ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА
по теме: Плотность вещества
Учитель: Ивашкова Татьяна Александровна
ФИО (полностью) |
Ивашкова Татьяна Александровна |
Место работы |
МКОУ Брединская СОШ №1 |
Должность |
Учитель физики |
Предмет |
физика |
Класс |
7 б |
Тема и номер урока в теме |
Плотность вещества
|
Базовый учебник |
Перышкин А. В. «Физика 7 класс», 2015 г. |
Используемые технологии: урок построен на проблемной технологии с частичным использованием групповой и информационной технологий.
Форма урока : Урок изучения нового материала на основе эвристической беседы.
Цель урока: Сформировать понятие новой физической величины – плотности, рассмотреть её характеристики (определение, формула, единицы измерения, способы измерения).
Оборудование: мультимедийный проектор; компьютер; тела разного объема, но равной массы; весы; разновесы; тела равного объема, но разной массы.
План урока:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА КОНСТРУИРОВАНИЯ УРОКА
ОБЩАЯ ЧАСТЬ |
|
|||||||||||
Предмет |
физика |
Класс |
7 |
|
||||||||
Тема урока |
Плотность вещества |
|
||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
|
|||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
|
|||||||||
Определить понятие плотности вещества. Установить зависимость массы вещества от его плотности.
|
развивать интеллектуальные умения (наблюдать, размышлять, сравнивать, делать выводы), умения работать с таблицей.
|
воспитывать умение работать в микрогруппах, продолжить формирование культуры общения, воспитывать трудолюбие, аккуратность. |
|
|||||||||
Решаемые учебные проблемы |
Как используя только линейку, определить массу кирпича?
|
|
||||||||||
Основные понятия, изучаемые на уроке |
Плотность вещества, единицы измерения плотности, формула плотности вещества |
|
||||||||||
Вид используемых на уроке средств ИКТ |
Мультимедиа проектор |
|
||||||||||
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА |
Продолжительность (мин.) |
|||||||||||
1 ЭТАП. Организационный момент. Создание проблемной ситуации. Актуализация знаний
|
|
|||||||||||
Деятельность учителя - Здравствуйте ребята, садитесь. Я очень рада видеть вас сегодня на уроке. Постановка проблемы: Ребята. Наступила настоящая зима. Я решила построить крепость из ледяных кубиков.. В моем арсенале только линейка. Помогите мне посчитать при помощи линейки, сколько кубиков я увезу на своей старенькой машине, если грузить можно до 150 кг? Ну как сможем? - Для этого нам сейчас с вами нужно вспомнить понятия, которые нам пригодятся сегодня на уроке. Перед вами фрагменты немого кино . Вам нужно их озвучить и сделать вывод . - определение объема тела неправильной формы с помощью мензурки
- сравнивает объемы тел наложением
- сравнивает массу тел с помощью весов
-Молодцы! Очень хорошо. Вы с заданием справились (Если будут затруднения, учитель проводит коррекцию) - Скажите, кто-нибудь из вас слышал загадку: «Что тяжелее, килограмм пуха или килограмм золота?». - Давайте наши слова проверим на опыте. У вас на столах наборы тел . Задание :сравните массы и объёмы ваших тел и сделайте выводы .(презентация слайд 2 – 9)
- Итак, тема нашего урока «ПЛОТНОСТЬ ВЕЩЕСТВА». Сегодня наша задача на уроке познакомиться с новой физической величиной – плотностью. А что нам нужно про неё узнать? (смотреть план рассказа о физической величине)
|
Деятельность учащихся Ученики приветствуют учителя.
Дети отвечают на вопросы учителя
Ученик показывает на демонстрационном столе молча , пошагово определение объема тела с помощью мензурки. Учащиеся озвучивают каждый шаг и делают вывод : объем тела равен разности объема жидкости с телом и объема жидкости.
Если размеры тел совпадают , у них одинаковый объем.
Если чаши весов в равновесии ,то массы тел равны.
Выполняют эксперимент и делают вывод . Есть тела равные по массе ,но разные по объему . Есть тела равные по объему ,но разные по массе .Причина в том , что они изготовлены из разных веществ ,то есть говорят ,что у них разная плотность .(слайд 9) Открывают тетради, записывают тему урока. Что показывает величина? Как она обозначается? В каких единицах измеряется и как её рассчитать (определить формулу). Как измеряется
|
15 мин
Выводы записать в тетрадь
План на доске
|
||||||||||
2 ЭТАП. Изучение нового материала:
|
15 мин |
|||||||||||
Вернёмся к вашему опыту. У цилиндров одинаковый объем, а масса разная. Это значит, что масса по-разному распределяется по объему. Как распределяется масса по объему?
Молодцы! Это главный вывод. И вы его сделали сами. Итак, ребята, получаются такие результаты, потому что: Масса распределяется по объему по-разному: для одного цилиндра на единицу объема приходится большая масса, для другого на единицу объема приходится меньшая масса. У разных веществ плотность упаковки молекул разная , поэтому у них разная плотность А теперь главное: Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность. Еще раз повторю: Масса, приходящаяся на единицу объема - это и есть плотность.(слайд
Итак, что показывает плотность?(презентация) Опрашиваю несколько учеников. Плотность различных веществ определяют экспериментально и заносят в таблицы. Теперь посмотрите в учебник. Какую информацию можно взять из таблиц?
-Одинакова ли плотность различных веществ? - Какое из твердых тел имеет самую большую ( маленькую ) плотность? Плотность льда …Что это значит?... -Какова масса 1 м3 льда … _Какова масса 2 м3…
Как расчитывали объем? Как расчитывали плотнпсть? Давайте по формуле определим единицы измерения плотности. ( слайд
Найдите в таблице плотность льда , воды и водяного пара . Сравните значения .В чем причина различия ведь это одно и тоже вещество? (слайд
|
У левого цилиндра на единицу объема приходится большая масса, а у правого цилиндра на единицу объема приходится меньшая масса.( В зависимости от того, который перевесил).
На доске таблица Масса объем плотность 1 1 900 ? 2 900… ? ?
Формулы записывают в тетрадь
Дети отвечают ,вывод записывают в тетрадь
|
|
||||||||||
3 ЭТАП. Закрепление изученного материала. |
5 мин |
|||||||||||
Слайды №18 - 23 |
.
|
|
||||||||||
4 ЭТАП. Применение нового знания |
9 мин |
|||||||||||
1.Определить из какого вещества шарик?
-А теперь ребята я предлагаю вам вернуться к началу урока и вспомнить задание, которое вызвало у вас затруднение. Вопрос с кубиком льда. Так как же используя линейку определить массу кубика льда?. Я вам помогу чуть-чуть.
- Выполняют практическое задание. Все вместе измеряем размеры кубика. Массу рассчитывают парами. Молодцы! Очень хорошо. Вывод: чтобы определить массу тела, надо знать его объём и плотность. |
Выдвигаем гипотезу .Набрасываем план эксперимента. Выбираем приборы Выполняем эксперимент.
Выдвигаем гипотезу .Набрасываем план эксперимента. Выбираем приборы Плотность надо умножить на объем. Надо линейкой измерить длину, ширину и высоту кубика. Потом их перемножить найдем объем. Из таблицы плотности взять плотность льда и затем найдем его массу, умножив плотность на объем. Выполняют вычисления массы кубика.
Два ученика работают на доске.
|
|
||||||||||
5 ЭТАП. Рефлексия. Домашнее задание. |
1 мин |
|||||||||||
Ребята я хочу сказать, что вы молодцы. Хорошо работали сегодня на уроке. У вас на столе лежат три кружочка разного цвета. Поднимите, пожалуйста, зеленый, если вам все было понятно на уроке, желтый, если не совсем, красный – ничего не понятно.
Спасибо ребята за урок! Мы вместе успели за урок очень много. Давайте наш урок закончим стихами, которыми мы урок начали.
Я еще не устал удивляться Чудесам, что есть на земле, Сканеру, принтеру, И компьютеру на столе. Ток по проволоке струится, Спутник мчится по небесам. Человеку стоит дивиться Человеческим чудесам… Наш урок – был открытием. Домашнее задание: § 21 (учебник 2012). Упр. 7 (1, 2,3). Экспериментальное задание: Определите массу бутылки подсолнечного масла, используя записи на этикетке и таблицу плотностей. |
Дети поднимают соответствующий кружок. Все понял на уроке, настроение отличное Что-то не понял, настроение нормальное
Много чего не понял, настроение плохое.
|
|
||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.