План-конспект урока " Периодическая система химических элементов"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 14.01.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

периодическая система Д.,И. Менделеева
Иконка файла материала периодическая система химических элементов.docx

Тема урока: Периодическая система химических элементов.

Цель урока: рассмотреть периодическую систему химических элементов.

Задачи урока:

1) дать понятие о структуре периодической системы;

2) помочь учащимся выяснить сходство и различие в характере изменения свойств атомов элементов больших и малых периодов, особенности групп А и групп В.

3) обучать умению обобщать полученные сведения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесные, словесно-наглядные.

Формируемые понятия: периодическая система, главная группа, побочная группа, период.

Развиваемые понятия: периодический закон, периодичность, систематизация.

Литература для учителя: учебник 8 класса,

Сечко, О. И. Химия: 7 – 8 классы: дидактические материалы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / О. И. Сечко, И. И. Окова. – Минск: Аверсэв, 2009. – 128 с.

Литература для учащихся: учебник 8 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

1)    Организация начала занятия

Здравствуйте! Присаживайтесь.  Кто дежурный? Кто сегодня отсутствует? У всех есть всё необходимое на партах? Приступим к занятию.

2)    Проверка выполнения домашнего задания

2 ученика вызываются к доске для выполнения письменного задания (задания на карточках).

1.                 Составить уравнения реакций полной нейтрализации между кислотами (серная, фосфорная) и основаниями (гидроксид натрия  и гидроксид магния). Назвать все образующиеся соединения.

Решение.

H2SO4 + 2 NaOH →Na2SO4 + 2H2O (сульфат натрия)

H2SO4 + Mg(OH)2 → MgSO4 + 2H2O (сульфат магния)

H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3H2O (фосфат натрия)

2H3PO4 + 3Mg(OH)2 → Mg3(PO4)2 + 6H2O (фосфат магния)

2.                 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения согласно приведенной схеме:

MgMgOMg(OH)2 MgCl2

Решение.

2Mg + O2 → 2MgO

MgO + H2O → Mg(OH)2

Mg(OH)2 + 2HCl → MgCl2+ 2H2O

В это время остальной класс занят фронтальным опросом.

Вопросы:

1.       Какие характеристики химических элементов взял Д. И. Менделеев за основу своей систематизации? (атомная масса).

2.       Почему открытый Д. И. Менделеевым закон носит название «периодического»? Каков смысл этого названия? (смысл заключается в том, что по мере непрерывного увеличения относительной атомной массы через определенное число элементов регулярно появляется схожесть состава и свойств соединений элементов).

3.       Сформулируйте периодический закон.(отвечает несколько человек).

4.       В каком году был открыт периодический закон? (1869).

5.       Как изменяются металлические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (уменьшаются).

6.       Как изменяются неметаллические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (увеличиваются).

7.     Как изменяются свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов (оснований и кислот) с возрастанием относительных атомных масс? (от основных к кислотным).

Учитель проходит по классу и проверяет наличие домашнего задания в тетрадях.

Зачитывается сообщение «Интересные факты из жизни Д. И. Менделеева».

3)    Подготовка к основному этапу занятия

На предыдущем уроке мы рассмотрели периодический закон Д. И. Менделеева. Опираясь на периодический закон, Менделеев построил естественную классификацию химических элементов – периодическую систему химических элементов. Ее графическим изображением является таблица, которая так и называется – периодическая система химических элементов. Запишите в тетради тему урока.

4)    Усвоение новых знаний и способов действий.

Формы таблиц различны (показать различные изображения таблицы Менделеева). В настоящее время наиболее широко используется таблица, представленная на первом форзаце учебника.

Каждый химический элемент занимает одну клетку, в которой указаны химический знак элемента, его название, значение относительной атомной массы и его атомный (порядковый) номер.

Основные структурные единицы периодической системы это периоды и группы. Горизонтальные ряды элементов называются периодами, а вертикальные столбцы – группами. Всего в таблице 7 периодов. Первые три периода называются малыми, остальные четыре большими. В таблице 18 групп. Группы А называются главными, а группы В – побочными. (записать в тетради определение периода и группы). В каждой группе находятся элементы со сходными химическими свойствами их атомов. Номер группы указывает (римскими цифрами), как правило, высшую валентность элементов в соединениях с кислородом.

Причину периодичности в изменении свойств химических элементов можно объяснить только на основе знаний о строении атома. К изучению строения атома мы приступим на следующем уроке.

 

 

5)    Первичная проверка понимания

Давайте повторим:

Как назвал Д. И. Менделеев естественную классификацию химических элементов?(периодическая система химических элементов).

Назовите основные структурные единицы периодической системы. (периоды и группы).

Что такое период? (период – это горизонтальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания их относительных атомных масс, начинающийся щелочным металлом (или водородом) и заканчивающийся благородным газом).

Какие свойства элементов закономерно изменяются в периоде? (металлические и неметаллические свойства).

Дайте определение понятию «группа».(группа – это вертикальный ряд химических элементов в периодической системе, атомы которых обладают сходными свойствами).

6)    Закрепления знаний и способов действий

1.                 Вычислить массовую долю кислорода в высшем оксиде химического элемента, порядковый номер которого 17.

Решение.

Элемент: хлор

Высший оксид: Cl2O7

 

Ответ:  = 61%

2.                 Формула высшего оксида некоторого химического элемента ЭО. Укажите атомные номера, символы, номера периодов и типы групп трех химических элементов которые могут соответствовать данной формуле (задание выполняется устно).

7)    Контроль и самопроверка знаний.

Весь класс проверяет правильность выполнения письменного задания в тетради. Исправляются ошибки на доске.

8)    Подведение итогов занятия

Сегодня мы рассмотрели периодическую систему химических элементов, изучили такие понятия как период и группа, закрепили полученные знания. Все ли вам было понятно? Для того чтобы лучше усвоить изученный материал необходимо выполнить домашнее задание.

9)    Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Запишите задание на дом: § 8 задания 5 – 8.

10)   Рефлексия

Продолжить предложения:

1)    Сегодня на уроке я узнал…

2)    Сегодня на уроке мне понравилось…


 

3)