План – конспект урока по истории
МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им.Жданова А.К.»
ФИО учителя |
Сахарова Елена Николаевна |
|
Предмет |
история |
|
Дата проведения |
25.10.2024 |
|
№ урока |
12 |
|
Класс |
5-а,б,в |
|
Тема урока
|
Ассирия (Ассирийская держава) |
|
Цель: ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями, объяснить значения понятий держава, таран. |
||
Целеполагание
|
||
Задачи: Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии. Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве. Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира. |
|
|
Тип урока |
урок открытия новых знаний |
|
Планируемые результаты
|
УУД ФГОС 1.Личностные: · обрести познавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений. 2.Метапредметные: · самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; 3. Предметные: · работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятельности; |
|
Оборудование |
учебник, тетрадь, карточки с заданием, карта «Ассирийская держава»; презентация, дополнительный материал, контурная карта. |
Ход урока
I. Организационный момент.
Приветствие. Проверка готовности к уроку
II. Актуализация опорных знаний.
Мы изучили с вами два государства. Сейчас проверим, как вы усвоили материал (Посадить парами)
Терминологический диктант:
1. Страна, располагалась на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря – ________
2. Служители богов – _______
3. Значки для письма у древних египтян – ___________
4. Особое письмо в виде клинообразных значков – _______
5. Главные правила, установленные царем в Двуречьн – __________
6. Царь в Древнем Египте – ________
7. Одно из чудес света, находится в Египте – ____________
8. Первый металл из которого люди научились делать орудия труда – ________
9. Из какого металла изготавливали оружие в Древнем Египте – _______
10. Бог солнца в Двуречье –________
Самопроверка или взаимопроверка.
Без ошибок – 5+
1 ошибка – 5
2-3 ошибки – 4
4-5 ошибок – 3
6 и больше – 2
Ответы:
1. Древний Египет
2. жрецы
3. иероглифы
4. клинопись
5. законы Хаммурапи
6. фараон
7. пирамиды
8. медь
9. бронза
10. Шамаш
Вопросы:
1) Какие древние государства вы уже знаете? (Египет, Вавилон, Двуречье)
2) Определите словами их месторасположение. Где они располагались покажите на карте. На каких реках?
III. Мотивационно-целевой этап
- Посмотрите на карту в учебнике стр. 33. Какое государство бы видим на севере Междуречья?
(Ассирия - первая в мировой истории держава. Жителей этой страны называют ассирийцы)
- Как вы думаете о каком государстве мы буде сегодня говорить на уроке?
Тема урока: «Ассирия». (Показывает презентацию. Слайд № 1.)
План урока
1. Освоение железа.
2. Ассирийское войско.
3. Завоевания ассирийских царей.
4. Сокровища Ассирийской державы
Слайд № 2 Проблемный вопрос: Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?
Подвести к определению цели.
Слайд № 3. Цель: Выяснить причины возникновения и падения могущественной военной державы - Ассирии
IV. Работа по теме урока
1. Освоение железа
Проблемное задание. В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего более 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук.
— Как вы думаете, почему железных изделий было так мало?
Широкое освоение железа произошло около X в. до н. э.
— Отметьте время освоения железа налейте времени. Сколько лет назад это было? 3024 г назад
— Какие металлы использовали до железа?
Действительно, люди до освоения железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза.
— Дайте характеристики этих металлов. Вспомните их достоинства и недостатки.
В отличие от этих металлов железо было прочнее. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно получить вещество намного более твердое, чем медь. Иногда железо попадало на нашу планету из космоса — падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов), поэтому некоторые древние народы называли его «небесным камнем».
— Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?
— Почему железные орудия труда были выгоднее медных и бронзовых?
(Ученики высказывают следующие предположения.)
1. Железной руды в природе больше, чем медной.
2. Железо дешевле меди и бронзы.
3. Медь и бронза — мягкие металлы, а железо более прочное.
4. Земледелие процветало уже не только в речных долинах с мягкими плодородными землями, поэтому требовались более крепкие орудия труда.
— Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свойствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата. (мягкая и жирная)
Слайд № 4,5
Ассирия — горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плугами и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более суровыми климатическими условиями.
Проблемное задание. Что еще можно было изготовить из железа?
Действительно, в I тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.
2. Ассирийское войско
Ассирия располагалась в Западной Азии, в верхнем течении реки Тигр. Значительную часть территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы занимались охотой и скотоводством. В VIII в. до н. э. их армия стала самой сильной в мире.
— Как вы думаете, почему?
— Работая с текстами п. 2, 3 § 18, иллюстрациями учебника и используя опорные слова, записанные на доске, дайте характеристику ассирийского войска.
Опорные слова:
• железные мечи;
• железные топорики;
• круглые щиты, которые были обиты железными бляхами;
• панцири;
• тугие луки;
• конница;
• надувные мешки из овечьих шкур для переправы через реки;
• таран.
(Презентация работы класса.)
Слайд № 6. Ассирийская пехота. Страшной тучей налетали ассирийцы на соседей. Быстро двигались вперед воины. Для них не было никаких препятствий: они переплывали реки на больших раздутых мехах. Голова воина была покрыта остроконечным медным шлемом, на теле поверх рубахи — панцирь, т. е. кожаная куртка, обитая выпуклыми металлическими пластинками, в одной руке длинное копье с железным наконечником, в другой — большой щит, обитый бронзой, ноги также защищены металлическими полосами. Такой воин был почти неуязвим.
Слайд № 7. Ассирийская конница. При нападении страшны были и боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стояли три человека: возница, стрелок из лука или копейщик и оруженосец, закрывавший воина щитом. Став в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах добивали и давили колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку. В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.
Слайд № 8,9 Осада городов. После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, покрытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на канатах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.
Жестокость ассирийцев. Суровы были и их вожди. На стенах дворцов, на каменных досках и столбах они оставили рассказы и отчеты о своих деяниях, где с особенной гордостью говорят о разрушениях, которые они произвели, об уничтожении городов и сел. Один из них пишет: «Я пронесся подобно истребительному урагану. На обагренной земле оружие тонуло в крови врагов, как в реке. Я нагромоздил трупы их солдат в виде победных курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки, я сокрушил их, как солому». Часто истребляли все мужское население покоренной земли, женщин и детей забирали в рабство.
Физкультминутка (лучники в походе)
3. Завоевания ассирийских царей
— Работая с картой стр. 89 (90) и текстом п. 3, составьте схему завоеваний Ассирии.
Слайд № 11
— Взгляните на карту. Каковы размеры Ассирийского государства? Стр 33
Такие большие и сильные государства назывались державами.
Слайд № 12. Запись в тетрадь: Держава – большое и сильное государство.
На карте видно, что ассирийцы завоевали все Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину; совершали походы- на юг в Египет, на север – в горное царство Урарту. Столицей Ассирии стал город Ниневия на Тигре.
Во все области своей державы, и в соседние страны ассирийцы посылали разведчиков, шпионов, Царь Ассирии вовремя узнавал о готовящемся против него восстании, Узнав о планах своих противников, царь Ассирии незамедлительно принимал меры, чтобы громить их по одиночке, не позволяя объединить свои силы.
— Внимательно изучите исторический источник на с. 89 (90) учебника и ответьте на вопросы.
— С какой целью ассирийские цари совершали военные походы?
— Что забирали с собой в качестве добычи ассирийские воины?
— Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?
— Чем похвалялся Синахериб?
— Он называл себя «любящим справедливость». Подумайте, что царь считал справедливым.
Слайд № 13. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари, полководцы и руководимые ими воины превзошли все другие древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии — город Ниневию — называли логовищем львов и городом крови.
Вот Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».
Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?
Еще один документ: Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь, как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»
Что можно сказать о завоевателях?
Учитель: Как обращались ассирийцы с побежденными? Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев?
Ответы учеников
В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали кожу. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили с собой. жестокость ассирийских правителей была очень ужасной. Многие народы ненавидели их
Кстати, в свободное от военных походов время царь Ассирии охотился на львов, чтобы показать ловкость и храбрость. Пойманных львов привозили в его охотничьи угодья.
До нас дошло имя правителя Ассирии, при котором она превратилась в империю. Его звали Ашшурбанапал (или Ашшурбанипал). Празднуя очередную победу, он заставлял своих пленников
строить новые великолепные дворцы и города. Так появились царские дворцы в Ниневии, Хорсабаде, Нимруде и других городах.
4. Сокровища Ассирийской державы. (Царский дворец. Библиотека глиняных книг)
Слайд № 14. — Познакомьтесь с текстом п. 4, 5 § 18 и дополнительным материалом и выполните следующие задания.
1. Дайте характеристику культурных достижений Ассирийской державы.
2. Предположите, какое значение имели достижения ассирийцев для развития других народов.
3. Выразите свое отношение к сокровищам Ассирии.
Достижения Ассирии. (царский дворец, библиотека глиняных книг) Последним ассирийским царём был Ашшурбанапал, им собрана большая библиотека. В 612 г. до н.э. было уничтожено Ассирийское царство. Ниневия была осаждена вражескими войсками и захвачена. Дворец сгорел, но библиотека Ашшурбанапала сохранилась. Учёные восстановили и донесли до нас, особые книги и мифы народов Древнего Двуречья.
Запись в тетради: Гибель Ниневии – 612 г. до н. э .
Ответ на проблемный вопрос: Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?
- Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.
V. Закрепление новой темы:
Слайд № 15. Задание 1. Работа с карточками. Вставь пропущенные слова. Представьте, что вы нашли древние надписи, но некоторые слова затерлись от времени и вам нужно восстановить их
1. Столицу Ассирии, город __ __ __ __ __ __ __ , называли «логовищем львов», «городом крови».
2. В 8 в. до н. э. самой сильной в мире была а __ __ __ __ __ __ __ __ __ я армия
3. Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном деле к__ __ __ __ __ у.
4. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли т__ __ __н.
5. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ __ и на них переправлялись __ __ __ __ __ __ .
6. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла __ __ __ __ __ __ .
7. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в __ __ __ году до н.э.
Слайд № 16. Ответы
1. Ниневия
2. ассирийская
3. конницу
4. таран
5. кожаные мешки, вплавь
6. железа
7. 612
Слайд № 17. Самопроверка.
Задание 2. Работа с контурной картой (зависит от оставшегося времени)
VI. Подведение итогов урока
Подводя итог урока отметим:
1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;
2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;
3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.
VII. Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы, письменно № 4
VIII. Оценивание. Рефлексия:
Слайд № 18. В какую страну мы сегодня совершили путешествие?
«Меня удивило на уроке……………………..»
«Я сумел понять, что………………………….»
«Я не успел на уроке ………………………....»
«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»
Ребята, мне было очень приятно с вами работать. Вы интересные, любознательные, и находчивые.
Всего вам доброго, хороших отметок по всем предметам.
Урок окончен.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.