План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"
Оценка 4.8

План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"

Оценка 4.8
Разработки уроков
docx
история
5 кл
23.12.2024
План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"
План-конспект Ассирия 5 кл..docx

План – конспект урока по истории

МБОУ «Черноморская средняя школа №2 им.Жданова А.К.»

ФИО учителя

Сахарова Елена Николаевна

 

Предмет

история

 

Дата проведения

25.10.2024

 

№ урока

12

 

Класс

5-а,б,в

 

Тема урока

 

Ассирия (Ассирийская держава)

Цель: ознакомление учащихся с изменениями, произошедшими после того, как люди освоили железо, с причинами возникновения и падения могущественной военной державы ассирийцев, их нравами и обычаями, объяснить значения понятий держава, таран.

Целеполагание

 

 

 

 

Задачи: Образовательная: установить связь между началом железного века и появлением могучей военной державы- Ассирии.

Развивающая: развивать способности каждого ученика, учить его учиться, самостоятельно получать знания, хорошо ориентироваться в информационном пространстве.

Воспитательная: осознать вклад, сделанный древневосточными народами в развитие хозяйства и культуры всего мира.

 

Тип  урока

урок открытия новых знаний

 

 

Планируемые результаты

 

 

 

 

УУД ФГОС

1.Личностные:

·         обрести по­знавательный интерес к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

2.Метапредметные:

·         самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное от­ношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной пол­нотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с зада­чами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достиже­ния цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, клас­сифицировать и обобщать факты и явления; объяснять историче­ские явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала;

3. Предметные:

·         работать с историче­ской картой, анализировать и обобщать ее данные; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы истори­ческого анализа для раскрытия сущности и значения событий в Ассирийской державе; расширять опыт оценочной деятель­ности;

Оборудование

учебник, тетрадь, карточки с заданием, карта «Ассирийская держава»; презентация, дополнительный материал, контурная карта.

 

Ход урока

I.   Организационный момент.

    Приветствие. Проверка готовности к уроку

II.  Актуализация опорных знаний.   

Мы изучили с вами два государства. Сейчас проверим, как вы усвоили материал  (Посадить парами)

Терминологический диктант:

1. Страна, располагалась на берегах реки Нил от первого порога до Средиземного моря – ________

2. Служители богов – _______

3. Значки для письма у древних египтян – ___________

4. Особое письмо в виде клинообразных значков – _______

5. Главные правила, установленные царем в Двуречьн – __________

6. Царь в Древнем Египте – ________

7. Одно из чудес света, находится в Египте – ____________

8. Первый металл из которого люди научились делать орудия труда – ________

9. Из какого металла изготавливали оружие в Древнем Египте – _______

10. Бог солнца в Двуречье –________

 Самопроверка или взаимопроверка.

Без ошибок – 5+

1 ошибка – 5

2-3 ошибки – 4

4-5 ошибок – 3

6 и больше – 2

 

Ответы:


1. Древний Египет

2. жрецы

3. иероглифы

4. клинопись

5. законы Хаммурапи

6. фараон

7. пирамиды

8. медь

9. бронза

10. Шамаш


 

Вопросы:

1) Какие древние государства вы уже знаете? (Египет, Вавилон, Двуречье)

2) Определите словами их месторасположение. Где они располагались покажите на карте. На каких реках?

III.            Мотивационно-целевой этап

- Посмотрите на карту в учебнике стр. 33. Какое государство бы видим на севере Междуречья?

(Ассирия - первая в мировой истории держава. Жителей этой страны называют   ассирийцы)

- Как вы думаете о каком государстве мы буде сегодня говорить на уроке?

Тема урока: «Ассирия».  (Показывает презентацию. Слайд № 1.)

План урока

1. Освоение железа.

2. Ассирийское войско.

3. Завоевания ассирийских царей.

4. Сокровища Ассирийской державы

Слайд № 2 Проблемный вопрос: Почему Ассирийцы создали ненавистное всем государство?

Подвести к определению цели.

Слайд № 3. Цель: Выяснить причины возникновения и падения могущественной военной державы - Ассирии

IV. Работа по теме урока

1.    Освоение железа

Проблемное задание. В гробнице египетского фараона Тутанхамона, жившего более 3 тыс. лет назад, найдены вещи, которыми царь пользовался при жизни. Очень много предметов из золота и всего три вещи из железа: кинжал, браслет и священный жук.

    Как вы думаете, почему железных изделий было так мало?

Широкое освоение железа произошло около X в. до н. э.

  Отметьте время освоения железа налейте времени. Сколько лет назад это было? 3024 г назад

    Какие металлы использовали до железа?

Действительно, люди до освоения железа уже пользовались металлами. Как вы уже знаете, это были медь и бронза.

  Дайте характеристики этих металлов. Вспомните их досто­инства и недостатки.

В отличие от этих металлов железо было прочнее. Тысячи лет люди ходили по рыхловато-красной земле и не подозревали, что это железная руда, из которой можно получить вещество намного более твердое, чем медь. Иногда железо попадало на нашу плане­ту из космоса — падало на землю в виде обломков небесных тел (метеоритов), поэтому некоторые древние народы называли его «небесным камнем».

    Как это открытие могло повлиять на жизнь людей?

  Почему железные орудия труда были выгоднее медных и бронзовых?

(Ученики высказывают следующие предположения.)

1.                 Железной руды в природе больше, чем медной.

2.                  Железо дешевле меди и бронзы.

3.                  Медь и бронза — мягкие металлы, а железо более прочное.

4.                 Земледелие процветало уже не только в речных долинах с мягкими плодородными землями, поэтому требовались более крепкие орудия труда.

 

                Вспомните, какими двумя ценными для земледельца свой­ствами обладали почвы по берегам Нила, Тигра и Евфрата.  (мягкая и жирная)

Слайд № 4,5

Ассирия — горная страна, скудная, с каменистыми почвами. Благодаря открытию железа с помощью железной кирки долбили самый твердый камень, проводили каналы. Железными плуга­ми и мотыгами рыхлили твердые почвы, железными лопатами рыли глубокие колодцы. Тогда и земледелие стало процветать уже не только в речных долинах с мягкими плодородными почвами, орошаемыми разливами, но и в странах с более суровыми клима­тическими условиями.

Проблемное задание. Что еще можно было изготовить из железа?

Действительно, в I тысячелетии до н. э. железным оружием оснащаются большие армии.

2.    Ассирийское войско

Ассирия располагалась в Западной Азии, в верхнем течении реки Тигр. Значительную часть территории составляли предгорья и горы, богатые залежами железной руды. Ассирийцы занимались охотой и скотоводством. В VIII в. до н. э. их армия стала самой сильной в мире.

                Как вы думаете, почему?

                Работая с текстами п. 2, 3 § 18, иллюстрациями учебника и используя опорные слова, записанные на доске, дайте характеристику ассирийского войска.

Опорные слова:

• железные мечи;

                  железные топорики;

                  круглые щиты, которые были обиты железными бляхами;

                  панцири;

                  тугие луки;

                  конница;

                  надувные мешки из овечьих шкур для переправы через реки;

                  таран.              

 

(Презентация работы класса.)

Слайд № 6. Ассирийская пехота. Страшной тучей налетали ассирийцы на соседей. Быстро двигались вперед воины. Для них не было никаких препятствий: они переплывали реки на больших разду­тых мехах. Голова воина была покрыта остроконечным медным шлемом, на теле поверх рубахи — панцирь, т. е. кожаная куртка, обитая выпуклыми металлическими пластинками, в одной руке длинное копье с железным наконечником, в другой — большой щит, обитый бронзой, ноги также защищены металлическими полосами. Такой воин был почти неуязвим.

Слайд № 7. Ассирийская конница. При нападении страшны были и боевые колесницы, обитые медью и запряженные парой лошадей. На них обыкновенно стояли три человека: возница, стрелок из лука или копейщик и оруженосец, закрывавший воина щитом. Став в ряд, эта тяжелая кавалерия старалась сильным натиском опрокинуть врага. Когда он рассеивался и бежал, воины на колесницах доби­вали и давили колесами отстающих, сбрасывали беглецов в реку. В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск.

Слайд № 8,9 Осада городов. После того как пройдет ассирийская армия, отряды землекопов и механиков выравнивают дороги, готовят орудия для разрушения стен. Перед нами навес на колесах, по­крытый кожами с металлическими бляхами. Внутри его на ка­натах подвешены большие бревна с железными наконечниками. Раскачивая бревна, воины разбивают стены крепостей.

Жестокость ассирийцев. Суровы были и их вожди. На стенах дворцов, на каменных досках и столбах они оставили рассказы и отчеты о своих деяниях, где с особенной гордостью говорят о разрушениях, которые они произвели, об уничтожении городов и сел. Один из них пишет: «Я пронесся подобно истребительному урагану. На обагренной земле оружие тонуло в крови врагов, как в реке. Я нагромоздил трупы их солдат в виде победных курганов и отрубил им конечности. Пленникам я отсек руки, я сокрушил их, как солому». Часто истребляли все мужское население поко­ренной земли, женщин и детей забирали в рабство.

 

Физкультминутка (лучники в походе)

  1. Делаем два шага вперед
  2. Посмотрите направо, посмотрите налево
  3. Представьте, что вы лучники (натягиваем тетиву лука), отпускают стрелу
  4. Присели, затаились в траве.
  5. Встали, посмотрели
  6. Сели
  7. Встали
  8. Кругом!!!
  9. Поход окончен (занимаем свои места)

 

3. Завоевания ассирийских царей

— Работая с картой  стр. 89 (90)   и текстом п. 3, составьте схему завоеваний Ассирии.

Слайд № 11

                 Взгляните на карту. Каковы размеры Ассирийского госу­дарства?  Стр 33

Такие большие и сильные государства назывались державами.

Слайд № 12. Запись в тетрадь: Держава  –  большое и сильное государство.

На карте видно, что ассирийцы завоевали все Двуречье, Сирию, Финикию, Палестину; совершали походы- на юг в Египет, на север – в горное царство Урарту. Столицей Ассирии стал город Ниневия на Тигре.

Во все области своей державы,   и в соседние страны ассирийцы посылали разведчиков, шпионов,  Царь Ассирии вовремя узнавал о готовящемся против него восстании,  Узнав о планах своих противников, царь Ассирии незамедлительно принимал меры, чтобы громить их по одиночке, не позволяя объединить свои силы.

 

                 Внимательно изучите исторический источник на с. 89 (90) учеб­ника и ответьте на вопросы.

                 С какой целью ассирийские цари совершали военные по­ходы?

                 Что забирали с собой в качестве добычи ассирийские воины?

                 Какой характер носили войны, которые вели цари Ассирии?

                 Чем похвалялся Синахериб?

                 Он называл себя «любящим справедливость». Подумайте, что царь считал справедливым.

 

Слайд № 13. По своей жестокости и кровожадности ассирийские цари, полководцы и руководимые ими воины превзошли все другие древневосточные армии. Недаром в древности столицу Ассирии — город Ниневиюназывали логовищем львов и городом крови.

Вот  Отрывок из рассказа ассирийского царя о походе в Вавилонию: «… Двести восемь тысяч человек, малых и больших, мужчин и женщин, лошадей, мулов, ослов, верблюдов, крупный рогатый скот и овец без числа – тяжелую добычу я награбил и увел в Ассирию».

Какой вывод на основании этого отрывка можно сделать о характере ассирийских подходов?

                                       

Еще один документ: Из надписи ассирийского царя о походе в Урарту: «Кровь я их заставил течь,  как реки; селения я запалил, как костры; свежую воду канала превратил я в болото; прекрасные сады вырубили мои воины… ни колоса я не оставил»

Что можно сказать о завоевателях?

Учитель: Как обращались ассирийцы с побежденными?  Как вы думаете, любили ли завоеванные народы ассирийцев?

   Ответы учеников

В завоеванных странах ассирийцы прибегали к страшным жестокостям, чтобы никто не осмелился восстать против них. Они устраивали массовые казни, сажали пленников на кол, ослепляли, сдирали кожу. Все, что было ценного в захваченных городах, ассирийцы увозили с собой. жестокость ассирийских правителей была очень ужасной. Многие народы ненавидели их  

 

Кстати, в свободное от военных походов время царь Ассирии охотился на львов, чтобы показать ловкость и храбрость. Пойман­ных львов привозили в его охотничьи угодья.

До нас дошло имя правителя Ассирии, при котором она пре­вратилась в империю. Его звали Ашшурбанапал (или Ашшурбанипал). Празднуя очередную победу, он заставлял своих пленников

строить новые великолепные дворцы и города. Так появились царские дворцы в Ниневии, Хорсабаде, Нимруде и других городах.

4. Сокровища Ассирийской державы. (Царский дворец. Библиотека глиняных книг)

Слайд № 14. — Познакомьтесь с текстом п. 4, 5 § 18 и дополнительным ма­териалом и выполните следующие задания.

1.                 Дайте характеристику культурных достижений Ассирий­ской державы.

2.                 Предположите, какое значение имели достижения ассирий­цев для развития других народов.

3.                  Выразите свое отношение к сокровищам Ассирии.

 

Достижения Ассирии. (царский дворец, библиотека глиняных книг)     Последним  ассирийским  царём  был  Ашшурбанапал,  им   собрана  большая  библиотека. В  612 г. до н.э. было  уничтожено  Ассирийское  царство. Ниневия   была  осаждена  вражескими   войсками  и  захвачена. Дворец  сгорел,  но  библиотека  Ашшурбанапала   сохранилась. Учёные  восстановили  и  донесли  до  нас, особые  книги  и  мифы  народов  Древнего  Двуречья.

Запись в тетради: Гибель Ниневии – 612 г. до н. э .

Ответ на проблемный вопрос: Почему ассирийцы создали ненавистное всем государство?

- Ассирийцы были жестокими, убивали, плохо правили, отнимали свободу…- восстания-гибель государства.

VЗакрепление новой темы:

Слайд № 15. Задание 1.     Работа с карточками. Вставь пропущенные слова. Представьте, что вы нашли древние надписи, но некоторые слова затерлись от времени и вам нужно восстановить их

1. Столицу Ассирии, город __ __ __ __ __ __ __ , называли «логовищем львов», «городом крови».

2. В 8 в. до н. э. самой сильной  в мире была  а __ __ __ __ __ __ __ __ __ я армия

3. Ассирийцы впервые стали широко использовать в военном  деле  к__ __ __ __ __ у.

4. Для разрушения вражеской крепости ассирийцы применяли  т__ __ __н.

5. Если путь войску преграждала река, ассирийцы надували __ __ __ __ __ __ __   __ __ __ __ __ и на них переправлялись __ __ __ __ __ __ .

6. Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла __ __ __ __ __ __ .

7. Ниневия была захвачена и сожжена врагами в __ __ __ году до н.э.

Слайд № 16.  Ответы

1. Ниневия

2. ассирийская

3. конницу

4. таран

5. кожаные мешки,  вплавь

6. железа

7. 612

Слайд № 17. Самопроверка.

Задание 2.   Работа с контурной картой (зависит от оставшегося времени)

VI. Подведение итогов урока

Подводя итог урока отметим:

1. древние ассирийцы создали огромную державу, завоевав многих соседей;

2. крупные завоевания ассирийцев стали возможны благодаря изобретению железа, использованию конницы и таранов;

3. в Ассирии так же развивалось искусство – строились дворцы и храмы, была создана библиотека глиняных книг.

VII. Домашнее задание: параграф 18, ответить на вопросы, письменно № 4

 

VIII. Оценивание.  Рефлексия:    

Слайд № 18.  В какую страну мы сегодня совершили путешествие?

«Меня удивило на уроке……………………..»

«Я сумел понять, что………………………….»

«Я не успел на уроке ………………………....»

«Я бы еще хотел узнать о том, что…………»

 

Ребята, мне было очень приятно с вами   работать. Вы интересные, любознательные, и находчивые.

   Всего вам доброго, хороших отметок по всем предметам.

Урок окончен.  

 

гдз 5 класс рабочая тетрадь часть 1 страница 55 история Годер

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

План – конспект урока по истории

План – конспект урока по истории

Мы изучили с вами два государства

Мы изучили с вами два государства

Отметьте время освоения железа налейте времени

Отметьте время освоения железа налейте времени

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск

В Ассирии впервые появилась конница как самостоятельный род войск

Ассирии — город Ниневию — называли логовищем львов и городом крови

Ассирии — город Ниневию — называли логовищем львов и городом крови

Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла __ __ __ __ __ __

Воины были вооружены мечами и топориками из твёрдого металла __ __ __ __ __ __

План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"

План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"

План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"

План конспект урока по истории для 5 класса на тему: "Ассирия"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.12.2024