|
Конспект урока в 5 классе на тему:
Древнее Двуречье
Конспект урока.
Цель: характеризовать Древнее Двуречье как древнейшую цивилизацию человечества.
Задачи:
· выяснить особенности древнейшей цивилизации Двуречья;
· характеризовать природно-климатические условия, хозяйство древних шумеров;
· развивать логическое мышление монологическую речь, наглядно-образное мышление
Тип урока: комбинированный с применением технологии развития критического мышления, игровых технологий, ИКТ, здоровье сберегающих технологий.
Оборудование урока: компьютер, проектор, экран, мультимедийная презентация, атлас, контурные карты, Всеобщая история. История Древнего мира». А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая
1.Организационный момент.
2. Мотивационно-целевой этап и актуализация знаний учащихся.
Мы познакомились с древнейшей цивилизацией. Что отличало Древний Египет от первобытности? (Ответ: 1.Возникновение первых государств. 2.Развитие городов. 3.Появление письменности, новых форм религиозной и культурной жизни).
Я предлагаю вам продолжить исследование государств Древнего Востока и начать знакомство с не менее древней цивилизацией, чем Египет, которая называлась … А вот как называлось одно из древнейших государств мы выясним, решив кроссворд.
Конспект урока
Задание: решить кроссворд (рабочий лист), работа в парах.
1 м |
у |
м |
и |
я |
|||||||||
2 б |
а |
с |
т |
е |
т |
||||||||
3 в |
е |
л |
ь |
м |
о |
ж |
а |
||||||
|
4 м |
е |
д |
и |
ц |
и |
н |
а |
|||||
5 ш |
а |
д |
у |
ф |
|||||||||
6 п |
и |
р |
а |
м |
и |
д |
ы |
||||||
7 и |
е |
р |
о |
г |
л |
и |
ф |
ы |
|||||
8 ч |
а |
т |
и |
||||||||||
9 р |
е |
л |
ь |
е |
ф |
||||||||
10 п |
и |
с |
е |
ц |
По горизонтали:
1. Тело умершего египтянина, подготовленное к путешествию в «стране мертвых».
2. Имя богини с головой кошки
3. Богатые знатные египтяне, приближенные фараона
4. Наука, которая получила развитие в связи с бальзамированием тел умерших египтян
5. Устройство для подъема воды на верхние поля
6. Первое «чудо света»
7. «Священные письмена»
8. Главный чиновник Древнего Египта
9. Выпуклое либо врезанное изображение, выполненное на камне или другом материале
10. Чиновник, ответственный за сбор налогов
Начало презентации.
Слайд 1. Проверка выполнения задания (на слайде решенный кроссворд). Итак, страна называлась Междуречье. Другое название этой страны – Двуречье.
3. Изучение нового материала.
Слайд 2. Тема урока: Древнее Двуречье. (запись темы урока в тетрадь).
Слайд 3. Я выдвигаю гипотезу: На Древнем Востоке, в Египте, Двуречье и других странах, началась история человечества. Именно в этом регионе планеты зародились первые цивилизации.
Давайте определим маршрут нашего исследования. На какие вопросы нам предстоит найти ответы? (выслушивает предложения учащихся).
Слайд 4. Сегодня мы рассмотрим следующие вопросы ( знакомство учащихся с планом урока).
План:
1. Географическое положение, природа Древнего Двуречья
2. Хозяйственная деятельность.
3. Шумерские города - государства.
4. Возникновение письменности.
Слайд 5. (анимация) Учащиеся следят за показом по карте в атласе. Месопотамия располагалась в Западной Азии.
Западная Азия – земли, граничащие со Средиземным и Чёрным морями, с Индийским океаном. (запись в тетрадь).
Две великие реки Тигр и Евфрат текут среди пустынь, сливаясь перед впадением в Персидский залив. Область между ними называлась Месопотамия, что по-гречески означает “земля между рек” или Двуречье.
Слайд 6. В нижнем течении рек Тигр и Евфрат располагался Шумер – одна из древнейших цивилизаций Двуречья и мира в целом.
Слайд 7. Задание: прочитайте пункт 1 § 13 «Страна двух рек» стр. 65 – 66. Каковы особенности природы Междуречья? Чем занимались жители Междуречья? (примерные ответы учащихся: страна располагалась между двух рек, плодородные почвы, процветание страны зависело от разливов рек, жители занимались земледелием).
Слайд 8. Учитель обобщает ответы учащихся:
Природа Древнего Междуречья
· Летом - невыносимая жара, зимой – на востоке возможны низкие температуры
· Непроходимые джунгли и болота чередовались с пустыней
· Дожди выпадали редко, но если шёл дождь, то это был настоящий ливень
· Отсутствие леса и строительного камня
Насколько благоприятны были природно-климатические условия для занятия земледелием и жизни вообще? (Ответы учащихся).
Учащиеся приходят к выводу, что только благодаря труду людей низовья Тигра и Евфрата стали плодородными и пригодными для жизни.
Слайд 9. 2. Хозяйственная деятельность.
Люди стали заселять Междуречье в V тыс.до н. э. В конце IV тыс. до н.э. в низовья Тигра и Евфрата пришли шумеры. Шумеры – загадочный народ, неизвестно откуда они пришли в Месопотамию, их язык не похож ни на один из известных науке. Но сохранились свидетельства об их хозяйственной деятельности.
Слайд 10. Тигр и Евфрат затопляли обширные территории. Воды рек орошали поля, насыщая их влагой и делая плодородными. Но иногда реки разливались больше обычного. Наводнения и песчаные бури губили всё живое. Шумеры, как и египтяне, построили ирригационные сооружения, которые дали возможность заниматься земледелием.
· Строительство сооружений для осушения болот и затопляемых участков
· Строительство водохранилищ для орошения полей во время засухи
Слайд 11. Сооружения, обеспечивающие возможность заниматься земледелием называются ирригационными (запись определения в тетрадь).
Слайд12. Ирригационная система, теплый климат позволяли собирать по два урожая в год. Шумеры выращивали разнообразные злаковые, лен (из волокна ткали ткани, изготавливали масло). кунжут( изготовление масла, приправа к блюдам), виноград, фрукты, финики.
Слайд 13. Особую ценность представляла финиковая пальма.
Слайд 14. Шумеры занимались животноводством, выращивали крупный и мелкий рогатый скот, свиней.
Слайд 15. В Двуречье получило развитие ремесло, торговля. Жители Двуречья торговали с соседними странами. По рекам перевозили зерно, шерсть, шкуры и растительное масло. В древности сложились важнейшие торговые пути.
Подведение промежуточных итогов:
Вспомните, какие причины привели к переходу от первобытности к цивилизации? (Развитие производящего хозяйства).
Можно ли вести такое продуктивное хозяйство, какое удалось наладить шумерам в одиночку или даже силами одной семьи или общины? Что для этого нужно? (усилия большого числа людей). Вывод – в Двуречье постепенно формируются государства.
Слайд 16. 3. Шумерские города – государства.
Жизнь общества усложнялась, для организации хозяйственной жизни были необходимы усилия большого числа людей, нежны были органы управления. Все эти причины привели к возникновению первых государств. В Двуречье государства стали возникать в конце IV тысячелетия до н. э. Особенностью этих государств было то, что каждый город бал отдельным городом-государством.
Слайд 17. Показ по картосхеме крупнейших городов государств. Крупнейшими городами-государствами были Урук, Ур и Лагаш.
Слайд 18. В центре каждого города находился храм – место обитания бога. Это были многоступенчатые пирамиды – зиккураты. Обычно ступеней было от 3 до 7.
Запись в тетради – зиккурат – многоступенчатый храм.
На верхней террасе храма размещалось помещение, в котором, как считали вавилоняне, жил бог. Подниматься на вершину храма могли только жрецы. Они проводили ритуальные обряды, вели наблюдение за небесными светилами.
Слайд 19. На верхнем ярусе зиккурата, в святилище, как верили жители Двуречья, проживал бог-покровитель данного города. В одном городе это был бог Солнца Шамаш, в другом богиня плодородия и любви Иштар.
Слайд 20. В святилище могли подниматься только в жрецы. Они вели наблюдение за Солнцем и Луной, составляли календарь, занимались математикой. Наблюдая за звездами, шумеры открыли пояс Зодиака – двенадцать созвездий, образующих круг, по которому движется Солнце в течение года. В математике они предпочитали шестидесятеричную систему исчисления. Элементами этой системы мы пользуемся и по сей день, деля год на двенадцать месяцев, час на шестьдесят минут, круг на триста шестьдесят градусов.
Слайд 21. 4. Возникновение письменности.
Во время раскопок в Двуречье археологами было найдено множество письменных источников.
Задание: прочитать 4 пункт параграфа, стр. 67 – 68. Найти ответы на вопросы:
Как назывался способ письма, изобретенный шумерами? Сравните письменность Древнего Египта и Междуречья. (обсуждение задания).
Слайд 22. Письменность Древнего Двуречья менялась со временем. Вначале шумеры изобрели пиктографию, и, как утверждают многие ученые, это произошло раньше, чем в Древнем Египте. (анимация) Пиктография – способ письма с помощью рисунков – значков.(запись в тетрадь)
Слайд 23. Более поздний способ письма называется клинопись - сочетание знаков – клиньев. Есть ли связь между возникновением государства в Шумере и развитием письменности? (обсуждение задания).
Вывод: развитие письменности давало возможность сохранения и передачи информации, например, вести учет налогов, которые поступали в казну, письменно зафиксировать законы.
4.Рефлексия и подведение итогов урока:
Слайд 24. Давайте вспомним гипотезу, которую мы выдвинули в начале урока:
На Древнем Востоке, в Египте, Двуречье и других странах, началась история человечества. Именно в этом регионе планеты зародились первые цивилизации. Вспомните, какими признаками характеризуется цивилизация в отличие от первобытности? (ответы учащихся: появление государства, усложнение системы управления, культурной жизни, появление письменности). Мы доказали верность нашей гипотезы? (ответы учащихся).
5. Оценивание работы на уроке.
6. Обсуждение домашнего задания.
Слайд 25. § 13, выполнить задание 1, контурная карта стр.3
Рабочий лист
Дата: ______________________
Работу выполнили:_________________________________________________
Задание: решить кроссворд. В выделенном столбце по вертикали будет название страны, историю которой мы будем рассматривать на уроке.
1 |
|||||||||||||
2 |
|||||||||||||
3 |
|||||||||||||
|
4 |
||||||||||||
5 |
|||||||||||||
6 |
|||||||||||||
7 |
|||||||||||||
8 |
|||||||||||||
9 |
|||||||||||||
10 |
По горизонтали:
1. Тело умершего египтянина, подготовленное к путешествию в «стране мертвых».
2. Имя богини с головой кошки
3. Богатые знатные египтяне, приближенные фараона
4. Наука, которая получила развитие в связи с бальзамированием тел умерших египтян
5. Устройство для подъема воды на верхние поля
6. Первое «чудо света»
7. «Священные письмена»
8. Главный чиновник Древнего Египта
9. Выпуклое либо врезанное изображение, выполненное на камне или другом материале
10. Чиновник, ответственный за сбор налогов.
11.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.