План конспект урока для 10 класса по обществознанию "Банковская система и финансовые организации""

  • docx
  • 25.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Сценарий урока +план конспект для 10 класса.docx

Учитель

Белак Ирина Александровна

Класс

10 а  класс

Тема

Банковская система  и финансовые организации.

Цель урока

Изучить понятия Банк, банковская система РФ, центробанк, функции банков, другие финансовые организации.

 

Тип урока

Урок изучения нового материала

Планируемые  результаты 

Предметные умения

УУД

Знание ключевых понятий по теме;

Умение преобразовывать (анализировать, обобщать, систематизировать) изучаемый материал в соответствии с решаемой задачей;

Личностные

- Готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению;

Регулятивные: 

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, уметь ставить учебные  цели и задачи; уметь адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения своих действий; осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата; корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

Познавательные

умение создавать, применять и преобразовывать учебный текст в графическую форму; усвоить  понятия банк, уровни банковской системы в РФ, Функции коммерческих и центрального банка, другие финансовые организации. Формировать информационно- коммуникационные компетенции.

Коммуникативные:

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Основные понятия

Центробанк, функции банков, финансовые организации, коммерческий банк.

 

Организация пространства

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

География, История, Алгебра

Индивидуальная, фронтальная

Учебник, раздаточные материалы , проектор, компьютер

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

 

 

 

 

Организационный этап.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Этап проверки д/з.

 

                                               

 

 

 

 

 

 

 

Взаимные приветствия учителя, гостей и учащихся; фиксация отсутствующих; организация внимания и внутренней готовности.

Какой раздел обществознания мы изучаем? Верно, мы продолжаем изучать экономику, предмет, который присутствует в нашей жизни постоянно, ежедневно.

 

 

 

 

Итак, давайте вспомним, что вы успели изучить в разделе экономика. К доске выходят два человека, работают с заданиями. (дублируем на слайде).   Четверо обучающихся получают карточки, остальные работают в режиме блиц – опроса. Повторяем понятия: спрос, предложение, экономические системы и их особенности, эффект  Гиффена, эффект Веблена, инфериорные товары, равновесная цена, налог, монополия, конкуренция, цена,  альтернативная стоимость, безработица, экстенсивный экономический рост, интенсивный экономический рост.  Оцениваем работу обучающихся у доски, карточки на проверку. Плюсы тем, кто правильно отвечал фронтально. (правильные ответы фиксирует ).

Ну а теперь мы должны с Вами определить тему , по которой мы сегодня будем работать. 

Внимание на слайд. Попробуем разгадать ребус. Верно, запишите тему урока : «Банковская система и финансовые организации».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приветствуют учителя и гостей.

 

 

 

 

 

 

 

Работают по заданию учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Записывают тему в тетрадь.

 

 

 

 

 

Постановка цели урока. Актуализация знаний.

 

 

 

 

 

Какова цель нашего урока? Правильно, изучить понятие Банк, банковская система РФ, центробанк, функции банков,  другие финансовые организации.

 

 

 

 

 

 

 

Называют цель урока.

Первичное усвоение новых знаний.

Итак, тема урока выявлена, цель поставлена. Запишите тему урока в тетрадь. Прошу к доске ___, у тебя было опережающее задание. (стр 130- 131). Попробуй сформулировать, что такое банк. Проверим? Запись в тетради- банк – это……смотрим на слайд

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.     Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).

2.     Вывоз из страны (экспорт)

3.     Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).

4.     Розыгрыш по билетам (лотерея).

5.     Объявление, извещение о товаре или услуге (реклама).

6.     Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф).

7.     Требование на товары со стороны покупателя (спрос).

8.     Потеря, ущерб фирмы в результате неэффективной рекламной кампании (убыток).

9. Какое животное всегда при деньгах? (поросенок: у него есть пятачок)

10. Назовите мероприятие, где цену набивают молотком? (аукцион)

 11. Какую страну называют «банкиром всего мира»? (Швейцарию)

12. «Добрый» по отношению к « Садам Придонья» это кто? (конкурент)

13. Какая русская народная сказка демонстрирует эффективность коллективного труда? (репка).

 

Обучающийся рассказывает у доски материал из учебника, который был задан индивидуально.(стр 130-131)

Физминутка

Выполняют физминутку.

 

Первичное усвоение новых знаний.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичная проверка знаний. Первичное закрепление.

 

Продолжаем работу . Прошу Вас открыть учебники, стр. 132-134. Составьте кластер  «Банковская Система» из определения и функции центрального Банка России и коммерческих банков. Вопрос на засыпку : кто является главой центробанка РФ ? (Эльвира Набиулина). Итак, давайте проверим кластер.  К доске___

 

Теперь давайте применим навыки финансовой грамотности и посчитаем прибыль коммерческого банка, предположим «Соболь».  (Слайд)

Формула расчета прибыли: Прибыль= Выручка -  издержки.

Доходы коммерческого банка по кредитам составили  380 миллионов рублей. При этом затраты банка на оплату труда сотрудников, процентов по вкладам, оплату аренды составили 167 миллионов рублей. Посчитайте прибыль, и ответьте на вопрос : Верно ли утверждение, что прибыль банка- это разность процентов по кредитам и депозитам? (и скажите, вопрос толстый или тонкий ? Почему? Правильно, толстый,  так как требует рассуждения.  МИНИ ИТОГ: что успели изучить?

Итак, внимание на слайд. Кроме банков в стране существуют другие финансовые организации. Запишите в тетрадь виды фин. организаций, не расписывая их функции. Это будет часть домашнего задания

 Страховые компании.  Формируют за счёт предприятий, организаций и населения денежные фонды для выплат страховых возмещений ущерба при наступлении определённых событий (страховых случаев). 

Инвестиционные компании. Выпуская собственные ценные бумаги (паи), они накапливают денежные средства инвесторов, которые пускают в работу с целью впоследствии получить прибыль от своих вложений. 

Пенсионные фонды.  Организуют сбор и накопление денежных средств, предназначенных для пенсионного обеспечения граждан. 

Фондовая биржа. Организованный рынок, на котором субъекты финансовых отношений совершают все операции с ценными бумагами. 

Межгосударственный финансово-кредитный институт.  Занимается финансированием и кредитованием разных стран, содействует мировой торговле, оказывает помощь в стабилизации финансовой системы развивающихся стран. 

 

Микрофинансовые организации выдача микрозаймов населению

Почему микрозаймы ассоциируются с мошеническими организациями?

 

Где можем применить полученные знания? Правильно, на экзамене. Внимание на слайд.

Закрепляем полученные знания

      1.В банковскую систему входят:

      а) страховые компании, банки, инвестиционные фирмы; б) коммерческие банки;

      в) Центральный эмиссионный банк и сеть коммерческих банков;

      г) Госбанк и государственные специализированные банки.

      Ответ _________________

      2.ЦБ осуществляет:

      а)эмиссию денег; б)операции с акционерными компаниями;

      в)привлечение денежных сбережений населения; г)кредитование населения.

      Ответ _________________

      3.Коммерческие банки:

      а) осуществляют контроль над денежной массой в стране;

      б) привлекают свободные денежные средства и размещают их в форме ссуд;

      в) используют средства пенсионных фондов; г) занимаются эмиссией денег.

      Ответ _________________

      4.Кредит – это:

      а) финансирование государственных экономических программ;

      б) ссуды на условиях возвратности и платности;

      в) доверие кредитора заемщику; г) привлечение денежных средств банками.

Итак, какова была цель урока? Мы её достигли?

 

 

 

Составляют кластер в тетради, проверяем вместе

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполняют задание учителя

 

Отвечают на вопрос

 

 

 

 

 

Отвечают на вопрос, приводя пример и считая проценты.

 

 

Выполняют  тестовое задание закрепляют материал.

Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Итак , д/з на каникулы: 1. Вписать в тетрадь, в тему функции фин организаций+привести примеры берем ближе к нам, Оренбургскую область по возможности.  2. Подготовить презентации об основании и функциях : Альфа – БАНК, Сбербанк, ВТБ.

  

 

Записывают д/з

 

 

 

Этап рефлексии деятельности на уроке

 

 

 

 

1. На уроке я работал____________

2. Своей работой на уроке я______________                   

3. Урок для меня показался__________________

4. За урок я______________

5. Материал урока мне был

 

 

 

Заполняют и сдают анкеты