Предмет: русский язык.
Тема: «Обозначение парных согласных звуков на конце слова»
Тип урока: урок закрепления знаний.
Учебник: Русский язык, 1 класс/ Под редакциейТ. Г. Рамзаевой. -М. «Дрофа», 2009 год.
Учитель начальных классов:Кустова Марина Владимировна.
Продолжительность урока: 40 минут.
Класс: 1.
Город: Тольятти.
Школа: ГБОУ «Школа – интернат №3»
План-конспект урока.
Дидактическая цель: формировать у детей умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочных и проверяемых словах.
Развивающая цель: знакомство с новыми словами.
Воспитательные цели: воспитание любви к сказкам, к природе.
Учащиеся должны усвоить, что:
-Некоторые согласные образуют пары;
- Парные согласные одинаково произносятся, а пишутся по разному;
-Нужно проверять слова с парными согласными в корне слова;
-Проверочные слова-это слова, в которых после согласного слышится гласный звук или согласный звук н;
Учащиеся должны научиться:
-Называть парные согласные;
-Определять на слух;
-Проверять слова с парными согласными в корне;
-Проверять слова с парными согласными в корне.
1. Картинки-карточки.
2. Наборное полотно.
3. Одна карточка со словарным словом.
4. Таблица по теме: «Парные звонкие и глухие согласные».
5. Магнитофон с аудиозаписью мелодии к физкультминутке.
6. Рисунок Ивана-Царевича, лягушки, болота, кочки, Царевны.
7. Группа рисунков к минутке чистописания.
1. Число. Классная работа.
2. Тема урока.
3. Образцы написаний букв, слов, пословицы к минутке чистописания.
4. Карточки с однокоренными словами.
5. Слова для проверки д/з: ученик, чернилах.
6. Группа парных согласных и слова для актуализации опорных знаний:
б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с, д-т.;
плод-пилот, пруд-прут, луг-лук.
7. Стихотворение и пословицы для выборочного письма к пункту: пробное применение знаний.
Мне нравится жираф:
Высокий рост и добрый нрав.
(Б. Заходер)
В поле свез навоз-с поля хлеба воз.
Возвращай земле долг-будет толк.
Поздний листопад к суровой долгой зиме.
Рожь поспела-берись за дело.
8.Загадки для закрепления.
Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь-сороконожка.
По дорожке той ползет
Весь обоз она везет.
(Поезд.)
Да не бойся, ладно уж, не
Ужалит этот … (Уж.)
8. Предложения для творческого задания
Ход урока.
.
I. Организационный момент.
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «пять».
II. Сообщение темы и целей урока.
-Отгадайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке?
Глухие звуки – эти непоседы,
Они спокойно не желают жить,
Они стремятся звонкого соседа
Во что бы то ни стало оглушить.
(Ответы детей).
-Сегодня на уроке мы будем закреплять обозначение парных согласных звуков на письме.
-Цели нашего урока:
Дидактическая цель: формировать у детей умения подбирать проверочные слова, сравнивать искомую букву в проверочных и проверяемых словах.
Развивающая цель: знакомство с новыми словами.
Воспитательные цели: воспитание любви к сказкам, к природе.
-Отгадайте, из какой сказки следующий отрывок:
«Большой сын выстрелил, принесла стрелу княжеская дочь; средний выстрелил, стрелу принесла генеральская дочь; а малому Ивану-царевичу принесла стрелу из болота лягушка.
Те братья были веселы и радостны, а Иван-царевич призадумался, заплакал: «Как я стану жить с лягушкой?»
(Отрывок из сказки «Царевна-лягушка»).
-Ребята, поможем Ивану-царевичу превратить лягушку в Царевну? Для этого вам предстоит выполнить несколько заданий.
После того как ребята отгадали сказку, учитель вывешивает на доску рисунки Ивана-царевича и лягушки. Между ними –болото. Иван-царевич должен по кочкам добраться до Царевны-лягушки. Каждая кочка- это задание. Чтобы Ивану-царевичу шагнуть , ребятам надо выполнить задание.
III. Итак, первая кочка называется так:
-Сначала вспомним правила посадки при письме по таблице «Правильно сиди при письме»
-Рассмотрите таблицу.
Как ученик держит голову, руки, как упирается на спинку стула, где находятся ноги? (Ответы детей.) Обратите внимание на то, что сиденье стула должно заходить за край стола. Стул задвигается под стол так, чтобы при опоре на спинку между грудью и столом помещается ладонь, кулак.
-Сядьте за парту так, как это показано на таблице. Напоминаю: расстояние от глаз до книги или тетради должно равняться приблизительно 30 см. Руки на парте лежат свободно: на тетради лежит правая рука и кисть левой. Обе ноги всей ступней опираются на пол. При письме ученик опирается о спинку стула поясницей, а при объяснении учителя сидит более свободно, опираясь о спинку стула не только крестцово-поясничной, но и подлопаточной частью спины.
-Возьмем правильно ручку и запишем:
23 апреля.
Классная работа.
-Отгадайте, написание какой буквы (заглавной и строчной) мы сегодня повторим.
Филин, в книжку залетев,
Притворился буквой «» (ответ детей)
-Посмотрите на группу рисунков, вывешенных на доске.
-Какой предмет напоминает букву «эф»? (Очки.)
-Сколько строчек занимает рисунок очков?
-С чего вы начнете рисунок? (Со стекол-овалов.)
-Как продолжить потом? (Нарисовать дужки.)
Ученики рисуют очки, сравнивают с образцом.
-А сейчас я вам покажу 2 способа написания буквы, а вы должны внимательно следить за движением моей руки.
-Запишите буквы.
-Прочитайте слова про себя, затем вслух и объясните значение каждого.
-На доске записаны слова: шкаф, жираф, филин, шарф, Федя. Я покажу вам способы соединения букв в слове, а вы должны внимательно следить за движением моей руки.
-Запишите слово, проговаривая шепотом по слогам каждое слово. Поставьте над словами ударение.
-С какой буквой образует пару буква «эф»?
-Назовите другие пары букв.
-Нарисуйте над правильно написанными буками солнышко.
Иван-царевич передвигается еще на 1 кочку вперед.
-Почему слово Федя я написала с большой буквы?
IV.Вторая кочка называется:
Словарная работа.
Знакомство со словом арбуз в следующей последовательности:
1. Отгадайте, о чём говорится:
Он тяжёлый и пузатый,
Толстокожий, полосатый,
Сладкий, словно мёд, на вкус,
Как зовут его?
(Арбуз)
-Рассмотрите карточку – картинку с изображением арбуза.
-Что такое арбуз? (Свободные ответы детей).
-Сегодня мы поговорим о слове арбуз.
-Объясните значение слова арбуз.
-Послушайте значение слова арбуз.
Арбуз – однолетнее растение из семейства тыквенных с большими шарообразными сладкими плодами, а также самый плод.
2. –Прочитайте рассматриваемое слово, определите место ударения в нём, укажите количество слогов, произнесите по порядку все звуки.
3. –Я выставила на наборное полотно карточку с написанным на ней словом.
-Прочитайте его орфографически (т. е. его правильное написание).
-Какая разница в произношении и написании?
4. –Решите орфографические задачи:
-Какую букву в слове надо проверять при письме и почему?
-Как проверить эту букву?
-Можно ли проверить написание буквы путём подбора проверочного слова?
-Запишите слово в тетрадь, поставьте знак ударения, выделите согласную, которую при письме надо запомнить.
5. –Подберём к этому слову однокоренные слова (на доске помещены карточки с однокоренными словами: арбуз, арбузик, арбузище, арбузный).
6. –Составьте словосочетания: арбузные семена, варенье из арбузов; арбузный сок, арбузное варенье, арбузная вода.
7. –Составьте своё предложение с любым из однокоренных слов: На столе лежал нарезанный арбуз.
Иван-царевич передвигается еще на 1 кочку вперед.
V. Третья кочка называется:
VI. Актуализация знаний и их коррекция .
- На доске запись: б-п, в-ф, г-к, ж-ш, з-с,д-т.
-Что же это за согласные?
( Это парные по звонкости – глухости согласные.)
- Запишите слова: плод – пилот, пруд – прут, луг – лук и прочитайте.
- Что вы заметили? ( Одинаково произносятся, а пишутся по – разному.)
- Почему нужно проверять слова с парными согласными? ( Потому что при написании парных согласных на конце слова или перед другими согласными звук и буква могут не совпадать, например: ошибка, плуг, морковь.
- Какие слова называются проверочными?
- Слова, в которых после согласного звука слышится гласный или согласный звук [н]: ошибаться, морковный.
- Как проверять слова с парными согласными в корне? (Нужно изменить слово или подобрать однокоренное слово, в котором после согласного звука стоит гласный звук или согласный звук[н] – утюг – утюги, огород – огородный.
Иван-царевич передвигается еще на одну кочку вперед.
VI.Четвертая кочка называется:
Определение границ (возможностей)
-Сделаем вывод по тем знаниям, которые вы сейчас проявили.
-Что можно определить с помощью парных согласных по звонкости и глухости? (Правильность их написания в словах.)
-В какой части слова? ( В корне. На конце слова или перед другими согласными.)
- Для чего мы проверяем слова с парными согласными в корне? (Чтобы узнать, какой буквой обозначается согласный звук.)
-Что в этом случае мы подбираем или изменяем? (Слово или однокоренное слово.)
-Что стоит в этом случае после согласного звука? (Гласный звук или согласный звук н.)
Иван-царевич передвигается еще на одну кочку.
VII.Пятая кочка называется:
Пробное применение знаний,
1. Выборочное письмо. Рядам написать проверочное слово.
Мне нравится жираф:
Высокий рост и добрый нрав.
В поле свёз навоз – с поля хлеба воз.
Возвращай земле долг – будет толк.
Поздний листопад к суровой долгой зиме.
Рожь поспела – берись за дело.
Иван-царевич передвигается еще на 1 кочку вперед
VIII.Шестая кочка называется: Физкультминутка для глаз.
-Давайте немного отдохнём и сделаем зарядку для глаз.
-Головку держим ровно, посмотрели наверх, налево, направо, вниз.
-Глазками начертите круг, треугольник, квадрат.
-Закройте глазки.
-А теперь открываем глаза и продолжаем работу.
IX. Следующая большая кочка называется:
X. Закрепление.
1. Упражнение в подборе проверочных слов. Упр.118 (письменно)
… -дож..ь
… -сугро.
… -стри.
… -чи.
… -шала.
Иван-царевич передвигается еще на 1 кочку вперед.
2. Разбор предложения с анализом слова ерш.
На крючок попался маленький ерш.
-Прочитайте схему предложения.
Иван-царевич передвигается еще на одну кочку вперед.
3. Работа над словосочетанием Упр.120.
Вкусный хле.. Сладкий мё.. Слоёный пиро.. Апельсиновый со.. Белый гри..
-Составьте предложение с одним из словосочетаний (устно).
Слуховой диктант
Отгадайте загадки. Запишите в тетрадях букву, которую вы бы написали на конце слова отгадки.
4. Полотно, а не дорожка,
Конь, не конь-сороконожка.
По дорожке той ползет
Весь обоз она везет.
(Поезд.)
Да не бойся, ладно уж, не
Ужалит этот … (Уж.)
Иван-царевич передвигается еще на одну кочку вперед.
XI. Следующая кочка называется:
XII. Физкультминутка
Ветер дует нам в лицо.
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Иван-царевич передвигается еще на одну кочку.
XIII/ Следующая кочка называется:
Упражнение с переносом знаний в новые условия (Творческое задание- игра.)
Добрался Иван-царевич до лягушки, поцеловал ее, и она превратилась в Царевну. (Учитель заменяет рисунок лягушки на рисунок Царевны.)
-Я скажу стихами, а вы расскажите правило.
Звук согласный проверяй,
Рядом гласный подставляй.
-Почему нужно проверять парные согласные?
-Какое задание на уроке вам больше всего понравилось?
XIII. Д\з. Упр.121.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.