Автор |
Куанышева Инна Викторовна |
Предмет |
Математика |
Класс |
1 класс |
УМК (название, автор) |
«Начальная школа ХХI века», В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва |
Тема урока |
Смысл умножения |
Тип урока |
Открытие нового знания |
Урок 36
СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ
Цели: рассмотреть конкретный смысл действия умножения, как результат сложения равных чисел; учить читать математические записи по образцу; тренироваться в замене суммы одинаковых слагаемых действием умножения.
Ход урока
v ТЕМА УРОКА
I. Организационный момент.
Прозвенел звонок,
Начинается урок!
Игра на внимание.
Делаем только то, что я говорю: руки вверх, руки вниз, руки в стороны, на пояс, на плечи, взяться за уши, за нос, положить руки на голову, на колени… (пытаюсь запутать, показывая другие движения)
Садимся (вспоминаем правила правильной посадки). Открываем тетрадь.
v СТУПЕНИ И ДВЕРЬ
II. Устный счёт. Мотивация к деятельности.
Сегодня на уроке у нас будет гость из сказочной повести Эдуарда Успенского. Вот он уже стучится в дверь. Давайте быстро поднимемся по ступенькам и встретим его. Будем прыгать через ступеньку, т.е. называть числа через один: 10, 12, 14, 16, 18, 20. А теперь спустимся по тем же самым ступенькам: 20, 18, 16, 14, 12, 10. А теперь поднимемся, но уже по другим ступенькам. Итак, какие числа пропущены? 11, 13, 15, 17, 19!
-Но, что такое? Дверь не открывается. Какой предмет поможет нам, чтобы открыть дверь? (ключ) Давайте сконструируем ключ, который поможет открыть дверь. (дети выполняют задание, хожу между рядами)
-Покажите ключики. Благодаря вашим ключам теперь дверь откроется.
Кто стучится в дверь ко мне,
С толстой сумкой на ремне?
Ну конечно это он -
Наш любимый ….(почтальон Печкин)
v ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН
-Давайте поздороваемся. (дети хором: «Здравствуйте!»)
-Здравствуйте, почтальон Печкин! А что это вы нам принесли?
- Я вам посылку принёс. Только я вам её не отдам.
-Почему же Вы нам её не отдадите?
-А…Вот оно что! Почтальон Печкин желает остаться и посмотреть, как вы работаете н уроке. Если вы будете активными, внимательными и старательными он отдаст нам посылку!
-Ну что, покажем почтальону Печкину, как мы умеем работать? (да)
-Тогда вперёд!
III. Актуализация знаний. Постановка проблемы.
v ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧКИ.
· Сколько маленьких утят
К озеру пришли гулять?
Далеко уплыли трое,
Не хотят купаться - двое? (5 утят)
v Записываем в тетрадь решение 3+2=5
v Можно ли этот пример записать по-другому? 2+3=5
· У маленькой Светы 4 конфеты,
Ещё дала 3 Алла.
Сколько всего стало? (7 конфет)
v Записываем в тетрадь решение 4+3=7
v Можно ли этот пример записать по-другому? 3+4=7
· 3 больших, 3 маленьких, маленьких, удаленьких -
Целая семья опят. Сколько их на пне сидят? (6 опят)
v Записываем в тетрадь решение 3+3=6
v Можно ли этот пример записать по-другому? Что изменится, если мы поменяем местами числа? (ничего) Почему ничего не изменится? (Потому что числа одинаковые, мы прибавляем одно и тоже число).
-Сейчас я вас удивлю. Дело в том, что этот пример можно записать по-другому и результат от этого не изменится.
-Хотите узнать как? Тогда вперёд!
v Тема нашего урока: Новое математическое действие – УМНОЖЕНИЕ.
IV. Открытие нового знания.
Очень часто в жизни нас с вами окружают одинаковые предметы. Это могут быть количество пальцев на руке (поднимите ручки), или количество учеников за одной партой (два). И каждый раз, чтобы посчитать общее количество одинаковых предметов, нам нужно все эти предметы сложить. Так мы делаем всегда.
v Узнаем, сколько хвостов у пяти котов? Мы знаем, что у одного кота 1 хвост, значит, чтобы узнать, сколько хвостов у 5 котов, нужно повторить единицу 5 раз. Запишем сумму пяти единиц. (1+1+1+1+1 - по одному хвосту пять раз)
v Узнаем, сколько ушей у 4 мышей? Мы знаем, что у одной мышки 2 уха, значит, чтобы узнать, сколько ушей у 4 мышей, нужно повторить число два четыре раза. Запишем сумму. (2+2+2+2 – по два уха четыре раза)
v Узнаем, сколько ног у трёх коров? Мы знаем, что у одной коровы 4 ноги, значит, чтобы узнать, сколько ног у трех коров, нужно повторить число четыре три раза. Запишем сумму. (4+4+4 - по четыре ноги три раза)
v Узнаем, сколько глаз у 10 собак? Мы знаем, что у одной собаки 2 глаза, значит, чтобы узнать, сколько глаз у 10 собак, нужно повторить число два десять раз. Запишем сумму. (2+2+2+2+2+2+2+2+2+2 – по два глаза десять раз). Запись получилась очень длинной.
-Выясним, что общего в данных выражениях? (складываем одинаковые числа)
v А если нам надо будет сосчитать, сколько ног у 100 осьминогов? У одного осьминога 8 ног. Неужели будем складывать 8 сто раз? Нам не хватит места в тетради, и мы обязательно собьёмся со счёта.
v УМНОЖЕНИЕ
К счастью, люди придумали, и как сделать запись покороче, и как считать быстрее. И решили назвать это действие – умножение. Таким образом, умножение – это особый случай сложения. Когда одно число прибавляется само к себе много-много раз. И когда мы с вами видим, что к одному и тому же числу надо прибавить само себя много раз – мы имеем дело уже не со сложением, а с умножением.
Точка – это знак умножения.
-Как же сделать эту длинную запись короче? 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=
-На первое место мы поставим то число, которое повторяется, а на второе – сколько раз это число повторяется. А между ними ставим знак умножения «ТОЧКУ». Прочитаем запись. По два взять10 раз или 2х10.
v Повторите: По два взять 10 раз или 2х10.
Рассмотрим выражение: 4+4+4 = 4х3
Прочитаем: по четыре взять три раза или 4 умножить на 3
Рассмотрим выражение: 2+2+2+2=2х4
Прочитаем: по два взять четыре раза или 2 умножить на 4
Рассмотрим выражение: 1+1+1+1+1 =1х5
Прочитаем: по одному взять пять раз или 1 умножить на 5
Рассмотрим выражение, которое вызвало у нас затруднение в самом начале урока: 3+3 =3х2
Прочитаем: по три взять два раза или 3 умножить на 2.
-Поставленная проблема решена.
V. Физкультминутка.
VI. Первичное закрепление. (запись на доске)
Рассмотрите. Сколько здесь кружков? Как сосчитать?
Запись: 2 и 2 и 2 и 2 – 2 повторяется 4 раза, значит, можно записать: 2х4 это 8.
Запись: 2 и 2 и 2 – 2 повторяется 3 раза, значит, можно записать: 2х3 это 6.
Запись: 2 и 2 и 2 и 2 и 2 и 2 – 2 повторяется 6 раз, значит, можно записать: 2х6 это 12.
VII. Включение в систему знаний и повторение.
Почтальон Печкин устал сидеть без дела.
У него сегодня много
Писем в сумке на боку –
Из Москвы, из Петербурга,
Из Сургута и Баку.
-Работа почтальона очень трудная. В любую погоду почтальону приходится разносить почту, поднимаясь на разные этажи с тяжёлой сумкой. Давайте ему поможем разнести почту.
Для этого почтальонам необходимо к каждому примеру на сложение подобрать пример на умножение. (почтальоны работают по одному, составляя пары примеров на доске).
письмо |
дом |
2+2+2= |
2х3 |
8+8+8+8+8= |
8х5 |
3+3+3 |
3Х3 |
4+4= |
4х2 |
5+5+5= |
5Х3 |
4+4+4= |
4Х3 |
2+2+2+2= |
2Х4 |
|
|
Молодцы, умнички! Мы с вами хорошо поработали, и почтальон Печкин вручает нам посылку и прощается с нами.
VI. Итог урока.
- С каким арифметическим действием сегодня познакомились? (умножением)
- Каким знаком обозначаем действие умножения? (точка, крестик)
-Что такое умножение? (особый случай сложения)
Мы сегодня отлично поработали.
Знакомство с умножением мы с вами продолжим на следующих занятиях.
Спасибо за урок!
Составление и решение задачи по рисунку.
Составим по картинке задачу и запишем решение задачи двумя разными способами.
Мы видим, что на одной тарелке лежит 3 яблока, а таких тарелок 3. Можем составить такой вариант задачи: на каждой из трёх тарелок лежит по 3 яблока. Сколько яблок лежит на всех тарелках?
Решим задачу действием сложения. Число три повторим 3 раза.
Запишем: 3+3+3=9 (ябл.)
Обратим внимание, что в сумме все слагаемые одинаковые, значит, решение можно записать умножением. Число 3 повторяется 3 раз.
Запишем: 3х3=9 (ябл.)
Ответ: 9 яблок лежит на всех тарелках.
I. Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. (на карточках).
Замени суммы действием умножения.
2+2+2+2+2+2+2=
8+8+8+8+8=
4+4=
6+6+6+6+6+6=
5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=
В завершении самостоятельной работы ученики сами проверяют свои работы и исправляют ошибки по готовому образцу. Те, кто выполнил всё правильно, ставят себе «+», а те, кто допустил ошибки – исправляют и ничего не ставят.
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.