Конспект урока по русскому языку (письмо) для обучающихся 1 класса разработан по программе "Начальная школа 21 века», автор учебника Иванов С.В. (научный руководитель В.Ф. Виноградова). Содержит цели, задачи, характеристику деятельности учащихся, планируемые результаты, методы и формы работы, универсальный учебные действия.
Дата:30.12.15
Урок:61
Тема:
Цель урока: организовать деятельность обучающихся по изучению темы «Письмо заглавной и строчной букв
Ж (ж)»
Задачи:
Обучающие:
Письмо заглавной и строчной букв Ж (ж)
1) способствовать формированию в памяти образа буквы Ж, ж, научить писать заглавную и
строчную букву, соотносить печатные и письменные буквы Ж, ж; закреплять навык письма;
Развивающие:
2) создать условия для развития фонематического слуха, речи, памяти; рефлексивноаналитических
способностей, умения осознавать правильность/ошибочность своих действий; развивать умение грамотно,
логично, полно давать ответы на вопросы, уметь доказывать своё мнение; расширение кругозора и словарного
запаса;
Воспитательные:
3) создание благоприятного психологического климата для возможности раскрытия потенциала
каждого ребёнка; формирование качества взаимовыручки, аккуратности при выполнении заданий,
ответственности, любознательности; воспитание усидчивости, уверенности в своих возможностях, интереса к
предмету, создать условия для развития умения самостоятельно и мотивированно организовывать свою
деятельность, использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной
жизни.
Планируемые результаты обучения.
Предметные: знают правила выполнения звукового анализа слов; умеют проводить поэлементный
анализ заглавной и строчной буквы Ж, ж, написание букв; различают парные и непарные согласные по
звонкости – глухости, мягкости – твердости; получат возможность научиться писать заглавную и
строчную букву Ж, ж.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных
действий – УУД):
П о з н а в а т е л ь н ы е : общеучебные – объяснение выбора буквы для обозначения согласного звука;
усвоение смыслоразличительных функций твердых и мягких согласных звуков, звонких и глухих;
применение правила написания гласных после шипящих в буквосочетании жи; логические – сопоставление
согласных звуков и отражение их характеристики в модели слова; осуществление классификации слов с
изученными звуками.
Р е г у л я т и в н ы е : умеют учитывать выделенные учителем ориентиры действия, планировать свою
деятельность; сопоставлять выполненную работу с образцом; вносить необходимые коррективы.
К о м м у н и к а т и в н ы е : умеют включаться в совместную работу по сопоставлению языковых объектов;
владеть монологической и диалогической формой речи; излагать мысли точно, ясно и просто; соблюдать
орфоэпические нормы произнесения слов.
Л и ч н о с т н ы е : сохраняют мотивацию к учебе; ориентируются на понимание причин успеха в
практической деятельности; проявляют интерес к новому учебному материалу; имеют адекватную
позитивную самооценку; считаются с мнением другого человека; выполняют основные правила гигиены
чтения и письма.
Тип урока: урок открытия нового знания.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Методы: словесный, наглядный, практический.
Оборудование: схемы на доске, фишки разного цвета.
1Х о д у р о к а
I. Вступительное слово учителя.
– Поднимайте руку каждый раз, когда услышите звук [ж] в словах: кошка, ножницы, цапля, лыжи,
чемодан, щетка, замок, вешалка, ежик, лиса, мыши, жук, волк, карандаш, крыша, ужи, щит.
– Дайте характеристику звуку [ж]. (Звонкий твердый согласный звук.)
– Назовите животных, в названии которых есть звук [ж]. (Ежик, жираф, уж, стриж.)
– Сегодня на уроке будем учиться писать и соединять с другими буквами прописную и строчную букву
Ж, ж, которая обозначает твердый согласный звук [ж].
II. Изучение нового материала.
1. Работа с образцом заглавной буквы Ж.
– Рассмотрите образец заглавной буквы Ж. Опишите направление движения руки при написании буквы
Ж. (Буква Ж состоит из трех элементов: двух полуовалов и наклонной палочки. Заглавную букву Ж
начинаем писать чуть ниже середины широкой вспомогательной строки. Ведем вверх вправо, доводим
до середины вспомогательной строки, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем
присоединительный элемент от середины полуовала вправо вверх до середины вспомогательной строки,
затем пишем длинную наклонную палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от
нижней точки наклонной линии вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый
полуовал – начинаем писать чуть ниже середины вспомогательной строки, ведем руку вверх влево,
доходим до нижней линии рабочей строки, ведем вниз, закругляем вправо, пишем полуовал.)
– Запишите эту букву в воздухе; в прописи.
2. Разучивание скороговорки.
– Прочитайте и запишите имена детей. Найдите особенности каждого имени. (Женя – мужское и
женское имя. Жанна: в имени две буквы н, нет краткого вариант имени.)
– Прочитайте скороговорку. (Записана на доске.) Научитесь произносить ее быстро.
Женя с Жанной подружилась.
Дружба с Жанной не сложилась.
Чтобы жить с друзьями дружно,
Обижать друзей не нужно.
– Запишите первые две строчки скороговорки на свободных строках в прописи.
ЖИРАФ
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста.
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок.
(Учащиеся выполняют упражнения за учителем.)
С. Маршак
3. Работа с образцом строчной буквы ж.
– Рассмотрите образец строчной буквы ж. Сравните заглавную и строчную письменные буквы.
Одинаково или поразному они пишутся? (Строчная буква ж отличается от заглавной буквы Ж только
размером.) Опишите направление движения руки при написании буквы ж.
(Строчную букву ж начинаем писать ниже верхней линии рабочей строки. Ведем вверх вправо,
доводим до верхней линии, закругляем вниз влево, пишем полуовал. Затем пишем присоединительный
элемент от середины полуовала вправо вверх до верхней линии рабочей строки. Затем пишем наклонную
палочку и начинаем писать второй присоединительный элемент от нижней точки наклонной линии
2вверх вправо до верхней линии рабочей строки. Третий элемент – правый полуовал – начинаем писать
чуть ниже верхней линии рабочей строки, ведем руку вверх влево, доходим до верхней линии, ведем вниз,
закругляем вправо, пишем полуовал.)
– Самостоятельно обведите и допишите буквы на 1–3й строчках. (Учитель оказывает
индивидуальную помощь учащимся.)
4. Упражнение в письме соединений.
– Прочитайте слоги на строчках. Чем они различаются? Самостоятельно напишите слоги и слова.
5. Письмо слов и предложений по образцу.
1) Прочитайте пару слов: лужа – лужи.
– Какое правило надо вспомнить при письме этих слов? Запишите слова. Подчеркните сочетания жи.
2) Прочитайте и запишите предложения по образцу.
• Жук жужжит над абажуром.
• Жужжит жужелица,
Жужжит, кружится.
6. Работа на резервной странице прописи.
1. Соберите слово и запишите его.
2. Запишите слова письменными буквами.
3. Запишите предложения письменными буквами. Подчеркните сочетание жи.
3