План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФРП ООО. Тема урока: «Производство текстильных материалов» 5 класс
Оценка 4.7

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФРП ООО. Тема урока: «Производство текстильных материалов» 5 класс

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
технология
5 кл
02.02.2024
План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФРП ООО. Тема урока: «Производство текстильных материалов» 5 класс
Данная разработка урока позволит учителю ознакомить учащихся с натуральными волокнами растительного происхождения, с ткачеством ткани, с переплетениями ткани, свойствами ткани.
производство текстильных материалов.docx

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФРП ООО.

Тема урока: «Производство текстильных материалов»

5 класс

В. П.Скорнякова – учитель технологии

МБОУ «СОШ №3»

г. Красноперекопска Республики Крым

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями ФРП ООО. Тема: «Производство текстильных материалов». 5 класс

В. П.Скорнякова - высшая квалификационная категория

МБОУ «СОШ №3» г. Красноперекопска Республики Крым

 

Раздел 4. Технологии обработки материалов.

Тема.  «Производство текстильных материалов».

Предмет: технология. Класс: 5

Тип урока: комбинированный (изучение нового материала и самостоятельная практическая работа учащихся).

Оборудование: коллекция тканей, макеты ткацких переплетений, образцы тканей, лупа, игла, инструкционные карты.

Цели урока: развивать интерес к исследовательской деятельности, реализации на практике достижений науки; развивать умение ориентироваться в мире современных профессий.

Задачи

Образовательные:

Способствовать формированию и развитию умений и навыков по самостоятельной организации учебного труда.

Способствовать запоминанию основной терминологии технологических процессов: прядильное производство, ткацкое производство, отделочное производство.

Способствовать формированию представления о волокнах и тканях растительного происхождения, получении пряжи, прядении, ткацком переплетении, свойствах хлопчатобумажных и льняных тканей.

Способствовать пониманию зависимости между волокном, тканью и швейными изделиями.

Развивающие:

Способствовать развитию речи учащихся (обогащение и усложнение словарного запаса, ее выразительности и оттенков): волокна растительного происхождения (хлопок, лен), прядение, пряжа (нити), долевые нити (основа), поперечные нити (уток), кромка; ткацкий рисунок, раппорт; прядильщик, ткач; полотняное, саржевое, сатиновое, атласное переплетение; отбеливание, крашение, печатание, физические, эргономические, эстетические, технологические свойства материалов; хлопчатобумажные и льняные ткани; швейные нитки, тесьма, ленты.

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия.

Способствовать овладению всеми видами памяти учащихся: слуховой, зрительной, двигательной.

Способствовать формированию и развитию самостоятельности учащихся при выполнении лабораторных работ.

Воспитательные:

Способствовать формированию и развитию эстетических и патриотических качеств личности при выполнении заданий.

Выбор для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных о понятиях «веретено», «прялка», «светец», «мочесник».

Профориентационные:

Воспитывать уважение к работающему человеку.

Сформировать представление о профессиях: прядильщик, ткач.

Материально-техническая база:

компьютер, проектор, экран, презентация;

инструменты, приспособления: толстая игла  ножницы, клей, утюг,

материалы: образцы ткани (с кромкой и без кромки; набивной, гладкоокрашенный (отбеленный); саржевого и атласного переплетения; из хлопка и льна).

Планируемые результаты

Предметные: изучить технологию производства ткани, строение ткани. Научить определять в ткани направление долевой нити, лицевую сторону ткани.

Регулятивные: освоить теоретические знания, уметь находить, анализировать и выбирать главное,  делать правильные выводы; соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его.

Познавательные: познакомить с классификацией текстильных волокон, с  понятиями  основная  нить (долевая), уток (поперечная нить), кромка. Способствовать привитию интереса к урокам технологии. Преобразовать информацию из одной формы в другую.

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других.

Личностные: формирования уважительного отношения к труду, умение проводить самооценку, организовать взаимопроверку и взаимопомощь  в группе.

Ход урока

I.  Организационный момент (2 мин.)

    Организовать самоопределение детей к деятельности на уроке.

     1. Приветствие учеников.

     2. Проверка готовности к уроку.

II.  Актуализация знаний (3 мин.)

1. Из чего можно сшить одежду?

2.Какие изделия из тканей вы изготавливали в начальных классах?

3. Как вы думаете, что служит сырьём для производства тканей?

4. Что вы знаете о процессе производства ткани?

Мотивация (встреча с проблемой): вызвать эмоциональный настрой, познавательный интерес к теме урока

III. Изучение нового материала (35 мин)

Сегодня мы с вами начинаем изучать раздел «Производство текстильных материалов».

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей.

И сейчас мы посмотрим презентацию о видах и производстве тканей.

  Презентация: «Производство текстильных материалов и их свойства».

Материаловедение -изучение сырья, материалов, необходимых для изготовления изделия.
Швейное материаловедение -изучение строения и свойств материалов. Используемых для изготовления швейных изделий.

Волокно –очень  тонкие, гибкие , прочные нити, длина которых в несколько раз превышает их поперечные размеры.
Текстильные волокна -которые используют для изготовления пряжи, ниток, тканей и других текстильных изделий.

        Хлопчатник

         Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику. Это одно из древнейших растений. Родина хлопководства Индия, где его начали культивировать с 3-го тысячелетия до н. э. В настоящее время хлопок является одной из основных технических культур. Из хлопка вырабатывают ткани, трикотаж, нитки, вату и др. Из семян хлопчатника получают хлопковое масло. Наибольшие посевные площади хлопчатника находятся в Индии, США, Китае, Египте.

Плод хлопчатника - коробочка. Она наполнена семенами, которые покрыты волосками (волокнами). Эти волокна обычно белые, но существуют сорта хлопчатника с волокнами бежевого, зеленоватого и других цветов.

Развитие волокон хлопка начинается после цветения хлопчатника в период образования коробочек. В это время на поверхности семян отдельные клетки оболочки начинают интенсивно расти в длину, образуя тонкостенные трубочки.

В период созревания, когда коробочки хлопчатника раскрываются, рост волокон в длину прекращается, и начинается процесс созревания, в результате которого волокна приобретают вид скрученных сплющенных ленточек, имеющих определенной толщины стенки и канал. Длина и толщина волокон зависят от сорта хлопчатника. Чем длиннее и тоньше волокно хлопчатника, тем оно ценнее.

        Лён-батюшка

Били меня, колотили,

Во все чины производили,

на престол с царём посадили

(Лён)

           На Руси лён известен с незапамятных времён и любовно в народе именуем «Лён-батюшка». На территории нашей страны он широко возделывается с X в. В XII-XV вв. основными центрами производства льна и торговли им стали Новгород и Псков. Лён-моченец получали, погружая солому в болото или пруд. Из прядей длинного волокна гребнями вычесывали кудель, и она, падая в сборные короба, напоминала златокудрых барашков. Русский лён в это время не только продавался в Европе, но и проникал далеко на Восток. В XVI-XVII вв., с открытием северного морского пути через Архангельск, интенсивно развивается льноводство на севере европейской части страны. Наиболее активно закупали русский лён англичане.

Плоды трудов российских крестьян – лён-сырец, рубахи, сарафаны – скупали торговцы из Фландии, Германии, Византии. При Петре I в России начали действовать крупные полотняные мануфактуры, главным образом вырабатывающие паруса.

Льняное производство было в России широко распространённым промыслом, ставшим в дальнейшем базой для развития крупной текстильной промышленности.

Политические и экономические перемены конца XX в. в нашей стране обратили внимание промышленников и предпринимателей ко льну как исконному отечественному волокну. Принятая в 1996 г. Федеральная программа «Лён – в товары России» должны способствовать воссозданию и развитию льняного производства в стране.

Процесс получения ткани из пряжи называется ткачеством. Изготавливают ткань на ткацких станках, на которых работают ткачи. Ткань получают путем переплетения нитей.

 

Физкультминутка (5 мин)

 

Ткачество – процесс получения ткани

Ткань -  материал, который изготавливают на ткацком станке путем переплетения пряжи и нитей.

Раппорт – число нитей, образующих повторение рисунка, как по длине, так и по ширине ткани.

Существуют различные виды переплетения нитей в тканях. Самое простое переплетение – полотняное.

Полотняное переплетение имеет широкое применение. Осыпаемость и сыпучесть ткани в полотняном переплетении меньше, чем в саржевом и сатиновом, так как в последних основные и уточные нити меньше скреплены между собой.

Саржевое переплетение - такое, в котором каждая нить утка по отношению к нити основы в каждом следующем ряду сдвигается на один ход вправо или влево. Места пересечения нитей образуют на поверхности ткани диагональные полоски под углом 45 градусов. Если утки сдвигаются вправо, получается лицевая саржа, если влево - изнаночная.

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью. По сравнению с тканями полотняного переплетения, ткани  более  плотные, толстые, тяжёлые, менее прочные. 

Атласное переплетение -    имеет с лицевой стороны ровную, гладкую и блестящую поверхность , а с изнаночной стороны матовые. Эти ткани мягкие, менее прочные, чем ткани полотняного переплетения . К их недостаткам относят осыпаемость срезов, скольжение при раскрое, сильное  растяжение по косому срезу.

Нити основы – нити, идущие вдоль ткани.

Нити утка – нити, идущие поперек ткани.

Кромка – не осыпающийся край ткани.

Суровая ткань – ткань, снятая с ткацкого станка.

Готовая ткань – ткань, прошедшая отделку

Прочность – способность ткани противостоять нагрузке.

Сменяемость – способность ткани образовывать при перегибах и давлении морщины и складки.

Осыпаемость – способность нитей выпадать из открытых срезов, образуя бахрому.

Гигроскопичность – способность волокон поглощать влагу из окружающей среды.

Усадка – уменьшение размеров ткани под действием тепла и влаги.

 

Признаки определения долевой и поперечной нитей

 

Признаки определения

Долевая нить

 (нить основы)

Поперечная нить

(нить утка)

По кромке

Вдоль кромки

Поперек кромки

По хлопку

Звонкий звук

Глухой звук

По растяжимости

Не тянется

Тянется

По извилистости нити

Нити прямые

Нити извилистые

 

IV. Практическая  работа: «Определение долевой и поперечной нити в ткани». (15 мин)

Ход работы:

Возьмите образец ткани с кромкой и вспомните, как направлены нити основы (долевые) и утка (поперечные).

Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше.

резко растягивая ткань (с хлопком), определите, в каком направлении (долевом или поперечном) звук будет звонким, а в каком – глухим.

Рассматривая образец ткани , сравните нити основы и утка по толщине и гладкости. Затем выньте по одной нити основы и утка и проверьте правильность ваших наблюдения.

Показатель

Нити

Долевые

Поперечные

Растяжение ткани

(больше или меньше)

Резкое растяжение (звук)

(громкий или тихий)

Вид нити

(гладкая и прочная

или пушистая и непрочная)

 

Практическая  работа: « Изучение свойств тканей из хлопка и льна». (15 мин)

1. Рассмотри образцы тканей. Определи льняные и хлопчатобумажные ткани по внешнему виду.

2. Определи на ощупь степень гладкости и мягкости каждого образца.

3. На каждом образце сделай надрез и разорви ткань. Определи льняные и хлопчатобумажные ткани по их прочности.

4. От каждого образца отдели по одной нити. Разорви их поочерёдно. Рассмотри, как выглядит разрыв (это лучше сделать с помощью лупы).

5. Определи сминаемость образцов: зажми каждый из них в кулаке, подержи так 30 секунд, а затем раскрой ткань.

6. Вынь нить из каждого образца и при помощи учителя подожги в тигле. Проанализируй вид пламени, запах и оставшийся после горения пепел.

7. Сделай выводы. Заполни в рабочей тетради таблицу, отметив наличие того или иного свойства

 

Признак ткани

Льняная ткань

Хлопчатобумажная ткань

Внешний вид

Гладкость и мягкость

Прочность ткани и нити

Сминаемость

Горение, запах, пепел

 

V. Подведение итогов( 5 мин)

     По вертикали:

1.     Неосыпаемый край ткани.

2.     Поперечная нить ткани.

3.     Ткань из волокон животного происхождения.

4.      Уменьшение размеров ткани при замачивании, стирке, влажно-тепловой обработке.

5.     Растение, волокна которого являются сырьём для производства натуральных тканей.

6.     Механическое свойство тканей (образование складок, заминов при сидении и носке изделия).

7.     Процесс изготовления пряжи.

8.     Свойства ткани впитывать влагу.

https://avatars.mds.yandex.net/i?id=3ccf2111ca6c86787347dcfc595c67bd_l-4569669-images-thumbs&n=13

 

Выставление оценок (5 мин)

Уборка рабочих мест (3 мин)

VI. Домашнее задание (2 мин)

Изучить §18, стр. 119 – 124. Принести образцы натуральных тканей, клей, ножницы.


 

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями

План конспект урока по предмету «технология» в соответствии с требованиями

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия

Способствовать овладению основными способами мыслительной деятельности учащихся: анализировать, сравнивать, определять и объяснять понятия

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других

Коммуникативные: умение вести учебное сотрудничество на уроке с учителем, одноклассниками в группе и в коллективе; доносить свою позицию до других

Хлопчатник Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику

Хлопчатник Первое место среди прядильных растений принадлежит хлопчатнику

Плоды трудов российских крестьян – лён-сырец, рубахи, сарафаны – скупали торговцы из

Плоды трудов российских крестьян – лён-сырец, рубахи, сарафаны – скупали торговцы из

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью

Ткани саржевого переплетения мягкие, имеют большую растяжимость по косому направлению, хорошо драпируются, срезы обладают большой осыпаемостью

Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше

Растягивая образец по направлению нитей основы и утка, определите, в каком направлении ткань растягивается больше

Признак ткани Льняная ткань

Признак ткани Льняная ткань
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2024