План конспект по истории на тему : Восточные славяне в 8-9 веках
Оценка 5

План конспект по истории на тему : Восточные славяне в 8-9 веках

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
06.11.2022
План конспект по истории на тему : Восточные славяне в 8-9 веках
1 Восточные славяне в 8-9 веках.docx

Тема урока: «Восточные славяне в VIII – IX вв.»

 

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок с элементами самостоятельной работы учащихся

 

Цель: охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; описать их отношения  соседними племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

 

Ожидаемые результаты: На уроке учащиеся смогут:

Образовательные:

·  сформировать представление о жизни древних славян;

·  выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;

·  ознакомиться с различными теориями о возникновении государства у восточных славян;

·  выяснить предпосылки и этапы образования Древнерусского государства;

·  изучить систему управления Древнерусским государством;

Развивающие:

·        развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;

·        развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;

Воспитательные:

·        воспитывать уважение к историческому прошлому России;

·        сформировать  у учащихся собственного отношения к изучаемому периоду.

 

Основные понятия:

Вече - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.

Государство — это власть князя и его соратников, этой войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги.

Дружинники -приближённые князя, а также княжеское войско.

Племенной союз - союзы восточнославянских племён, формирование которых началось в бронзовом веке. Большей частью племенные союзы были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.

Князь - предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.

Путь «их варяг в греки» - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Политеизм система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

 

 

Основные даты:

862г.— призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882г.объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

 

Оборудование урока: карта “Расселение восточных славян”,  изображения языческих богов.

 

Литература: Сахаров А., Боханов А.  История России. с древнейших времен до конца XVII века. 10 класс. Часть 1, РС 2014г, 288стр.

 

Дополнительная литература:

Платонов С. Ф., Полный курс лекций по русской истории. –С.-П., 1997.

Рыбаков В. А.  Мир истории. Начальные века Русской истории. -М.,1987.

Седов В. В. Восточные славяне в YI-YIII в. -М., 1982.

 

 

 

План урока.

I. Оргмомент (2 мин.).

II. Проверка домашнего задания (8 мин.).

III. Изучение нового материала.(25 –30 мин).

·        Восточнославянские племена в VIII – IX вв.

·        Хозяйство восточных славян, Общественный строй восточных славян

·        Предпосылки образования государства

·        Религия восточных славян

IV. Закрепление изученного материала. (4мин.).

V.  Рефлексия (2мин.)

 

Ход урока.

 

I. Оргмомент (2 мин.) (Приветствие).

 

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение древнейшей истории  нашей страны

 

 

II. Проверка домашнего задания (8 мин.).(фронтальный опрос)

 

Давайте вспомним, что вы уже успели изучить на прошлых уроках. Для этого проведем небольшой фронтальный опрос

 

1)Заполните пропуски:

 

 

Большую часть Европы и Азии населяли ______________ - объединение многих народов, говоривших на общем языке, которые затем распались на ______________. В германскую группу племен входили немцы, _______________, ________________ и датчане. _________________ группа включает современные народы: французов, итальянцев и испанцев. Славянские племена также отделились от этой общности. Позднее они разделились на 3 большие группы: южных (_______________), западных (________________) и восточных (________________) славян.

 

2)Ответье на вопрос: Какой была картина расселения восточнославянских племен на территории Восточной Европы в VIII веке? Почему их расселение в основном носило мирный характер?

 

3)Назовите национальности, которые образуются в результате Великого переселения народов, заполнив схему

 

 

 

III. Изучение нового материала.(30 –31 мин) (рассказ учителя + самостоятельная работа)

 

 

 

 

Восточнославянские племена в VIII – IX вв.

 

Учитель: На рубеже VIII—IX вв. восточные славяне занимали обширную территорию, включавшую бассейны Днепра и Днестра, Буга и верховьев Западной Двины, а также верховья Волги.

В летописном рассказе о расселении славян, содержащемся в “Повести временных лет”, названы полтора десятка племенных союзов.

Вот что пишет Нестор в Повести временных лет о расселении восточных славян:

":и эти славяне пришли и сели по Днепру и назвались полянами, а другие - древлянами, потому что сели в лесах, а ещё другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами, иные сели по Двине и назвались полочанами, по речке, которая впадает в Двину и именуется Полота. Те же славяне, которые сели около озера Ильменя, прозвались своим именем - славянами, и построили город, и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму, и по Суле, и назвались северянами. И так разошелся славянский народ:" [1]

Названия племенных княжеств чаще всего образовывались от местности обитания: особенностей ландшафта.

Работа с текстом учебника: Распределите названия восточнославянских племен и места их обитания, используя текст учебника:

 

Поляне

г. Искоростень

Кривичи

г. Ростов

Новгородские словене

г. Киев

Уличи

г. Новгород

Радимичи

Бассейн р. Южный Буг

Вятичи

р.Днестр и р. Днепр

Волыняне / бужане

г. Полоцк

Полочане

г. Смоленск

Древляне

р. Сож, р. Сейм

 

 

Хозяйство восточных славян

 

Основным занятием славян конечно же было земледелие. Археологические находки позволяют утверждать, что они выращивали рожь, пшеницу, ячмень, просо, репу, капусту, свеклу и т.д. Из технических культур славяне разводили лен и коноплю.

Системы земледелия вначале сильно отличались у славян, живших на севере и на юге. Там, где росли густые леса, преобладала подсечно-огневая система. Сначала деревья подрубались, и целый год постепенно засыхали. На следующий год высохшие деревья сжигались, и в золу сеяли зерно. Иногда землю предварительно распахивали, но чаще всего не делали и этого. Хорошие урожаи такие участки давали только в течение трех-четырех лет. Затем участок забрасывали и вырубали новый. Именно с такой крайне неудобной системой, требующей огромного количества земли, и была связана малонаселенность первых славянских поселений. Основными же орудиями труда на севере были топор-мотыга, заступ, борона-суковатка.

На юге, с его теплым климатом и плодородными почвами, основной системой земледелия был перелог. Ралом, а позднее деревянных плугом с железным лемехом, распахивали землю. Когда участок истощался, переходили на другое место. Однако очень скоро обе эти системы уступили место пашенному земледелию.

Другим важным занятием славянских племен было скотоводство. Скотоводство восточных славян было органически связано с земледелием. Скотоводство давало мясо, молоко; скот использовали как тягло на пашне (в нечерноземной зоне – лошади, в черноземной – волы)

Немаловажное значение имели рыбалка и охота, тем более, что в густых лесах водилось множество пушных зверей, мех которых использовался для изготовления одежды, а также шел на продажу.

В качестве оружия славяне использовали луки, копья, мечи, палицы (палки с тяжелыми набалдашниками и шипами). Пущенные из тугих луков каленые стрелы могли настигнуть неприятеля даже на большом расстоянии. Для защиты славяне использовали шлемы и прочные "рубашки" из мелких металлических колец – кольчуги.

Важную роль в жизни восточных славян играло также бортничество – сбор меда диких пчел.

Также начали складываться торговые отношения.

В начале 9 века начинает действовать торговый Днепрово-Волховский путь, названые позднее «из Варяг в Греки», по которому  Восточные славяне вели торговлю с Византией.

Путь из Варяг в Греки. Из Греки поднимались по Днепру, волокли до Ловоти, и по Ловоти в Ильмень озеро и далее в Волхов, Ладогу и Балтийское море.

(Повесть временных лет)

В связи открытием этого пути приобретает важное значение Новгород, стоящий у озера Ильмень.

 

Общественный строй восточных славян

 

Работа со схемой: слушая рассказ учителя нарисовать схему «Общественный строй славян»

 

Учитель: к концу IX века сложилась четкая иерархия общества. На его вершине князь, в чьих руках все управление племенем. Он опирался на воинов-дружинников. Рядом с князем выделялся воевода.

Также действовало собрание всего племени-вече. 

Основную часть племени составляли свободные его члены — люди или смерды. Наиболее зажиточные - мужи, вои - те, кто имел право и обязанность участвовать в войнах и мог себя снарядить для военных мероприятий.

Челядь (женщины, дети) подчинялись мужам.

Сироты, холопы, убогие, скудные, нищие — бедные, неполноправные, попавшие в зависимость от богатых людей.

Самая низшая ступень — рабы (пленники)

 

 

Предпосылки образования государства

 

Беседа: Взгляните на представленную, на доске схему и попробуйте объяснить ее, используя текст учебника (стр. 29-31) и полученные знания

 

Предпосылки образования древнерусского государства

Экономические

(увеличение производительности труда, накопление богатств, развитие торговли

социальные

Возникновение имущественного неравенства, выделение знати

политические

Усиление роли военной знати

Внешне политические

Постоянное военное давление соседей

 

 

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице, Киевской Руси) - закономерное завершение длительного процесса разложения первобытнообщинного строя у полутора десятков славянских племенных союзов, живших на пути "из варяг в греки". Сложившееся государство находилось в самом начале своего пути: первобытнообщинные традиции еще долго сохраняли место во всех сферах жизни восточнославянского общества.

 

Религия восточных славян

 

Учитель: Существует достаточное количество источников, по которым можно судить о верованиях славян, трудно сформировать единую картину мира восточнославянских язычников. Принято считать, что суть славянского язычества заключалась в вере в силы природы, которые и определяли жизнь человека, управляли ею и решали судьбы – отсюда вытекают и боги-повелители стихий и природных явлений, матушка-земля. Помимо высшего пантеона богов у славян были и более мелкие божества – домовые, русалки и другие. Мелкие божества и демоны не оказывали серьезного влияния на жизнь человека, но активно в ней участвовали. Славяне верили в существовании у человека души, в небесное и подземное царство, в жизнь после смерти.

Славянское язычество имеет немало ритуалов, которые связаны со взаимодействием богов и людей. Богам поклонялись, у них просили защиты, просили покровительства, им приносили жертвы – чаще всего это был скот. Точных сведений о наличии человеческих жертвоприношений у языческих славян не существует.

Особое значение имеет культ великого Сварога – бога неба – и его сыновей – Дажьбога (Ярило, Хоре) и Стрибога – богов солнца и ветра.
Со временем все большую роль начинает играть Перун – бог грозы и дождя, «творец молний», который особенно почитался как бог войны и оружия в княжеско-дружинной среде. Перун не являлся главой пантеона богов, лишь позже, в период формирования государственности и усиления значения князя и его дружины, культ Перуна стал укрепляться.

Перун – центральный образ индоевропейской мифологии – громовержец (древнеинд. Parjfnya, хеттск. Piruna, славянск. Perunъ, литовск. Perkunas и др.), находящийся «наверху» (отсюда связь его имени с названием горы, скалы) и вступающий в единоборство с противником, представляющим «низ», - он обычно находится «под» деревом, горой и т.д. Чаще всего противник громовержца предстает в виде змееподобного существа, соотносимого с нижним миром, хаотическим и враждебным человеку .
В языческий пантеон входили также Волос (Велес) – покровитель скотоводства и хранитель подземного мира предков; Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие.

Также у славянских язычников существовали различные образы, которые олицетворяли те или иные явления природы, но не были божествами. К ним можно отнести Масленицу, Коляду, Купалу и других. Чучела этих образов сжигались во время праздников и ритуалов.

 

Появление государства у восточных славян было важной вехой на пути развития общества. Переход от догосударственного общества к государственной организации шел постепенно на протяжении VI—IX вв.

 

 

 

IV. Закрепление изученного материала.(Беседа).

 

·Назовите племенные образования славян их их ареал расселения, которые мы сегодня узнали

·Дайте характеристику занятиям и общественному устройству славянских племен

·Соедините имена богов и их сферу распространения.

Перун - бог молний, грома, войны

Ярило - бог солнца

Стрибог - бог ветра

Сварог - бог неба

Велес - бог скота

Макошь - богиня плодородия

Ладо - бог любви и согласия

 

V. Рефлексия

 

Ответить на любые два вопроса на листочках:

·         Как бы вы назвали урок?

·         Что было самым важным на уроке?

·         Зачем мы сегодня на уроке…?

·         Доволен ли ты своей работой?

·         За что ты хочешь похвалить себя или кого-то из одноклассников?

 

 

VI. Домашнее задание: (3 мин.)

 

§ 2, ответить на вопросы в конце параграфа

на выбор: нарисовать карту расселения восточнославянских племен / написать сочинение от представителя любой социальной общности славянского племени «Мой день в племени».

 

 

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в VI–VII веках; уметь определять по карте территорию древних славян; уметь охарактеризовать особенности занятий; отношения с соседскими племенами и народами, общий уровень социально-экономического развития.

План урока:

1.     Славянские племена.

2.     Расселение восточнославянских племён.

3.     Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

Основные понятия:

Вече - собрание горожан для решения общественных дел, а также место этого собрания.

Государство — это власть князя и его соратников, этой войско, охраняющее власть, это и законы, регулирующие деятельность жителей, и налоги.

Дружинники -приближённые князя, а также княжеское войско.

Племенной союз - союзы восточнославянских племён, формирование которых началось в бронзовом веке. Большей частью племенные союзы были связаны не единством происхождения, а районом расселения, поскольку территориальные связи преобладали над родовыми.

Князь - предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной Руси.

Путь «их варяг в греки» - водный (морской и речной) путь из Балтийского моря через Восточную Европу в Византию.

Политеизм система верований, религиозное мировоззрение, основанное на вере в нескольких божеств, обычно собранных в пантеон из богов и богинь.

Язычество - религия, основанная на поклонении многим богам, идолопоклонство.

 

 

Основные даты:

862г.— призвание варягов на Русь. Первое летописное упоминание о Руси.
882г.объединение Новгородских и Киевских земель в единое Древнерусское государство.

 

 

 

 

 Ход урока

I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

II. Изучение нового материала

Объяснение учителя.

Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы.

Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующим положениям:

1.     Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой частью её.

2.     Славяне появились в результате смешения различных этнических элементов на рубеже н.э. и не имеют единого корня, то есть основа славянской общности полиэтнична.

3.     Было бы слишком смело утверждать, что славяне не имеют единого этнического корня. Тем не менее, с другой стороны, наличие такого корня не отрицает определённой роли других народов в славянском этногенезе (в происхождении славян).

Славяне – часть индоевропейской общности, они имеют единый этнический корень и являются коренным населением Восточной Европы.

Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IVтыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами, также и словенами. от каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.). Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам), пользуясь картой и учебником, составляют таблицу

Расселение восточнославянских племён

Название племенного союза

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра (Киев)

Древляне

В бассейне реки Припять, город Искоростень (северо-запад Киева)

Дреговичи

На территории современной Беларуси (левобережье Припяти)

Полочане

Среднее течение Западной Двины при впадении в реку Полот, главный город Полоцк (бассейн Западной Двины)

Ильменские славене (или словене)

Вокруг озера Ильмень. Главный город Новгород

Северяне

В бассейнах рек Десна, Сейм и Сулла. Город Чернигов (левобережье Днепра)

Радимичи

По рекам Сож и Сейм (между Днепром и Сожжем)

Кривичи

Верховья Западной Двины и Днепра, главный город Смоленск (верховья Волги, Днепра, Двины)

Вятичи

В лесных чащах междуречья Оки, Клязьмы и Волги, города Ростов и Суздаль (район Оки и Москвы-реки)

Волыняне (бужане)

По реке Буг (верховья южного Буга)

Уличи

Нижнее Преднепровье, побережье Черного моря (Поднестровье)

Тиверцы

Между реками Днестр и Прут (Поднестровье)

Белые хорваты

Закарпатье

Вывод: Зона расселения восточных славян была лишена естественных границ, поэтому была «открыта» как вторжениям, так и культурным влияниям и воздействиям соседних народов.

Напоминаем, что после второго общественного разделения труда на смену родовой общине приходит соседская (территориальная)

Запись в тетрадях:

Родовая община – коллектив кровных родственников, которые имеют общую собственность и вместе ведут хозяйство.

(Пояснение учителя: Одной из причин перехода к соседской общине была смена подсечного земледелия пахотным.

Пахотное земледелие – вид земледелия, не требовавший трудоемкой работы по обработке земли, так как земля была уже расчищена предшествующими поколениями, но восстановившая плодородность. Такой участок могла обработать одна семья)

Запись в тетрадях:

Соседская община – более дробное объединение, основанное на выделении из рода отдельных малых семей.

(Пояснение учителя: В обществе постепенно усиливается значение отдельной личности, отдельной семьи. Зарождалось право частного владения, частной собственности.)

Запись в тетрадях:

Частная собственность – форма собственности, при которой средства производства и продукты труда принадлежат частным лицам.

 https://urok.1sept.ru/articles/646398/01.gif

Занятия. Развитие хозяйства восточных славян

 https://urok.1sept.ru/articles/646398/02.gif

Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности. Но в то же существовали различия в системе земледелия восточных славян живущих на юге и на севере. 

Работа с учебником: Учащиеся (работа по группам – юг и север, в конце урока обмениваются подобранными данными, окончательно формирую таблицу – задание на дом), используя материал учебника составляют таблицу 

Развитие хозяйства восточных славян

Поселения

Юг

Север

Был недостаток воды и постоянные опасности, люди селились крупными массами, скучивались в огромные сёла.
На Юге было много городов, служивших центрами торговли

Болотистая и лесистая местность, было мало сухих мест. Преобладали сёла с незначительным населением (3-4 двора).
Городов было мало

Земледелие

В южных районах плодородных земель было больше, и свободные участки просто засевали. Когда через несколько лет земля истощалась перебирались на новый участок. Позднее, в VII-VIII вв., появилось пашенное земледелие с двупольем и даже трехпольем.
Перелог:
2-3 года пользовались землёй, а когда почва истощалась, переходили на другое место

Большие лесные массивы препятствовали земледелью.
Подсечно-огневая система:
1 год: вырубали лес
2 год: высохшие деревья сжигали и, сеяли зерно прямо в золу, используя её как удобрение. Через 2-3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок.

с/х культуры

земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо

огородные: репка, капуста, свёкла, морковь, редька, чеснок

технические: лён, конопля

Орудия

Соха, рало, плуг с железным лемехом

Топор, мотыга, соха, заступ

Скотоводство

С земледелием было тесно связано скотоводство. Славяне выводи виней, коров, мелкий рогатый скот.

Волы

Лошади

Промыслы

Собирательство и охота продолжают играть существенную роль в жизни славян. Основные промыслы: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство

Хлебопашцам севера побуждения расширять пахоту не было, т.к. земля была бедной, вспахивать её было тяжело, были сильно удалены от крупных рынков. В восполнение скудного заработка от хлебопашества жители обращались к промыслам: лыкодерство, зверогонство, солеварение, бортничество, охота и рыболовство

Торговля

Главным в хозяйстве была внешняя торговля.
Торговали хлебом, воском, мёдом, мехом с Римом и Византией

Слишком удалён от приморских рынков, внешняя торговля не стала движущей силой народного хозяйства

Путь «из варяг в греки» (конец IX в.)
По Днепру → возле Смоленска волоком до Ловоти в оз. Ильмень → в Волхов в оз. Нево → в Варяжское (Балтийское) море → до Рима  до Царьграда (Константинополь – Византия) → Понтийское (Русское, Черное) море.

 

Внутренний рынок был развит слабо, в основном происходил обмен сельскохозяйственной продукции на ремесленные изделия

Работа с картой: Покажите на карте торговый путь «из варяг в греки». 

Домашнее задание

ЗАДАНИЕ А

1.     Сформировать таблицу «Развитие хозяйства восточных славян»

2.     Внимательно прочитать таблицы, выбрать главное и выучить.

ЗАДАНИЕ Б

Ответить на вопросы и выполнить задание письменно.

1.     Древние русичи приветствовали друг друга: «Ой ты гой еси…» Чего желали они таким образом?

2.     Как в Древней Руси называли Балтийское море?

3.     Славянские племена дреговичей жило на болоте, поляне – в полях, а глее жили древляне?

4.     Территорию современной Московской области заселяли древляне или вятичи?

5.     Какому крупнейшему летописцу принадлежат слова, которым уже более восьми веков: «Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет…»?

6.     Что в старых русских пословицах означало число «семь»?

7.     Древние авторы словом «Русь» называли государственное образование, сложившееся в районе

1.     Волги

2.     Прикарпатья

3.     Буга

4.     Среднего Преднепровья

8.     Основным занятием восточных славян в VI-IX вв. являлось

1.     земледелие

2.     ткачество

3.     бортничество

4.     прядение


 

5.    

Тема урока: «Восточные славяне в

Тема урока: «Восточные славяне в

Князь - предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной

Князь - предводитель войска и правитель области в феодальной, удельной

Ход урока. I . Оргмомент (2 мин

Ход урока. I . Оргмомент (2 мин

Восточнославянские племена в VIII –

Восточнославянские племена в VIII –

Хозяйство восточных славян

Хозяйство восточных славян

Путь из Варяг в Греки. Из Греки поднимались по

Путь из Варяг в Греки. Из Греки поднимались по

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице,

Образование государства Русь (Древнерусского государства или, как его называют по столице,

Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие

Макошь (Мокошь) – богиня плодородия, ткачества, и другие

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в

Цели урока: Уяснить, какие качественные сдвиги произошли в жизни славян в

Ход урока I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

Ход урока I. Фронтальная беседа по основным вопросам темы предыдущего урока

Наши предки называли себя славянами , также и словенами

Наши предки называли себя славянами , также и словенами

Белые хорваты Закарпатье

Белые хорваты Закарпатье

Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности

Среднее Поднепровье – наиболее благоприятный регион для хозяйственной деятельности

переходить на новый участок. с/х культуры земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо

переходить на новый участок. с/х культуры земледельческие: рожь, пшеница, ячмень, просо

Путь «из варяг в греки» (конец

Путь «из варяг в греки» (конец
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022