План конспект урока по истории на тему: РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ
Оценка 5

План конспект урока по истории на тему: РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ

Оценка 5
Разработки уроков
docx
история
06.11.2022
План конспект урока по истории на тему: РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ
3 РОДОВЫЕ ОБЩИНЫ.docx

Конспект урока по истории

Древнего мира по теме:

«  Родовые общины охотников и собирателей»

 

Цель: -- выяснить, как и по каким причинам стали появляться родовые общины;

Задачи:

- что способствовало появлению охоты, при помощи каких средств охотились первобытные люди

- подвести учащихся к пониманию причин изменения орудий труда и жизни

                       первобытных людей.

 -  Продолжить формирование умений самостоятельно составлять рассказ;   формулировать несложные выводы, сравнивать и описывать орудия труда, сравнивать и описывать орудия труда, черты первобытного человека;          

                                               Ход урока

I. Организационный момент

II. Проверка домашнего задания: Устный опрос

-Когда появились на Земле первобытные люди?

-                      Где жили древние люди?

-                      Как выглядели первобытные люди? (Сравни с обликом совре­менного человека.)

-                      Чем отличались древние люди от животных?

-                      Какие занятия существовали у первобытных людей?

-                      Как первобытные люди познакомились с огнем?

-                      Что огонь дал людям?

Задания на доске на логику

Палка- копалка, дубина, лук. Выберите лишнее и объясните свой выбор.

Подберите к каждому прилагательному из левой колонки, соответсвующее существительное из правой колонки.

1.     Каменное                          а)  человек

2.     Деревянная                       б)рубило

3.     Разумный                          в)дубина

III. Подведение учащихся к теме урока:

         - сегодня мы с вами продолжим путешествие по Древнему миру, рассмотрим родовую общину, её состав.

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке?

                   План

1.      Первобытные люди по степенно расселились по холодным странам Европы и Азии.

2.     Охота стала важнейшим занятием. Лук и стрелы.

3.     Родовые общины.

IV. Изучение нового материала

                   1) рассказ учителя:

- Итак, благодаря умению трудиться древнейшие люди смогли выделиться из мира природы и выжить. Прошли сотни тысяч лет. Облик человека постепенно менялся, увеличился его мозг. Возникла речь.

Первобытные люди постепенно расселились по холодным странам Европы и Азии. Более полумиллиона лет назад они появились на юге нынешней России.

Люди стали учиться выживать морозными зимами. Что им помогало в этом?

Прочитать пп. 1 § 2 на с. 13-14

-                      Что помогло первобытным людям выжить морозными зи­мами? (Первобытные люди научились пользоваться огнем, стали жить в пещерах, рыть землянки, шить одежду; при- думали новые охотничьи орудия: копье с каменным нако­нечником и гарпун с костяным наконечником; продолжали охотиться на мамонтов, пещерных медведей, шерстистых носорогов.)

Что же помогло человеку выжить в таких холодных условиях? Запишем:

         1) овладение огнём

         2) изобретение новых орудий труда

         3) научились шить одежду из шкур

         4) пещеры и землянки стали использовать под жилище

         2. Охота стала важнейшим занятием.

Главным охотничьим орудием долгое время было копьё, сделанное целиком из дерева. Первобытные люди выбирали палки- длинные и прочные, при помощи рубила их заостряли, а затем для придания большей твёрдости обжигали на огне.

- Потом появился острый каменный наконечник. Его привязывали к древку копья волокнами растений или кожаным ремешком. Новое изобретение стало надёжным оружием в борьбе со зверями. Действуя слаженно и дружно, десятки мужчин гнали стадо лошадей, оленей, бизонов к крутому обрыву, в болото или глубокий овраг, откуда им было трудно выбраться. Охотились также на животных, которых ныне уже нет на Земле – мамонтов, шерстистых носорогов, пещерных медведей.  Самой желанной добычей был мамонт – огромный слон с длинной желтовато – бурой шерстью и сильно изогнутыми бивнями.

 Как на него охотились? Точно не известно. Некоторые ученые считают, что люди рыли ямы – ловушки на тропах к водопою. При этом пользовались палками – копалками и ребрами убитых прежде мамонтов. Землю относили в сторону на шкурах животных. На дне ям забивали острые колья. Ловушки замаскировывали жердями и зелеными ветками. Затем ждали, пока один из шествующих на водопой мамонтов попадет в ловушку.

- Рассмотрите рис. на стр. 14- опишите процесс охоты древних людей  В чем ее трудности и опасности? (Горные козлы более мелкие животные, в них сложнее попасть, их труднее поймать. Поэтому нужно было придумать какое-то новое оружие.)

И такое оружие человек придумал! Он давно заметил, что согнутое деревце распрямляется с силой. Эти наблюдения за таким свойством деревьев помогло сделать величайшее изобретение - охотничий лук и стрелы. Это произошло примерно тринадцать тысяч лет назад. Теперь с расстояния сотни шагов охотник мог поразить животное и даже птицу.

         3. Родовые общины.

Выжить в суровых условиях человеческий коллектив мог, если он становился сплоченным, если в нем сильные помогали слабым, если опытные учили молодых... Такой коллектив стадом не назо­вешь! Это уже родовая община. Почему родовая? Потому, что все обитатели пещеры - родственники (родичи), свои. Они помогают друг другу во всем. Почему община? Потому, что все делали сооб­ща, вместе. Охотились, изготавливали орудия труда, поддерживали огонь, имели общее имущество.

Термин «родовая община» записывается учителем на доске, детьми - в тетрадях.

Родовая община - коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущих хо­зяйство.

 Родовая община – коллектив родственников, имеющих общее жилище, костер, запасы пищи, орудия труда, вместе ведущие хозяйство.

-  В таких коллективах основным принципом объединения являлось кровное родство. Все члены общины (и мужчины и женщины) были равны, они трудились сообща, владея совместным имуществом.

В общинах действовал принцип взаимопомощи. Осознавая свою родственную связь, люди заботились о тех, кто был не способен заниматься тяжелыми видами работ, а так же добывать пищу. Археологические находки подтверждают, что люди, получившие, какие-либо увечья оставались равноправными членами общин и получали равную со всеми часть добычи. Власть в первобытных община принадлежала женщине.

По прежнему сохранялось  разделение труда по полу и возрасту. Мужчины занимались охотой, женщины – собирательством. Дети помогали женщинам, при этом мальчики постепенно осваивали навыки, необходимые для охоты. Старики и калеки, неспособные заниматься охотой или собирательством, присматривали за детьми, воспитывая и обучая их.

Система хозяйства, при которой преобладают охота и собирательство, называется присваивающее хозяйство, т.е. хозяйство при котором люди ничего не выращивают, а пользуются тем, что создано природой.

Основную добычу первобытных людей составляли мамонты, быки, олени, лошади и другие копытные. Охота на крупных животных велась коллективно, посредством облавы и загона. Помимо различных видов оружия так же использовались арканы и ловчие ямы. На севере Европы была распространена  охота на морского зверя: нерпу, моржей и т.д. Большую роль в добыче пищи играла рыбная ловля. На стоянках людей были найдены изображения и кости рыб, а так же орудия лова.

Вывод: Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща. Сложился первый коллектив людей -  родовая община. Были изобретены новые способы охоты с помощью лука и стрел. Произошло разделение труда между мужчинами и женщинами, обеспечившее выживание человеческих коллективов.

5.Закрепление изученного материала

- Что помогло первобытным людям выжить в новых суровых условиях? (Освоение огня, пещер, строительство новых жи­лищ, изобретение новых орудий труда: гарпун, лук, стрелы, копье с костным наконечником; более тесное объединение людей в родовые общины.)

6. Домашнее задание:

         Параграф2, вопросы, записи


 

Скачано с www.znanio.ru

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: «

Конспект урока по истории Древнего мира по теме: «

IV . Изучение нового материала 1) рассказ учителя: -

IV . Изучение нового материала 1) рассказ учителя: -

И такое оружие человек придумал!

И такое оружие человек придумал!

Вывод : Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща

Вывод : Таким образом, осваиваясь в окружающем мире, люди научились действовать сообща
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022