ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Организм как единое целое"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 24.11.2023
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Организм как единое целое"
Иконка файла материала Урок «Организм - единое целое» 5класс.docx

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Организм как единое целое"

 

 

ФИО

учитель биологии  Борисенкова М.Г.

Класс

5

Учебник

Биология 5 класс./ Под редакцией В.В. Пасечник Москва «Просвещение», 2023г.

 Цель урока

 Сформировать представление об организмах как о целостных системах, о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания.

Дидактическая задача

 Доказать, что организм – это единое целое

Планируемые результаты.

 

Обучающиеся объясняют сущность понятий «система», «биологическая система»;

обучающиеся  приводят примеры систем;  закрепляют  определение  понятий  «клетка», «ткань», «орган», организм

Метапредметные УУД

Регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий;

познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой;

коммуникативные: обучающиеся строят речевые высказывания в устной форме; слушают одноклассников, вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; аргументируют свою точку зрения.

Личностные УУД

Формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию;

формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах;

формирование личностных представлений о целостности природы

Тип урока

Урок  открытия нового знания

Формы работы учащихся

Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником и рисунками

Методы урока

Словесно наглядный, частично-поисковый, выполнение заданий учителя с помощью материала учебника.

Техническое оборудование:

Мультимедийный проектор, экран, компьютер.

Средства обучения

Таблицы – строение клетки, строение растительного организма ,  ткани; муляжи органов животных

Структура и ход  урока

1. Организационный момент;

2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу;                                                                                            3. Мотивация учащихся на изучение темы;

4. Изучение нового материала;                                                                                                                                        5. Закрепление  6. Рефлексия.                                                                                                                                                                             7.Домашнее задание.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

(в мин.)

 

I.

Организационный момент

Приветствие.                                     Настрой  учащихся на работу.

Приветствие, подготовка к уроку

2 мин

II.

 

Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу

 

I. Фронтальный опрос

Каковы признаки живого?

Какие живые организмы вы знаете?

Что такое клетка?

 

 

Ответы учащихся

 

 

 

 

5мин

III

 

Мотивация учащихся на изучение темы

Проблема. Доказать, что любой живой организм –это единая система, где все части взаимосвязаны.

Тела живой природы называют организмами. Они разнообразны по форме, окраске, размерам и другим признакам. Они различаются по особенностям строениями. Бывают одноклеточными (одна клетка) и многоклеточными (большое количество клеток).

Тема нашего урока  « Организм как единое целое"

Участие в определении цели урока, запись темы и терминов

Учащиеся записывают тему в тетрадь.

Термин организм (от лат. организо — устраиваю, придаю стройный вид) был введён древнегреческим учёным Аристотелем. Он указал, что любое живое существо характеризуется чёткой и строгой организацией, в отличие от неживого

Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов) 

 

3минуты

IV.

Изучение нового материала

 

Вопрос: какие основные структуры организма знаете?

Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня

Как называется самая маленькая часть любого живого организма? Слайд 1-2

Словарная работа: дайте определение терминам ткань, орган, система органов, организм.

Клетки, сходные по строению, объединённые выполнением общей работы (функции), и межклеточное вещество, связывающее клетки, образуют ткани. (1группа) Слайд 3

Орган–это часть организма, состоящая из разных тканей, выполняющая определенную функцию, и имеющая определенную форму и расположение.

(2 группа) Слайд 4

Система  органов–это  совокупность различных органов участвующих  в выполнении одной общей функции (пищеварительная, дыхательная…)

(3 группа) слайд 4

Организм –целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчиненных элементов –клеток, органов, системы органов,  участвующих в процессах жизнедеятельности (признаки живого

                                                                        В строении многоклеточного организма выделяют следующие уровни организации: клеточный, тканевый, органный, системный (уровень систем органов), организменный. Подведение итога    Слайд 5

Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей.

Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов, — но функционирует как единое целое.

Слушают учителя.

 

 

Рис 34-37 учебника (зарисовать клетки на выбор)

 

 

Ответы учащихся

 

Выполняют задание учителя..

Работа с учебником параграф 8,работа в группах, слушают записывают определение в тетрадь

Рис 38

 

 

  Рис 39

 

 

 

 

Рис 40

Заполнить таблицу  Системы органов животных

Система органов

Органы

Функция

Дыхательная

 

 

Пищеварительная

 

 

Кровеносная

 

 

Выделительная

 

 

Опорно-двигательная

 

 

Нервная

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рис 41 Фронтальное задание

 

.

-

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

27 мин

V.

 

Закрепление

1.      Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка).

2.     Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань).

3.     Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган).

4.     Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов).

5.     Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).

 

2.Назвать органы растений и животных?

Ответы учащихся

5мин

VI.

 

Рефлексия

 

Организует рефлексию деятельности учащихся:  выставляет оценки

Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске:

 сегодня я узнал…
было интересно…
было трудно…
я понял, что…
 

2мин

VII.

Домашнее задание

Изучить § 8, ответить на вопросы, составить синквейн или кроссворд

1мин

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 1

Клетка

Ещё в позапрошлом веке учёные установили удивительный факт: все живые организмы состоят из особых структур — клеток. Так, организм слона состоит из многих миллиардов клеток, организмы помельче — из миллионов клеток, а организм бактерии представляет собой одну-единственную клетку.

Большинство клеток очень малы и не видны невооружённым глазом (рис. 2а, 2б). Их можно рассмотреть только в микроскоп. Но есть и клетки-гиганты (рис. 2в, 2г), например икринки рыб или клетки мякоти плода апельсина, наполненные соком.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49009/7ae3bd283243597e.png

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49010/222b2ff26d7ef06f.png

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49012/870ed3f449e06aea.png

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49013/32c27d7142f49e95.png

а

б

в

г

Рис. 2. Размеры клеток: а — клетки листа водного растения; б — клетки крови человека; в — икринки лосося; г — клетки мякоти плода апельсина

 

Клетки различаются не только по размеру, но и по форме (рис. 3). 

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49017/7e543dd45f15e5a5.pngСлайд 2

Рис. 3. Форма клеток

 

Но как бы ни отличались клетки разных организмов друг от друга, у них всех много общего. Каждая клетка окружена тонкой эластичной плёнкой — наружной мембраной. Внутри клетки обычно находится полужидкое содержимое — цитоплазма — и более плотное ядро, как правило, круглой или овальной формы (рис. 4). У клеток бактерий, однако, ядер не бывает.

Клетки живого организма дышат, питаются и работают: одни клетки производят нужные организму вещества, другие разносят кислород, третьи сокращаются. В процессе работы клетки могут изнашиваться и погибать. Откуда же берутся новые клетки? Оказывается, время от времени некоторые клетки приступают к делению — так из одной клетки получается две. Благодаря этому процессу также происходит рост многоклеточного организма.

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49025/5a109f2abbe1463a.png

Рис. 6. Некоторые ткани организма человека

Ткань — это группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию.

Разные ткани в многоклеточном организме образуют органы — части тела, выполняющие определённую функцию. Например, сердце человека обеспечивает движение крови по организму, кости позволяют сохранять телу положение в пространстве, мышцы обеспечивают движение тела или отдельных его частей. Тела растений тоже состоят из отдельных органов — корня, стебля, листьев. Обычно в состав органа входит несколько видов тканей, но один вид преобладает.

Орган (от др.-греч. organon [органо́н] — «инструмент») — это часть живого организма, которая имеет определённую форму, строение, положение в организме и выполняет одну или несколько функций.

В систему органов объединяют органы, сходные по строению и выполняемым функциям.  Так, у человека сердце и сосуды образуют кровеносную систему, а мышцы и кости — опорно-двигательную.

 

 

 

Слайд 3

https://u.foxford.ngcdn.ru/uploads/tinymce_file/file/49029/6d4751fae0d1cb8c.png

Рис. 7. Примеры органов и систем органов человека

 

 

 

 

 

Слайд 4

 

 

 

 

 

 

 

 

Слайд 5

 

Рис. 41. Уровни организации организма