План-конспект по русскому языку по теме "Понятие о местоимении"
Оценка 4.9

План-конспект по русскому языку по теме "Понятие о местоимении"

Оценка 4.9
Разработки уроков
pdf
русский язык
4 кл
27.01.2023
План-конспект по русскому языку по теме "Понятие о местоимении"
План - конспект урока по русскому языку. Полностью авторская разработка и на практике получил положительную оценку.
Конспект по русскому языку. Местоимения.pdf

 

Урок по русскому языку, 4 класс

Тема урока: Понятие о местоимении

Цели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи.

Задачи:

Образовательные:

-совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства;

-способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия;

- развивать умение работать в парах и коллективе; - формировать положительную мотивацию к обучению.

Развивающие:

· развивать устную и письменную речь ребенка, орфографическую зоркость; 

· совершенствовать культуру речи учащихся; 

· развивать логическое мышление, память, внимание, способность к анализу своей работы и к самоконтролю.

Воспитательные: учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы. 

Планируемые результаты:

       Предметные: учить умению распознавать местоимения в речи, правильно употреблять их.

       Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе;  учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Тип урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная панель.

Ход урока

 

1.     Орг. момент.

Учитель: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Ребята, проверьте, все ли приготовили к уроку?

Проверяют

-Садитесь, начинаем работу. 

2.     Минутка чистописания

-Урок начнем с минутки чистописания. Посмотрите внимательно на доску. Какую вы видите

 

2

 

 

 

 

закономерность? Какую букву мы будем писать? 

Дети предлагают варианты ответов и приходят к выводу, что будем писать букву «п».  

Учитель: Какие вы молодцы, что быстро нашли закономерность и определили букву.  

- Записываем цепочку: па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр.

 

 

3. Словарно-орфографическая работа

Учитель: Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь название животных, изображенных на  картинках.

Дети записывают: ворона, сорока, воробей, собака. 

-Что общего у всех этих слов?

Уч-ся: Это названия животных, все они имена существительные, все состоят из трех слогов; в каждом слове есть непроверяемая гласная буква. 

Учитель: Все верно. Какое слово лишнее и почему? Уч-ся: Собака лишнее слово, потому что оно обозначает  название зверя, а все остальные птицы.

4. Постановка цели и задач урока. Мотивация.

Учитель: Следующее задание. Посмотрите на слайд. Там сочинение ученицы Оли про собаку. Давайте его прочитаем. Уч-ся читают.

Учитель: Определите, какой недостаток присутствует в данном тексте?

Уч-ся: В каждом предложении повторяется слово собака.

Учитель: Как можно исправить его?

Уч-ся: Заменить другими словами.

Учитель: Предлагаю вам поработать в паре с соседом и заменить повторяющее слово в тексте. 

Уч-ся обсуждают и предлагают вариант.

Учитель: Давайте, прочитаем, что у вас получилось.  Обратите внимание, на какие слова вы заменили слово «собака»?

Уч-ся: ее, у нее, она.

Учитель: Может кто-нибудь знает, а как называют эти слова?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

Уч-ся: Местоимение

Учитель: Какие вы молодцы! Да, это местоимение. Кто сможет назвать тему урока? Уч-ся: Местоимение.

Учитель: Какая цель урока?

Уч-ся: Познакомится с местоимение и его узнать особенности.

Учитель:   Попробуем          сформулировать         определение местоимению. 

Уч-ся: Местоимение – это часть речи. 

Учитель: Что она обозначает? Или указывает?

Уч-ся: Указывает предмет/объект, но не дает точного названия.

Учитель: Молодцы! А кто сможет повторить, соединив в одно правило?

Уч-ся: Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его. Повторяют несколько учеников.

Учитель: В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна группа указывает на лица,  поэтому их так и назвали  личные. С ними мы познакомимся, работая с деревом. У каждого на парте лежит листок на котором изображено дерево с яблоками.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Первичное усвоение и проверка понимания. Учитель: Ребята, посмотрите какая необычная яблоня, но вот яблоки на ней безвкусные. Нужно помочь дереву расцвести. Я буду задавать необычные вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. 

Учитель: С помощью какого местоимения человек указывает на себя?

Уч-ся: Я

Учитель: Верно, давайте впишем его в первое яблоко. 

Вписывают.

Учитель: С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя?

Уч-ся: МЫ (вписывают). 

Учитель: Отлично. Первое яблоко уже готово. Давайте заполним все остальные. 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу?

Уч-ся: ТЫ (вписывают).

Учитель: А если вы обращаетесь сразу к нескольким друзьям?

Уч-ся: тогда ВЫ (вписывают).

Учитель: Каким местоимением вы укажите на мужчину или мальчика?

Уч-ся: ОН

Учитель: А если это девочка или женщина?

Уч-ся: ОНА

Учитель: А если вы хотите указать на предмет среднего рода? Уч-ся: ОНО

Учитель: Тогда какое местоимение мы используем, если хотим указать всех или многих, о ком говорим?

Уч-ся: ОНИ

Учитель: Отлично! Как уже расцвело наше дерево. А кто обратил внимание на то, что в каждое яблочко разделено пополам? Как думаете почему? 

Уч-ся: Потому что в верхней половине местоимение указывает на одно лицо, а в нижней несколько. 

Учитель: Что из этого следует?

Уч-ся: Что местоимения  изменяется по числам.

 

 

 

 

 

 

 

6. Физминутка.

Я иду и ты идешь.

Раз, два, три.

Я пою и ты поешь, Раз, два, три.

Мы идем и мы поем.

Раз, два, три.

Очень дружно мы живем

Раз, два, три.

 

7. Первичное закрепление.

Учитель: Выполним упражнение для закрепления. 

Первое упражнение выполняется по очереди учениками  на интерактивной панели с помощью платформы https://learningapps.org/409345. 

 

 

5

 

 

 

 

Нужно заполнить таблицу.

 

Учитель: Следующее задание. В тексте нужно найти все местоимения и выделить их.  https://learningapps.org/3095838

Учитель: Какие вы внимательные и дружные! Молодцы.

Учитель: Посмотрите на доску. Перед вами текст. Как вы думаете, что нужно сделать с ним?

Уч-ся: списать и вставить местоимения. Верно. 

Учитель: А какую характеристику мы можем дать новой части речи?

Уч-ся: лицо и число. 

Учитель: В определении правильной характеристики вам поможет наше дерево. Приступаем к выполнению задания, записывая текст в тетради и сверху карандашом, указывая лицо и число.

Учитель контролирует процесс и помогает по необходимости ученикам. После выполнения упражнения, проверка.

Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы? 

В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …полезный и приятный на вкус.

В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы.

…идет на изготовление цукатов.

8. Домашнее задание. 

Учитель: Домашнее задание. Раскрасить нашу яблоню и выучить распределение местоимений по лицам и числам. Спасибо за урок.

 

9. Итог урока.

Учитель: Как хорошо все работали сегодня на уроке. Напомните, а какая цель урока была? 

Уч-ся: Познакомится с местоимение и его узнать особенности.

Учитель: Подумайте и скажите, получилось ли у нас достигнуть цели? 

Уч-ся: Да. 

Учитель: Еще раз скажите, что такое местоимение?

-   Какие местоимения мы отнесем к 1 лицу?

-   Какие местоимения ко 2 лицу?

-   Какие местоимения к 3 лицу?

-   Как еще изменяется местоимения?

6

 

 

 

 

 

 

10. Рефлексия.

Учитель: У каждого на парте лежат яблочки разных цветов: красного, желтого и зеленого. Если у вас все получилось, то поднимите зеленое яблочко. Если у вас получилось, но было затруднения, то желтое яблоко. Если вы считаете, что не справились  с целью урока, то красное. 

Уч-ся: выбирают и показывают свой выбор. 

Учитель: Как хорошо, что нет красных яблок. Много зеленых и несколько желтых. Это очень хороший результат.

Выставить оценки за урок, прокомментировав. 

 

 

 

7

 

 

План-конспект по русскому языку по теме "Понятие о местоимении"

План-конспект по русскому языку по теме "Понятие о местоимении"

Урок по русскому языку, 4 класс

Урок по русскому языку, 4 класс

Урок по русскому языку, 4 класс

Урок по русскому языку, 4 класс

Какую букву мы будем писать?

Какую букву мы будем писать?

Уч-ся: Местоимение Учитель:

Уч-ся: Местоимение Учитель:

Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу?

Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу?

Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу?

Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу?

Первичное закрепление. Учитель:

Первичное закрепление. Учитель:

Итог урока. Учитель: Как хорошо все работали сегодня на уроке

Итог урока. Учитель: Как хорошо все работали сегодня на уроке
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.01.2023