План - конспект урока физики в 11 классе по теме:"Энергия связи атомных ядер"
Оценка 4.8

План - конспект урока физики в 11 классе по теме:"Энергия связи атомных ядер"

Оценка 4.8
docx
30.05.2024
План - конспект урока физики в 11 классе по теме:"Энергия связи атомных ядер"
План - конспект урока физики в 11 классе Энергия связи атомных ядер.docx

  Физика 11 класс Урок №42.                                                                    Дата:    

  Тема. Энергия связи атомных ядер

  Цель урока: изучить строение атомного ядра.

  Планируемые результаты:

-предметные: ученик узнает о строении атомного ядра, о ядерных силах, удерживающих частицы внутри ядра, а также об энергии связи атомного ядра; ученик научится находить дефект масс, энергию связи по формулам.

- метапредметные:

регулятивные: ученик самостоятельно научится ставить цели и планировать пути достижения; контролировать своё время; ученик будет иметь возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели;

коммуникативные: ученик научится полно и точно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное взаимопонимание с учителем и сверстниками;

познавательные: ученик научится давать определения понятиям, находить число протонов и нейтронов в ядре; ученик получит возможность научиться решать задачи на нахождение дефекта масс и энергии связи;

-личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.

Тип урока: урок получения нового знания.

Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.

Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник, экран.

План урока

I.          Организационный момент   1 мин                                                                                                                    

 II.  Актуализация знания    10 мин                                              

III. Мотивирование к учебной деятельности 1 мин                                                                                                                                             

IV. Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока. 2 мин                                                                                                       

V. Построение проекта выхода из затруднения   15 мин                                                                                                                

VI. Закрепление знаний и умений. 12 мин.

VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 3 мин

VIII . Домашнее задание. 1 мин                                                                                                                                              

 

Ход  урока

I. Организационный момент

-приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.

II. Актуализация знания

В начале этого занятия нужно повторить изученный материал, который будет необходим нам для изучения нового материала.

1.      Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота α- частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода)

2.      Как проводились опыты по регистрации протона? (Применялся в первых опытах метод сцинтилляций – вспышек, а позднее – превращение азота наблюдалось в камере Вильсона.)

3.      Как выглядит превращение ядер благодаря значкам химических элементов?                                      (14N + 4He  178 O +11H)

4.      В каком году и кем был открыт нейтрон?                                                                                                                        (В 1932 году Д. Чедвиком, учеником Резерфорда)

5.      Какое излучение было обнаружено? (Были обнаружены γ- лучи, способные преодолеть свинцовую пластину толщиной 10-20 см.)

6.      Как была названа новая частица? (Была названа нейтроном)

7.      Какова масса нейтрона, и каков его символ? (Чуть побольше 1 а.е.м., символ- 1n)

8.      Какова реакция происходит при попадании α-частиц в ядра бериллия?

(94 Be + 42 àHe  12C +10 n)

9.Что такое радиоактивность? (  - самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.)

10. Что характерно для нейтрона? (Нейтрон - нестабильная частица, не имеющая заряда и за 15 мин распадающаяся на протон, электрон и нейтрино)

 В природе существуют радиоактивные химические элементы, которые излучают три вида  излучения. Какие это излучения?

  • Альфа-излучение   – это поток положительно заряженных  α-частиц (ядер гелия ), летящих со скоростью 14000-2000 км/с
  • Бета-излучение – это поток электронов, летящих со скоростью близкой к скорости света (0,999с)
  • Гамма-излучение  — электромагнитное излучение с длиной волны менее   10-10 м, имеющее ярко выраженные корпускулярные свойства, то есть являющееся потоком γ-квантов.
  • При радиоактивном  излучении происходят  превращения ядер химических элементов (альфа- и бета-распад).

III. Мотивирование к учебной деятельности

После открытия нейтрона в опытах Чедвика советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий учёный В. Гейзенберг в 1932 году предложили протонно-нейтронную модель ядра атома. Эта модель после многих лет исследований оказалась верной и общепризнанной. А в чём она состоит?

IV. Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока.

Попробуйте сформулировать цель урока.

Что же было предложено советским физиком Д. Д. Иваненко?

(Им была предложена протонно-нейтронная модель ядра атома).

Значит, о чём пойдёт речь на уроке?

(О строении атомного ядра)

А что может удержать протоны и нейтроны внутри ядра?

(Ядерные силы)

А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц)

Всё это вы узнаете сегодня на этом уроке.

Запишите, пожалуйста, тему урока:   Энергия связи атомных ядер

V. Построение проекта выхода из затруднения

Познакомьтесь, пожалуйста, с информацией о строении ядра атома, ядерных силах и энергии связи атомных ядер.

 Вопросы по теме (учебным материалом можно пользоваться (с.306-308)):

1.      Что можно сказать о количестве протонов в ядре?

(Число протонов обозначается буквой Z и равно количеству электронов в атомной оболочке, т.е. равно также порядковому номеру элемента в периодической таблице Д. И. Менделеева)

2.      А как найти количество нейтронов?

(Количество нейтронов обозначается буквой N и равно разности массового числа А и количества протонов Z)

3.      Как называют протоны и нейтроны вместе?

(Протоны и нейтроны вместе называют нуклонами)

4.      Могут ли протоны и нейтроны внутри ядра удерживаться гравитационными или электромагнитными силами?

(Не могут, так как гравитационные силы слабые, а электромагнитные не могут, так как нейтроны не имеют заряда, а положительно заряженные протоны имеют силу электрического отталкивания.)

5.      Какие силы действуют между нуклонами?

(Между нуклонами действуют ядерные силы)

6.      На каких расстояниях проявляются ядерные силы?

(На расстоянии 10-12 - 10-13 см, т.е. они являются короткодействующими)

7.      Что такое энергия связи ядра?

(Это энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны)

8.      По какой формуле можно найти энергию?

(E = mc2)

9.      По какой формуле находится дефект масс?

(Δ M = Z mp+ N m– Мя)

10.  Что показывает энергия связи? (Энергия связи показывает на сколько уменьшается энергия системы при образовании нуклонов)

11.  Чему равна энергия связи?

св = Δ M с= (Z mp+ N m– Мя) с2 )

12.  Что такое энергия связи?

(Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для расщепления ядра на составляющие частицы)

В тетрадях нужно записать последние три формулы со всеми разъяснениями.

VI. Закрепление знаний и умений.

При проведении данного этапа используется парная форма работы: учащиеся решают задачу №4 учебника на с.309.   Необходимо напомнить, что 1 эВ=1,6 *10 -19 Дж.

Самостоятельная работа.

Вам теперь предстоит выполнить задание на нахождение количества протонов и нейтронов, решив  задачу №3 учебника, стр.309.  

 VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 

Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Выставляет отметки за урок.

Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:

Я узнал…

Я научился…

Теперь я могу…

Я затруднялся…

Мне понравилось…

VIII . Домашнее задание.

( учитель даёт пояснение к выполнению домашней работы)

Прочитать §80, 81, стр.305 – 309 , решить №6, стр.309, №1 стр.322

 

Задача1. Стр.322. http://5terka.com/sites/default/files/10_1.JPG

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Физика 11 класс Урок №42.

Физика 11 класс Урок №42.

Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота α- частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода) 2

Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота α- частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода) 2

Ядерные силы) А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц)

Ядерные силы) А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц)

Что такое энергия связи? (Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для…

Что такое энергия связи? (Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для…

Задача1. Стр.322.

Задача1. Стр.322.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2024