«Согласовано» «Утверждаю»
Заместитель директора по УР Директор ГОУ НПО ПУ № 80 МО
_____________И.В.Шпагина ______________ Ю.И.Анпилогов
«__»_________2015 г. «___»______________2015 г.
Методист ГБОУ НПО ПУ № 80 МО
_______________Г.В.Ионова
«____»_________2015 г.
План-конспект урока по истории по теме:
«Северная война (1700-1721 гг)».
Специальность
36.02.01 (111801) Ветеринария
Преподаватель: Воробьёва Светлана Анатольевна
Программа рассмотрена на заседании
методической комиссии
протокол № ___ от
«____» «_______» 2015 г.
федеральный компонент стандарта
реализован полностью
председатель комиссии
г.о. Электросталь
2015 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
План-конспект урока по истории на тему «Северная война (1700-1721 гг)» выполнен на основании рабочей программы в соответствии с учебным планом по специальности 36.02.01 (111801) Ветеринария. Материалы плана – конспекта урока, а также
разработанная к нему компьютерная презентация может быть использована на уроках истории в других образовательных учреждениях, а также на классных часах и внеурочных мероприятиях.
Цели урока:
- раскрыть цели внешней политики России, определить причины Северной войны, причины первых неудач русской армии, показать необходимость создания регулярной армии и военно-морского флота.
- раскрыть значение Полтавской битвы как решающей в ходе Северной войны, показать значение морских сражений для победоносного окончания Северной войны, дать оценку победы России в Северной войне.
- продолжить формирование умений находить причинно-следственные связи при рассмотрении исторических событий, продолжить формирование хронологических и картографических навыков.
Задачи урока:
Познавательный аспект
После занятия учащиеся должны:
- знать и уметь объяснять причины Северной войны;
- знать и уметь связно излагать основные события Северной войны, характеризовать её итоги;
- перечислять и разъяснять последствия итогов Северной войны для исторического развития Российского государства;
- уметь самостоятельно добывать знания;
- знать и применять на практике принципы работы в группе;
- достигнуть на данном уроке уровня качества знаний, умений и навыков: репродуктивного (для слабых учеников), конструктивного или творческого (для основного числа учащихся).
Развивающий аспект
- обогащение и усложнение словарного запаса учащихся;
- усиление коммуникативных свойств речи (экспрессивность, выразительность);
- совершенствование мыслительных навыков: анализировать текст, отбирать в нём данные на определённую тему, обобщать и систематизировать отобранный материал, разрешать проблемы;
- развитие умения действовать по алгоритму и, в то же
время, находить новые способы решения проблемной ситуации, если она не может
быть исчерпана традиционными методами;
Воспитывающий аспект
- воспитывать гуманное
отношение к другим людям через такие качества, как товарищество, доброту,
деликатность, вежливость, дисциплинированность, честность, актуальность ценности
человеческой жизни;
- способствовать формированию требовательного отношения к себе, аккуратности,
чувству собственного достоинства;
- воспитывать чувство долга, умение жить в коллективе, сопереживать успехам
товарищей, их неудачам, слушать и критически относиться к мнению другого;
- воспитывать осознание такой нравственной ценности, как патриотизм,
гражданственность, любовь к Родине, чувство гордости за ее историческое
прошлое.
Применяемые педагогические технологии:
Технология проблемного обучения
Создание проблемной ситуации: постановка проблемных вопросов, на которые учащиеся должны ответить в конце урока: как повлияла Северная война на дальнейшее развитие России и какую роль сыграла личность Петра I на каждом этапе военных действий? Данное задание направляет учащихся на решение проблемы, организует поиск решения. Таким образом, учащиеся ставятся в позицию субъекта своего обучения и как результат у них образуются новые знания, они овладевают новыми способами действия.
Групповые технологии
Чтобы достичь поставленных целей и уложиться во временные рамки урока, все учащиеся разбиваются на три группы и получают разные задания (но работающие на общий результат урока).
В ходе обсуждения учащиеся коллективно создают свой интеллектуальный проект. В числе основных факторов, побуждающих учащихся к активности, можно назвать: познавательный интерес; продуктивный, творческий характер деятельности; состязательность; игровой характер.
Элементы личностно-ориентированного развивающего обучения
Создание атмосферы заинтересованности каждого учащегося при постановке проблемного вопроса, стимулирование каждого учащихся к активной деятельности, высказываниям без боязни ошибиться в ходе работы в группе, оценка деятельности учащихся не только по конечному результату (правильно-неправильно), но и по процессу его достижения; создание ситуации успеха при проведении тестирования в конце урока; создание положительного эмоционального настроя на работу всех учащихся в процессе проведения урока, рефлексия, взаимоконтроль.
Элементы компьютерной (информационной ) технологии
Использование на всех этапах урока компьютерной презентации, способствующей обобщению и систематизации знаний учащихся. Возможно обсуждение домашнего задания и обмен мнениями по данной теме в сети интернет.
Оборудование урока: компьютер и проектор, дидактические материалы, карты, индивидуальные оценочные листы (карточки рейтинговой самооценки, общие листы у каждой отдельной группы (заполняется менеджером).
План урока:
1. Организация
начала урока (3 мин).
2. Подготовка к активному усвоению нового учебного материала (2 мин).
3. Усвоение новых знаний и способов действий (5 мин).
4. Закрепление знаний и способов действий (10 мин).
5. Обобщение и
систематизация знаний (7 мин).
6. Контроль и самопроверка знаний (7 мин)
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание (6 мин).
План изучения нового материала:
2.1. Поражение под Нарвой (1700 г.)
2.2. Взятие крепости Нотебург – Орешек (Шлиссельбург, 1702 г.)
2.3. Основание Санкт-Петербурга (1703 г.)
3.1. Битва у деревни Лесная (1708 г.)
3.2. Полтавская битва (27 июня 1709 г.)
3.3. Прутский поход (1710 – 1711 гг.)
4.1. Победа русского флота: у мыса Гангут (1714 г.), у острова Гренгам (1720 г.)
5.1. Значение войны для России
Ход урока:
Здравствуйте, начнем наш урок (заполнение журнала). Тема сегодняшнего занятия: Северная война 1700 – 1271 гг. ( см. слайд № 1, № 2).В ходе урока нам предстоит ответить на следующие проблемные вопросы: как повлияла Северная война на дальнейшее развитие России; какую роль сыграла личность Петра на каждом этапе военных действий? ( см. слайд № 3 ).
Цели данного этапа урока – подготовка учащихся к работе на занятиях, быстрое включение учащихся в деловой ритм, проверка готовности оборудования (урок проводится с применением компьютерной презентации).
Все учащиеся разделены на группы (см. слайд № 4 ) и получают задания (смотри приложения № 1, № 2, № 3). Сегодня у нас не совсем обычный урок, так как вы будете его соведущими. Ваша задача – доступно и кратко объяснить своим слушателям, используя полученные материалы, содержание своего этапа войны.
Цели данного этапа урока – обеспечение мотивации и принятия учащимися цели, актуализации опорных знаний и умений
Учащиеся каждой команды в ходе межгрупповой дискуссии прорабатывают и записывают события своего этапа Северной войны и определяют значение деятельности Петра на каждом этапе военных действий, подтверждая свои тезисы фактами. Цель работы – творческие отчеты каждой группы (например, начальный этап войны и роль Петра в военных действиях). Цели данного этапа урока – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний и способов действий, максимальное использование самостоятельности в добывании знаний и овладение способами действий.
Самопрезентация – творческие отчеты учащихся о выполненной работе. Каждой группе на выступление дается по 3 минуты (для отсчета времени используются песочные часы).
Цель данного этапа урока – обеспечение усвоения новых знаний и способов действий.
В качестве обобщения и систематизации нового материала учащимся в ходе их выступлений предлагается презентация по теме «Северная война» 1700 – 1721 гг. Комментирование учителем каждого этапа войны в ходе показа презентации.( см. слайды № 5-19 ) Цель этого этапа урока – формирование целостной системы знаний по курсу истории, выявление межпредметных связей с курсом обществознания.
6. Контроль и самопроверка знаний (7 мин )
Для выявления качества знаний учащихся им предлагается ответить на вопросы теста по изученной теме, состоящей из 5 вопросов (см. Приложение № 4); затем с помощью ключа к тесту осуществляется взаимоконтроль (учащиеся меняются работами с соседями) и с помощью критериев выставляют оценки), затем по просьбе учителя поднимают руки те, кто ответил без ошибок на все 5 вопросов (оценка «5»), далее – кто ответил правильно на 4 вопроса (оценка «4»).
Цели данного этапа – выявление качества знаний и получение достоверной информации о достижении всеми учащимися планируемых результатов обучения.
7.Подведение итогов урока. Рефлексия. Домашнее задание ( 6 мин )
А теперь представители групп ответят на проблемные вопросы, данные для размышления в начале урока. Время ответа – 1 минута. Выставление и комментирование оценок учащимся за устные выступления. Подведение итогов урока. Результаты Северной войны неоднозначно оцениваются российским историками. Выделим самое основное:
Рефлексия (учащиеся заполняют анкеты, письменно отвечают на вопросы)
Домашнее задание: учебник О. В. Волобуев «Россия и мир», § 30 стр. 217 – 225, ответить на вопросы: объяснить смысл слов С. М. Соловьева, назвавшего Петра Великого «революционером на троне». Задание № 2 стр. 225.
Литература
ИНДИВИДУАЛЬНЫЙ ОЦЕНОЧНЫЙ лист
по теме: «Северная война».
Ф.И.О. __________________________________
Команда № ____
Тема (Название этапа войны)___________________________
БЛОК-1 «Исследование»
Хронология наиболее важных событий этапов Северной войны
Название этапа |
Даты |
События |
Начальный этап
|
|
|
Основной этап
|
|
|
Заключительный этап
|
|
|
БЛОК-2 «Размышление»
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
БЛОК-3 «Тест»
а). В ходе проведения военной реформы он создаёт боеспособную регулярную армию.
б). Пётр собирался подписать мирный договор со Швецией.
в). Пётр не собирался проводить военные реформы.
а). Нотебург
б). Кронштадт
в). Нарва
а). Гангутское сражение
б). Битва у Лесной
в). Полтавская битва
а). Россия, Речь Посполитая, Англия
б). Россия, Дания, Саксония, Речь Посполитая.
в). Испания, Франция, Швеция.
5. Назвать дату Гангутского сражения
а). 27 июня 1709 г
б). 16 мая 1703 г.
в). 27 июля 1714 г
Критерии оценки:
«5» - правильные ответы на все пять вопросов;
«4» - правильные ответы на четыре вопроса;
«3» - правильные ответы на три вопроса;
«2» - неверные ответы на три или менее вопросов.
Рефлексия:_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.