Физика 11 класс Урок №42. Дата:
Тема. Энергия связи атомных ядер
Цель урока: изучить строение атомного ядра.
Планируемые результаты:
-предметные: ученик узнает о строении атомного ядра, о ядерных силах, удерживающих частицы внутри ядра, а также об энергии связи атомного ядра; ученик научится находить дефект масс, энергию связи по формулам.
- метапредметные:
регулятивные: ученик самостоятельно научится ставить цели и планировать пути достижения; контролировать своё время; ученик будет иметь возможность научиться оценивать свои возможности достижения цели;
коммуникативные: ученик научится полно и точно выражать свои мысли; организовывать и планировать учебное взаимопонимание с учителем и сверстниками;
познавательные: ученик научится давать определения понятиям, находить число протонов и нейтронов в ядре; ученик получит возможность научиться решать задачи на нахождение дефекта масс и энергии связи;
-личностные: ученик получит возможность для формирования устойчивой учебно – познавательной мотивации, готовности к самообразованию и самовоспитанию.
Тип урока: урок получения нового знания.
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная.
Необходимое техническое оборудование: компьютер, проектор, учебник, экран.
План урока
I. Организационный момент 1 мин
II. Актуализация знания 10 мин
III. Мотивирование к учебной деятельности 1 мин
IV. Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока. 2 мин
V. Построение проекта выхода из затруднения 15 мин
VI. Закрепление знаний и умений. 12 мин.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). 3 мин
VIII . Домашнее задание. 1 мин
Ход урока
I. Организационный момент
-приветствие; определение отсутствующих; проверка готовности учащихся к уроку.
II. Актуализация знания
В начале этого занятия нужно повторить изученный материал, который будет необходим нам для изучения нового материала.
1. Что было получено Резерфордом при бомбардировке азота α- частицами, испускаемыми радием? (Были получены протоны – ядра атома водорода)
2. Как проводились опыты по регистрации протона? (Применялся в первых опытах метод сцинтилляций – вспышек, а позднее – превращение азота наблюдалось в камере Вильсона.)
3. Как выглядит превращение ядер благодаря значкам химических элементов? (147 N + 42 He 178 O +11H)
4. В каком году и кем был открыт нейтрон? (В 1932 году Д. Чедвиком, учеником Резерфорда)
5. Какое излучение было обнаружено? (Были обнаружены γ- лучи, способные преодолеть свинцовую пластину толщиной 10-20 см.)
6. Как была названа новая частица? (Была названа нейтроном)
7. Какова масса нейтрона, и каков его символ? (Чуть побольше 1 а.е.м., символ- 10 n)
8. Какова реакция происходит при попадании α-частиц в ядра бериллия?
(94 Be + 42 àHe 126 C +10 n)
9.Что такое радиоактивность? ( - самопроизвольное превращение ядер одних химических элементов в ядра других химических элементов, сопровождаемое испусканием различных частиц или ядер.)
10. Что характерно для нейтрона? (Нейтрон - нестабильная частица, не имеющая заряда и за 15 мин распадающаяся на протон, электрон и нейтрино)
В природе существуют радиоактивные химические элементы, которые излучают три вида излучения. Какие это излучения?
III. Мотивирование к учебной деятельности
После открытия нейтрона в опытах Чедвика советский физик Д. Д. Иваненко и немецкий учёный В. Гейзенберг в 1932 году предложили протонно-нейтронную модель ядра атома. Эта модель после многих лет исследований оказалась верной и общепризнанной. А в чём она состоит?
IV. Самоопределение деятельности. Целеполагание. Формулировка темы урока.
Попробуйте сформулировать цель урока.
Что же было предложено советским физиком Д. Д. Иваненко?
(Им была предложена протонно-нейтронная модель ядра атома).
Значит, о чём пойдёт речь на уроке?
(О строении атомного ядра)
А что может удержать протоны и нейтроны внутри ядра?
(Ядерные силы)
А чем должны обладать атомные ядра? (Какой-то энергией, чтобы не была нарушена связь при образовании ядер из частиц)
Всё это вы узнаете сегодня на этом уроке.
Запишите, пожалуйста, тему урока: Энергия связи атомных ядер
V. Построение проекта выхода из затруднения
Познакомьтесь, пожалуйста, с информацией о строении ядра атома, ядерных силах и энергии связи атомных ядер.
Вопросы по теме (учебным материалом можно пользоваться (с.306-308)):
1. Что можно сказать о количестве протонов в ядре?
(Число протонов обозначается буквой Z и равно количеству электронов в атомной оболочке, т.е. равно также порядковому номеру элемента в периодической таблице Д. И. Менделеева)
2. А как найти количество нейтронов?
(Количество нейтронов обозначается буквой N и равно разности массового числа А и количества протонов Z)
3. Как называют протоны и нейтроны вместе?
(Протоны и нейтроны вместе называют нуклонами)
4. Могут ли протоны и нейтроны внутри ядра удерживаться гравитационными или электромагнитными силами?
(Не могут, так как гравитационные силы слабые, а электромагнитные не могут, так как нейтроны не имеют заряда, а положительно заряженные протоны имеют силу электрического отталкивания.)
5. Какие силы действуют между нуклонами?
(Между нуклонами действуют ядерные силы)
6. На каких расстояниях проявляются ядерные силы?
(На расстоянии 10-12 - 10-13 см, т.е. они являются короткодействующими)
7. Что такое энергия связи ядра?
(Это энергия, которая необходима для полного расщепления ядра на отдельные нуклоны)
8. По какой формуле можно найти энергию?
(E = mc2)
9. По какой формуле находится дефект масс?
(Δ M = Z mp+ N mn – Мя)
10. Что показывает энергия связи? (Энергия связи показывает на сколько уменьшается энергия системы при образовании нуклонов)
11. Чему равна энергия связи?
(Есв = Δ M с2 = (Z mp+ N mn – Мя) с2 )
12. Что такое энергия связи?
(Энергия связи – это энергия, которая выделяется при образовании ядра из отдельных частиц, и соответственно это та энергия, которая необходима для расщепления ядра на составляющие частицы)
В тетрадях нужно записать последние три формулы со всеми разъяснениями.
VI. Закрепление знаний и умений.
При проведении данного этапа используется парная форма работы: учащиеся решают задачу №4 учебника на с.309. Необходимо напомнить, что 1 эВ=1,6 *10 -19 Дж.
Самостоятельная работа.
Вам теперь предстоит выполнить задание на нахождение количества протонов и нейтронов, решив задачу №3 учебника, стр.309.
VII. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).
Учитель подводит итоги урока, акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности. Выставляет отметки за урок.
Учитель предлагает учащимся продолжить предложение:
Я узнал…
Я научился…
Теперь я могу…
Я затруднялся…
Мне понравилось…
VIII . Домашнее задание.
( учитель даёт пояснение к выполнению домашней работы)
Прочитать §80, 81, стр.305 – 309 , решить №6, стр.309, №1 стр.322
Задача1. Стр.322.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.