План-конспект урока математики в 1 классе по программе "Начальная школа ХХI века". Тема урока "Смысл умножения".по теме

  • docx
  • 05.07.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Конспект урока математика Смысл умножения.docx

Автор

Куанышева Инна Викторовна

Предмет

Математика

Класс

1 класс

УМК (название, автор)

«Начальная школа ХХI века», В.Н.Рудницкая, Т.В.Юдачёва

Тема урока

Смысл умножения

Тип урока

Открытие нового знания

 

Урок 36
СМЫСЛ УМНОЖЕНИЯ

Цели: рассмотреть конкретный смысл действия умножения, как результат сложения равных чисел; учить читать математические записи по образцу; тренироваться в замене суммы одинаковых слагаемых действием умножения.

Ход урока

v ТЕМА УРОКА

I.                  Организационный момент.

Прозвенел звонок,

Начинается урок!

Игра на внимание.

Делаем только то, что я говорю: руки вверх, руки вниз, руки в стороны, на пояс, на плечи, взяться за уши, за нос, положить руки на голову, на колени… (пытаюсь запутать, показывая другие движения)

Садимся (вспоминаем правила правильной посадки). Открываем тетрадь.

 

v СТУПЕНИ И ДВЕРЬ

 

II.               Устный счёт. Мотивация к деятельности.

Сегодня на уроке у нас будет гость из сказочной повести Эдуарда Успенского. Вот он уже стучится в дверь. Давайте быстро поднимемся по ступенькам и встретим его. Будем прыгать через ступеньку, т.е. называть числа через один: 10, 12, 14, 16, 18, 20. А теперь спустимся по тем же самым ступенькам: 20, 18, 16, 14, 12, 10. А теперь поднимемся, но уже по другим ступенькам. Итак, какие числа пропущены?  11, 13, 15, 17, 19!

-Но, что такое? Дверь не открывается. Какой предмет поможет нам, чтобы открыть дверь? (ключ) Давайте сконструируем ключ, который поможет открыть дверь. (дети выполняют задание, хожу между рядами)

 

         -Покажите ключики. Благодаря вашим ключам теперь дверь  откроется.

Кто стучится в дверь ко мне,

С толстой сумкой на ремне?

Ну конечно это он -

Наш любимый ….(почтальон Печкин)

 

v ПОЧТАЛЬОН ПЕЧКИН

-Давайте поздороваемся. (дети хором: «Здравствуйте!»)

-Здравствуйте, почтальон Печкин! А что это вы нам принесли?

- Я вам посылку принёс. Только я вам её не отдам.

-Почему же Вы нам её не отдадите?

-А…Вот оно что! Почтальон Печкин желает остаться и посмотреть, как вы работаете н уроке. Если вы будете активными, внимательными и старательными он отдаст нам посылку!

-Ну что, покажем почтальону Печкину, как мы умеем работать? (да)

-Тогда вперёд!

 

III.             Актуализация знаний. Постановка проблемы.

v ВЕСЁЛЫЕ ЗАДАЧКИ.

·        Сколько маленьких утят

          К озеру пришли гулять?

          Далеко уплыли трое,

          Не хотят купаться  - двое? (5 утят)

v Записываем в тетрадь решение 3+2=5

v Можно ли  этот пример записать по-другому? 2+3=5

 

·        У маленькой Светы 4 конфеты,

          Ещё дала 3 Алла.

          Сколько всего стало? (7 конфет)

v Записываем в тетрадь решение 4+3=7

v Можно ли этот пример записать по-другому? 3+4=7

 

·        3 больших, 3 маленьких, маленьких, удаленьких -

Целая семья опят. Сколько их на пне сидят? (6 опят)

v Записываем в тетрадь решение 3+3=6

v Можно ли  этот пример записать по-другому? Что изменится, если мы поменяем местами числа? (ничего) Почему ничего не изменится? (Потому что числа одинаковые, мы прибавляем одно и тоже число).

-Сейчас я вас удивлю. Дело в том, что этот  пример можно записать по-другому и результат от этого не изменится.

-Хотите узнать как? Тогда вперёд!

v Тема нашего урока: Новое математическое действие – УМНОЖЕНИЕ.

 

IV.            Открытие нового знания.

Очень часто в жизни нас с вами окружают одинаковые предметы. Это могут быть количество пальцев на руке (поднимите ручки), или количество учеников за одной партой (два). И каждый раз, чтобы посчитать общее количество одинаковых предметов, нам нужно все эти предметы сложить. Так мы делаем всегда.

 

v Узнаем, сколько хвостов у пяти котов? Мы знаем, что у одного кота 1 хвост, значит, чтобы узнать, сколько хвостов у 5 котов, нужно повторить единицу 5 раз. Запишем сумму пяти единиц. (1+1+1+1+1  - по одному хвосту пять  раз)

 

v Узнаем, сколько ушей у 4 мышей?  Мы знаем, что у одной мышки 2 уха, значит, чтобы узнать, сколько ушей у 4 мышей, нужно повторить число два четыре раза. Запишем сумму. (2+2+2+2 – по два уха четыре раза)

 

v Узнаем, сколько ног у трёх коров? Мы знаем, что у одной коровы 4 ноги, значит, чтобы узнать, сколько ног у трех коров, нужно повторить число четыре три раза. Запишем сумму. (4+4+4 - по четыре  ноги три раза)

 

v Узнаем, сколько глаз у 10 собак? Мы знаем, что у одной собаки 2 глаза, значит, чтобы узнать, сколько глаз у 10 собак, нужно повторить число два десять раз. Запишем сумму. (2+2+2+2+2+2+2+2+2+2 – по два глаза десять раз). Запись получилась очень длинной.

 

-Выясним, что общего в данных выражениях? (складываем  одинаковые числа)

v А если нам надо будет сосчитать, сколько ног у 100 осьминогов? У одного осьминога 8 ног. Неужели будем складывать 8 сто раз? Нам не хватит места в тетради, и мы обязательно собьёмся со счёта.

 

v УМНОЖЕНИЕ

К счастью, люди придумали, и как сделать запись покороче, и как считать быстрее. И решили назвать это действие – умножение. Таким образом, умножение – это особый случай сложения. Когда одно число прибавляется само к себе много-много раз. И когда мы с вами видим, что к одному и тому  же числу надо прибавить само себя много раз – мы имеем дело уже не со сложением, а с умножением.

Точка – это знак умножения.

 

-Как же сделать эту длинную запись короче? 2+2+2+2+2+2+2+2+2+2=

-На первое место мы поставим то число, которое повторяется, а на второе – сколько раз это число повторяется. А между ними ставим знак умножения «ТОЧКУ». Прочитаем запись. По два взять10 раз или 2х10.

v Повторите: По два взять 10 раз или 2х10.

 

     Рассмотрим  выражение:  4+4+4 = 4х3

     Прочитаем:  по четыре взять три  раза или   4 умножить на 3 

 

     Рассмотрим  выражение:  2+2+2+2=2х4

    Прочитаем:  по два взять четыре  раза или   2 умножить на 4 

 

    Рассмотрим  выражение:  1+1+1+1+1  =1х5  

    Прочитаем:  по одному  взять пять  раз или   1 умножить на 5  

             Рассмотрим  выражение, которое вызвало у нас затруднение в самом начале урока:                             3+3 =3х2

                Прочитаем: по три взять  два раза или 3 умножить на 2.

-Поставленная проблема решена.

 

V.               Физкультминутка.

 

VI.            Первичное закрепление. (запись на доске)

Рассмотрите. Сколько здесь кружков? Как сосчитать?

Запись:  2 и 2 и 2 и 2 – 2 повторяется 4 раза, значит, можно записать: 2х4 это 8.

                      

Запись:  2 и 2 и 2 – 2  повторяется 3 раза, значит, можно записать: 2х3 это 6.

                      

Запись:  2 и 2 и 2 и 2 и 2 и 2 – 2  повторяется 6 раз, значит, можно записать: 2х6 это 12.

             

VII.        Включение в систему знаний и повторение.

 

Почтальон Печкин устал сидеть без дела.

У него сегодня много

Писем в сумке на боку –

Из Москвы, из Петербурга,

Из Сургута и Баку.

-Работа почтальона очень трудная. В любую погоду почтальону приходится разносить почту, поднимаясь на разные этажи с тяжёлой сумкой. Давайте ему поможем разнести почту.

      Для этого почтальонам необходимо к каждому примеру на сложение подобрать пример на умножение. (почтальоны работают по одному, составляя пары примеров на доске).

письмо

дом

2+2+2=

2х3

8+8+8+8+8=

8х5

3+3+3

3Х3

4+4=

4х2

5+5+5=

5Х3

4+4+4=

4Х3

2+2+2+2=

2Х4

 

 

 

Молодцы, умнички! Мы с вами хорошо поработали, и почтальон Печкин вручает нам посылку и прощается с нами.

 

VI. Итог урока.

- С каким арифметическим действием сегодня познакомились? (умножением)

- Каким знаком обозначаем действие умножения? (точка, крестик)

-Что такое умножение? (особый случай сложения)

 

Мы сегодня отлично поработали.

Знакомство с умножением мы с вами продолжим на следующих занятиях.

Спасибо за урок!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Составление и решение задачи по рисунку.

Составим по картинке задачу и запишем решение задачи двумя разными способами.

Мы видим, что на одной тарелке лежит 3 яблока, а таких тарелок 3. Можем составить такой вариант задачи: на каждой из трёх тарелок лежит по 3 яблока. Сколько яблок лежит на всех тарелках?

Решим задачу действием сложения. Число три повторим 3 раза.

Запишем: 3+3+3=9 (ябл.)

Обратим внимание, что в сумме все слагаемые одинаковые, значит, решение можно записать умножением. Число 3 повторяется 3 раз.

Запишем: 3х3=9 (ябл.)

Ответ: 9 яблок лежит на всех тарелках.

 

I.         Самостоятельная работа с самопроверкой в классе. (на карточках).

Замени суммы действием умножения.

 

2+2+2+2+2+2+2=

 

8+8+8+8+8=

 

4+4=

 

6+6+6+6+6+6=

 

5+5+5+5+5+5+5+5+5+5=

В завершении самостоятельной работы ученики сами проверяют свои работы и исправляют ошибки по готовому образцу. Те, кто выполнил всё правильно, ставят себе «+», а те, кто допустил ошибки – исправляют и ничего не ставят.


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также