План-конспект урока по математике в 4 классе.
Тема: «Устные и письменные приемы вычислений»
Раздел: Числа, которые больше 1000. Сложение и вычитание (1урок)
Тип урока: урок открытия нового знания и комплексного применения знаний.
Цели: Формирование умения письменно и устно складывать многозначные числа.
- Способствовать развитию умений применять переместительное и сочетательное свойства сложения;
- выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений;
- решать и составлять текстовые задачи.
Планируемые образовательные результаты:
Предметные: научатся применять переместительное и сочетательное свойства сложения, выбирать удобный способ для устных и письменных вычислений, решать текстовые задачи.
Метапредметные: создать условия для обучающихся: понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушать собеседника и вести диалог, оценивать свои достижения на уроке; извлекать информацию из разных источников.
Регулятивные УУД
· принимать и сохранять учебную задачу; в сотрудничестве с учителем ставить учебные задачи;
· планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
· адекватно воспринимать оценку своей работы учителем и уч-ся;
· учиться строить высказывания, определять цели конкретного задания, проверять и оценивать результаты работы.
Познавательные УУД
· поиск и выделение необходимой информации
· структурирование знаний
· постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении примеров
· выбор наиболее эффективных способов решения
Коммуникативные УУД
· умение с достаточной полнотой и точностью излагать свои мысли
участвовать в коллективном обсуждении проблемы
· приходить к общему решению
Личностные: проявляют интерес, переходящий в потребность к расширению знаний, к применению поисковых и творческих подходов к выполнению заданий, использовать в общении правила вежливости.
Технологии: деятельностного и проблемного обучения.
Методы: репродуктивный, частично – поисковый, критического мышления, метод контроля.
Формы: фронтальная, индивидуальная, групповая, парная
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация,
учебник «Математика» М.И.Моро, 4 класс, 2018г., индивидуальные доски, буклеты «Муйский район», листы самооценки.
Этапы урока:
IV. Построение проекта выхода из затруднения (2 мин).
V. Реализация построенного проекта (10 мин).
VI. Первичное закрепление во внешней речи (5 мин).
Физкультминутка (2 мин).
VII. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (5 мин).
VIII. Включение в систему знаний и повторения (5 мин).
IX. Рефлексия учебной деятельности (2 мин).
X. Домашнее задание (1мин).
Ход урока:
I.Орг. момент. Мотивация к учебной деятельности.
- Добрый день, друзья! В уголке «Хогвартса» опять письмо! Прочитаем?
Здравствуйте, дорогие ребята 4Б класса!
Мы рады проинформировать вас о том, что для успешного зачисления в Школу чародейства и волшебства «Хогвартс», вам предлагается составить математические задачи для наших учеников. Пожалуйста, отразите в текстах задач сведения про школу, посёлок или район. С нетерпением ждём вашу сову не позднее 1 декабря 2019г. Желаем удачи!
Искренне ваша, заместитель директора Минерва МакГонагалл.
Выполним просьбу? Я предлагаю оставить это задание на математический десерт, т.к. сначала надо изучить тему урока. Хорошее настроение у всех? Пусть для нас всех на уроке сопутствует успех!
- Запишите в тетрадь - число и классная работа.
II. Актуализация знаний: 1. Мин-ка чистописания: Какое многозначное число можно составить, используя эту
информацию? Допишем год. Отделим классы.
- Какое число получилось? (27 11 19)
-Что мы можем сказать о данном числе? - Какие классы присутствуют?
-Назовите единицы каждого разряда в каждом классе. Какой наивысший?
-Запишите соседей числа (271 118, 271 120)
На сколько последующее больше предыдущего? Как узнали?
Мы это всё знаем? Зачем повторяем? (Пригодятся для усвоения новых
знаний).
III. Самоопределение
к деятельности. 1. Устный счет:
Посмотрите на доску: 164 + 45 + 36 + 355 - Если уметь применять свойства сложения, то значение выражения можно вычислить устно (см. уч-к с.104) - Озвучьте эти св-ва:
1)От перестановки слагаемых сумма не изменяется (переместительный) 2)Два соседних слагаемых можно заменить их суммой (сочетательный)
-Какое свойство применим? Вычислите. (164 + 36) + (355 + 45) = 200 + 400 = 600
- Примените правила сложения, выполнив задание на с.60 №260
Работа в парах (В парах по 1 примеру каждому ряду, 1-й все) 2 й– 1 ряд 3 й– 2 ряд 4й –3 ряд ( +, - в листе самооценки).
2. Фиксация затруднений в пробном действии. Выявление места и причины затруднения.
345+345 (690)
3456+3456 (6 912)
34 567 + 34 567 (69 134)
- Выберете себе пример по силам и решите.
Желающие выйдите к доске. Проверьте и поставьте +, - в листе самооценки.
- Чем отличаются примеры? (количеством цифр в числах)
- Объясните решение первого примера, выполнив запись столбиком (в тетради)
- Складывали ли мы четырехзначные числа столбиком? (нет)
- Кто сможет объяснить, как решить второй пример? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Кто сможет сложить пятизначные числа столбиком? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- А теперь проверьте решение последнего примера вычитанием. Кто сможет это сделать? (Желающий ученик решает пример на доске с объяснением)
- Какой вывод можно сделать? (многозначные числа складывают и вычитают столбиком так же, как трехзначные).
IV. Сообщение темы, цели урока.
- Какова будет тема урока? (Сложение и вычитание многозначных чисел столбиком).
Что нам нужно вспомнить для данной темы?
(алгоритм сложения и вычитания в столбик, разряды и классы).
- Сформулируйте цели урока.
1. Научимся выполнять сложение и вычитание многозначных чисел столбиком.
2. Повторим алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
3. Включим новые знания в решение задач и уравнений.
- Начнём выполнять задачи?! Но сначала отдохнём.
Физминутка: «До чего дошёл прогресс» (движения под музыку)Приключения Электроника.mp3
- Надо ли нам уметь складывать и вычитать многозначные числа, если прогресс довёл человечество до роботов, вычислительной техники?
V. Изучение нового материала. 1.Работа по учебнику.
- Сравним наш вывод с выводом в учебнике. - Прочитайте текст рядом с красной чертой на с.60 - Применяя этот вывод, проверьте решение примеров на слайде №2. Кто прав: Маша или Миша? - Что необходимо знать и уметь, чтобы успешно выполнять +,- многозн.ч.?
- Но для этого составим алгоритм сложения и вычитания многозначных чисел. 2. Работа в парах: Составление алгоритма сложения и вычитания многозначных чисел. Алгоритм:
1. Пишу сотни тысяч под сотнями тысяч, десятки тысяч под десятками тысяч, единицы
под единицами и т.д
2. Складываю единицы
3. Складываю десятки
4. Складываю сотни
Итог: (по слайду №3)
………………………
5. Читаю ответ
(аналогично с вычитанием)
3. Самостоятельная работа. Решите 2 примера самостоятельно с самопроверкой (по слайду №4,5)
385 746 + 23 352 = 409098
409 098 – 385 746 = 23 352
Самооценка в листах.
VI. Первичное закрепление. Разноуровневая самостоятельная работа. (Примеры на слайде №6)
– Теперь каждый из вас может попробовать свои силы, выбрав задание. Прочитайте задания на слайде и выберите то, с которым вы справитесь.
Уровень 1.
Выполни вычисления.
+4235 _36798
1943 19467
Уровень 2.
Вычисли, записывая решение столбиком.
18506 + 32993
14238 – 2387
Уровень 3.
Вычисли, записывая решение столбиком, и проверь сложение вычитанием, а вычитание сложением.
13534 + 32994 126547 – 79652
Самопроверка по слайду. Вывод:1.Если надо что-нибудь посчитать устно, то иногда это можно сделать быстрее и легче, пользуясь переместительным и сочетательным свойствами сложения. 2.При сложении и вычитании многозначных чисел числа записывают одно под другим, одинаковые разряды стоят строго друг под другом: единицы под единицами, десятки под десятками, сотни под сотнями. Выполняем вычисления с наименьшего разряда. 3.Письменное сложение и вычитание любых многозначных чисел выполняется так же, как сложение и вычитание трёхзначных чисел. 4.Проверяем сложение вычитанием, а вычитание сложением.
VII. Включение в систему знаний и повторения. Решение задач.
1.Коллективная работа: С.60 №264— чтение, разбор, решение дифференцированно: сам-но, на индив. досках 2 уч-ся, схемы-опоры для нуждающихся.
2.Работа в группах. (Письмо с заданием из Хогвартса).
- Давайте выполним просьбу учеников из Хогвартса.
-Наша цель - составить задачи про Муйский район, п.Таксимо. Т.к. тема: сложение вычитание многозначных чисел, то и задачи составим с многозначными ч. Помогут вам буклеты и рекомендации. (Раздаю конверты с материалами).
VIII. Рефлексия:
- Какая цель была поставлена на уроке? - Удалось выполнить?
IX. Итог: Самооценка (лист): -Посчитайте баллы и поставьте себе отметку. Кто желает озвучить свою отметку, пожалуйста!
X. Домашнее задание: (Слайд №7) Стр. 60 № 263, №265, №266 (по выбору 2 номера).
Дополнительно: Посмотрите на №261. Прочитайте (объясни, что обозначают в рамках на полях записи)
(1)Если к числу прибавить 0, то получится тоже самое число;
2)если к 0 прибавить число, то получится тоже самое число;
3)если из числа вычесть 0 – то получится такое же число;
4)если от числа вычесть такое же число, то получится 0)
Эти свойства нам тоже пригодятся при решении примеров.
Приложение 1. Письмо в уголке «Хогвартс»
Приложение 2. Письмо из «Хогвартса».
ШКОЛА ЧАРОДЕЙСТВА И ВОЛШЕБСТВА «ХОГВАРТС»
Здравствуйте, дорогие ребята 4Б класса!
Мы рады проинформировать вас о том, что для успешного зачисления в Школу чародейства и волшебства «Хогвартс», вам предлагается составить математические задачи для наших учеников. Пожалуйста, отразите в текстах задач сведения про школу, посёлок или район. С нетерпением ждём вашу сову не позднее 1 декабря 2019г. Желаем удачи!
Искренне ваша, заместитель директора Минерва МакГонагалл.
Приложение 3. Лист самооценки.
№1 |
№2 |
№3 |
№4 |
Итого |
|
|
|
|
|
2б –правильно, 1б–частично, 0б - неверно 7-8б – «5», 5-6 б – «4», 3-4б – «3» Твоя оценка: __ Оценка учителя: __ |
Приложение 4. Буклеты «Муйский район»
Приложение 5. Рекомендации для групп:
№1. Составить текст задачи на +, - многозначных чисел. Например, о горе Таксима.
№2. Составить текст задачи на +, - многозначных чисел. Например, о горе Муйский Гигант.
№3. Составить текст задачи на +, - многозначных чисел. Например, о численности населении Муйского района.
№4.Составить текст задачи на +, - многозначных чисел. Например, о том, сколько лет исполнилось Муйскому району.
№5.Составить текст задачи на +, - многозначных чисел. Например, о том, сколько лет исполнилось п.Таксимо.
Приложение 5. Составленные задачи в группах.
1. Городское население Муйского района составляет 8 431чел, сельское – 1 212 ч. Какова общая численность населения? (9 643)
2. Посёлок Таксимо официально был основан в 1964 году. Сколько лет нашему посёлку? (55)
3. Образован Муйский район в 1989 г. Сколько лет Муйскому району? (30)
4. Высота г. Таксима 1497м. В первый день туристы забрались на высоту 1050м. На сколько км им осталось подняться?
5. Высота Муйского гиганта 3067 м, Северо-Муйского хребта 2537м. На сколько метров Муйский гигант выше Северо-Муйского хребта?
Приложение 6. Самоанализ урока.
Цель урока включала в себя три аспекта, реализация которых на уроке позволила создать условия для эффективного обучения, развития и воспитания учащихся.
Задачи сформулированы в совместной деятельности с учетом субъективного опыта учащихся. Отражают формирование УУД.
Содержание урока соответствует целям, задачам и дидактическим принципам УМК.
Этапы четкие, логичные, завершенные. Переход к новым этапам осуществляется с помощью проблемных связок. Организация учебной деятельности оптимальная.
Формы адекватны целям и задачам. Организуется включение учащихся в следующие формы УД: индивидуальную, парную, групповую, самостоятельную.
На уроке созданы условия для формирования универсальных учебных действий учащихся.
Познавательные УУД формируются через совместную с учителем работу по извлечению информации из учебника, памяток, буклетов, что позволяет реализовать задачи НРК.
Регулятивные УУД формируются через умение формулировать тему, цели урока, составление алгоритма, контролировать и оценивать свою деятельность с учётом рекомендаций учителя.
Коммуникативные УУД формируются через сотрудничество с учителем и одноклассниками, коллективное обсуждение учебной задачи, работу в паре, участие в групповой работе по созданию текстов задач, слушание выступлений товарищей, дополнение и оценку их ответов.
Личностные УУД формируются через применение субъектного опыта учащихся, проявление интереса, переходящего в потребность к расширению знаний и применению поисковых и творческих подходов в выполнении задания - составление задач о малой родине, соблюдение в работе правил этики.
Задача этапа мотивации направлена на создание положительного эмоционального настроя и предвосхищение интересного окончания урока.
На этапе актуализации знаний и фиксации затруднений в пробном действии создана ситуация успеха через воспроизведение обучающимися знаний, необходимых и достаточных для открытия нового способа.
На этапе выявления причины затруднения и построения проекта выхода из затруднения сформулирована цель урока.
На этапе открытия новых знаний учащиеся построили шаги, которые необходимо сделать для реализации поставленной цели – алгоритм письменного сложения и вычитания многозначных чисел.
В ходе проведения самостоятельной работы учащиеся выполняют задания нового типа, осуществляют самопроверку по образцу, действуя согласно алгоритму, выявляют и корректируют ошибки, определяют способы действий.
На этапе первичного закрепления предложены разноуровневые задания, что создаёт ситуацию успеха для каждого обучающегося.
На этапе включения нового знания в систему знаний и повторения ученикам предложено творческое задание - составление задач, связанных с НРК.
На этапе рефлексии организован анализ учебной деятельности и оценивание учащимися собственных достижений. Учащиеся определили уровень усвоения материала, определили значимость данного урока.
В домашнем задании имело место право выбора. С помощью учителя были определены перспективы дальнейшего обучения по данной теме.
Урок проведён в соответствии с требованиями технологии системно- деятельностного подхода. С целью избегания переутомления использовалась физкультминутка.
На всех этапах урока прослеживалась положительная мотивация к учебной деятельности, создавались ситуации успеха.
Организация контроля рациональна, обеспечивала обратную связь. Оценивание осуществлялось на критериальной основе с помощью оценочных листов, не только по конечному результату, но и в процессе всего урока.
Соблюдены принципы построения урока: системно-деятельностный подход, уровневая дифференциация, критериальное оценивание. Таким образом, цели и задачи урока реализованы. Урок соответствует требованиям ФГОС.
Сравнивая желаемый результат с реальным, делаю вывод о том, что поставленные цели, отбор содержания, выбор форм, методов, приемов и средств обучения работали на результат, который показал, что все аспекты цели реализованы с небольшими ошибками.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.