ОКРУЖАЮЩИЙ МИР
ТЕМА: РЕЛЬЕФ РОССИИ
Цели: познакомить учащихся с понятием «рельеф», изучить рельеф России, его главными формами; учить определять высоту и глубину географических объектов по цвету на карте, развивать познавательную активность, умение работать по карте; воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: физическая карта, презентация, контурная карта, тесты, карточки.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Слайд1)
II. Повторение изученного.
1) Работа по карточкам.
Арктика
|
Растения |
животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тундра
|
Растения |
животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Тайга
|
Растения |
животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Степь
|
Растения |
животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Пустыня
|
Растения |
животные |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
2) Опрос
Что такое почва?
Из чего состоит почва?
Какое основное свойство почвы? От чего оно зависит?
Какие бывают почвы?
Какие почвы самые лучшие, в какой зоне они находятся?
IV.Актуализация знаний. (Слайд2)
-Прочитайте четверостишие. О чём оно?
Над Россией солнце светит,
И дожди шумят над ней.
В целом свете, в целом свете
Нет страны родней.
-Сегодня я приглашаю вас в путешествие по нашей великой стране.
А что мы увидим? (угадайте ребус) (Слайд3)
Мы уже встречались с этим термином на уроках технологии.(картина)
Это тоже рельеф. Что же такое рельеф?
-Сформулируйте тему и цели урока. (Слайд4)
V.Формирование новых знаний. (Слайд5)
1.Выскажем предположение: Какой рельеф преобладает на территории России? Правомерны ли слова «Россия- страна великих равнин?» (Слайд5)
2.Повторение.
– Для чего созданы глобус и карта?
– Что обозначают на глобусе и карте?
– Что значит выражение «читать карту»?
– Почему вы не путаете сушу и воду?
– поверхность Земли такая же ровная, как ее обозначают на карте?
3.Рельеф.
– Совокупность всех неровностей суши, дна морей и океанов называется рельефом. Происходит слово «рельеф» от латинского глагола «поднимаю». И обычно под рельефом понимают приподнятые части земной поверхности – горы и холмы, но к нему относятся также долины, впадины, низменности.
– Как меняется цвет на карте?
– От чего это зависит?
– Рассмотрите шкалу высот. Каким цветом изображают поверхность суши равную поверхности океана?
– Каким цветом изображают поверхность суши до 200 м над уровнем океана?
– На полях карты – в ее легенде – помещают условные знаки и цветовую шкалу высот и глубин.
- Какие формы рельефа знаете?
- что такое равнины?
-Какие бывают?
(слайды)
- Что такое горы?
- Какие бывают?
(слайды)
Песня «У похода есть начало»
4. Закрепление. Работа в группах по карте. Туристы, альпинисты, путешественники.
1) Восточно – Европейская равнина.(Слайды)
2)Западно- Сибирская равнина ( самая плоская) (Слайды)
3)Уральские горы. (Слайды)
IV. Итог урока. Рефлексия.
Над какой темой работали? Какую цель ставили? (Изучить поверхность России) Какое предположение проверяли? («Россия- страна великих равнин»)
Итак, какой рельеф преобладает на территории нашей страны?
Скажите, если бы вы были скалолазами, как бы вы оценили свои познания, карабкаясь к вершине знаний.
А теперь я предлагаю вам побывать в горах.
V.Домашнее задание.
1.Приготовьте сообщение о Кавказких горах.
2. Выполнить задания по контурной карте.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.