ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА "Организм как единое целое"
ФИО |
учитель биологии Борисенкова М.Г. |
||||||||||||||||||||||||
Класс |
5 |
||||||||||||||||||||||||
Учебник |
Биология 5 класс./ Под редакцией В.В. Пасечник Москва «Просвещение», 2023г. |
||||||||||||||||||||||||
Цель урока |
Сформировать представление об организмах как о целостных системах, о взаимосвязях в строении и функционировании клеток, тканей, систем органов; продолжить формирование умений сравнивать, обобщать, систематизировать знания. |
||||||||||||||||||||||||
Дидактическая задача |
Доказать, что организм – это единое целое |
||||||||||||||||||||||||
Планируемые результаты.
|
Обучающиеся объясняют сущность понятий «система», «биологическая система»; обучающиеся приводят примеры систем; закрепляют определение понятий «клетка», «ткань», «орган», организм |
||||||||||||||||||||||||
Метапредметные УУД |
Регулятивные: обучающиеся ставят цель, задачи урока, выдвигают версии решения проблемных вопросов, осуществляют самооценку своих действий; познавательные: анализируют, сравнивают, обобщают факты, строят логические рассуждения, эффективно используют информацию учебника, ориентируются в тексте, переводят информацию из одного вида в другой; коммуникативные: обучающиеся строят речевые высказывания в устной форме; слушают одноклассников, вступают в диалог; участвуют в коллективном обсуждении проблемы; аргументируют свою точку зрения. |
||||||||||||||||||||||||
Личностные УУД |
Формирование ответственного отношения к обучению, готовности к саморазвитию и самообразованию; формирование осознанного доброжелательного отношения к одноклассникам, их мнению, умение работать в группах; формирование личностных представлений о целостности природы |
||||||||||||||||||||||||
Тип урока |
Урок открытия нового знания |
||||||||||||||||||||||||
Формы работы учащихся |
Фронтальная, индивидуальная, групповая, работа с учебником и рисунками |
||||||||||||||||||||||||
Методы урока |
Словесно наглядный, частично-поисковый, выполнение заданий учителя с помощью материала учебника. |
||||||||||||||||||||||||
Техническое оборудование: |
Мультимедийный проектор, экран, компьютер. |
||||||||||||||||||||||||
Средства обучения |
Таблицы – строение клетки, строение растительного организма , ткани; муляжи органов животных |
||||||||||||||||||||||||
Структура и ход урока |
1. Организационный момент; 2. Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу; 3. Мотивация учащихся на изучение темы; 4. Изучение нового материала; 5. Закрепление 6. Рефлексия. 7.Домашнее задание. |
||||||||||||||||||||||||
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Время (в мин.)
|
|||||||||||||||||||||
I. |
Организационный момент |
Приветствие. Настрой учащихся на работу. |
Приветствие, подготовка к уроку |
2 мин |
|||||||||||||||||||||
II.
|
Актуализация знаний учащихся по пройденному материалу
|
I. Фронтальный опрос Каковы признаки живого? Какие живые организмы вы знаете? Что такое клетка?
|
Ответы учащихся
|
5мин |
|||||||||||||||||||||
III
|
Мотивация учащихся на изучение темы |
Проблема. Доказать, что любой живой организм –это единая система, где все части взаимосвязаны. Тела живой природы называют организмами. Они разнообразны по форме, окраске, размерам и другим признакам. Они различаются по особенностям строениями. Бывают одноклеточными (одна клетка) и многоклеточными (большое количество клеток). Тема нашего урока « Организм как единое целое" |
Участие в определении цели урока, запись темы и терминов Учащиеся записывают тему в тетрадь. Термин организм (от лат. организо — устраиваю, придаю стройный вид) был введён древнегреческим учёным Аристотелем. Он указал, что любое живое существо характеризуется чёткой и строгой организацией, в отличие от неживого Система – (от греч.) – это целое, составленное из частей, которые взаимосвязаны и взаимодействуют друг с другом, образуя единство (Н.Ф.Реймерс. Краткий словарь биологических терминов)
|
3минуты |
|||||||||||||||||||||
IV. |
Изучение нового материала
|
Вопрос: какие основные структуры организма знаете? Задание - Догадайтесь, о каком биологическом термине идёт речь, и от этого слова образуйте название уровня Как называется самая маленькая часть любого живого организма? Слайд 1-2 Словарная работа: дайте определение терминам ткань, орган, система органов, организм. Клетки, сходные по строению, объединённые выполнением общей работы (функции), и межклеточное вещество, связывающее клетки, образуют ткани. (1группа) Слайд 3 Орган–это часть организма, состоящая из разных тканей, выполняющая определенную функцию, и имеющая определенную форму и расположение. (2 группа) Слайд 4 Система органов–это совокупность различных органов участвующих в выполнении одной общей функции (пищеварительная, дыхательная…) (3 группа) слайд 4 Организм –целостная живая система, состоящая из взаимосвязанных и соподчиненных элементов –клеток, органов, системы органов, участвующих в процессах жизнедеятельности (признаки живого) В строении многоклеточного организма выделяют следующие уровни организации: клеточный, тканевый, органный, системный (уровень систем органов), организменный. Подведение итога Слайд 5 Нарушение работы одного органа или одной из их систем отражается на деятельности всех других систем и всего организма в целом,так как организм – единое целое, а не набор отдельных частей. Вывод: Таким образом, клетки, объединяясь, образуют ткани, из тканей состоят органы, а группы органов, связанные общей работой, образуют систему органов, — но функционирует как единое целое. |
Слушают учителя.
Рис 34-37 учебника (зарисовать клетки на выбор)
Ответы учащихся
Выполняют задание учителя.. Работа с учебником параграф 8,работа в группах, слушают записывают определение в тетрадь Рис 38
Рис 39
Рис 40 Заполнить таблицу Системы органов животных
Рис 41 Фронтальное задание
. -
|
27 мин |
|||||||||||||||||||||
V.
|
Закрепление |
1. Наименьшая часть любого живого организма – это ... ... ... (клетка). 2. Группа клеток, сходных по размерам, строению и выполняемым функциям, образует ... ... ... (ткань). 3. Часть тела, выполняющая определённые функции, имеющая определённое строение, форму и расположение – это ... ... ... (орган). 4. Связанные между собой органы, объединённые общей работой, составляют ... ... ... (систему органов). 5. Тогда, любая биологическая система, состоящая из взаимосвязанных элементов и функционирующая как единое целое будет называться ... ... ... (организмом).
2.Назвать органы растений и животных? |
Ответы учащихся |
5мин |
|||||||||||||||||||||
VI.
|
Рефлексия
|
Организует рефлексию деятельности учащихся: выставляет оценки |
Учащиеся высказываются одним предложением, выбирая начало фразы на доске: сегодня я узнал… |
2мин |
|||||||||||||||||||||
VII. |
Домашнее задание |
Изучить § 8, ответить на вопросы, составить синквейн или кроссворд |
1мин |
Слайд 1
Клетка
Ещё в позапрошлом веке учёные установили удивительный факт: все живые организмы состоят из особых структур — клеток. Так, организм слона состоит из многих миллиардов клеток, организмы помельче — из миллионов клеток, а организм бактерии представляет собой одну-единственную клетку.
Большинство клеток очень малы и не видны невооружённым глазом (рис. 2а, 2б). Их можно рассмотреть только в микроскоп. Но есть и клетки-гиганты (рис. 2в, 2г), например икринки рыб или клетки мякоти плода апельсина, наполненные соком.
|
|
|
|
а |
б |
в |
г |
Рис. 2. Размеры клеток: а — клетки листа водного растения; б — клетки крови человека; в — икринки лосося; г — клетки мякоти плода апельсина
Клетки различаются не только по размеру, но и по форме (рис. 3).
Слайд 2
Рис. 3. Форма клеток
Но как бы ни отличались клетки разных организмов друг от друга, у них всех много общего. Каждая клетка окружена тонкой эластичной плёнкой — наружной мембраной. Внутри клетки обычно находится полужидкое содержимое — цитоплазма — и более плотное ядро, как правило, круглой или овальной формы (рис. 4). У клеток бактерий, однако, ядер не бывает.
Клетки живого организма дышат, питаются и работают: одни клетки производят нужные организму вещества, другие разносят кислород, третьи сокращаются. В процессе работы клетки могут изнашиваться и погибать. Откуда же берутся новые клетки? Оказывается, время от времени некоторые клетки приступают к делению — так из одной клетки получается две. Благодаря этому процессу также происходит рост многоклеточного организма.
Рис. 6. Некоторые ткани организма человека
Ткань — это группа клеток, сходных по строению и выполняющих одинаковую функцию.
Разные ткани в многоклеточном организме образуют органы — части тела, выполняющие определённую функцию. Например, сердце человека обеспечивает движение крови по организму, кости позволяют сохранять телу положение в пространстве, мышцы обеспечивают движение тела или отдельных его частей. Тела растений тоже состоят из отдельных органов — корня, стебля, листьев. Обычно в состав органа входит несколько видов тканей, но один вид преобладает.
Орган (от др.-греч. organon [органо́н] — «инструмент») — это часть живого организма, которая имеет определённую форму, строение, положение в организме и выполняет одну или несколько функций.
В систему органов объединяют органы, сходные по строению и выполняемым функциям. Так, у человека сердце и сосуды образуют кровеносную систему, а мышцы и кости — опорно-двигательную.
Слайд 3
Рис. 7. Примеры органов и систем органов человека
Слайд 4
Слайд 5
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.