План - конспект урока по экономике на тему: "Предпринимательство: понятие и сущность"
Оценка 4.7

План - конспект урока по экономике на тему: "Предпринимательство: понятие и сущность"

Оценка 4.7
docx
25.01.2022
План - конспект урока по экономике на тему:  "Предпринимательство: понятие и сущность"
Основы экономики занятие 5.docx

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ ДАГЕСТАН

«УЧИЛИЩЕ ОЛИМПИЙСКОГО РЕЗЕРВА»

 

 

 

 

 

План - конспект урока по экономике

на тему:

 "Предпринимательство: понятие и сущность"

 

 

 

 

 

 

Разработала:

Борис О.О.

преподаватель специальных

дисциплин


 

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной России.

Задачи:

  • Образовательные: сформировать у учащихся представление о «предпринимательстве», его сущности и роли в системе рыночных отношений; определить качественные характеристики профессии предприниматель. . Ознакомить учащихся с:
    • понятиями «Предпринимательство», «предприниматель»;
    • формами предпринимательства;
    • понятиями «физические лица», «юридические лица»;
    • видами предпринимательства;
    • основными чертами характера предпринимателя;
    • причинами неудач в бизнесе.
  • Развивающие: развивать коммуникативные навыки при работе в группе, развивать познавательный интерес, развивать умение объяснять особенности, закономерности, анализировать, сравнивать, развивать навыки работы с текстом, помочь учащимся определить уровень предрасположенности к предпринимательской деятельности
  • Воспитательные: воспитывать гуманное отношение к окружающим, воспитывать отношение к предпринимательству не только как к способу получения прибыли (личной выгоды), но и способу удовлетворения потребностей общества.

Оборудование:,Презентация «Предпринимательство», индивидуальные рабочие листы, дидактические материалы для групповой работы, анкета личных предпринимательских способностей, картинки-улыбки для выделения групп и рефлексии настроения.

12аОрганизационный момент

Деление на группы Перед началом урока ребята выбирают себе изображение улыбки. На столах стоят аналогичные картинки, ученики занимают места за столами в соответствии со своим выбором.

Приветствие

Учитель: Доброе утро, дети! Доброе утро, уважаемые гости! Я рада вас приветствовать и хочу поделиться с вами улыбкой. Улыбка, как и цветы - украшение нашего мира, залог хорошего настроения и эффективной работы.

2.Этап подготовки к активному и сознательному усвоению материала

Учитель:

Поднимите руку те, кто считает себя инициативным человеком.

Теперь те, кто умеет и не боится рисковать,

А теперь те, кто всегда несёт ответственность за свои решения.

Я вижу, многие положительно отвечали на мои вопросы, а значит, в будущем, возможно, вы сможете реализовать себя в определённой деятельности? А какой?

Это и будет темой нашего урока. Тема урока:

«Предпринимательство».

Бизнес и предпринимательство – это реалии современной экономики, которые окружают нас повсюду, являясь частью нашей жизни. И поэтому совершенно очевидна актуальность данной темы, её значимость для нас с вами. Многие, кто сидел за этими партами за 7-10 лет назад открыли свои магазины, строительные фирмы, адвокатские конторы, парикмахерские. И они не имели тогда возможности обсуждать эти вопросы, их учила сама жизнь. Вы находитесь в более выгодных условиях, ещё на школьной скамье вы можете готовить себя к столь непростому делу.

Как вы думаете, какие вопросы мы должны сейчас рассмотреть, чтобы быть успешными в будущем?

Какие проблемы разобрать, чтобы в будущем успешно вести дела?

3.Этап изучения и усвоения нового материала.

Учитель Беседа с учащимися по темам слайдов, создание резюме по каждому слайду

Текст учителя, выступающего с одновременной демонстрацией презентации

Тема урока: Предпринимательство: понятие, сущность

Показ видеоролика

Наша цель урока сегодня – ознакомиться с: понятиями «Предпринимательство», «предприниматель»;
формами предпринимательства; понятиями «физические лица», «юридические лица»; основными чертами характера предпринимателя; причинами неудач в бизнесе.

Понятия предприниматель, предпринимательство впервые использовал английский экономист, банкир, демограф  Ричард Кантильон (1680-1734).

Предпринимательство, бизнес – важнейший атрибут рыночной экономики, пронизывающий все её институты.
Предпринимательство, бизнес – самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке. Эффективность предпринимательской деятельности оцениваться  размерами полученной прибыли.

Выгода предпринимательства для государства: источники дохода в бюджет страны, занятость населения, сохранение народного ремесла, использование имеющих ресурсов, экономический рост, рыночные отношения

Выгода для предпринимателя: доход, самотрудозанятость, свободный график работы, «Сам по себе», «Сам на себя».

Предпринимательство может осуществляться юридическим лицом или непосредственно физическим лицом. В России, как и во многих странах, для ведения предпринимательской деятельности физическому лицу требуется регистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя.

Юридическое лицо – зарегистрированная в установленном законом порядке организация, которая имеет в собственности, обособленное имущество и отвечает по своим обязательствам этим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде. Юридические лица должны иметь самостоятельный баланс или смету.

Физическое лицо – любой гражданин независимо от его пола, возраста, национальности, физических данных, места проживания.

Посмотрите графически, в чем заключается разница между физическими и юридическими лицами. Физическое лицо – это человек, а юридическое – это организация.

Формы предпринимательства. Частное предпринимательство есть форма осуществления экономической активности от имени предприятия (если оно зарегистрировано в качестве такового) или предпринимателя (если такая деятельность осуществляется без найма рабочей силы, в форме индивидуальной трудовой деятельности).

Выступление студентки АлтГУ: «Государственное предпринимательство, первоочередная цель которого состоит не в получении дохода, а в решении социально-экономических задач, таких как: обеспечение необходимых темпов роста, сглаживание циклических колебаний, поддержание занятости, стимулирование научно-технического прогресса, и т.д.

Государства осваивают программы по развитию атомной энергии, радиоэлектронной промышленности, созданию ЭВМ, освоению космоса. Располагая финансами, государство выступает по отношению к частному сектору в качестве заказчика на производство продукции и одновременно ее покупателя, что придает определенную стабильность рынку».

Индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном законом порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИПБОЮЛ).

Основные черты предпринимателя: предприимчивость, склонность к риску, напористость, энергичность, новаторство (поиск новых решений), ориентация на получение прибыли, экономическая самостоятельность.

Предприниматель изменился добавились такие черты характера, как обоснованный риск, образование, интеллект, чувство социальной ответственности.

Предпринимательство отрицает такие черты характера, как самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство.

Ловушками для предпринимателя в современных условиях являются: время, деньги, окружение для предпринимателя, он сам, то есть

Причинами неудач в бизнесе являются: низкая коммуникабельность предпринимателя, самовлюбленность и высокомерие, нечувствительность к переменам, недостаточная смелость и уверенность в собственных силах, недостаточная твердость и требовательность, недостаток деловых знаний и практических навыков.

Угрозами бизнеса являются: рынок, нестабильность, конкуренты, непрофессионализм предпринимателей.

Основной смысл предпринимательства – создать бизнес и удержать его.

Учитель:

Давайте разберемся: Кто такой предприниматель? и Кто может быть предпринимателем Наверняка у каждого из вас уже имеется представление о предпринимателе, у каждого свой образ предпринимателя, который, я надеюсь, мы дополним в ходе урока.

Для этого поработаем группами. Каждая группа будет выполнять свое задание. Прочитайте задание, подумайте, посоветуйтесь, придите к единому решению, совместно выберите выступающего.

1 группа выясняет, какими нормативными документами регламентируется деятельность предпринимателя.

2 группа определяет главные качества предпринимателя.

3 группа определяет главную цель предпринимателя.

4 группа находит отличие предпринимателя от людей других профессий, изучая только способ получения дохода.

Проверка работы по группам

Учитель: Сколько вам лет? Если вы придете в налоговую инспекцию, вас зарегистрируют как предпринимателей? Ответы детей.

Учитель: Для точного ответа на эти вопросы послушаем 1 группу. Мы не случайно начали с нормативных документов, т.к. деятельность предпринимателя должна быть в рамках закона.

Учащиеся 1 группы называют нормативные документы. Все учащиеся записывают основные документы в рабочие листы.

Учитель: Если предпринимателем может быть любой гражданин РФ, почему же есть учителя, механики, водители, продавцы?

Ответы детей.

Выслушав мнение учащихся, учитель приглашает к выступлению учащихся 2 группы для изучения качеств предпринимателя. После обсуждения и дополнения подводится итог - называются самые важные, по мнению учащихся, качества. Ответы фиксируются в рабочих листах.

Учитель: А теперь давайте проверим, кто из вас в будущем может себе выбрать профессию предпринимателя.

Учащиеся отвечают на вопросы анкеты. Затем учитель интересуется результатами. Первыми поднимают руки те, кто может стать предпринимателем, затем те, кому надо работать над собой, последними те, кому лучше не начинать, учитель убеждает последних не расстраивайтесь, ведь есть еще множество профессий, где можно себя реализовать.

Учитель: Мы узнали о том, кто может стать предпринимателем, а теперь 3 группа сформулирует нам главную цель предпринимательства.

Представитель группы работает с интерактивной доской, показывая правильный путь выхода из экономического лабиринта и отгадывая зашифрованное слово. Правильный ответ – прибыль. Цель предпринимательства учащиеся записывают в рабочие листы.

Учитель: Если предприниматель будет производить ненужный товар, получит ли он прибыль? Ответы детей.

Учитель подводит беседу к тому, что успех предпринимателя зависит от спроса потребителя, что сначала нужно изучить интересы потребителя, поэтому одна из задач предпринимателя - удовлетворение потребностей общества.

Учитель: Итак, основной доход предпринимателя – прибыль. Все вы понимаете, что он будет существенно отличаться от дохода наемного работника. Об этом нам расскажет 4 группа.

Учащиеся формулируют главное отличие прибыли от заработной платы – ее непостоянство. Обязательно фиксируют это в рабочем листе.

Учитель: Предположим, что вы - предприниматели. Наступил конец отчётного периода. У вас в руках ваш доход.

Все это доход предпринимателя (в руках у учителя карандаши). После выплаты заработной платы рабочим, налогов, оплаты электроэнергии, аренды помещения, затрат на производство и др. (учитель откладывает карандаши), у предпринимателя остается чистая прибыль (несколько карандашей).  

Учитель: Именно ради этого небольшого количества карандашей – прибыли, предприниматель должен проявить все свои способности, инициативу, рискнуть и нести ответственность за свой риск, а самое главное быть новатором. Поздравим аплодисментами успешных предпринимателей (детей у которых остались карандаши), задумайтесь те, кому их не хватило или не осталось после уплаты всех затрат.

Итак, мы уже с вами довольно много узнали нового, что-то взяли из вашего жизненного опыта, о чем-то услышали впервые. Давайте создадим законченный образ профессии – предприниматель. Учащиеся выполняют задание в индивидуальном рабочем листе. По истечении выделенного времени, проверка по цепочке.

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя  ______________ за хозяйственные решения, вкладывать ___________, силы и средства с целью получения ______________ на основе сочетания __________ выгоды  с _________________ пользой.

Учитель: С каким видом деятельности у вас ассоциируется предпринимательство? Ответы детей.

Учитель: Торговля и данные статистики это подтверждают.

Работа со статистическими данными. Данные Росстата на 01.01.2013г

https://fsd.multiurok.ru/html/2017/07/06/s_595e5838da30e/657997_1.png

Учитель: Почему только торговля, почему так неразвито производственное предпринимательство в Туле?

Ответы детей (из-за недостатка ресурсов, быстроты и простоты организации).

Учитель: Администрация города также обеспокоена таким положением дел, поэтому в программе социально-экономического развития города Пскова на 2011-15 год, в разделе экономическое развитие, потребительский рынок, изложены перспективные направления развития и на программу «Содействие развитию малого и среднего предпринимательства» выделено 7,5 млн.руб на будущие 5 лет.

Учитель: Все вы прекрасно понимаете, что каждый человек, занимающийся предпринимательской деятельностью, зависим от окружающего его мира. Несмотря на то, что он инициативен, вложил свои сбережения, его подстерегают опасности, которые в экономике называются предпринимательскими рисками. Неопределенность будущей экономической ситуации делают неизбежной характеристикой предпринимательства – риск. Какие риски могут быть у предпринимателя? Ответы детей.

Учитель: Послушайте задачу: Отец Федор купил Свечной Завод - старый сарай, называемый цехом, в котором трое рабочих плавили воск и отливали свечи. Воск покупался у местных пчеловодов, готовая продукция продавались через сеть набожных старушек.

Свечное дело - это бизнес высокого риска: или завод сгорит, или конкуренты цены собьют, или рабочие украдут продукцию… Риск потерпеть убытки и даже разориться, очень велик, но и дело прибыльное.

Чтобы не рисковать понапрасну, Отец Федор нанял управляющего, который взялся управлять предпринимательскими рисками свечного бизнеса.

Отец Федор словно прозрел: он понял - все внимание борьбе с конкурентами! А еще нужно купить огнетушители! А также завести собаку.

Учитель: Какие же риски преследовали отца Фёдора?

Ответы детей. Один ученик с помощью возможностей интерактивной доски подчеркивает способы их решения.

Учитель: Какими еще способами можно преодолеть риск?

Ответы детей. (предварительная проработка и расчет операций, страхование)

Учитель: У предпринимателей есть такое правило «Не избегать риска, а предвидеть его, снизить до возможно более низкого уровня».

Учитель: Итак, предпринимательство - это деятельность, требующая новаторства, инициативы, ответственности, риска. Начиная любую деятельность, мы часто нуждаемся в помощи других людей. И начинающий предприниматель не исключение, государство обращает на это внимание.

Учитель: слушаем сообщение группы 1 «О поддержке и развитии предпринимательства в Тульской области.»

Учитель: Как вы думаете для чего создают бизнес-инкубаторы, и что «выращивают» в бизнес-инкубаторах? Ответы детей.

Сообщение группы 2 В Туле тоже создан бизнес-инкубатор. Основная цель учреждения - реализация государственной политики по обеспечению благоприятных условий для интенсивного развития малого предпринимательства в Туле.

Условия, которые «Тульский бизнес-инкубатор» в скором времени сможет предоставить начинающим предпринимателям, для многих просто сказочные. Им предложат оборудованные мебелью, связью, компьютерами рабочие места на льготных условиях аренды. Они получат возможность освоить различные компьютерные программы, обучаться на семинарах и курсах повышения квалификации, что позволит сэкономить средства для своего бизнеса. Квалифицированный персонал бизнес-инкубатора будет оказывать услуги по вопросам бухгалтерского учета, планирования, юридическим вопросам. Кроме того, они смогут арендовать конференц-зал и комнату для переговоров, получить помощь в регистрации юридического лица, оформлении кредитов и банковских гарантий, маркетинговые и рекламные услуги. А еще, с 26 мая 2008 года, российское предпринимательство отмечает свой профессиональный праздник, указ о праздновании которого был подписан президентом Российской Федерации В. В. Путиным 18 октября 2007 года.

Учитель: Ну и конечно, важно сотрудничество самих предпринимателей. Для этого существуют объединения, союзы, ассоциации предпринимателей. Поэтому одна группа, по желанию, войдет в сеть Интернет для поиска ассоциаций предпринимателей России и Тульской бласти, которые могут помочь не только начинающим, но и опытным предпринимателям. Задача группы - подготовить краткое сообщение о сайте одной из ассоциаций.

Сообщение группы 3

1.Этап закрепления нового материала

Стадия рефлексии.

Учитель: Сегодня на уроке мы говорили о предпринимательстве. Давайте подведём итог и вместе ответим на вопрос: «Что же такое предпринимательство?». Для этого я хочу вас попросить решить тест и составить синквейн «Предпринимательство».

Каждая группа составляет один совместный, с которым все согласны. Работают оставшиеся 3 группы.

Проверка работы групп. Сначала представляют сообщение об ассоциации предпринимателей. Затем весь класс знакомится с результатами работы каждой группы, и после обсуждения, используя только предложенные слова, каждый составляет синквейн в индивидуальном рабочем листе.

Учитель возвращается к вопросам, поставленным в начале урока, определяет: «На все ли вопросы найдены ответы на уроке?»

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель: Ну, а закончить я хочу словами не экономиста, не финансиста, не политика, но человека, четко понимающего роль предпринимательства для страны - Патриарха Алексия II.: «Движение к предпринимательству есть эффективный путь обновления экономики, возрождения в россиянах хозяина»

1.Этап информации о домашнем задании – сообщение домашнего задания, методики его выполнения.

Оценка результатов урока

Рефлексия настроения.

Учитель: Мы с вами не вспомнили такое качество, без которого деятельность предпринимателя значительно осложнилась – это оптимизм. Мы начали урок с улыбки, изменилось ли ваше настроение к концу урока, если оно замечательное поднимите улыбающееся изображение. Я очень рада и желаю, чтобы любое дело, даже такое сложное, рискованное и ответственное как предпринимательство, вы начинали с улыбкой и оптимизмом, и тогда успех и удача точно улыбнутся вам в ответ.


 

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной

Цель: создание условий для изучения предпринимательства как одной из неотъемлемых составляющих социально-экономической практики современной

А теперь те, кто всегда несёт ответственность за свои решения

А теперь те, кто всегда несёт ответственность за свои решения

Выгода для предпринимателя: доход, самотрудозанятость, свободный график работы, «Сам по себе», «Сам на себя»

Выгода для предпринимателя: доход, самотрудозанятость, свободный график работы, «Сам по себе», «Сам на себя»

Предпринимательство отрицает такие черты характера, как самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство

Предпринимательство отрицает такие черты характера, как самоуспокоенность, застой, самодовольство, расточительство

Выслушав мнение учащихся, учитель приглашает к выступлению учащихся 2 группы для изучения качеств предпринимателя

Выслушав мнение учащихся, учитель приглашает к выступлению учащихся 2 группы для изучения качеств предпринимателя

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за…

Предприниматель – это ___________ гражданин, готовый проявлять __________, идти на ____ создания и управления предприятием, внедрять _______________ идеи и технологии, брать на себя ______________ за…

Чтобы не рисковать понапрасну,

Чтобы не рисковать понапрасну,

Сообщение группы 3 1.Этап закрепления нового материала

Сообщение группы 3 1.Этап закрепления нового материала
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
25.01.2022