-плакат с
высказыванием С.Я. Маршака
« Расти, дружок, и крепни понемножку,
И помни, что живое существо
Перерасти должно хотя бы кошку,
Чтобы она не слопала его »
-выставка книг писателя;
-выставка рисунков учащихся.
Оборудование:
-мультимедийная система.
Учитель: Ребята! Сегодня я предлагаю вам окунуться в мир живой,
веселой и увлекательной поэзии^ Самуила Яковлевича Маршака, поэта,
создавшего множество стихотворений, сказок и присказок, загадок, рассказов и
повестей в стихах, песенок и пьес, прибауток и шуток.
Библиотекарь: Мы уже знакомились с некоторыми литературными героями
этого замечательного поэта. Попробуем их вспомнить:
Жил очень странный человек,
Он делал все не так.
Все приключения его
Нам описал Маршак.
На улице Бассейной
Жил человек ... (рассеянный)
Сделать он хотел буфет,
А потом – табурет,
Раму для портрета...
В мыслях просто это.
Только вышло все не так –
Наказал его Маршак:
Шишки, шрамы, стыд и срам
Получил наш ,,мастер”,
Мастер - ... (ломастер)
Об этом мальчишке Маршак рассказал,
Что книг не берег он, их пачкал и рвал.
И книжки решили сбежать от него,
Решили оставить его одного.
И понял мальчишка: «Без книжек – беда!
Я буду беречь свои книги всегда!»
Кто скажет, как звали мальчишку?
Это Скворцов ... (Гришка)
Маршак написал для нас «Тихую сказку».
Ее мы читали и знаем теперь,
Что, если имеешь много иголок,
Не страшен тебе любой зверь.
Кто были героями сказки, скажи!
Это колючие наши ... (ежи).
Учитель: Молодцы, ребята! Вы, наверное, не догадываетесь, что ваши
дедушки и бабушки, и даже прадедушки и прабабушки не представляют своего
детства без «Рассеянного с улицы Бассейной» и без «Мастера-ломастера».
Спросите их сегодня, когда они узнали эти стихи, и они скажут, что знают их
столько, сколько помнят себя. Ведь первые стихи Маршака были напечатаны 90
лет тому назад. Уже давно сдали в музей те пожарные машины, о которых писал
Маршак, уже не знают дети, что такое ,,грифель''и ,,чернильница'', а стихи
читают до сих пор! И, пожалуй, каждый помнит наизусть хоть одно стихотворение
Маршака.
Библиотекарь: Почему же стихи Маршака любят читать дети? Да потому,
что они веселые. Недаром поэт так часто употребляет это хороше слово -
,,веселый”! Его азбука называется « Веселое путешествие от А до Я», у него
есть стихи «Веселый час», «Веселый день», «Веселое купание», «Веселые чижи».
А сейчас
____________________________________________________________________
расскажут нам стихотворение «Веселый счет»
- Вот один иль единица
Очень тонкая, как спица.
- А вот это цифра два.
Полюбуйся, какова!
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
- А за двойкой – посмотри –
Выступает цифра три.
Тройка – третий из значков –
Состоит из двух крючков.
- За тремя идут четыре,
Острый локоть оттопыря.
- А потом пошла плясать
По бумаге цифра пять.
Руку вправо протянула,
Ножку круто изогнула.
- Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
- Вот семерка – кочерга,
У нее одна нога.
- У восьмерки два кольца
Без начала и конца.
- Цифра девять иль девятка
Цифровая акробатка:
Если на голову встанет
Цифрой шесть девятка станет.
- Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
Если ж слева рядом с ним
Единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
Учитель: Но даже если нет в названии этого прекрасного слова, то стихи
у Маршака все равно получаются веселыми. Сейчас вы убедитесь в этом сами,
прослушав стихотворение, которое подготовили для нас
____________________________________________________________________
Друзья – товарищи
День стоял веселый
Раннею весной.
Шли мы после школы –
Я да ты со мной
Куртки нараспашку,
Шапки набекрень –
Шли куда попало
В этот теплый день.
Шли куда попало –
Просто наугад,
Прямо и направо,
А потом назад.
А потом обратно,
А потом кругом,
А потом вприпрыжку,
А потом бегом.
Весело бродили
Я да ты со мной,
Весело вернулись
К вечеру домой,
Весело расстались –
Что нам унывать?
Весело друг с другом
Встретимся опять!
Библиотекарь: В стихах Маршака происходят необыкновенные приключения:
то вдруг чернильница заговорит человеческим голосом, то лампа. А однажды ...
Однажды Самуил Яковлевич подслушал такой разговор ...
(инсценировка стихотворения «Знаки препинания»
- У последней точки
На последней строчке
Собралась компания
Знаков препинания.
Прибежал чудак –
Восклицательный знак.
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
*Ура! Долой! Караул! Разбой!
- Притащился кривоносый
Вопросительный знак
Задает он всем вопросы:
- Явились запятые,
Девицы завитые,
Живут они в диктовке
На каждой остановке.
Прискакало двоеточие,
Прикатило многоточие
И прочие, и прочие, и прочие.
Заявили запятые:
Не обходится без нас
Ни диктовка, ни рассказ.
Запятая – знак пустой!
- Отозвалась с той же строчки
Тетя точка с запятой.
Двоеточие мигая закричало:
Нет постой, я важней, чем запятая
Или точка с запятой,
Потому что я в два раза
Больше точки одноглазой,
В оба глаза я гляжу,
За порядком я слежу!
- Сказало многоточие
Еле глазками ворочая
Я важней, чем прочие,
Там, где нечего сказать,
Ставят многоточие...
- Вопросительный знак удивился:
- Восклицательный знак возмутился:
- Сказала точка
Точка – одиночка
Значит я важнее вас!
Учитель: Самуил Яковлевич Маршак всегда готов рассказать нам «Откуда
стол пришел», «Как печатали вашу книгу», «Где обедал воробей», «Отчего кошку
назвали кошкой», и даже «Как свинья стала свиньей». И рассказывает он об этом
интересно, весело. Но когда Маршак пишет о лентяях, трусишках и зазнайках –
он начинает сердиться и обязательно наказывает их. Вот послушайте…
( Из презентации стихотворение «Чего боялся Петя» в исполнении Вениамина
Смехова )
Библиотекарь: Самуил Яковлевич Маршак отличался большим трудолюбием.Он
писал много и разнообразно. Кроме стихов он сочинял удивительные загадки.
Попробуем их отгадать.
( Презентация.Загадки «Что такое перед нами?»)
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Но белые метели
В меха его одели. (дерево)
Принялась она за дело
Завизжала и запела.
Ела, ела
Дуб, дуб,
Поломала
Зуб, зуб. (пила)
По Полотняной стране
По реке Простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед,
А за ним такая гладь –
Ни морщинки не видать. ( утюг)
Шумит он в поле и в саду,
А в дом не попадет.
И никуда я не иду,
Покуда он идет. ( дождь)
Что такое перед нами:
Две оглобли за ушами,
На глазах по колесу,
И сиделка на носу. (очки)
Библиотекарь: Молодцы, ребята! Хорошо отгадали загадки. А сейчас вы
услышите стихи Маршака «Детки в клетке». Отгадайте о каком животном из
зоосада в них говорится
Рвать цветы легко и просто
Детям маленького роста,
Но тому, кто так высок,
Нелегко сорвать цветок. (жираф)
Полосатые лошадки,
Африканские лошадки,
Хорошо играть вам в прятки
На лугу среди травы!
Разлинованы лошадки,
Будто школьные тетрадки,
Разлинованы лошадки
От копыт до головы. (зебра)
(Презентация «Жизнь и творчество С.Я. Маршака.)
Библиотекарь: - Самуил Яковлевич Маршак прожил 77 лет.
Родился он 22 ноября 1887 года в Воронежской губернии в
семье заводского техника, таланливого изобретателя.
В поисках интересной работы отец переезжал вместе с
семьей из одного города в другой. Жили в Петербурге и
Москве, в Ялте и Краснодаре, в городах Белоруссии и
Украины. Какое-то время жили в Донбассе в городе
Бахмуте (нене Артемовск).
Первый раз произведения Самуила Яковлевича Маршака напечатали в 1907 году.
Это были лирические стихи и переводы.
Самуил Яковлевич по праву считается мастером художественного перевода,
замечательным драматургом и одним из создателей детской литературы.
А началось все когда Маршаку было всего 4 года, уже тогда он пытался
сочинять стихотворные строки.
В 12 лет Самуил Яковлевич писал целые поэмы.
Самуил Яковлевич Маршак всю жизнь был добрым другом детей.
Первая детская книга Самуила Яковлевича Маршака называлась – «Детки в
клетке» и была выпущена в 1923 году.
Его произведения для детей – это краткие рассказы в стихах.
Первые детские стихи поэт написал о самых маленьких и для самых
маленьких.
Учитель: Самуил Яковлевич Маршак был прекрасным переводчиком.Он
переводил не только с английского, но и с латышского, украинского, чешского.
Вот послушайте чешские детские стишки, которые подготовили для нас
____________________________________________________________________
Неуклюжий жучок
Я,жучок,
Рубил сучок.
Рубанул один разок.
Побежал скорей к врачу.
-Полечи меня! – кричу.
Вышел доктор-старичок:
-Что наделал ты, жучок?
-Я, жучок,
Рубил сучок.
Рубанул один разок,
Да сучок-то был хитер –
Не попал под мой топор.
Под топор попал я сам.
Тяп – и лапка пополам!
Заяц – бездельник
Скачет заяц бороздой,
У карман пустой.
Катя к зайцу подошла,
Калача ему дала,
Подарила медный грошик,
Чтоб купил еды для крошек,
А купил он табаку,
Курит, лежа на боку.
Этакий бездельник!
Библиотекарь: Ребята! Стихи Самуила Яковлевича Маршака учат вас быть
добрими и смелыми, аккуратными и трудолюбивыми, а еще они учат вас быть
вежливыми. Послушайте, пожалуйста, стихотворение «Ежели вы вежливы», которое
расскажут нам ________________________________________________
____________________________________________________________________
Ежели вы вежливы
Ежели вы вежливы
И к совести не глухи,
Вы место без протеста
Уступите старухе.
Ежели вы вежливы
В душе, а не для виду
В троллейбус вы поможете
Взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы,
То, сидя на уроке,
Не будете с товарищем
Трещать, как две сороки.
Ежели вы вежливы,
Поможете вы маме,
И помощь ей предложите
Без просьбы –
То есть сами.
И ежели вы вежливы,
То в разговоре с тетей,
И с дедушкой,
И с бабушкой
Вы их не перебьете.
Ежели вы вежливы,
То вы в библиотеке
Некрасова и Гоголя
Возьмете не навеки.
И ежели вы вежливы,
Вы книжечку вернете
В опрятном, не измазанном
И целом переплете.
Ежели вы вежливы, –
Тому, кто послабее,
Вы будете за щитником,
Пред сильным не робея.
Библиотекарь: Уже давно нет среди нас Самуила Яковлевича Маршака, он
умер почти полвека назад, но его слово, его добрый совет, его книжки всегда
будут вашими друзями и спутниками. Читайте произведения Маршака, они помогут
вам познать мир – веселый, жизнерадостный и светлый. Посмотрите, какой
радугой красок сверкает мир в «Разноцветной книге»!
(Презентация «Разноцветная книга»)
Учитель: Вот и подошла к концу наша встреча. Вы все прекрасно читали
стихи, отгадывали загадки и узнавали литературных героев. А какие чудесные
рисунки у вас получились! Спасибо всем за участие!
Библиотекарь: А мне хочется закончить нашу встречу пожеланием Самуила
Яковлевича Маршака вам – детям: «Расти, дружок, и крепни понемножку,
И помни, что живое существо
Перерасти должно хотя бы кошку,
Чтобы она не слопала его.
|