Дата__________________ Урок №_____
План конспект по истории 5 класс
Тема урока4: «Возникновение земледелия и скотоводства».
Разработка урока в 5 классе по истории Древнего мира
Цель урока: сформировать представление учащихся о возникновении земледелия, скотоводства и ремесел у первобытных людей; новых орудиях труда первобытных людей и новых коллективах; охарактеризовать последствия возникновения новых занятий для жизни первобытных людей.
Планируемые результаты: предметные: овладевать целостными представлениями об историческом пути народов; выделять закономерности изменений в социально-хозяйственной жизни людей с появлением земледелия и скотоводства; метапредметные: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; формулировать свою точку зрению; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщить факты и явления, решать тестовые задания; навыки публичного выступления; личностные: осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений; осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения задач; воспитание сознательного отношения к труду, к выбору профессии.
Основные понятия: Земледелие, каменный топор, мотыга, серп, зернотерка, скотоводство, гончарство, прядение, ткачество, ремесло, производящее хозяйство, племя, старейшина, совет старейшин, духи, боги, молитва, жертва, идол.
Оборудование:
· Вигасина А.А. История древнего мира: учебник для 5 кл. общеобразовательных учреждений / А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая. – М., Просвещение, 2014
Основные даты: около 10 т.л.н. – возникновение земледелия и скотоводства
Тип урока: урок формирования и совершенствования компетенций учащихся
Форма урока: урок – игра
Элементы педагогических технологий: ИКТ, исследовательской, проблемной, игровой, здоровье сберегающей, группового обучения.
Здравствуйте ребята. Девочки сели, мальчики сели. На парте у нас все уже приготовлено. Ребята, прежде чем познакомится с нашей сегодняшней, темой давайте проверим домашнее задание. Что мы изучали на прошлом уроке? Пр.3 вопр. стр. 20
Актуализация знаний.
Учитель: Ну а теперь попробуем сформулировать тему этого урока, а помогут вам это сделать вопросы-подсказки.
Учитель: Сегодня на уроке речь будет идти о том, как и почему древние люди перешли к более надежным занятиям – земледелию и скотоводству.
(Запись темы урока – Возникновение земледелия и скотоводства.)
Проблемное задание: Два племени живут в разной местности и не общаются друг с другом. Одно занимается собирательством и охотой, другое - земледелием и скотоводством. Люди, какого племени жили в лучших условиях и почему?
Мотивация
Учитель: Представим себе, что в наш век технического прогресса изобретена машина - времени, на которой мы можем перенестись в любую историческую эпоху. Предлагаю совершить путешествие во времени. И отправиться на 10 т.л.н. в Западную Азию.
Но что это? Мы видим измученных людей. Уже несколько дней женщины и мужчины возвращаются из леса с пустыми руками. Возникла угроза голода и вымирания. Приземляемся. Ведь мы обязательно должны им помочь. Давайте представим себя на месте этих людей и попытаемся составить программу спасения от гибели.
Изучение нового материала:
Учитель: На территории, куда мы приземлились проживает три родовые общины (Что такое родовая община?) род Лошади, род Бизона и род Медведя (делимся на 3 группы учащихся).
Выберите старейшину вашего рода, он будет руководить вашей работой, давать советы, объяснять непонятный материал, затем выступит с отчетом.
Родовая община — это коллектив людей, связанных между собой родством.
- Сейчас мы с вами сделаем таблицу родовой общины.
Роль старейшин в родовых общинах:
1. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода.
2. Разрешает споры внутри рода.
Учащиеся записывают определения слов род и родовая община.
Записывают схему.
Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляло племя. Племенем управлял совет старейшин.
После выступления каждого старейшин мы проверим способность к выживанию родов с помощью решения тестов, чей род наберет больше баллов – больше возможности выжить.
Работа в группах:(10 мин).
Группы |
Содержание плана урока |
Проблемное задание |
Род Лошади
|
Мотыжное земледелие |
Составьте рассказ о возникновении земледелия, используя слова – помощники: Начало: Женщины нашего рода, перетирая принесенное из леса зерно диких злаков в муку, заметили, что зерно, упавшее на землю…., поэтому… Слова - помощники: каменный топор, деревья, сжигали, зола, мотыга, пшеница, ячмень, серп, зернотерка, мука, лепешки, земледелие Для помощи можете использовать текст учебника на стр.21 п.1
|
Род Бизона
|
Приручение животных |
Составьте рассказ о возникновении скотоводства, используя слова – помощники:
Начало: Мужчины иногда приносили с охоты детенышей убитых животных. Их выкармливали и…. Первым домашним животным была………………………, потом люди приручили и одомашнили……………. Так из …………………………………….. появилось …. Домашний скот давал людям ………………..
Слова - помощники: приручить, собака, свинья, коза, корова, охота, скотоводство, шерсть, кожу, молоко, мясо. Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22 п.2
|
Род Медведя
|
Возникновение ремесел |
Возникновение ремесел. Вставьте пропущенные слова: Мы научились изготавливать посуду и одежду. 1. Сплетенную из веток и обмазанную___глиной_________ корзину , мы поставили в __огонь___. Прутья сгорели, остался крепкий _________кувшин_. Мы изобрели ______гончарство__. 2. Из ___шерсти_ животных и волокон ____льна______ мы научились скручивать ______нити_. Так мы изобрели ______ткачество_____. 3. Из нитей на _______________________ мы изготовили _________________, из которой сшили одежду. Так мы изобрели ___________________. Слова – помощники: кувшин, гончарство, шерсть, глина, огонь, лен, прядение, нить, ткань, ткацкий станок, ткачество Для помощи можете использовать текст учебника на стр.22-23 п.3-4 |
Народное собрание: О работе групп отчитываются старейшины (для рассказа используются слайды презентации).
Каждый открыл новый вид занятий. Перечислите эти занятия (земледелие. скотоводство, ремесло).
Раньше люди только брали у природы то, что она давала, т.е присваивали. А теперь вы помогли им начать производить продукты и изделия ремесла. такое хозяйство называется производящим.
Проверка «выживаемости» рода. После отчета каждого старейшины рода - решение тестов.
Закрепление (вопросы выводятся на слайдах, ответы фиксируются в листах самоконтроля).
1. Земледелие возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
2. Найдите лишнее:
В земледельческих работах применяли:
А) мотыгу
Б) серп
В) каменный топор
Г) гончарный круг
3. Скотоводство возникло из:
А) охоты
Б) собирательства
В) рыболовства
Г) ремесла
4. Первое животное, которое приручили древние люди был(а):
А) тигр
Б) лошадь
В) корова
Г) собака
5.Какое ремесло не возникло у первобытных людей
А) изготовление рыцарских доспехов
Б) гончарство
В) прядение
Г) ткачество
6.Гончарство – это:
А) изготовление нитей
Б) изготовление глиняной посуды
В) изготовление ткани
Г) строительство жилищ
7. Выберите неправильный ответ:
Несколько родовых общин, живущих в одной местности:
А) составляли племя
Б) состояли из больших семей
В) управлялись советом старейшин
Проверка правильности ответов, выставление и подсчет баллов. За каждый правильный ответ - 1 балл учащиеся ставят в лист самоконтроля. Подсчет баллов, выставление отметки. Подсчет общего балла рода .путем суммирования отметок (или баллов), у какого «рода» больше –больше способность к выживанию.
Обсудим проблемную ситуацию
Какие общие выводы вы сделали? Какую программу спасения мы предложим родовым общинам.
1.10 т.л.н. в Западной Азии земледелие возникло из собирательства, а скотоводство – из охоты.
2.На смену присваивающему хозяйству постепенно приходит производящее хозяйство
3.У людей стало больше свободного времени, они стали заниматься ремеслом
4.Уровень жизни древних людей повысился, теперь они зависели не от капризов природы, а от своего труда, поэтому для спасения от голода нужно перейти к производящему хозяйству, начать самим выращивать зерно и овощи, фрукты, разводить скот.
Рефлексия:
Домашнее задание:
п.4, задания в рабочей тетради на выбор учащегося № 13, 14
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.