План - конспект урока по русскому языку "Сложносочиненное предложение" (9 класс)

План - конспект урока по русскому языку "Сложносочиненное предложение" (9 класс)

Медиа
Разработки уроков
docx
Русский язык
9 кл—11 кл
27.11.2019
Сложносочиненное предложение
План-конспект урока по русскому языку ).docx

Тема: Понятие о сложносочинённом предложении 

 

Цель урока: углубить знания учащихся о сложном предложении; дать понятие о сложносочиненном предложении, смысловых отношениях между простыми предложениями в составе сложносочиненного; совершенствовать языковые и пунктуационные умения и навыки; расширять и углублять предметную компетенцию учащихся; способствовать воспитанию личности, убедительно и грамотно выражающей свои мысли.

 

Оборудование: учебник, учебные тексты, компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, цифровой образовательный ресурс.

 

Тип урока: комбинированный

 

Педагогические технологии: компьютерные (повышение мотивации учащихся, активизация познавательной деятельности учащихся, оптимизация труда учителя), технологии развивающего обучения (проблемное обучение), личностно-ориентированные, предметно-ориентированные.

 

Планируемые результаты: знают основные понятия темы; определяют типы предложений, смысловые отношения между частями ССП; знают правильную постановку пунктуационного знака; преобразовывают информацию: предложение – схема; формулируют собственную точку зрения по проблеме, поставленной во время изучения материала, аргументируют ее.

 

Ход урока

 

I.Организационный момент.

 

II. Актуализация опорных знаний.

1.Беседа

- Назовите признаки сложного предложения.

- На какие две группы делятся сложные предложения?

2. Анализ языкового материала

Предложения записаны на доске.

1) Улыбнулось из-за тучи солнышко, и загорелась на небе над рекой семицветная радуга.

  2)  Всем известно, что соловьи поют неодинаково.

3) В траве по опушкам сидят крепкие боровики, розовеют под палым листом мокрые сыроежки, краснеют по кочкам мухоморы (И. Соколов-Микитов).

 

-Прочитайте вслух эти предложения.

-Какие это предложения, простые или сложные?

- Почему вы думаете, что это сложные предложения?

-Где мы слышим в них интонацию конца предложения?

-Связаны ли между собой по смыслу простые предложения, входящие в состав сложного?

 

III. Сообщение темы и цели урока. Мотивация учебной деятельности.

Слово учителя

-Изо всех разновидностей сложных предложений сложносочиненные –наиболее прозрачны по своей структуре, они схожи с простыми предложениями.

Сложносочинённые предложения характеризуются структурным и смысловым своеобразием и широко используются во всех стилях литературного языка, хотя чаще они встречаются в публицистическом стиле и особенно в стиле художественной литературы    — при описании природы, действий, событий, обстановки, при характеристике действующих лиц. На сегодняшнем и последующих уроках мы будем убеждаться в этом.

 

IV. Работа над темой урока

1.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.

-Какие союзы связывают части сложносочиненного предложения?

1. Объяснение учителя

(с конспектированием учащимися основных положений)

Сложное предложение, части которого соединены сочинительными союзами, называется сложносочинённым.

Сочинительные союзы показывают равноправие частей сложного предложения, хотя оно и относительно.

Простые предложения, входящие в состав сложносочинённых, могут быть однотипными (двусоставные, односоставные)

или разного типа (одна часть — двусоставное, другая — односоставное предложение):

Я передал ему ваше предложение, и он исполнил его с большим удовольствием (А. Чехов).

В трюме было темно, и от борта к борту перекатывалась вода (К. Паустовский).

Части сложносочинённого предложения могут иметь общие

члены, которые их объединяют в единое целое:

В сенях пахло свежими яблоками и висели волчьи и лисьи шкуры (Л. Толстой). В таком случае запятая перед и не ставится.

 

Схема сложносочинённого предложения выглядит так:

[  ], и [  ]. [  ], а [  ].

Одинаковые квадратные скобки свидетельствуют о равноправии предложений. Союз не входит ни в одно предложение, поэтому расположен на схеме между

скобками.

2. обобщение: составление таблицы с попутным объяснением

 

Запись в тетрадь для правил.

Сочинительные  союзы

 

Группы

Союзы

Значение предложений

 

 

1. Соединительные

 

и, да (= и), да и, тоже, также

1) одновременность;

2) последовательность действий

 

 

2. Противительные

 

а, но, да (= но), зато,

однако (же, только)

 

противопоставление явлений, событий

 

 

3. Разделительные

 

или (иль), либо, то-то,

не то - не то, то ли…то ли,

ни – ни

1) чередование событий, явлений;

2) возможность одного факта из нескольких

    В зависимости от того, какое значение имеет сложносочиненное предложение и какие союзы связывают части его. Они, как и союзы, делятся на три группы. В таблице указаны названия групп и значение предложений.

    Какое пунктуационное правило, связанное со сложным предложением, вы знаете? 

2.Ознакомление с теоретическим материалом учебника по теме урока.

 

 

V. Закрепление изученного материала 

1. Схематический диктант.

Цель диктанта: проверка умения различать, что связывает союз «и» - однородные члены предложения или части сложного предложения.

Методика проведения диктанта: диктуются предложения; ученики не записывают их, а чертят схемы.

1.     Север дышит ветром ночи и полынь колышет (И. Бунин)

= И =

2.     Лес тянулся на несколько километров, и можно было заблудиться в нем.

двусос., и безлич.

 

 

3.     Весна, и уже тепло.

назыв., и безл.

4.Посидите на берегу с удочкой, и вы почувствуете прилив сил.

Опр.-личн., и двус.

 

4.     Осень, и листья опадают с деревьев.

Наз., и двусос.

6. В саду было тихо, и лишь откуда-то издалека доносился шум колес.

Безл., и двусос.

7. Прошли лес, и перед нами вдруг открылась река.

Неопр.- личн., и двусос.

 

2. Анализ предложений с объяснением постановки знаков.

1. После грома воздух стал чище и свежее дышат люди. (А.Фет) 2. Тотчас за больницей город кончался и начиналось поле. (Л. Андреев) 3. В ушах у гостя затрещало и закружилась голова. (И. Крылов) 4. Когда канонада вечером утихала, защитники Севастополя выходили из блиндажей и начиналась обычная жизнь. 5. Вот мы сидим сиротливо и не знаем, куда поплывем и что ожидает нас в будущем. (Ф. Гладков) 6. Кто принес эти сведения и можно ли ему верить?  7. Какой чудесный воздух и какое ласковое солнце! 8. Образ Чичикова и отношение к нему автора. 9. Убил дурак первую птицу – и загрустила земля. (К. Паустовский) 10. Он знак подаст – и все хохочут. (А. Пушкин) 11. Она глядит – и сердце в ней забилось чаще и сильней. (А. Пушкин)

3.Работа с упражнениями учебника.

Упражнение 60(устно)

Упражнение 62(письм.)

 

VI. Рефлексия. Подведение итогов урока

Фронтальная беседа с использованием интерактивного

приема «микрофон»

-Какие виды сложных предложений вы знаете?

-Что общего в сложных предложениях разных видов?

-Какое предложение называется сложносочинённым?

-На что указывают сочинительные союзы в сложном предложении?

-Какие группы сочинительных союзов вы знаете? Что они обозначают?

-Всегда ли между частями сложносочинённого  предложения ставится запятая?

 

VII. домашнее задание

1.   Выучить теоретический материал по теме урока.

2.   Выполнить (письменно) упражнение по выбору учителя.

 

 



 

Друзья! Добро пожаловать на обновленный сайт «Знанио»!

Если у вас уже есть кабинет, вы можете войти в него, используя обычные данные.

Что-то не получается или не работает? Мы всегда на связи ;)