План-конспект открытого урока по русскому языку
«Однородные члены предложения»
8 класс
Учитель русского языка: Рукосуева Р. В.
Цели и задача урока:
1. Актуализировать знания учащихся об однородных членах предложения, способах их выражения;
2. Развить и закрепить понятия об однородных членах предложения;
3. Закрепить навыки и узнавания в тексте, графического обозначения однородных членах предложения.
Ожидаемые результаты
Личностные
1. Потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;
2. Использование предложений разных типов для выражения своих мыслей;
3. Стремление к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные
1. Научатся выделять главное в учебном материале;
2. Научатся оценивать задания по следующим параметрам: выполнено с ошибками или без ошибок, определять, в чём проявилась сложность выполнения
Предметные
1. Овладеют понятием «однородные члены предложения»;
2. Узнают способы их выражения;
3. Научатся правильно графически обозначать однородные члены предложения, распространять предложения однородными членами.
Ход урока
1. Лингвистическая разминка
Выберите правильный вариант ответа
В каком слове ударение падает на третий слог?
1. сверкает |
3. оклеить |
2. черпает |
4. баловать |
В каком слове пишется окончание – ИТ?
1. света..т |
3. чист..т |
2. рису..т |
4. подморажива..т |
Укажите словосочетание с подчинительной связью примыкания:
1. красота природы |
3. читающий ребёнок |
2. сразу влюбился |
4. свой взгляд |
Укажите односоставные предложения:
1. за окном завьюжило. |
3. зимняя стужа хозяйничает в лесу. |
2. искрится и переливается снег в лунном свете. |
4. идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. |
2. Актуализация знаний
В течение трёх минут изучите утверждения и выразите своё согласие или несогласие (поставьте + или -)
1. Однородные члены – это всегда слова одной и той же части речи.
2. Однородные члены соединяются только союзами.
3. Однородными могут быть все члены предложения: подлежащее, сказуемые, определения, дополнения, обстоятельства.
4. Однородные члены бывают только нераспространёнными.
5. Однородные члены всегда располагаются рядом.
6. Слова, отвечающие на один и тот же вопрос и относящиеся к одному и тому же слову, являются однородными членами.
Проверь себя: +, -, +, -, -, +
3. Постановка цели и задачи урока. Мотивация учебной деятельности учащихся
Определите тему нашего урока: «Однородные члены предложения»
Какие цели и задачи ставим перед собой?
1. Распознавать (находить) предложения с однородными членами, понимать назначение однородных членов;
2. Определить, каким членом предложения являются однородные члены;
3. Научиться правильно, ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами;
4. Конструировать предложения с однородными членами.
4. Развитие и закрепление знаний
Запишите предложения, подчеркните однородные члены как члены предложения, укажите, какой частью речи они выражены, определите способ связи:
1. Листья осины не желтеют, а краснеют. (Однородные сказуемые: не желтеют, краснеют – выражены глаголами. Связаны союзом А, разделяются запятой)
2. Маки то вспыхивали трепетно-ярким огнём, то наливались густым багрянцем.(Однородные сказуемые: вспыхивали, наливались – выражены глаголами, связаны союзом то…то, разделяются запятой)
3. И рядом с ним померкли, потускнели все эти парижские красавицы, львиные зевы и прочая цветочная аристократия. (Однородные сказуемые: померкли, потускнели – связаны интонацией, разделяются запятой. Однородные дополнения: красавицы, зевы, аристократия – связаны интонацией и союзом. Перед союзом И запятая не ставится)
4. И весело, и величаво поднимается могучее светило. (Однородные обстоятельства: весело, величаво – выражены наречием, связаны повторяющимся союзом И, поэтому разделяются запятой)
5. Помню большой, весь золотой, подсохший и поредевший сад. (Однородные определения: большой, золотой – выражены прилагательными; подсохший, поредевший – выражены полными причастиями)
Сделайте выводы, ответив на вопросы:
1. На какие вопросы отвечают однородные члены?
2. Какими членами предложения могут быть однородные члены?
3. Какими частями речи они могут быть выражены?
4. С помощью чего разделяются однородные члены?
5. Может ли быть в предложении несколько рядов однородных членов?
5. Повторение теоритических сведений
Выводы по наблюдениям:
1. Однородные члены предложения отвечают на один и тот же вопрос
2. Однородные члены относятся к одному и тому же слову в предложении
3. Однородные члены равноправны и соединены сочинительной связью, имеют интонацию перечисления
4. Однородные члены являются одним и тем же членом предложения
5. В предложении может быть один или несколько рядов однородных членов
6. Однородные члены могут быть распространённые и нераспространённые
Рассмотрите таблицу:
Вспомните, когда запятая между однородными членами не ставится:
1. Перед соединительными союзами И, ДА (в значении И) запятая не ставится, если они употреблены между однородными членами только раз, например:
Дни стояли тёплые и ласковые.
Ночью ветер злится да стучит в окно.
2. Перед соединительными союзами И, ДА (в значении И ставится запятая, если они повторяются и стоят между однородными членами, например:
Дождь сеялся и на леса, и на поля, и на широкий Днепр.
Вдали стоит дубовый лес, и блестит, и алеет на солнце.
3. От соединительного союза ДА надо отличать присоединительный союз ДА И, перед которым при произношении бывает пауза, а на письме ставится запятая или тире, например:
Он работает быстро, да и хорошо.
Строитель постоял, постоял – да и ушёл.
Работа в группах
Пользуясь таблицей, составьте в группах предложения с однородными членами, связанными сочинительными союзами: 1 группа – соединительными, 2 группа – разделительными, 3 группа – противительными. Каждая группа предлагает составленные предложения для заполнения третьего столбика таблицы.
6. Самостоятельная работа с использованием полученных знаний по алгоритму.
Алгоритм работы по теме: «Предложения с однородными членами»
1. Списать предложения
2. Выделить основу
3. Найти однородные члены предложения
4. Расставить знаки препинания
5. Составить схему
· Было мороже(н, нн)о ш..коладное, клубничное, к..фейное и фисташковое и лимо(н, нн)ое и пл..мбир.
· Унылое подавле(н, нн)ое настроение почему(то) пр..следовало её (по)всюду в школе и дома в фотостудии и на трен..ровке.
· У входа в школу нас встрет..ли учитель кла(с, сс)ный рук..водитель и директор.
· Алика добавила в клубничное мороже(н, нн)ое ш..колад и вафли и мармелад.
· Ра(н, нн)им утром молочно(голубую) тума(н, нн)ую дымку мутно в..днелось всё (во)круг лес и скалы и остр..ва и бе..крайние озёра.
Учащиеся оценивают свою работу. Демонстрируют правильно записанные предложения.
7. Итоги урока и рефлексия
Вопросы для рефлексии:
1. Что сегодня мы повторили об однородных членах предложения?
2. Что нового узнали?
3. Сумел ли ты получить новые знания?
4. Был ли ты активен на уроке?
5. Ты будешь с удовольствием выполнять домашнюю работу?
Домашнее задание: п. 40, упр. 230, 231
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.