными, их мы будем изучать в третьем классе. - А вот рассказ о труде хлеборобов и том, как хлеб приходит к нам на стол, нам приготовил…….(Ф.И. ученика). ( Учитель заранее готовит выступление одного из учеников. Краткий рассказ по презентации. Презентация создаётся под руководством учителя или родителей.) Презентация. - Ребята, Понравился вам рассказ ……? Давайте скажем ему : « Спасибо!». - И подумаем, как же мы должны относиться к хлебу? Почему? - Можем ли мы теперь записать слова? - Почему? -Давайте обозначим орфограммы, возьмите зелёные ручки. Какие орфограммы в наших словах? - Каким словом из нашей строки можем проверить парный согласный в слове «хлеб»? - Запишите слова на новой строке, выделив орфограммы. - Положите ручки. (Учитель показывает движения.) Дует в поле ветерок И колышет колосок. - Проверьте работу своего соседа. Если слова написаны правильно, аккуратно, выделены все орфограммы, поставьте на полях «+». Поднимите руку, кто похвалил своего соседа за работу? - Кто помог соседу найти и исправить ошибку? Молодцы. Теперь давайте отдохнём. ….(Ф.И. учащегося) проведёт физкультминутку. |
Читают слова: хлеб, хлебный, хлебороб, написанные в тетрадях прописью. Анализируют. Отвечают на вопросы учителя. Выделяют корень. Отвечают на вопросы учителя.
Слушают учителя.
Подготовленный ученик выходит к доске.
Слушают рассказ товарища, смотрят презентацию. Благодарят одноклассника. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод о необходимости бережного отношения к хлебу, предлагают способы использования остатков хлеба.
-Нет. Нужно найти в словах орфограммы. Называют орфограммы( если возможно, проверочные слова), отмечают орфограммы в словах на строке(«зажигают огонёчки» зелёной ручкой под буквами). Записывают слова, выделяя орфограммы зелёной ручкой. Самопроверка. Выполняют движения физкультминутки для рук.
Взаимопроверка. Проверяют и оценивают работу соседа. Понимают руки, желающие похвалить соседа за работу. Поднимают руки те, кто нашёл в тетради соседа ошибки. Один ученик выходит к доске и показывает движения. Остальные встают ,говорят слова и выполняют движения. -Хомка, Хомка, хомячок, Полосатенький бочок. Хомка раненько встаёт, Щёчки моет, шейку трёт, Подметает чисто хатку И выходит на зарядку. Раз, два, три, четыре, пять! Хомка сильным хочет стать. Дети садятся на места. |
Предметные УУД: умение находить родственные слова в группе предложенных слов, различать произношение и написание слов, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, применять на письме изученные правила, грамотно и каллиграфически правильно писать слова, выполнение основных гигиенических норм при письме,
Коммуникативные УУД: умение строить понятные высказывания; отвечать на вопросы, умение слушать учителя и товарищей, понимать тему высказывания по его содержанию.
Личностные УУД: понимание здоровьесберегающих аспектов, нравственных норм, закреплённых в обществе, понимание необходимости бережного отношения к хлебу, уважения к труду людей.
Познавательные УУД: наблюдение за языковым материалом, умение делать умозаключения, выводы, находить нужную информацию, основываясь на личный опыт, использовать условные обозначения.
Регулятивные УУД: умение выполнять последовательность необходимых операций при написании слова, осуществлять само – и взимоконтроль, используя способ сличения своей работы с заданным эталоном, оценивать правильность выполнения задания по заданным параметрам.
|
6. Включение в систему знаний и умений. Работа в группах.
|
- А теперь я вам предлагаю поработать в группах. Объединитесь по 4 человека. Давайте вспомним правила работы в группах. Найдите оставшиеся в конвертах задания. ( Приложение 3.)Вам нужно из слов собрать предложения. Приступайте к работе.(Оставшиеся учащиеся или одна группа работают у доски). - Какое предложение у вас получилось? (Плох обед, если хлеба нет.) - У кого другой вариант? - Как мы можем назвать это предложение? - Объясните смысл этой пословицы. - Найдите орфограммы.( Обозначаются зелёными магнитами на доске.) |
Объединяются по 4 человека ля работы в группах. (Ребята, сидящие за 1-ыми и 3-ими партами, разворачиваются назад.) - В группах нам работать нужно Быстро, правильно и дружно! Составляют из карточек со словами предложение. Показывают сигнал о выполнении работы. Читают предложение. Делают вывод, что это пословица. Объясняют её смысл. Называют орфограммы, обозначая на доске магнитами. |
Предметные УУД: умение восстанавливать деформированные предложения, различать произношение и написание слов, осознавать место возможного возникновения орфографической ошибки, Личностные УУД: понимание ценностного отношения к хлебу, закреплённого в языке народа, для жизни и здоровья человека. Коммуникативные УУД: построение речевых высказываний, умение участвовать в коллективном поиске, в совместном решении задач при работе в группах; распределять роли, договариваться и принимать общее решение; проверять друг друга; понимать затруднения другого, оказывать поддержку и помощь. Познавательные УУД: использование логических приёмов мышления на языковом материале, умение осуществлять синтез как составление целого из частей (составление предложения), находить орфограммы в корне слова, использовать условные обозначения. |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой .
|
- Запишите самостоятельно пословицу в тетрадь на строке с галочкой прописными буквами. Проверьте свою посадку и приступайте к работе. - Проверьте свою работу. Если предложение написано правильно и аккуратно, поставьте на полях «+».
|
Самостоятельно записывают печатный текст прописью. Проводят самопроверку и самооценку. |
Предметные УУД: умение записывать предложения, применять на письме изученные правила, грамотно и каллиграфически правильно писать слова, выполнение основных гигиенических норм при письме, Регулятивные УУД: умение выполнять последовательность необходимых операций при написании слова и предложения, осуществлять самоконтроль, оценивать правильность выполнения задания по заданным параметрам. |
8. Рефлексия. |
- Наш урок походит к концу. Давайте подумаем, удалось ли нам достичь поставленных целей? (Учитель требует аргументированных ответов учащихся.) - Я прошу вас продолжить одно из предложений.( На доске цветные карточки. Приложение 4.) Я тоже хочу продолжить оно из предложений. Мне понравилось, как вы работали на уроке. Молодцы! - А теперь проанализируйте и оцените свою работу на уроке в целом. Если вы считаете, что вы справились со всеми заданиями, достигли наших целей, возьмите спелое жёлтое зёрнышко. Если не всё на уроке вам удалось, были трудности и ещё нужно над чем-то поработать, возьмите зеленое зёрнышко, оно ещё не созрело. Подарите свои зёрнышки Хомке, чтобы он ушёл от нас с подарком. Посмотрите, мы хорошо сегодня потрудились! Молодцы! Спасибо за работу! Урок окончен. Отдыхайте. |
Отвечают на вопросы учителя.
Формулируют предложения, выполняя рефлексию своей деятельности.
Выбирают «зёрнышко», оценивая свою работу, прикрепляют на доске к изображению хомяка.
Наблюдают результативность общей работы класса. |
Личностные УУД: внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к учёбе как интеллектуальному труду, принятие ценности познавательной деятельности, способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности, адекватное восприятие оценки собственной деятельности. Коммуникативные УУД: умение правильно строить высказывание, слушать товарища. Регулятивные УУД: анализ и оценивание успешности собственной деятельности, затруднений, путей их возможного преодоления. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.