Тема урока: Мягкий знак — показатель мягкости согласных звуков.
Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Цели урока:
-Создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность на уроке посредством введения образа мягкого знака; актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности; установить тематические рамки урока: работа с буквой «Ь»;
- Способствовать развитию речи, оперативной памяти, произвольного внимания, умения сравнивать, анализировать, обобщать;
- Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, групповой и индивидуальной работе.
Формировать УУД:
- Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.
- Регулятивные: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.
- Коммуникативные: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им.
- Познавательные: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
1. Планируемый результат:
Предметные:
Знать правила написания мягкого знака показателя мягкости в словах.
Знать какие гласные могут указывать на мягкость стоящего перед ними согласного.
Уметь писать слова с мягким знаком показателем мягкости.
Уметь различать в слове твердый и мягкий согласный звук и обозначать его соответствующим сигналом.
Личностные: уметь проводить самооценку на основе критерия успешности учебной деятельности.
Метапредметные:
Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; работать по коллективно составленному плану; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение (Регулятивные УУД).
Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им (Коммуникативные УУД).
Уметь ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке (Познавательные УУД).
2. Дидактические средства:
Для учителя: средства ИКТ (презентация), интерактивная доска, карточки-схемы.
Для обучающегося: тетрадь, учебник, ноутбуки, карточки для работы в парах.
3. Используемые методы:
наглядные,
частично-поисковые;
практические;
проблемные.
4. Организация пространства:
фронтальная работа,
групповая работа,
индивидуальная работа.
Название этапа |
Содержание этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Формируемые УУД |
Мотивация (самоопределе-ние к учебной деятельности)
Цель: Осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности |
Орг. момент
|
Слайд №1
Мы пришли сюда учиться, Не лениться, а трудиться. Работаем старательно, Слушаем внимательно. Долгожанный дан звонок, Начинаем мы урок.
-Давайте откроем тетради и запишем число. (Обратите внимание на правильное расположение тетради на парте и правильную посадку за партами.) - Перед началом работы поставьте перед собой цель – оценку, которую хотите получить в конце урока. Слайд №.2
- Девизом нашего урока будут следующие предложения. Ум и сердце в работу вложи. Каждой минутой своей дорожи! - В этих словах обозначьте орфограммы.
- Как вы понимаете смысл этих предложений?
|
Ученики открывают тетради, включаются в деловой ритм урока.
Учащиеся комментируют орфограммы в словах.
Учащиеся ставят себе оценку за полями. Оценка своей работы на начало урока: Красный цвет – отлично Жёлтый цвет– хорошо Синий цвет – недостаточно хорошо
Учащиеся комментируют орфограммы в словах и обозначают их на интерактивной доске.
Учащиеся высказывают свои мнения. |
Регулятивные: волевая саморегуляция
|
Актуализация и фиксирование индивидуально-го затруднения в пробном действии.
Цель: актуализация изученных способов действий, мыслительных операций и познавательных процессов.
Работа по теме урока.
Цель: определение последователь-ности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
|
Орфографи-ческая разминка
|
- Записать слова под диктовку в 2 столбика: проверяемые орфограммы и непроверяемые (сосна, суббота, праздник, мягкий, бежит, пальто) - Проверка с консультантом у доски (две тетради у учителя) Слайд №3
- Какие буквы в словах обозначили мягкость согласных? - В каком слове мягкий согласный обозначила другая буква? - Назовите тему урока, не открывая учебник. (Ь – показатель мягкости согласного звука)
- Сегодня мы с вами идем на День рождения к букве Ь и будем дарить ей подарки в виде наших открытий.
- Списать предложения, вставляя, где необходимо букву Ь. Щенок забился в угол (?). Дедушка принёс угол (?). - Фонетический разбор слов угол – уголь. (Работа по вариантам, по 1 ученику работают на интерактивной доске) - Какой вывод сделаем из этого задания? - Дарим первый подарок-схему нашей имениннице.
|
Учащиеся записывают слова в два столбика.
1 консультант у доски комментирует работу.
Учащиеся называют буквы: и, я, е.
Ответы учащихся. Учащиеся формулируют тему урока.
Учащиеся записывают предложения в тетради.
Учащиеся выстраивают звуковую цепочку слов в тетрадях.
Учащиеся делают вывод: Ь обозначает мягкость согласных. |
Регулятивные: учатся отличать верно выполненное задание от неверного, осознание того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить.
Познавательные: формирование мыслительных операций: анализ, синтез, обобщение.
Коммуникативные: умение выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью; умение слушать и понимать речь других.
|
Физ. минутка.
Цель: снятие усталости и напряжения, создание условий для психоэмоциональной разгрузки учащихся |
|
Мягкий
знак стоит в сторонке, (Выделенные слова прохлопывают взрослые, присутствующие на уроке)
|
Учащиеся прохлопывают слова с мягким знаком. |
|
Продолжение работы по теме урока.
Цель: совершенствова-ние у детей основных видов речевой деятельности. |
Развитие умения работать в парах.
Развитие связной речи. |
- А теперь давайте понаблюдаем, в чем особенность "ь". - В голубой столбик выпишите слова, в которых букв больше, чем звуков (малыши, тень, олень, рыбаки, лесок, коньки) - В желтом столбике укажите количество букв. - В зеленом – количество звуков.
- Почему звуков меньше, чем букв?
- Дарим еще один подарок-схему.
-Какие слова из таблицы нельзя перенести и почему? (тень – 1 слог, олень – 1 букву нельзя оставлять на строке)
- Как перенести слово коньки?
-Подарим очередной подарок-схему Ь.
|
Работают в группах: выполняют задания в карточках, затем при помощи экрана рассказывают о своей работе всему классу
Дети делают вывод о том, что мягкий знак не обозначает звука.
Ответы учащихся.
Учащиеся делают вывод, что при переносе слов с Ь в середине Ь отрывать от согласного нельзя. |
Регулятивные: постановка учебной задачи, составление плана и последовательности действий, оценка результатов работы.
Познавательные: структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор критериев для классификации объектов. Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске информации, управление поведением партнера |
Самостоятель-ная работа с самопроверкой
Цель: самостоя- тельно выполнить задание, провести самопроверку, корректировка возможных ошибок. |
Выборочное письмо
Тестирование на ноутбуках. |
Организует самостоятельную работу учащихся в тетрадях, затем самопроверку с использованием интерактивной доски (Выполнение упражнения № 26 с.50)
- Выполнение тестов на ноутбуках
|
Учащиеся выполняют задания в тетрадях, выполняют самопроверку с экрана, комментируют результат.
5 человек выполняют тестирование на контрольном тесте, получают оценку за работу.
|
Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата
Познавательные: умение контролировать и оценивать результаты действий.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
|
Создание проблемной ситуации. Цель: формирование у учащихся логического мышления |
|
- Хотите узнать, на что еще способен Ь? - Допишите слова с буквой Ь. Ел – …, брат – …., мел – …. - Объясните значения слов - Какую работу выполнил Ь в этих словах? |
У экрана выполняют задание. Пытаются изменить слова при помощь Ь.
Делают вывод: изменились значения слов. |
Регулятивные: определение последовательности действий, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить.
Познавательные: составление целого из частей, построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Итог урока. Цель: совершенствова-ние у детей основных видов речевой деятельности
|
|
- Чем сегодня занимались на уроке, что нового узнали и расскажем своим родителям? - Сделаем еще один подарок букве, прочитав стихотворение. |
Учащиеся читают стихотворение из упражнения №24 с.49. |
Регулятивные: осознание качества и уровня усвоения материала.
Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли |
Рефлексия учебной деятельности.
Цель: самооценка учениками собственной учебной деятельности и деятельности одноклассников во время урока. |
|
- Подведите итог своей работы, поставьте итоговую оценку. Оценка своей работы к концу урока: Красный цвет – отлично Жёлтый цвет– хорошо Синий цвет – недостаточно хорошо
- Кто достиг поставленной цели?
|
Учащиеся выставляют оцеку своей работе на уроке, анализируют с первоначальной и делают анализ своей работы на уроке. |
Познавательные: контроль и оценка процесса и результатов деятельности.
Коммуникативные: умение планировать учебное сотрудничество с товарищем. |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.