План-конспект урока " Периодическая система химических элементов"
Оценка 4.6

План-конспект урока " Периодическая система химических элементов"

Оценка 4.6
Разработки уроков
docx
химия
7 кл—8 кл
14.01.2021
План-конспект урока " Периодическая система химических элементов"
периодическая система Д.,И. Менделеева
периодическая система химических элементов.docx

Тема урока: Периодическая система химических элементов.

Цель урока: рассмотреть периодическую систему химических элементов.

Задачи урока:

1) дать понятие о структуре периодической системы;

2) помочь учащимся выяснить сходство и различие в характере изменения свойств атомов элементов больших и малых периодов, особенности групп А и групп В.

3) обучать умению обобщать полученные сведения.

Тип урока: урок изучения нового материала

Методы: словесные, словесно-наглядные.

Формируемые понятия: периодическая система, главная группа, побочная группа, период.

Развиваемые понятия: периодический закон, периодичность, систематизация.

Литература для учителя: учебник 8 класса,

Сечко, О. И. Химия: 7 – 8 классы: дидактические материалы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / О. И. Сечко, И. И. Окова. – Минск: Аверсэв, 2009. – 128 с.

Литература для учащихся: учебник 8 класса

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход  урока

1)    Организация начала занятия

Здравствуйте! Присаживайтесь.  Кто дежурный? Кто сегодня отсутствует? У всех есть всё необходимое на партах? Приступим к занятию.

2)    Проверка выполнения домашнего задания

2 ученика вызываются к доске для выполнения письменного задания (задания на карточках).

1.                 Составить уравнения реакций полной нейтрализации между кислотами (серная, фосфорная) и основаниями (гидроксид натрия  и гидроксид магния). Назвать все образующиеся соединения.

Решение.

H2SO4 + 2 NaOH →Na2SO4 + 2H2O (сульфат натрия)

H2SO4 + Mg(OH)2 → MgSO4 + 2H2O (сульфат магния)

H3PO4 + 3NaOH → Na3PO4 + 3H2O (фосфат натрия)

2H3PO4 + 3Mg(OH)2 → Mg3(PO4)2 + 6H2O (фосфат магния)

2.                 Составьте уравнения реакций, при помощи которых можно осуществить превращения согласно приведенной схеме:

MgMgOMg(OH)2 MgCl2

Решение.

2Mg + O2 → 2MgO

MgO + H2O → Mg(OH)2

Mg(OH)2 + 2HCl → MgCl2+ 2H2O

В это время остальной класс занят фронтальным опросом.

Вопросы:

1.       Какие характеристики химических элементов взял Д. И. Менделеев за основу своей систематизации? (атомная масса).

2.       Почему открытый Д. И. Менделеевым закон носит название «периодического»? Каков смысл этого названия? (смысл заключается в том, что по мере непрерывного увеличения относительной атомной массы через определенное число элементов регулярно появляется схожесть состава и свойств соединений элементов).

3.       Сформулируйте периодический закон.(отвечает несколько человек).

4.       В каком году был открыт периодический закон? (1869).

5.       Как изменяются металлические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (уменьшаются).

6.       Как изменяются неметаллические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (увеличиваются).

7.     Как изменяются свойства высших оксидов и соответствующих им гидроксидов (оснований и кислот) с возрастанием относительных атомных масс? (от основных к кислотным).

Учитель проходит по классу и проверяет наличие домашнего задания в тетрадях.

Зачитывается сообщение «Интересные факты из жизни Д. И. Менделеева».

3)    Подготовка к основному этапу занятия

На предыдущем уроке мы рассмотрели периодический закон Д. И. Менделеева. Опираясь на периодический закон, Менделеев построил естественную классификацию химических элементов – периодическую систему химических элементов. Ее графическим изображением является таблица, которая так и называется – периодическая система химических элементов. Запишите в тетради тему урока.

4)    Усвоение новых знаний и способов действий.

Формы таблиц различны (показать различные изображения таблицы Менделеева). В настоящее время наиболее широко используется таблица, представленная на первом форзаце учебника.

Каждый химический элемент занимает одну клетку, в которой указаны химический знак элемента, его название, значение относительной атомной массы и его атомный (порядковый) номер.

Основные структурные единицы периодической системы это периоды и группы. Горизонтальные ряды элементов называются периодами, а вертикальные столбцы – группами. Всего в таблице 7 периодов. Первые три периода называются малыми, остальные четыре большими. В таблице 18 групп. Группы А называются главными, а группы В – побочными. (записать в тетради определение периода и группы). В каждой группе находятся элементы со сходными химическими свойствами их атомов. Номер группы указывает (римскими цифрами), как правило, высшую валентность элементов в соединениях с кислородом.

Причину периодичности в изменении свойств химических элементов можно объяснить только на основе знаний о строении атома. К изучению строения атома мы приступим на следующем уроке.

 

 

5)    Первичная проверка понимания

Давайте повторим:

Как назвал Д. И. Менделеев естественную классификацию химических элементов?(периодическая система химических элементов).

Назовите основные структурные единицы периодической системы. (периоды и группы).

Что такое период? (период – это горизонтальный ряд химических элементов, расположенных в порядке возрастания их относительных атомных масс, начинающийся щелочным металлом (или водородом) и заканчивающийся благородным газом).

Какие свойства элементов закономерно изменяются в периоде? (металлические и неметаллические свойства).

Дайте определение понятию «группа».(группа – это вертикальный ряд химических элементов в периодической системе, атомы которых обладают сходными свойствами).

6)    Закрепления знаний и способов действий

1.                 Вычислить массовую долю кислорода в высшем оксиде химического элемента, порядковый номер которого 17.

Решение.

Элемент: хлор

Высший оксид: Cl2O7

 

Ответ:  = 61%

2.                 Формула высшего оксида некоторого химического элемента ЭО. Укажите атомные номера, символы, номера периодов и типы групп трех химических элементов которые могут соответствовать данной формуле (задание выполняется устно).

7)    Контроль и самопроверка знаний.

Весь класс проверяет правильность выполнения письменного задания в тетради. Исправляются ошибки на доске.

8)    Подведение итогов занятия

Сегодня мы рассмотрели периодическую систему химических элементов, изучили такие понятия как период и группа, закрепили полученные знания. Все ли вам было понятно? Для того чтобы лучше усвоить изученный материал необходимо выполнить домашнее задание.

9)    Информация о домашнем задании. Инструктаж по его выполнению.

Запишите задание на дом: § 8 задания 5 – 8.

10)   Рефлексия

Продолжить предложения:

1)    Сегодня на уроке я узнал…

2)    Сегодня на уроке мне понравилось…


 

3)   

Тема урока: Периодическая система химических элементов

Тема урока: Периодическая система химических элементов

Ход урока 1) Организация начала занятия

Ход урока 1) Организация начала занятия

Как изменяются неметаллические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (увеличиваются)

Как изменяются неметаллические свойства простых веществ в периодах с возрастанием относительных атомных масс элементов, которые образуют эти вещества? (увеличиваются)

Первичная проверка понимания

Первичная проверка понимания

Все ли вам было понятно? Для того чтобы лучше усвоить изученный материал необходимо выполнить домашнее задание

Все ли вам было понятно? Для того чтобы лучше усвоить изученный материал необходимо выполнить домашнее задание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.01.2021