"План-конспект открытого урока истории в 5 классе на тему "Первый властелин единого Китая""
Оценка 4.7

"План-конспект открытого урока истории в 5 классе на тему "Первый властелин единого Китая""

Оценка 4.7
docx
14.08.2021
"План-конспект открытого урока истории в 5 классе на тему "Первый властелин единого Китая""
План-конспект открытого урока. ПЕРВЫЙ ВЛАСТЕЛИН ЕДИНОГО КИТАЯ. Бедрицкая_ОО.docx

План-конспект открытого урока по истории на тему:

«Первый властелин единого Китая»

Класс: 5

Учитель: Бедрицкая Оксана Олеговна

 

Цель: формирование представления об одном из этапов исторического развития

Древнего Китая – создании единого государства.

Задачи:

образовательные:

– создать представление о Цинь Шихуане - первом императоре Китая, его политике;

– научить определять причины народных восстаний в Китае и их последствия;

-  уметь выделять особенности и характерные черты Поднебесной империи;

развивающие:

– совершенствовать навыки, работы с исторической картой, хронологией;

- осуществлять поиск необходимой информации в рассказе учителя;

- обобщать материал, подводить итоги;

- оценивать работу класса в целом, оценивать собственную деятельность;

воспитательные:

- воспитание у учащихся эстетического вкуса, стремления к знаниям, уважения к историческому прошлому;

- воспитывать уважение к труду и культуре древних людей.

Планируемые результаты:

Личностные: воспитание чувства само- и взаимоуважения; развитие сотрудничества при работе в коллективе; воспитание интереса к истории как науке.

Метапредметные: развитие речи; формирование умений сравнивать, обобщать факты и понятия; развитие у учащихся самостоятельности; развитие внимательности при поиске ошибок.

Предметные: развитие умений работать с учебником, картой, овладение новыми понятиями. Высказывать суждения о вкладе культуры Древнего Китая в мировую культуру. Характеризовать условия жизни и занятия населения, общественный строй Древнего Китая, положение представителей различных слоев.

Тип урока: комбинированный.

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемный, эвристический, системно-деятельностный.

Формы организации познавательной деятельности обучающихся: коллективная, индивидуальная.

Обязательный минимум содержания: империя Цинь, Цинь Шихуан, Великая Китайская стена, гунны, Южно-Китайское море, бойницы, шелк.

Оборудование урока:

1) Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / А. А. Вигасин, Г. И. Годер, И. С. Свенцицкая; под ред. А. А. Искендерова. — 3-е изд., — М.: Просвещение, 2015. — 303 с.: ил., карт.;

2) персональный компьютер с мультимедийным проектором;

3) презентация «Первый властелин единого Китая»

План урока:

1) Географическое положение Китая

2) Объединение Китая

3) Военные походы Цинь Шихуана. Причины народных восстаний

 

Ход урока

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Достаньте учебники, рабочие тетради и письменные принадлежности. Проведем перекличку…

II. Опрос домашнего задания

Проведем фронтальный опрос по теме «Чему учил китайский мудрец Конфуций».

1) На какой территории расположена страна Китай?

2) В каком тысячелетии китайские племена расселились по территории Великой Китайской равнины?

3) Какие реки в Китае считают священными?

4) Кто такой Конфуций? Что в своем учении он называл высшей добродетелью?

5) Что являлось лучшей похвалой для человека по учению Конфуция?

6) Кого в Китае называли Сыном Неба и почему? Как по сей день называют свою страну китайцы?

7) Конфуций говорил, что мудрость — в знании старинных книг. Скажите, из чего и как в Китае создавали книги?

8) Как должны вести себя учтивые китайцы по учению Конфуция?

9) Что говорил Конфуций о государстве в своем учении?

III. Мотивационно-целевой этап

Звучит музыка древнего Китая.

Учитель: Сегодня мы продолжаем наше увлекательное путешествие по Древнему миру. Обратите внимание на экран и прослушанную музыку, и скажите, с каким государством предстоит нам сегодня продолжать знакомиться?

Ответ: Китай.

Учитель: Совершенно верно! Китай – наш сосед, а своих соседей нужно знать хорошо! Прежде чем мы продолжим начатое нами на прошлом уроке путешествие по Древнему Китаю, что нам нужно знать об этом государстве?

Ответ: Географическое положение, водные ресурсы, особенности природных условий, границу государства, правителя, культурное наследие.

Учитель: В марте 1974 г. крестьяне копали колодец, к востоку от горы Лишань, и, к своему удивлению, наткнулись на необычайную находку - статую древнего воина. После произведённых археологами раскопок была обнаружена гробница, которую охраняло 8000 терракотовых воинов!

Предлагаю и нам с вами совершить небольшую виртуальную экскурсию по данной гробнице! (видео «Гробница Цинь Шихуана»)

IV. Постановка проблемного вопроса урока.

Переход к изучению нового материала.

Учитель: Как вы считаете, кому принадлежит гробница, которую так защищает терракотовая армия? (правителю, великому человеку)

Ваши предположения верны, эта гробница и в самом деле принадлежала одному из императоров Китая. А кто такой «великий правитель»?

(ответы детей).

Древнекитайский мудрец Конфуций говорил так: «Правителю вовсе не к лицу жестокость. Он должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать - прежде всего своим примером».

Это высказывание станет эпиграфом нашего урока, и в конце мы попробуем ответить, соответствует ли правление Цинь Шихуана этому высказыванию.

Проблемный вопрос: Можно ли назвать великим, мудрым правителем того, чей покой охраняет терракотовая армия?

Сегодня на уроке мы обсудим роль Цинь Шихуана в истории Китая.

Запишите тему урока: «Первый властелин единого Китая».

V. Повторение ранее изученного материала и изучение нового материала

Учитель: Работать сегодня мы будем по группам. На первом листе написан вопрос, который ваша группа должна раскрыть+материал учебника. Второй лист – это рабочий лист, который заполняется по мере изучения нового материала. Время работы каждой группы 5 минут.

Первая группа: «Географическое положение Древнего Китая»

(№ 1, 2 ,3 в рабочем листе)

1-й ученик-картограф: Китай расположен на востоке Азии, на Великой Китайской равнине (показывают на карте), Тибетские горы защищают восточные равнинные земли от северных ветров. Крупнейшая пустыня Китая – пустыня Гоби, Такла-Макан. Здесь надо быть осторожным, ведь название пустыни в переводе означает: «Кто сюда попадает, тот навеки пропадает».

С востока Китай омывается Желтым, Восточно- и Южно-Китайскими морями Тихого океана. Высоко в горах расположены истоки рек Хуанхэ и Янцзы.

Учитель: Реки в Китае не совсем обычные, не похожие на те реки, с которыми мы знакомились, путешествуя по Древнему миру. В чем же их особенность?

2-й ученик-картограф: «Река, что блуждает» или «река тысячи бедствий» – так называли китайцы Хуанхэ, поскольку она могла менять даже русло. Берега Хуанхэ сложены из лёсса – горной породы, похожей на мелкий слежавшийся песок, поэтому их легко размывают дожди и здесь случаются частые разливы. Реку Янцзы называли «голубой рекой». Берега Янцзы, покрытые густыми лесами, не были заселены. Привлекало людей в долины рек Хуанхэ и Янцзы - высокое плодородие лесных почв.

3-й ученик: (картинки на слайде) Занятиями китайцев были: земледелие – выращивали рис, на чайных плантациях собирали листья чая, из сока лакового дерева изготавливали лак, клей, чернила. Китайцы также охотились и ловили рыбу. Из ремёсел самыми распространёнными были: кузнечное и гончарное ремёсла, изготовление шёлковых тканей и бумаги из бамбука.

Учитель: Обратите внимание на экран. Какой вывод можно сделать, глядя на эти две карты? (сначала на одной территории было много государств, а затем стало одно, т. е. государство объединилось)

Вторая группа работает с вопросом: «Объединение Китая»

(№ 4, 5, 6 в рабочем листе)

1-й ученик: Одним из самых больших и влиятельных царств было царство – Цинь. В 221 г. до н.э. его правитель поодиночке разбил соперников и объединил Китай под своей властью. Он стал называть себя Цинь Шихуан, то есть «Первый властелин единого Китая».

Учитель: Чтобы упрочнить свою власть, Цинь Шихуан провёл в стране ряд реформ.

2-й ученик: (оформляют на рабочем листе)

1) Введена единая монета (если в прежних шести царствах в качестве денег в ходу были панцири черепах, раковины, куски яшмы, раковины, то теперь рассчитывались только золотыми и серебряными монетами).

2) Введены единые письменные знаки.

3) Упорядочены меры веса и длины.

4) Установлена одинаковая ширина колеи для повозок.

5) Утверждены обязательные для всех законы.

6) Утверждён единый образец для изготовления обрядовой утвари и оружия.

7) Столицей Китая стал город Сяньян.

Учитель: Давайте ближе познакомимся с Цинь Шихуаном. Я вам буду рассказывать, а вы из моего рассказа выделите и выпишите на листочки те слова и выражения, которыми можно охарактеризовать данного правителя.

Цинь Шихуан - первый император объединённого Китая, создатель первого централизованного государства в мире. Он имел железную волю и не терпел никакого сопротивления. Считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране.

Вся власть Цинь Шихуана была основана на не просто жестких, а на жестоких порядках, которые держали все население Китая в страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой, отрезали нос, могли сварить в котле. За проступок одного человека наказывали всю семью и даже соседей. На них ставилось клеймо, как на государственных рабов, и посылали на строительство Великой стены. Для того чтобы содержать огромную армию требовалось много средств. Всё больше и больше становились налоги.

Цинь Шихуан велел изъять у населения все бронзовое оружие. Обзаводиться железным оружием запрещалось под страхом смерти. Цинь Шихуан становился всё более надменным и жестоким. Были уничтожены все книги исторического и философского содержания, несколько сот учёных-почитателей Конфуция – закопаны живьём в землю. А всё для того, чтобы никому в голову не пришла мысль о том, что до Цинь Шихуану жилось лучше.

Учитель: Укрепив страну, Цинь Шихуан начал совершать завоевательные походы против соседних стран. Давайте определим направления военных походов Цинь Шихуана.

Третья группа: «Военные походы Цинь Шихуана. Причины народных восстаний» (№ 7, 8, 9 в рабочем листе)

1-й ученик-картограф: ЮГ: Цинь Шихуан завоевал земли на побережье Южно-Китайского моря. Его привлекала эта территория, так как там было много риса, оттуда привозили слоновую кость, рог носорога, жемчуг, диковинных птиц.

СЕВЕР: Вел войны на севере с кочевыми племенами гуннов. Воевать с кочевниками было сложно. Ведь они не имели городов, которые должны были бы защищать. Гунны славились лучшими наездниками. Поэтому, чтобы оказать достойное сопротивление гуннам Цинь Шихуан включил в состав армии конницу. Триста тысяч воинов послал Цинь Шихуан против гуннов. На 400 километров к северу отогнали китайцы кочевников.

Учитель: С севера страны было построено грандиозное сооружение, сохранившееся до наших дней. Вы знаете, что это за сооружение?

(Великая Китайская стена)

Обратите внимание на экран. Сейчас я включу видео-ролик, посвящённый Великой Китайской стене, а вы по ходу просмотра заполняете пропуски в тексте. Данный текст записан под номером 8 в рабочих листах.

1. Чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов, началось строительство Великой Китайской стены.

2. Протяженность – 5000 км, Высота – 7 м, ширина – рядом могли проехать 5 всадников и 10 пеших воинов, на ней могли разъехаться 2 повозки.

3. Высота стены была с 2-3-х этажный дом. В стене есть смотровые щели и бойницы. Местами возвышались башни. Внизу башни жили охранявшие её воины, а в верхнем они несли службу.

Если воин замечал опасность, он разжигал находящийся на башне хворост. Его видел другой стражник и тоже поджигал хворост. Отряд воинов спешил на помощь.

Вывод: главное назначение стены в том, чтобы удержать отвоёванные у гуннов земли и обезопасить торговые пути от их набегов.

Учитель: Китайский мудрец Сюнь-цзы сказал:

«Правителя можно сравнить с лодкой, а народ – с водой: вода может нести лодку, а может ее и опрокинуть». Как вы понимаете эту фразу? (ответы детей)

Каковы же были причины недовольства китайцев правителем?

Факт 1. Для того, чтобы содержать огромную армию, строить каналы, многочисленные дворцы императора, Великую Китайскую стену, нужно было много средств. Всё больше и больше становились налоги, взимаемые с простого народа. Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь.

Причина 1: огромные налоги и поборы.

Факт 2. Чтобы люди не роптали, их держали в постоянном страхе. За малейшую провинность человека били по пяткам бамбуковой палкой или отрезали ему нос. За проступок одного человека, как правило, казнили или наказывали всю семью. В строительстве Великой китайской стены было задействовано много простых жителей страны, которым приходилось отрываться от повседневных дел, многие от непосильного труда умирали во время строительных работ.

Причина 2: недовольство населения своим тяжёлым положением.

Факт 3. Цинь Шихуан не отказывал себе в прихотях. Когда его войско сокрушало власть кого-либо из владетельных князей, циньский правитель повелевал построить себе такой же дворец, как у поверженного государя.

Усыпальница Цинь Шихуана может потягаться с гробницами египетских фараонов. В течение 37 лет 720 тысяч человек строили её на горе Ли.

Причина 3: неограниченная власть правителя.

Вывод - причинами недовольства населения в период правления Цинь Шихуана стали:

1) Содержание огромной армии;

2) Строительство каналов, многочисленных дворцов;

3) Строительство Великой китайской стены;

4) Огромные налоги и поборы;

5) Людей держали в постоянном страхе;

6) Наказания за малейшие нарушения;

7) Простых людей отрывали от повседневных дел;

8) Гибель большого числа людей при строительстве и завоевательных походах;

9) Недовольство населения своим тяжёлым положением;

10) Строительство множества дворцов;

11) Жестокость к своему окружению и простому народу;

12) Неограниченная власть правителя

Учитель: Сейчас, взвесив все «за» и «против», давайте выясним: вода всё-таки будет нести лодку, или опрокинет её. У вас на партах лежат листочки с утверждениями. Посовещайтесь и решите, к какой лодке вы отнесёте каждое из них: к зелёной на плаву или тонущей красной. Своё решение аргументируйте.

Давайте вернёмся к главному вопросу нашего урока:

«Правителю вовсе не к лицу жестокость. Он должен относиться к своим подданным как к своим детям, терпеливо их воспитывать - прежде всего своим примером»

Проблемный вопрос: Можно ли назвать великим, мудрым правителем того, чей покой охраняет терракотовая армия? (№ 10 в рабочем листе)

Вывод: Массовое недовольство вызвали жестокие методы правления первых китайских императоров, но не сама система объединения страны. Как только умер Цинь Шихуан, вспыхнуло восстание крестьян. Народ сверг ненавистных угнетателей.

VI. Закрепление нового материала

А сейчас давайте выполним задания по изученному материалу:

1)  В каком году произошло объединение Китая?

А) 223 г. до н. э.

Б) 221 г. до н. э.

В) 219 г. до н. э.

2) Имя Цинь Шихуан в переводе с китайского означает

А) «Первый правитель Цинь»

Б) «Первый господин Цинь»

В) «Первый властелин Цинь»

3) На севере противниками Китая были племена

А) гуннов

Б) персов

В) индийские племена

4) Как называется оборонительное сооружение,

построенное из каменных глыб и кирпичей в Китае?

VII. Домашнее задание:
1) § 23 – читать;
2) подготовиться к контрольной работе по §§ 20-23.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рабочий лист ученика (-цы) 5 класса

____________________________________________________________

Тема урока: «Первый властелин единого Китая»

1. Географическое положение.

Китай расположен в ____________Азии, на Великой_____________________________.

С севера Китай защищают ____________________ горы.

Крупнейшая пустыня Китая _________________________,

которая в переводе означает «кто сюда попадает, тот навеки пропадает».

2. Водные ресурсы.

Омывается морями Тихого океана: ______________ морем, __________-Китайским и ______________-Китайским морями. Высоко в горах расположены истоки рек: ____________ - получившей название «________________________», и реки ____________, называемой «______________» рекой. Берега рек сложены из __________________ -

горной породы, похожей на мягкий слежавшийся песок.

3. Занятия древних китайцев: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Объединение Китая.

В _________ году до н. э. правитель царства Цинь поодиночке разбил соперников

и объединил Китай под своей властью. Он стал называть себя ____________________,

то есть «Первый властелин единого Китая».

5. Реформы, проведённые в объединённом государстве:

1. ____________________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________________

6. Личность Цинь Шихуана __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

7. Военные походы Цинь Шихуана.

Юг:___________________________________________________________________________

Цель:__________________________________________________________________________

Север: ________________________________________________________________________

Цель:_________________________________________________________________________

8. Великая Китайская стена

(заполнить пропуски во время просмотра видеоролика)

1.  С какой целью была построена Великая Китайская стена?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Какова протяженность укрепления из кирпича и каменных глыб?

__________________________________________________________________

3. При помощи чего китайские воины передавали сигнал об опасности днём и ночью?

__________________________________________________________________

 

 

 

9. Восстание народа.

Перечислите причины недовольства народа ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

10. Можно ли Цинь Шихуана назвать мудрым правителем,

великим человеком?

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

 

 

 


 

План-конспект открытого урока по истории на тему: «Первый властелин единого

План-конспект открытого урока по истории на тему: «Первый властелин единого

Ход урока I. Организационный момент -

Ход урока I. Организационный момент -

Запишите тему урока: «Первый властелин единого

Запишите тему урока: «Первый властелин единого

Считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране

Считал строгое соблюдение законов первостепенным условием порядка в стране

Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь

Китайские земледельцы отдавали чиновникам 2/3 своего урожая, а сами жили впроголодь

В) «Первый властелин Цинь» 3)

В) «Первый властелин Цинь» 3)

Рабочий лист ученика (-цы) 5 класса ____________________________________________________________

Рабочий лист ученика (-цы) 5 класса ____________________________________________________________

Восстание народа. Перечислите причины недовольства народа ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10

Восстание народа. Перечислите причины недовольства народа ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 10
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.08.2021