План-конспект урока Информационные ресурсы общества по дисциплине Информатика

  • pdf
  • 25.12.2024
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала План-конспект урока Информационны ресурсы общества по дисциплине Информатика.pdf

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ 

Методическая разработка преподавателей Мирнинского регионального технического колледжа  Дисциплина ПД 2. «Информатика».

Тема занятия: «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление». Формируемые компетенции: 

  ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК.2. Организовывать собственную деятельность выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

Этапы урока

Содержание этапов урока

1. Организационный момент. Цели для преподавателя:

-                   создать условия для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность;

-                   способствовать повышению мотивации учения.

Цели для обучающихся:

-                   включиться в учебную деятельность; - подготовиться к восприятию нового учебного материала.

Цели     этапа     занятия      достигаются

1.  Вводный инструктаж 

1.1.                       Проверка наличия обучающихся. Повторение техники безопасности в кабинете информатики.  

Начинаем занятие. Отметим отсутствующих на занятие и проверим вашу готовность к занятию на наличие тетрадей.

1.2.                       Целевая установка на урок.

Сегодня у нас тема «Информационные ресурсы общества. Образовательные информационные ресурсы. Работа с программным обеспечением. Инсталляция программного обеспечения, его использование и обновление».  

 

 

ОК.4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК.5. Использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

Цели занятия: научиться пользоваться образовательными информационными ресурсами, искать нужную информацию с их помощью; овладеть навыками установки  программного обеспечения. Методы 

- обучения: алгоритмический, диалогический; - преподавания: объяснительно-побуждающий; - учения: репродуктивный.

Тип занятия: закрепление теоретических знаний.

Вид занятия: практическая работа.

 

посредством-объявления темы занятия и постановки общих целей;

-                     разъяснения роли изучаемого содержания в процессе формирования конкретных общих и профессиональных компетенций;

-                     раскрытия значения изучаемого содержания для будущей

профессиональной деятельности;

 

2. Изучение нового учебного материала (способов действий).

Цели для преподавателя:

-                     раскрыть понятие ИРО

-                     раскрыть принципы поиска информации

с помощью ИРО

-                     закрепить навыки установки программного обеспечения Цели для обучающихся:

-научиться пользоваться образовательными информационными

ресурсами 

-искать нужную информацию с помощью

ИРО

-овладеть       навыками       установки  программного обеспечения

Цели   этапа             занятия             достигаются посредством

-                     обеспечения понимания планируемого результата деятельности, основных путей его достижения;

-                     определения критериев, позволяющих обучающимся самостоятельно определять степень достижения запланированного

2. Теоретическая часть. 

Понятие «информационного ресурса общества» (ИРО) является одним из ключевых понятий социальной информатики. Широкое использование этого понятия началось после выхода в 1984 году книги Громова Г.Р.

«Национальные информационные ресурсы: проблемы промышленной эксплуатации».

 «Информационный ресурс – это знания, представленные в проектной форме»,– такое краткое и недостаточно строгое определение было предложено профессором Ю.М. Каныгиным. Таким образом, информационные ресурсы – это знания, подготовленные для целесообразного социального использования. 

Понятие ИРО, накопленных в обществе знаний, может быть рассмотрено в узком и широком смысле слова. ИРО в узком смысле слова – это знания, уже готовые для целесообразного социального использования, то есть отчужденные от носителей и материализованные знания. 

ИРО в широком смысле слова включают в себя все отчужденные от носителей и включенные в информационный обмен знания, существующие как в устной, так и в материализованной форме. Понятие ресурс определяется в Словаре русского языка С.И. Ожегова как запас, источник чего-нибудь. Что же касается информационных ресурсов, то это понятие является сравнительно новым. Оно еще только начинает входить в жизнь современного общества, хотя в последние годы становится все более употребительным не только в научной литературе, но и в общественно- политической деятельности. 

Причиной этого, безусловно, является глобальная информатизация общества, в котором все больше начинает осознаваться особо важная роль информации и научных знаний. 

Для классификации информационных ресурсов могут быть использованы следующие их наиболее важные параметры: 

o                    тематика хранящейся в них информации; 

o                    форма собственности – государственная (федеральная, субъекта федерации, муниципальная), общественных организаций, акционерная, частная;  

o                    доступность информации – открытая, закрытая, конфиденциальная; 

o                    принадлежность к определенной информационной системе – библиотечной,- архивной, научно-технической;  o источник информации – официальная информация, публикации в СМИ, статистическая отчетность, результаты социологических исследований; 

o                    назначение и характер использования информации– массовое региональное, ведомственное; 

 

результата;

- организации активной самостоятельной деятельности обучающихся написанию лекции во время занятия. 

 

по

o форма представления информации – текстовая, цифровая, графическая, мультимедийная;  o вид носителя информации – бумажный, электронный.   

Под образовательными информационными ресурсами мы будем понимать текстовую, графическую и мультимедийную информацию, а также исполняемые программы (дистрибутивы), то есть электронные ресурсы, созданные специально для использования в процессе обучения на определенной ступени образования и для определенной предметной области. 

При работе с образовательными ресурсами появляются такие понятия, как субъект и объект этих ресурсов.

Выделяют следующие субъекты информационной деятельности:  o субъект, создающий объекты (все пользователи образовательной системы- преподаватель, студент);  o субъект, использующий объекты (все пользователи образовательной системы);  o субъект, администрирующий объекты, то есть обеспечивающий среду работы с объектами других субъектов

(администраторы сети);   o субъект, контролирующий использование объектов субъектами (инженеры).  

 К образовательным электронным ресурсам относят:  o учебные материалы (электронные учебники, учебные пособия, рефераты, дипломы),  o учебно-методические материалы (электронные методики, учебные программы),  o научно-методические (диссертации, кандидатские работы),  

o                 дополнительные текстовые и иллюстративные материалы (лабораторные работы, лекции) o системы тестирования (тесты – электронная проверка знаний),   o электронные полнотекстовые библиотеки; 

o                 электронные периодические издания сферы образования; 

o                 электронные оглавления и аннотации статей периодических изданий сферы образования,  o электронные архивы выпусков.

 

Выполнение практической работы № 1 и №3  по методической разработке по выполнению практических работ учебной дисциплины пд.02 информатика для студентов первых курсов

 

Проверка выполненной практической работы, выставление оценок за урок.

4. Задание на дом.

Цели для преподавателя:

-                  провести анализ и оценку успешности достижения цели урока, перспектив

последующей работы;

-                  мобилизовать  обучающихся на рефлексию результатов учебной деятельности;

-                  поставить цели самостоятельной работы для обучающихся  (что должны  сделать

4.Заключительная часть. Подведение итогов, выставление отметок.

4.1. Определение задания на дом.

Задание. Повторить лекции по пройденным темам.

 

обучающиеся            в          ходе             выполнения домашнего задания). Цели для обучающихся:

-                     уяснить цели и содержание домашнего задания.

Цели   этапа урока достигаются посредством: 

-                     достижения открытости обучающихся в осмыслении своих действий и самооценки;

-                     определения для обучающихся содержания и объема домашнего задания.