ПМ 02. Хранение, публикация и передача цифровой информации
МДК 02. 01. Технология публикации цифровой мультимедийной информации
Урок 102: Практикум по подготовке аудиоконференнций
Цель: Отработать на практике подготовку аудиоконференнций
Телеконференция, именуемая также аудиографической конференцией, осуществляется на базе программно-технической среды, которая обеспечивает взаимодействие пользователей. Для проведения телеконференции каждый из них должен иметь доступ к персональному компьютеру, включенному в сеть. Различают два вида телеконференций.
Телеконференция в реальном
времени основана на том, что все ее участники одновременно находятся у
персональных компьютеров и получают возможность:
- показывать партнерам тексты, изображения;
- вести речевой диалог;
- пользоваться дистанционным указателем для выделения на экранах нужных частей изображения;
- управлять пересылкой файлов и сообщений.
Второй вид телеконференции осуществляется в режиме просмотра документов. Здесь используется одна из баз данных (БД), в которой создается файл, содержащий обсуждаемую информацию. Например, проект машины. Каждый пользователь в течение согласованного времени знакомится с имеющейся информацией, замечаниями других пользователей и записывает в файл свои замечания. Такое обсуждение может повторяться несколько раз.
Частным случаем телеконференции является электронная доска объявлений. Ею пользуются крупные организации, особенно те, которые занимаются обучением специалистов. Доска объявлений, по существу, является специальной базой данных. На ней «вывешиваются» различного рода объявления. Например, о виде предоставляемых услуг, расписании и теме курсов и семинаров, предлагаемые учебные материалы, проводимые консультации, инструкции по применению и т. д.
Стандарты Международного союза электросвязи (МСЭ) определяют услуги передачи данных, обеспечивающие проведение двух видов конференций:
«аудиографическую конференцию» AGC, которая сочетает аудиоинформацию, звук и неподвижные изображения;
«видеоконференцию» VC, обеспечивающую передачу аудиоинформации, изображений и видеофильмов.
Кроме этого, существуют так называемые телеконференции USENET, в которых в соответствии с заявками пользователей осуществляется рассылка сообщений по объявленным темам.
Телеконференции — это обмен мнениями с помощью электронных писем по поводу тех или иных тем. Каждый пользователь Internet может подписаться на интересующие его телеконференции (всего их несколько десятков тысяч, и посвящены они самым разным темам — от проблем использования лазерных принтеров до психологических расстройств у ученых). При этом пользователь будет получать все письма, посылаемые в соответствующие телеконференции, а может и сам выказать свое мнение или ответить на чей-то вопрос. Одна из форм телеконференции это видеоконференция, где обмен мнениями происходит в реальном времени.
Программирование, коммерческие объявления, литература, политика, музыка, курсы валют, вопросы законодательства, биржевая информация — вот далеко не полный перечень вопросов, доступный подписчикам телеконференций. Существует возможность отправлять и получать статьи практически из любой сети мира. Поскольку число абонентов постоянно увеличивается, новые группы создаются непрерывно.
Телеконференции, или Usenet — предполагают переписку по электронной почте и формально не являются частью Интернета. Но к Usenet имеют доступ практически все компьютеры Интернета. Сеть телеконференций состоит из тысяч групп новостей (newsgroups), каждая из которых содержит статьи с определенной темой. Статья представляет собой обычное письмо, только, в отличие от электронной почты, ее может прочитать любой, кто подпишется на эту группу, и хранится она не в почтовом ящике, а на сервере новостей.
Часто Usenet называют еще эхопочтой, эхоконференциями. Телеконференции действуют на основе уставов и правил, принятых самими участниками.
Телеконференции напоминают периодическую печать. Вы, подписавшись на группы интересующих Вас тем, регулярно получаете статьи самых разных авторов, которые, как и Вы, подписались на эту группу. Вы можете и сами писать в телеконференции. Одними из самых крупных в нашей стране являются конференции Фидо7иRelcom.
В классическом виде проведение видеоконференций требует использования телевидения и широкополосных каналов. Вместе с этим видеоконференции проводятся и с помощью дистанционного управления персональными компьютерами.
Компьютерные видеоконференции в большей части помогают заменить обычные телеконфренции, поскольку требуют значительно меньших затрат— необходим лишь компьютер с подключенной к нему недорогой видеокамерой и качественное соединение с Интернет. В зависимости от программного обеспечения и аппаратных средств, использованных для видеоконференций, участники могут пересылать электронную почту друг другу в течение видеоконференции, обмениваться текстовыми сообщениями или различными документами, файлами.
Качество видеоконференции зависит от типа оборудования, каналов связи Интернет и программного обеспечения, которое используется на компьютере. Устаревшее оборудование, плохие каналы связи не смогут обеспечить качество, сравнимое с телеконференциями. Тем не менее, затраты на организацию телеконференций несравнимо большие, чем затраты на компьютерное оборудование и ПО, необходимые для проведения компьютерных конференций.
Аудиоконференции представляют собой один из самых давних и наиболее простых способов интерактивного дистанционного обучения. Студенты могут слушать преподавателя, а преподаватель — студентов с использованием специальных устройств, называемых Convener. Это устройство внешне представляет собой микрофон с колонками или наушниками, имеет встроенный блок для набора телефонного номера и подключается к обычной телефонной линии. Устройство моделирует присутствие студентов в классе, где каждый может задать вопрос преподавателю и выслушать ответ. Заметим, что в самом простом случае вместо Convener может использоваться обычный телефон. Наиболее эффективно использование технологии аудиоконференции при наличии дополнительных материалов для обучения, таких, как: книги, методические пособия, видеослайды, видеокассеты или любые другие вспомогательные аудио- и видеоматериалы. Они должны быть под рукой у каждого студента, участвующего в аудиоконференции и, как правило, являются основой для обсуждения изучаемого материала.
Перед началом конференции учащиеся и преподаватель используют Convener для дозвона по определенному телефону, на котором установлено специальное устройство — звуковой мост для аудиоконференции. Этот мост создает возможность одновременного подключения множества абонентов так, чтобы каждый мог слышать любого другого. Такие мосты обычно устанавливаются непосредственно в учебных заведениях, или же используются услуги специальных компаний, обеспечивающих доступ к звуковым мостам. Это оборудование позволяет зафиксировать, кто реально присутствовал на аудиоконференции.
Технология использования аудиоконференций в дистанционном обучении обычно сопровождается предварительным пакетом информации, высылаемой каждому студенту за 3—4 недели до начала аудиоконференции. Как правило, такие пакеты содержат:
· сопроводительное письмо с приглашением принять участие в аудио- конференции;
· методическое пособие и руководство по изучаемому и обсуждаемому на конференции материалу;
· задания для каждого студента, которые будут обсуждаться на конференции;
· рекомендации по выполнению задания;
· инструкции и руководства по подсоединению к аудиоконференции (номер телефона звукового моста);
· регламент, правила проведения и участия в телеконференции;
· точную дату и время начала, расписание конференции;
· список участников конференции;
· форму отчета и критерии оценки участия в аудиоконференции.
Обычно конференция длится около 2-х часов. Начинается с вводного слова преподавателя, а затем выслушиваются подготовленные доклады студентов. После каждого доклада начинается процесс обсуждения. В идеальном случае на конференции должны иметь возможность высказаться все участники. Но для этого регламент выступления должен быть ограничен 5—7 минутами, а количество участников не должно превышать 10—15. Однако эти параметры полностью зависят от того, как и каким образом преподаватель запланировал проведение конференции. Можно, например, ограничиться 2—3 докладами, но зато привлечь внимание 50—100 слушателей.
Основными достоинствами технологии проведения аудиоконференций являются: относительно дешевые расходы на оборудование, простота установки и использования оборудования, возможность использования существующих телефонных каналов. К недостаткам можно отнести: необходимость предварительной подготовки и рассылки учебного материала, существенные трудности для подготовки курсов, требующих интерактивной видеоинформации.
В заключение этого пункта рассмотрим дальнейшее развитие аудиотехнологий в дистанционном обучении на примере аудиографических систем.
Такие системы базируются на дополнительном оборудовании, которое необходимо как преподавателю, так и студентам — персональный компьютер, графический интерактивный планшет, специальный модем и соответствующее программное обеспечение. Особенностью этой технологии является использование графического планшета, оснащенного специальным электронным карандашом, позволяющим осуществлять записи и передавать видеоизображение по модему другим участникам аудиоконференции. Принцип действия этого планшета не сильно отличается от принципа действия обычной компьютерной мыши и в простейшем случае способен заменять ее. Модем необходим для передачи графической и звуковой информации по телефонной линии на звуковой мост. Далее звуковой мост перенаправляет эту информацию всем участникам конференции для отображения графики на мониторах их компьютеров и озвучивания сопроводительной речи.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.