Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области «Спортивное училище (техникум) № 5»
План-конспект урока по математике
в 5 классе
«Представление обыкновенных дробей в виде десятичных»
подготовила
учитель математики
Калмыкова М.Е.
г.
о. Егорьевск
2025
Тип урока: изучение нового материала.
Ход урока
|
Ты пришел сюда учиться, Не лениться, а трудиться! Только тот, кто много знает В жизни что-то достигает. |
1. Организационный момент. Включение в деловой ритм. Настрой на урок.
2. Устная работа (фронтальная работа с классом).
Ребята, сегодня на уроке вас ждут необычные задания.
Чтобы узнать, о чем мы будем сегодня говорить, вам нужно выполнить задания. Обратите внимание на доску. Предлагаю устно решить задания:
1)
Для украшения актового зала к празднику купили 100 шаров.
Среди них
красных.
Какую часть составляют красные шары? (
)
2)
В магазин привезли 600 кг картофеля.
До обеда продали
всего
количества. Сколько картофеля продали до обеда? (180 кг)
3) Замените число 7 дробью со знаменателями 10. (70 / 10)
4)
Коля прочитал
книги, что составляет 15 страниц. Сколько страниц в книге? (150 стр.)
5) 200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
было усатых.
Сколько было безусых солдат? (60 солдат)
6) 200 солдат построились в ряд.
Все они дружно идут на парад.
было усатых.
Сколько же было усых солдат? (180 солдат )
7) Выделите из неправильной дроби 37/10 целую часть. (3 7/10)
8) Представьте смешанное число в виде неправильной дроби 5 3/4= 23/4
3. Сообщение темы урока.
С древних времен людям приходилось не только считать предметы, но и измерять длину, время, массу, вести расчет за купленные ими товары. Не всегда результат измерения или стоимость товара удавалось выразить натуральным числом. Приходилось учитывать и части. Так появились дроби: они были известны ещё древнем Египте примерно 3000 лет тому назад. Дроби записывали в виде палочек – это были целая часть, а палочки в два раза меньше – означали дробные части. Как вы думаете, удобно было это делать? У людей возникла необходимость ввести числа более удобные для расчета и вычислений.
А как вы думаете, можно ли по-другому записывать дробные числа?
Давайте посмотрим, что же это за числа?
Задание: Из чисел: 4
;
;
45 ; 5,7 ; 17 ; 6
;
41,31 ; ![]()
Назовите 1) натуральные числа,
2) смешанные числа,
3)обыкновенные дроби
Какие числа остались? Знакомы вам эти числа?
Ò Как называются?
Ò Как возникли эти числа?
Ò Как записываются?
Ò Как читаются?
(Десятичными дробями) (Дети высказывают свои предположения).
Чтобы нам легче было ответить на все эти вопросы, давайте выполним задание
Задание: На доске записаны дроби:
,
,
,
,
,
,
,
,
,
,![]()
- Прочитайте дроби.
- Что интересного заметили? (У всех дробей в знаменателе единица и нули)
- На какие две группы их можно разделить? (Правильные и неправильные)
- В XVI веке (1585 г.) нидерландский математик Симон Стевин придумал для дробей более короткую и удобную запись, например:
;
;
;
(Возникает
проблема)
- Но не ко всем обыкновенным дробям можно применить новую запись.
Кто догадался, к каким? Эти дроби
перед вами.
Полюбуйтесь ими
сами.
В знаменателе,
смотри –
Единица и нули.
- Чему вы сегодня научитесь на уроке?
(Сегодня на уроке мы будем учиться записывать дробные числа по-новому)
Запишите в тетради число и оставьте место для написания темы урока.
Запишите тему урока “Десятичная запись дробных чисел”.
4. Работа по новой теме.
- Как записать дробные числа по-другому?
Числа со знаменателями 10, 100, 1000,10 000 и т.д. условились записывать без знаменателя. Сначала пишут целую часть, а потом числитель дробной части. Целую часть отделяют от дробной части запятой.
Например,
;
;
.
На ваших партах находятся таблицы с заданием. Давайте внимательно изучим эту таблицу (внимательно разбираем с учениками первые 4 задания).
В последнем задании на месте десятичной дроби стоит вопросительный знак, и я предлагаю вам объединиться в пары и подумать над этим вопросом.
|
Дробное число |
Количество нулей в знаменателе |
Десятичная дробь |
Количество цифр после запятой |
|
|
1 |
|
1 |
|
|
2 |
|
2 |
|
|
3 |
|
3 |
|
|
3 |
|
3 |
|
|
4 |
? |
4 |
|
|
5 |
? |
5 |
Какую закономерность вы заметили? (количество нулей совпадает с количеством цифр после запятой)
- Как же вы запишите последние числа? (выберите верный вариант)
А. 0,037
Б. 0,0037
В. 0,37
А. 3,5216
Б. 0,035216
В. 0,35216
Итак, проблема была, как записать обыкновенные дроби, смешанные числа – по-новому. Давайте рассмотрим алгоритм записи десятичных дробей:
1. Записать целую часть (она может быть равна нулю).
2. Поставить запятую, отделяющую целую часть от дробной.
3. После запятой поставим столько точек, сколько нулей в знаменателе дробной части.
4. С последней точки записываем числитель, начиная с последнего знака
5. В пустые места записываем нули.
Так как эти числа равны, то десятичную дробь читают аналогично.
5. Закрепление изученного материала.
![]()
![]()
![]()
![]()
1. Представьте
в виде десятичной дроби:
Прочитайте получившиеся десятичные дроби
2. Работа в тетради (самостоятельно).
- Выпишите в тетрадь правильные дроби (в столбик). Замените их десятичными дробями.


Проверка (слайд)
- Теперь выпишите неправильные дроби и замените их десятичными.


Проверка (слайд)
3. Упражнение, направленное на формирование умения читать десятичные дроби.
Инсценировка: Ученики примерно одинакового роста крепят на грудь бумажные плакаты с написанными на них цифрами. У того ученика, который ниже всех ростом, на плакате знак запятой. “Запятая” перебегает на различные места в ряду учеников - цифр, а сидящие в классе читают получившиеся числа.
Например,
|
5 |
, |
0 |
2 |
9 |
1 |
4. Знаки, стоящие в десятичной дроби после запятой,
называют десятичными знаками. Любую десятичную дробь легко записать в виде
обыкновенной дроби (простой или смешанной):
Замени десятичную дробь обыкновенной или смешанным числом.
0,9 = 7,1 =
0,03 = 63,93 =
7,093 = 0,0017 =
Выполнение упражнения по учебнику.
5. Закрепление изученного материала.
1. Работа в тетради №1144 (самостоятельно парами).
Проверка (На слайде выписаны ответы)
2. Упражнение по учебнику, направленное на формирование умения читать десятичные дроби, №1145.
6. Подведение итогов урока.
Наш урок заканчивается. Чему вы сегодня научились? (Мы с вами сегодня разобрали, как читать, записывать десятичные дроби). А наш урок достиг целей? Это мы сейчас проверим.
· Какую обыкновенную дробь можно заменить десятичной?
· Как называют число, записанное перед запятой?
· Как называют число, записанное после запятой?
· Как определить, сколько знаков должно быть после запятой?
7. Домашнее задание.
п. 30, с. 180, №1166(а), 1167.
Дополнительное задание
- В России впервые о десятичных дробях было сказано в русском учебнике математики – “Арифметике”. Мы сможем узнать его автора, если запишем дроби и смешанные числа десятичными дробями. (Смешанные числа записаны на доске, а десятичные дроби - на карточках, на обратной стороне которых – буква. В ходе выполнения задания учащиеся составляют слово.)
(М)
(А)
(Г)
(Н)
(И)
(Ц)
(К)
(И)
(Й)
МАГНИЦКИЙ
Магницкий Леонтий Филиппович - автор первого учебника математики в России "Арифметика" (1703 г.), по которому учился М.В.Ломоносов (слайд).
“Что есть арифметика? Арифметика - есть художество честное, независтное, и всем удобоятное, многополейзнейшее, и многопохвальнейшее от древних же и новейших, в разные времена явившихся изряднейших арифматиков”.
- Как вы понимаете эти слова?
Историческая справка.
- Правила вычислений с десятичными дробями описал знаменитый ученый средневековья Аль-Каши в начале XV веке. Он записывал десятичные дроби так же, как принято сейчас, но вместо запятой дробную часть записывал красными чернилами или отделял вертикальной чертой.
28 43 или![]()
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.