Урок по русскому языку, 4 класс Тема урока: Понятие о местоимении Цели урока: познакомить с новой частью речи – местоимение, его ролью в речи. Задачи: Образовательные: -совершенствовать навыки правильного употребления местоимений в речи, выделять существенные признаки и свойства; -способствовать развитию познавательного интереса, орфографической зоркости и зрительного восприятия; - развивать умение работать в парах и коллективе; - формировать положительную мотивацию к обучению. Развивающие: · развивать устную и письменную речь ребенка, орфографическую зоркость; · совершенствовать культуру речи учащихся; · развивать логическое мышление, память, внимание, способность к анализу своей работы и к самоконтролю. Воспитательные: учить работать в группах и парах, создавать условия для воспитания чувств взаимоподдержки, взаимовыручки, дружбы. Планируемые результаты: • Предметные: учить умению распознавать местоимения в речи, правильно употреблять их. • Личностные: Формировать внутреннюю позицию школьника на уроке положительного отношения к школе; учебно–познавательный интерес к новому материалу; способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности. Тип урока: урок «открытия» новых знаний. Оборудование: учебник, тетрадь, интерактивная панель. Ход урока |
||
|
1. Орг. момент. Учитель: Долгожданный дан звонок, начинаем наш урок. Ребята, проверьте, все ли приготовили к уроку? Проверяют -Садитесь, начинаем работу. 2. Минутка чистописания -Урок начнем с минутки чистописания. Посмотрите внимательно на доску. Какую вы видите |
|
2
|
|
||
|
закономерность? Какую букву мы будем писать? Дети предлагают варианты ответов и приходят к выводу, что будем писать букву «п». Учитель: Какие вы молодцы, что быстро нашли закономерность и определили букву. - Записываем цепочку: па, пб, пв, пж, пз, пи, по, пр.
|
|
3. Словарно-орфографическая работа Учитель: Посмотрите на слайд и запишите в тетрадь название животных, изображенных на картинках. Дети записывают: ворона, сорока, воробей, собака. -Что общего у всех этих слов? Уч-ся: Это названия животных, все они имена существительные, все состоят из трех слогов; в каждом слове есть непроверяемая гласная буква. Учитель: Все верно. Какое слово лишнее и почему? Уч-ся: Собака лишнее слово, потому что оно обозначает название зверя, а все остальные птицы. |
||
4. Постановка цели и задач урока. Мотивация. Учитель: Следующее задание. Посмотрите на слайд. Там сочинение ученицы Оли про собаку. Давайте его прочитаем. Уч-ся читают. Учитель: Определите, какой недостаток присутствует в данном тексте? Уч-ся: В каждом предложении повторяется слово собака. Учитель: Как можно исправить его? Уч-ся: Заменить другими словами. Учитель: Предлагаю вам поработать в паре с соседом и заменить повторяющее слово в тексте. Уч-ся обсуждают и предлагают вариант. Учитель: Давайте, прочитаем, что у вас получилось. Обратите внимание, на какие слова вы заменили слово «собака»? Уч-ся: ее, у нее, она. Учитель: Может кто-нибудь знает, а как называют эти слова? |
|
|
3
|
|
||
|
Уч-ся: Местоимение Учитель: Какие вы молодцы! Да, это местоимение. Кто сможет назвать тему урока? Уч-ся: Местоимение. Учитель: Какая цель урока? Уч-ся: Познакомится с местоимение и его узнать особенности. Учитель: Попробуем сформулировать определение местоимению. Уч-ся: Местоимение – это часть речи. Учитель: Что она обозначает? Или указывает? Уч-ся: Указывает предмет/объект, но не дает точного названия. Учитель: Молодцы! А кто сможет повторить, соединив в одно правило? Уч-ся: Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, не называя его. Повторяют несколько учеников. Учитель: В русском языке есть несколько групп местоимений. Одна группа указывает на лица, поэтому их так и назвали личные. С ними мы познакомимся, работая с деревом. У каждого на парте лежит листок на котором изображено дерево с яблоками. |
|
5. Первичное усвоение и проверка понимания. Учитель: Ребята, посмотрите какая необычная яблоня, но вот яблоки на ней безвкусные. Нужно помочь дереву расцвести. Я буду задавать необычные вопросы, а вы внимательно слушайте и отвечайте. Учитель: С помощью какого местоимения человек указывает на себя? Уч-ся: Я Учитель: Верно, давайте впишем его в первое яблоко. Вписывают. Учитель: С помощью какого местоимения несколько человек указывают на себя? Уч-ся: МЫ (вписывают). Учитель: Отлично. Первое яблоко уже готово. Давайте заполним все остальные. 4
|
|
|
||
|
Учитель: Какое местоимение вы используем, если обращаетесь к другу? Уч-ся: ТЫ (вписывают). Учитель: А если вы обращаетесь сразу к нескольким друзьям? Уч-ся: тогда ВЫ (вписывают). Учитель: Каким местоимением вы укажите на мужчину или мальчика? Уч-ся: ОН Учитель: А если это девочка или женщина? Уч-ся: ОНА Учитель: А если вы хотите указать на предмет среднего рода? Уч-ся: ОНО Учитель: Тогда какое местоимение мы используем, если хотим указать всех или многих, о ком говорим? Уч-ся: ОНИ Учитель: Отлично! Как уже расцвело наше дерево. А кто обратил внимание на то, что в каждое яблочко разделено пополам? Как думаете почему? Уч-ся: Потому что в верхней половине местоимение указывает на одно лицо, а в нижней несколько. Учитель: Что из этого следует? Уч-ся: Что местоимения изменяется по числам. |
|
6. Физминутка. Я иду и ты идешь. Раз, два, три. Я пою и ты поешь, Раз, два, три. Мы идем и мы поем. Раз, два, три. Очень дружно мы живем Раз, два, три. |
|
|
7. Первичное закрепление. Учитель: Выполним упражнение для закрепления. Первое упражнение выполняется по очереди учениками на интерактивной панели с помощью платформы https://learningapps.org/409345. |
|
|
5
|
|
||
|
Нужно заполнить таблицу. |
|
Учитель: Следующее задание. В тексте нужно найти все местоимения и выделить их. https://learningapps.org/3095838 Учитель: Какие вы внимательные и дружные! Молодцы. |
||
Учитель: Посмотрите на доску. Перед вами текст. Как вы думаете, что нужно сделать с ним? Уч-ся: списать и вставить местоимения. Верно. Учитель: А какую характеристику мы можем дать новой части речи? Уч-ся: лицо и число. Учитель: В определении правильной характеристики вам поможет наше дерево. Приступаем к выполнению задания, записывая текст в тетради и сверху карандашом, указывая лицо и число. Учитель контролирует процесс и помогает по необходимости ученикам. После выполнения упражнения, проверка. |
Знаете ли …, что люди издавна употребляют в пищу цветы? В Болгарии варят варенье из лепестков роз. … очень душистое. А в Китае варят лилии в молоке. …придают блюду особый аромат. В Индии любят компот из цветков банана. …полезный и приятный на вкус. В некоторых странах засахаривают цветки огуречной травы. …идет на изготовление цукатов. |
|
8. Домашнее задание. Учитель: Домашнее задание. Раскрасить нашу яблоню и выучить распределение местоимений по лицам и числам. Спасибо за урок. |
|
|
9. Итог урока. Учитель: Как хорошо все работали сегодня на уроке. Напомните, а какая цель урока была? Уч-ся: Познакомится с местоимение и его узнать особенности. Учитель: Подумайте и скажите, получилось ли у нас достигнуть цели? Уч-ся: Да. Учитель: Еще раз скажите, что такое местоимение? - Какие местоимения мы отнесем к 1 лицу? - Какие местоимения ко 2 лицу? - Какие местоимения к 3 лицу? - Как еще изменяется местоимения? 6
|
|
|
||
|
10. Рефлексия. Учитель: У каждого на парте лежат яблочки разных цветов: красного, желтого и зеленого. Если у вас все получилось, то поднимите зеленое яблочко. Если у вас получилось, но было затруднения, то желтое яблоко. Если вы считаете, что не справились с целью урока, то красное. Уч-ся: выбирают и показывают свой выбор. Учитель: Как хорошо, что нет красных яблок. Много зеленых и несколько желтых. Это очень хороший результат. Выставить оценки за урок, прокомментировав. |
|
7
|
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.