Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».
Предмет: история класс 5
Тема урока: «Письменность и знания древних египтян».
Цели и задачи урока:
Обучающая – создать условия для формирования у учащихся представлений о знаниях древних египтян, письменности в древнем Египте.
Воспитательная – создать условия для развития личности у учащихся через прикосновение к знаниям египтян, воспитать у учеников чувство любви и познавательного интереса к предмету.
Развивающая – продолжить развивать у учащихся память, внимание, способность сравнивать и анализировать.
Тип урока: традиционный урок по истории Древнего мира.
План урока:
№пп |
Время |
|
1. |
5-7 мин |
Работа по карточкам, фронтальный опрос |
2. |
5 мин |
Кроссворд с ключевым словом |
3. |
2мин |
Переход к объяснению нового материала |
4. |
15 мин |
Объяснение нового материала |
5. |
5 мин |
Сценка |
6. |
3 мин |
Итог урока |
7. |
3 мин |
Домашнее задание |
Ход урока
I Организационная минута
Здравствуйте, ребята, садитесь! Сегодня нас ожидает интересная встреча - знакомство с письменностью и знаниями древних египтян. Мы узнаем о загадочных письменах, египетских папирусах, учителях и учениках древнего Египта. Но сначала мы, по традиции, вспомним всё то, о чём говорили на предыдущих уроках. Думаю, что небольшая разминка поднимет наш дух соревновательности, ведь за правильные и грамотные ответы на вопросы я буду ставить оценки.
II Повторение пройденного
Работа по карточкам – 3человека (смотреть приложение)
III Фронтальный опрос
1. С какой целью строили пирамиды? построена в качестве усыпальниц для
2. Для кого строили пирамиды? фараонов Древнего и Среднего царств
3. Кто и каким способом строил пирамиды?
4. В чём сходства и различия погребений древних египтян и первобытного человека?
5. Почему мумию Тутанхамона поместили в несколько гробов – саркофагов?
6. Зачем в гробницу Тутанхамона поместили его драгоценности?
7. Опишите египетский храм.
8. Какие правила должны были соблюдать египетские художники и скульпторы, изображающие богов, фараонов, вельмож?
9. Почему египетские художники изображали фараонов значительно выше других людей?
Учащиеся дают ответы. Собрать карточки.
А теперь давайте решим все вместе кроссворд
|
«В Древнем Египте» |
|
7 |
|
||||||||
|
2 |
|
|
5 |
Д |
|
||||||
М |
Х |
6 |
Е |
|
9 |
|
||||||
1 |
А |
3 |
4 |
Е |
И |
Л |
8 |
А |
|
|||
Ш |
А |
М |
П |
О |
Л |
Ь |
О |
Н |
|
|||
А |
Т |
Е |
И |
П |
|
Т |
Б |
У |
|
|||
Д |
|
М |
Р |
С |
|
А |
Е |
Б |
|
|||
У |
Ф |
А |
|
|
Л |
И |
|
|||||
Ф |
И |
М |
И |
С |
|
|||||||
|
С |
И |
С |
|
|
|||||||
|
Д |
К |
|
|||||||||
А |
|
|
||||||||||
|
|
|||||||||||
Вопросы к кроссворду:
1. Особое приспособление, при помощи которого египтяне поливали высоко расположенные сады и огороды.
2. Богиня правды.
3. Первая столица Египетского царства.
4. Огромные гробницы фараонов.
5. Фараон, для которого была выстроена самая большая пирамида.
6. Частицы полусгнивших растений и горных пород, остающихся на берегах Нила после разлива.
7. Область в Северном Египте, похожая на огромный треугольник.
8. Каменные столбы, стоявшие перед входом в храм.
9. Бог мёртвых с головой шакала.
Итак, имя французского учёного, разгадавшего в начале прошлого века тайну иероглифов ШАМПОЛЬОН.
А тема нашего урока
«Письменность и знания древних египтян».
IV Объяснение нового материала
Пункт № 1 в рамках учебника
Трудно было выучить такое письмо. Умеющий читать и писать казался египтянам настоящим мудрецом. А на чём же писали древние египтяне?
Об этом вы узнаете из пункта 2 и ответите на вопросы:
1. Как изготовляли бумагу – папирус?
2. Когда мальчикам разрешали писать на папирусе?
3. Что делали египтяне, чтобы сохранить книгу?
Папирус берегли: аккуратно смывали старые записи, высушивали листок и на нём же выполняли новые задания – переписывали мифы, сказки, поучения старых писцов.
Выходит писец – читает ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ СВОИМ УЧЕНИКАМ (смотреть приложение).
Мы с вами прослушали поучение писцов ученикам. Ученики всегда слушали своего учителя и выполняли все его требования и задания.
Но не все египтяне ходили в школу
Объяснение пункт № 2 в рамках учебника
Вывод: многие знания в Древнем Египте передавались из поколение в поколение только в узком кругу жрецов, чтобы тайны богов не узнали люди.
V Закрепление нового материала:
1. Почему мы говорим «Писать с красной строки?»
2. Мы с вами прослушали поучение писцов своим ученикам. Подумайте, - все ли ученики в египетской школе прилежно учились? - как учитель поддерживал порядок в классе? - чем была привлекательна для египтян должность писца?
3. Какие знания нужны были писцам и жрецам, руководившим постройкой пирамид или храма?
4. Что такое папирус?
5. Как сохраняли книги в Древнем Египте?
6. Кому было легче овладеть грамотой: мальчику в Древнем Египте или российскому школьнику? Почему вы так думаете?
7. Почему умеющий писать и читать казался египтянам настоящим мудрецом?
8. Чем и на чём писали ученики египетских школ?
9. Почему окончившие школу египтяне носили чистые белые одежды, имели руки без мозолей?
10. В нашем учебнике бог солнца назван Амон-Ра. В других книгах тот же бог назван иначе Амун-Ре. Знаем ли мы как надо правильно произносить древнеегипетские имена? Если нет, то почему?
VI Итог урока:
Спасибо, ребята сегодня вы очень хорошо поработали и многое узнали.
Выставление оценок.
VII Домашнее задание:
& 12, ответы на вопросы в конце параграфа.
По выбору: составить несколько предложений или небольшой рассказ египетскими иероглифами.
ПРИЛОЖЕНИЕ
КАРТОЧКА 1
Отметьте на ленте времени даты, связанные со строительством пирамиды Хеопса и правление фараона Тутмоса. Могли ли Хеопс и Тутмос что – нибудь знать друг о друге? Объясните, почему вы так думаете?
КАРТОЧКА 2
Обозначьте, когда произошли данные события и расставьте их на линии времени в хронологическом порядке цифрами:
1. Выделение человека из животного мира
2. Начало перехода к земледелию и скотоводству
3. Образование единого государства в Египте
4. Строительство пирамиды Хеопса.
КАРТОЧКА 3
Ночь… куда спешат двое египтян?
«Я боюсь гнева богов!» - дрожит от страха один. «Голод и нищета страшнее их гнева! Идём, я знаю, как проникнуть во внутрь!» - торопит другой.
- что они замышляют?
- чем привлекают их каменные громады?
- что начли археологи в гробнице Тутанхамона, вырубленной в скалах на западном берегу Нила?
ПОУЧЕНИЕ ПИСЦОВ УЧЕНИКАМ
Будь писцом – он освобождён от всяких повинностей, от работы мотыгой. Ты не будешь таскать корзин, не будут тебя сечь прутьями. Будь писцом, чтобы тело твое было гладким и рука мягкой. И ты будешь выходить в белой одежде, тебя все будут почитать и приветствовать. Писцы – у ног владыки Египта и внимают словам его.
Читай книгу свою ежедневно. Решай задачи молча. Не проводи ни одного дня в безделье, иначе будут бить тебя. Уши мальчика на спине его, и он слушает, когда его бьют. Надоело мне повторять тебе наставления. Ударю тебя сто раз, и ты будешь как побитый осёл. Если ты будешь бродить по улицам, то будешь избит плетью из кожи бегемота. Обезьяна и та понимает слова, обучают даже львов, но ты поступаешь по своему.
Конспект урока по теме "Письменность и знания древних египтян"
5 класс
Учебник: Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История древнего мира. – М.: Просвещение, 2007 г.
Разработала: учитель истории и обществознания СОШ при в\ч 2089 Юрина Людмила Александровна.
Цели урока:
1.Образовательные:
-создать у учащихся представление о школе в Древнем Египте;
-на примере знаний, которые давались в школе, рассказать о развитии науки;
-раскрыть особенности и сложность египетской письменности, историю ее дешифровки;
-познакомить с особенностями египетского счета и системы мер.
2. Развивающие:
-путем наводящих вопросов проблемного характера и решения познавательных задач формировать логическое и историческое мышление учащихся.
3. Воспитательные:
-помочь учащимся осознать необходимость изучения различных школьных предметов;
-воспитывать уважение к чужой культуре.
План урока:
1. Проверка знаний по пройденным темам.
2. Письменность:
-иероглифы,
-дешифровка иероглифов;
-папирусы.
3. Школы в Древнем Египте
4. Развитие наук в Древнем Египте.
5. Итог урока. Рефлексия.
Ход урока.
1. Организационный момент ( проверка готовности к уроку, приветствие) -2 минуты.
2. Этап актуализации знаний. Разминка по вопросам. ( 4-5 минут)
Учащимся предлагается продолжить фразу "Я знаю, что в Древнем Египте (Древний Египет)...."
За каждый правильный ответ ученик получает жетон.
Вариант ответов: "Я знаю, что в Древнем Египте (Древний Египет)
- расположен на берегах Нила;
- Нил разливается в течение четырех месяцев;
- были ремесленники, писцы, крестьяне, вельможи;
- царь назывался фараоном;
- египтяне верили во множество богов;
-египтяне строили пирамиды;
-египтяне совершали военные походы.
3. Мотивационно-целевой этап. Работа с использованием презентации (приложение к конспекту)( 2 минуты)
(1 слайд)
О чем мы будем говорить на уроке? Что будем изучать? (Об алфавите, о письменности)
(2-3 слайд)
Знакомство учащихся с целями и планом урока (4 слайд)
4. Этап объяснения нового материала. Рассказ учителя. (7-8 минут)
На стенах египетских пирамид, в гробницах фараонов и вельмож помещено много загадочных знаков. Их долго не могли прочесть. Это были иероглифы- священные письмена. (слайды 5-7). (запись в тетрадь определения слова "иероглиф")
Поработаем с текстом учебника в парах и составим памятку о том, что обозначали иероглифы. ( приложение 2, раздаточный материал).
4.1. Продолжение рассказа учителя. ( 5 минут)
Долгое время никто не мог разгадать тайну иероглифов и прочесть египетские тексты. Почему было так сложно расшифровать египетскую письменность? (Один и тот же иероглиф мог обозначать и звук, и целое слово, и быть определителем-подсказкой).
Казалось, что тайну иероглифов постичь и раскрыть невозможно, но одному человеку это удалось. В 1799 году французские солдаты под командованием Наполеона высадились в Египте и около города Розетты нашли огромную каменную плиту с надписью на двух языках: греческом и египетском. По приказу Наполеона эту плиту перевезли во Францию. Многие ученые пытались разгадать эти надписи, но безуспешно.
Это удалось сделать Франсуа Шампольону только через 23 года после того, как была найдена эта плита. Впервые он увидел этот камень, когда ему было 11 лет: "Я прочту это, когда вырасту",-сказал юный Франсуа, и с тех пор это стало его мечтой. Он проявлял просто фантастические способности к языкам, знал латинский, греческий, древнееврейский, изучал все материалы, связанные с Египтом.
Камень стал ключом к разгадке письменности Древнего Египта. Некоторые иероглифы были обведены овальной рамкой, в древнегреческом тексте так было выделено имя фараона Птолемея, а на другом камне в рамке было имя царицы Клеопатры.
Шампольон доказал, что иероглифы – это знаки письма. В 1828 году он возглавил археологическую экспедицию в Египет, где было собрано огромное количество текстов, изображений, памятников. Шампольон был признан величайшим учёным-египтологом. (слайд 9).
4.2. Обозначение чисел в Древнем Египте. (4 минуты)
Для записи чисел в Древнем Египте употребляли также иероглифы. Каждый иероглиф что-то напоминал. Сотня, например, похожа на измерительную верёвку, 1000- цветок лотоса, 10.000 – согнутый палец, 100.000 – на лягушку, 1.000.000 изображался в виде человека с поднятыми вверх руками, а шар с чёрточкой внизу обозначал, по мнению древних египтян, всю вселенную и 10 миллионов – самое большое число.
Также были цифры, обозначающие числа от 1 до 10.
Записывали цифры не слева направо, как мы сейчас пишем, а справа налево. Сперва шли единицы, затем десятки, потом сотни и так далее.
Вопрос учащимся: какой цифры не было у египтян? (Ответ учащихся: «У египтян не было цифры "0»)
4.3. Проблемный вопрос: "Можно считать, что Шампольон подарил египтянам их историю?" (ответы учащихся) ( 2-3 минуты)
4.4. Египетские школы, папирус и письменные принадлежности. (7-8 минут)
Что необходимо иметь для того, чтобы что-то записывать? (Нужен материал для письма и письменные принадлежности).
Во многих языках слова, обозначающие бумагу, звучат сходно. Например, по-немецки бумага - “папир” (papier), по-английски – “пэйпе” (paper), по-французски – “папьё” (papier), по-испански – “папель” (papel). По-видимому, такое сходство не случайно: все эти слова однокоренные и происходят от одного и того же древнего слова. Что это за слово? Папирус (слайд 13)- запись определения в тетрадь.
Как же делали папирус. Обратимся к учебнику (слайд 14).
Составим правила изготовления папируса ( приложение 3, раздаточный материал)
А теперь рассмотрим письменные принадлежности ( слайд 15). Как вы думаете, для чего могли использоваться эти принадлежности? (Ответы учащихся).
Ученики писали тростниковой палочкой, обмакивая её в чёрную краску. Когда хотели выделить новую мысль, то её писали красной краской обычно с новой строки. Разводили краску водой из горшочка.
Вопрос учащимся: какое выражение есть в нашем языке, связанное с этим древнеегипетским правилом?
4.5. Грамоте учились в школах, которе находились при храмах.
Не все египтяне ходили в школу. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Мальчики занимались в школе целый день. Иногда обучение могло занимать до 15 лет. Зато, освоив письменность, юноша мог рассчитывать на должность писца или помощника жреца.
Вопрос учащимся (слайд 16): "Что означало выражение: "ухо мальчика на спине его?" О каких методах обучения свидетельствовало это выражение? ( О телесных наказаниях).
4.6. Развитие наук в Древнем Египте. (3-4 минуты)
В жизни Египта большую роль играли разливы Нила, поэтому важно было научиться их предсказывать. Наблюдая за небом, египетские жрецы составили точный календарь, в году было 365 дней, это позволило жрецам предсказывать, в какой день начнётся разлив. Соответственно, в Египте начала своё развитие астрономия ( слайд 17).
В Древнем Египте была развита медицина, были найдены папирусы с описанием различных заболеваний и методами их лечения, например, «Хирургический папирус», «Книга сердца», «Книга глазных болезней». Египетские врачеватели ещё не знали о вреде бактерий, но держали свои инструмент в стерильности, могли производить хирургические операции, например, ампутации конечностей и использовать протезы из дерева (слайд 18).
5. Подведение итогов урока. Выставление оценок. (3-4 минуты)
Фронтальный опрос:
- Почему в Египте было трудно научиться читать и писать?
- Кто в Древнем Египте был хранителем знаний?
- Кто расшифровал египетские иероглифы?
- Все египтяне ходили в школу?
- Какие науки бли развиты в Египте?
-Что использовали для письма в Древнем Египте?
6. Рефлексия ( слайд 19) (2 минуты)
7. Домашнее задание (диффиренцированное) ( слайд 20) ( 1 минута)
Раздаточный материал
Прочитайте текст в учебнике стр.61-62 параграф 12 пункт 1.
Вставьте пропущенные слова в текст
В египетском письме более_____________ иероглифов. Первоначально они были похожи на _______________ .
Такое письмо не передавало __________языка, и многие слова, например ___________, просто нельзя изобразить рисунком. Один значок мог обозначать несколько __________.
Гласные ______________ иероглифами не передавались.
Учебник: стр. 63 п.2
Составить правила изготовления папируса, используя опорные слова
1.Разрезали…
2.Укладывали…
3.Сверху клали…
4.Прижимали…
5.Высушивали…
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.