ПЛАН-КОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Введение в спелеотуризм»
Педагог дополнительного образования ГБОУ ДО «СЦТКСЭ» Сяткина Яна Анатольевна
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Спортивный туризм» (туристско-краеведческая направленность)
Дата: |
22.03.2021 г. |
Место проведения: |
Государственное бюджетное образовательное учреждение города Севастополя «Средняя общеобразовательная школа № 60 имени Героя Советского Союза В.С. Пилипенко» |
Продолжительность занятия: |
1,5 ч |
Состав учебной группы |
Учащиеся 12 – 13 лет (6 класс) |
Тема: |
Введение в спелеотуризм |
Степень сложности занятия: |
Средняя степень |
Цель: |
Создание условий для ознакомления учащихся с новым видом деятельности «Спелеотуризм» |
Задачи: |
- познакомить учащихся с базовыми знаниями в области спелеотуризма, как одного из видов спортивного туризма; - способствовать развитию познавательного интереса; - развитие общей физической выносливости; - формирование навыков эффективной работы в коллективе; - расширение знаний о географии и природе Крымского полуострова. |
Тип занятия: |
Учебное занятие изучения и первичного закрепления новых знаний |
Форма занятия: |
Занятие-путешествие |
Методы обучения: |
Словесный, наглядный, практический, метод игры |
Форма организации работы: |
Групповая |
Содержание занятия
Этапы учебного занятия |
Время (мин.) |
Деятельность педагога |
Деятельность учащихся |
Организационный Подготовка учащихся к работе на занятии Актуализация знаний Мотивация учебной деятельности
|
5 минут |
Организация начала занятия, создание психологического настроя на учебную деятельность и активизация внимания. Под музыку заходят учащиеся (через одного получают фонарик и каску). Добрый день, ребята! Меня зовут Яна Анатольевна. Я – педагог Севастопольского центра туризма, краеведения, спорта и экскурсий учащейся молодежи. Сегодня я предлагаю нам с вами совершить увлекательное путешествие в таинственный мир природы, стать начинающими туристами. В любом путешествии нас могут поджидать неожиданности. Чтобы мы были к ним готовы, я напоминаю вам о правилах безопасности. Будьте внимательны и осторожны! Обязательно слушайте педагога, помогайте друг другу! Договорились? ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ Ребята, как называется полуостров, на территории которого мы с вами живем? ОТВЕТ УЧАЩИХСЯ Правильно. Молодцы! Крымский полуостров – это прекрасное место для туристов и путешественников. Здесь можно заниматься разными видами туризма: пешеходным, водным, горным, скалолазанием, спелеотуризмом (то есть посещением различных пещер). Но прежде чем отправиться в путешествие по Крымскому полуострову, необходимо подготовиться, вооружиться знаниями. Из уроков географии вам должно быть известно, что крымские горы состоят из известняка, это мягкий камень, легко разрушающийся дождевой и талой водой. Конечно же, процесс разрушения очень длительный. Но сегодня вы сможете увидеть процесс образования пещер с помощью эксперимента. Перед вами макет одного из знаменитых плато Крыма – Чатыр-даг или Шатёр-гора. ПЕДАГОГ ПРОВОДИТ ОПЫТ Вот так ребята образуются всевозможные полости и пещеры Крымского полуострова. |
Включаются в деятельность
Отвечают на вопросы Участвуют в проведении опыта
|
Подготовительный Целеполагание
|
3 минуты |
Ребята, кто-нибудь уже догадался, к какому путешествию мы с вами готовимся? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ Правильно, мы с вами совершим путешествие в таинственный, сказочный мир пещер. Наша цель – познакомиться с одним из видов спортивного туризма – спелеотуризмом. «Спелео» в переводе с греческого spēlaion - пещера.
|
Учащиеся отвечают на вопросы Включаются в деятельность |
Усвоение новых знаний и способов действий
Обеспечение восприятия и осмысления учебно-познавательной деятельности
Организация первичного закрепления новых знаний, способов действий
|
17 минут |
Как я уже говорила, Крым знаменит своими пещерами. Есть оборудованные для посещения туристов пещеры, такие как Мраморная (демонстрирует фото), Скельская (демонстрирует фото), Эмине-Баир-Хосар (демонстрирует фото). Для нас, для туристов, смысл спелеотуризма заключается в путешествиях по естественным подземным полостям и преодолении в них различных препятствий с использованием специального снаряжения. Именно это и есть самое интересное, ведь исследовать и открывать что-то новое - это увлекательно! Пещера – это всегда тайна, которую хочется разгадать. И сейчас мы с вами заглянем внутрь пещер. Как вы думаете, что мы там увидим? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ Да, пещеры – это не пустые пространства. Там есть различные натечные образования. Например, сталагмиты – образования, поднимающиеся с пола (показывает фото), сталактиты – это образования, свисающие со сводов пещер (показывает фото), сталагнаты – колонны из сросшихся сталактитов и сталагмитов (показывает фото). Для того что бы все это увидеть, то есть посетить пещеру, необходимо знать и уметь пользоваться специальным снаряжением. Ребята, обратите внимание, на мне надето специальное снаряжение для совершения спелеопохода. ПЕДАГОГ ДЕМОНСТРИРУЕТ СНАРЯЖЕНИЕ 1) беседка; 2) кроль; 3) жумар; 4) десантер; 5) педалька; 6) каска. В начале нашего занятия каждый из вас получил по очень важному предмету, без которых посещение пещеры невозможно. Это – фонарь и каска. Сейчас мы разделимся на 2 команды: команда «Фонарики» и команда «Каски» и проведем небольшую разминку. ПЕДАГОГ ПРОВОДИТ РАЗМИНКУ Для следующего задания вам потребуется надеть специальное снаряжение - беседки. Надевают все. Команда «Фонарики» сейчас попробуют себя в роли скалолазов пещерников, а команда «Каски» отработает навыки подъема по вертикальному контесту. Во время работы одной команды, другая отдыхает и внимательно следит за выполнением задания другой командой. Первое задание для команды «Фонарики». Команда «Каски» садится на скамью. УЧАЩИЕСЯ ВЫПОЛНЯЮТ ЗАДАНИЯ Ребята, вы, большие молодцы!
Нужно отметить, что в спелеотуризме есть своя “изюминка” - это прохождение разнообразных узостей. Опытный спелеолог похож на червяка или змею. Он натренирован для прохождения различных пещер, в том числе и достаточно узких. Перед вами, ребята, находится тренажер для тренировки спасателей, который используют и спелеологи для подготовки к совершению спелеопоходов. Сейчас я продемонстрирую, как спасатели и спелеологи используют данный тренажер.ПЕДАГОГ ДЕМОНСТРИРУЕТ РАБОТУ НА ТРЕНАЖЕРЕИнтересно? Ребята, кто желает попробовать себя не просто в роли спелеолога, но и в роли спелеолога-спасателя?ПО ЖЕЛАНИЮ КТО-ТО ИЗ УЧАЩИХСЯ ПРОБУЕТ ВЫПОЛНИТЬ ЗАДАНИЕ |
Учащиеся отвечают на вопросы Включаются в деятельность Учащиеся выполняют задания
|
Итоговый
Анализ Рефлексия
|
5 минут |
Педагог совместно с детьми подводит итог занятия
Ребята, сегодня мы с вами заглянули в таинственный мир пещер. Надеюсь, наше путешествие было интересным, увлекательным и познавательным. - Скажите, пожалуйста, что нового вы узнали на сегодняшнем занятии? - С каким цветом у вас ассоциируется сегодняшнее занятие и почему? ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ ПЕДАГОГ ОБОБЩАЕТ ОТВЕТЫ УЧАЩИХСЯ
Ребята, сегодня мы с вами стали настоящими юными путешественниками! И я хочу вам вручить небольшие сувениры на память о нашем занятии – брелоки «Юные путешественники Севастополя». Вы – молодцы! Спасибо за общение! Мне было очень приятно с вами работать. Я надеюсь, что в новом учебном году мы встретимся с каждым из вас на занятиях в Севастопольском центре туризма, краеведения, спорта и экскурсий. И мы обязательно отправимся с вами в спелеопоход по Крымскому полуострову. До встречи! |
Самооценка детьми результативности работы, психологического состояния |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.